Конспект урока Причастие как часть речи

Данный  урок  построен в рамках соблюдения системно-деятельностного подхода к организации  учебной деятельности. На уроке выясняем вместе с ребятами где  и зачем нужны такие слова-причастия , сравниваем морфологические признаки образных определений , узнаем какой частью речи они являются. Рассматриваем  характерные признаки причастий: признаки глагола и признаки прилагательного . Интересен тот факт, что в процессе урока ребята сами формулируют задачи и цель урока, выясняют особенности данной час...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Урок по теме « Причастие как часть речи»


Владычук Надежда Дмитриевна


МБОУ СОШ № 26 г.Сургут



Причастие как часть речи (первый урок по теме).

Цель урока: познакомить учащихся с новой частью речи, имеющую признаки прилагательного и глагола.

Задачи: •повторить морфологические признаки прилагательного и глагола;

•познакомиться с причастиями и важнейшими признаками этой языковой категории;

•научиться отличать прилагательное от причастия;

•воспитывать навыки самостоятельной работы при изучении новой части речи.

Оборудование: доска, раздаточный материал, репродукция картины «Над снегами».

Тема урока прикрыта листами. На обратной стороне доски записан текст для самостоятельной работы.

Ход урока

1.Учитель: ребята, на ваших партах лежит раздаточный материал: текст, таблица, которую вы должны будете заполнить, и словосочетание.

А теперь внимательно посмотрите на экран телевизора. Вы видите репродукцию картины Г.Г. Нисского «Над снегами».

Прослушайте, пожалуйста, текст. (Учитель читает текст)

Бесконечны суровые снежные просторы. Просты и строги очертания стройных сосен, уходящих за раму. Огромно иссиня-черное холодное небо.

Ничтожными кажутся написанные на переднем плане человеческие фигурки. Но нет, и здесь, среди вечных снегов, люди труда не одиноки. Низко над горизонтом спокойно скользит по темно-синему небу, алеет в последних лучах заката большой транспортный самолёт. Он идёт на посадку.



  1. Так, ребята, описывается картина Г.Г. Нисского «Над снегами».

- ►Сопоставьте текст и репродукцию картины и выпишите, какие изобразительно-выразительные средства использует автор текста в первом абзаце.

Ученики выписывают эпитеты: суровые просторы, стройных сосен, холодное небо; метафору: уходящих за раму.

-► Ребята, дайте определения этим выразительным средствам.

Ответы учеников.

-► Какое выразительное средство шире выражает качество и сходство между предметами, явлениями, лицами?

Ученики выбирают слово уходящих.

Постановка проблемного вопроса.

Помогает ли это слово более ярко представить картину?

Ответ учеников.

На протяжении этого урока мы должны с вами выяснить, где и зачем нужны такие слова и, сравнив морфологические признаки образных определений, узнать, какой частью речи они являются?

-► Определите их части речи.

Ученик - все называют прилагательное

-►Определите морфологические признаки слов: суровые, уходящих

Ученик: Суровые - какие? И.п., мн.ч.

Уходящих - каких? Р.п., мн.ч.

Учитель: - что обозначает слово суровые? (просторы)

Ученик: - признак предмета, значит это прилагательное.

Учитель: а что обозначает слово уходящих? На какой вопрос оно отвечает?

1-й ученик: на вопрос - каких?

2-й ученик: что делающих?

Учитель: обратимся к тексту и узнаем, к какому слову оно относится?

3-й ученик: относится к слову сосен (каких? или что делающих?) уходящих.

Учитель: выходит к этому слову можно задать два вопроса, так что же оно обозначает?

Ученик: и признак, и действие предмета;

- ► Если обозначает действие, то признаки какой части речи есть в этом слове? Укажите их.

Ученик: признаки глагола - это вид, время, число

- ►Найдите в тексте еще одно слово, которое сочетает в себе такие же признаки прилагательного и глагола.

Ученик: находят слово НАПИСАННЫЕ.

-►Определите его время, число, падеж, вид.

Учитель: Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Ученик: будем знакомиться с новой частью речи, имеющую признаки прилагательного и глагола.

► Ребята, мы повторили с вами признаки прилагательного и глагола, а теперь запишите их в соответствующие колонки в таблицу.

Признаки прилагательного

Признаки глагола

Изменяется по падежам, числам, родам; отвечает на вопросы: какой? чей? Обозначает признак предмета,

в предложении бывает определением, сказуемым.

Имеет вид, число, лицо, время; обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: что делать? что сделать? в предложении обычно сказуемое.

Учитель: какой из признаков прилагательного является существенным?

Ученик: (вариантов несколько) - признак предмета.

Учитель: а какой из признаков глагола является существенным?

Ученик: (вариантов несколько) - действие предмета.

  1. Так что обозначает эта часть речи, которая соединяет в себе эти признаки?

Ученик: (вариантов несколько) - признак по действию.

-А как она называется?

Ученик: (вариантов несколько) - причастие.

Учитель: молодцы, ребята, а теперь запишите название новой части речи в первую строчку вашей таблицы.

Определение учащимися темы урока.

Учитель: А как мы озвучим тему урока?

Ученик: (вариантов несколько) - «Причастие как часть речи».

С доски учитель снимает листы, под которыми написана тема урока «Причастие как часть речи».

Учитель:

- ►Откройте учебники на стр. 24 и прочитайте §.

-►А теперь, прочитав самостоятельно § учебника, определите, о чем мы с вами ещё не говорили?

Ученик: причастие можно заменить сочетанием слов который + глагол

4. Что нужно сделать, чтобы отличить причастие от прилагательного?

Алгоритм.

Ученик: - заменить слово сочетанием который + глагол;

- если не заменяется, то это прилагательное;

- если заменяется, то это причастие

  1. Закрепление материала.

Учитель: У вас на парте лежат полоски листов со словосочетаниями.

Распределите их по частям речи, комментируя свой ответ, и прикрепите к доске магнитами в соответствующую колонку так, чтобы в строчке получились однокоренные слова.

Жёлтый листик желтеющий лес

Плакучая ива плачущая девочка

Летучая мышь летающий аппарат

Горячий чай горящий костёр

Тёмныё лес потемневшая роща

Светлая ночь посветлевшее небо

6. Самостоятельная работа.

Спишите с доски текст и подчеркните в нём прилагательные и причастия как члены предложения, надпишите над ними часть речи.

Наступившая летняя ночь окутала усталую землю темнотой и покоем. Мы сидели на крыльце дачного домика и искали на небе первую засветившуюся звезду. Запах распустившейся белой сирени опьянял, а диск показавшейся из-за облачка полной луны рождал мечты.

►Ч то мы сегодня узнали нового на уроке?

Ответы учеников

►Что больше всего понравилось на уроке?

Ответы учеников

►Оцените себя

Выставление учителем отметок за урок с комментариями.

►Сравните оценки.

Дом./зад. §, № упр.57

1 (слабая группа) - списать и подчеркнуть причастия как члены предложения.

2(средняя) - задание 1-ой группы + указать их морфологические признаки.

3 (сильная) - с причастиями из упр. составить и записать собственные предложения, подчеркивая причастия как члены предложения

© 2010-2022