Конспект урока Дополнение (8 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Второстепенные члены предложения. Прямое и косвенное дополнение

Цели урока: : Повторить основные сведения о второстепенных членах предложения, обобщить знание по дополнению, формировать умения определять способы выражения дополнений, определить прямое и косвенное дополнение. Развивать культуры речи, самостоятельности мышления, исследовательских умений. формировать коммуникативные навыки у учащихся; воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: наглядные таблицы , карточки с заданиями

Ход урока

I.Организационный момент

А) Приветствие

Б) Рапорт дежурного

II. Проверка домашнего задания

1. Составить предложения и найти грамматическую основу предложении

2. Блиц-опрос

III. Новая тема. Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы с вами будем изучать виды дополнений. Наша задача - расширить и углубить представление о дополнении как второстепенном члене предложения.

Объяснение темы по таблице

Прямое дополнение в русском языке - это дополнение, выраженное именем существительным или местоимением в винительном падеже без предлога, например: читать КНИГУ, просматривать ЖУРНАЛ, вести РЕБЁНКА, привезти ДРОВА, увидеть ЕГО.
В некоторых случаях (при указании на часть предмета и при отрицании) прямое дополнение выражено существительным в родительном падеже без предлога, например: купить МОЛОКО (вин. пад), купить МОЛОКА (род. пад. - указание на часть, не всё молоко, что есть в магазине), не купить МОЛОКА (род. пад. - отрицание).

Все другие дополнения, выраженные формами винительного падежа с предлогом (влюбиться в одноклассницу) и других падежей, с предлогами и без них (звонить брату, прийти к врачу, накрыться плащом, встретиться с другом и т. п.), называются косвенными.

Работа по теме Задание 1

А) Найдите, подчеркните дополнения и определи их вид.
1. Осенью белочка делает большие запасы(прямое).
2. Приплыла к нему (косвенное) рыбка .

3. Ветер сломал дерево(прямое) .

4.Солнце осветило пшеничное поле (прямое).

5. Ранняя весна одела город (прямое) в нежную зелень (косвенное) каштанов.

Задание 2.

Б) Подчеркните дополнения; укажите, чем они выражены.
1. Никто не встретил меня ( местоим.).

2. Я вспомнил свой поединок (сущ.).

3. Оба тогда мы болтали пустое ( прилаг.).

4. Я прошу вас (местоим.) говорить ( глагол в н.ф.) тише.

5. Нас с Савельичем ( словосоч.) проводили до ворот.

6. Не откладывай на завтра ( нареч.) то, что можешь сделать сегодня.

7. К первому (числит.)присоединился второй башкирец.

8. Он стал для нас яблоком раздора (фразеологизмом) .

В) Вставьте пропущенные орфограммы. Найдите, подчеркните дополнения и определи их вид.

1. Моя бабушка любит собирать лекарственные растения (прямое дополнение).

2. Моя искренность поразила Пугачева (прямое дополнение).

3. Дай мне, пожалуйста, молока (прямое дополнение).

4. Сказали, в течение дня не будет воды (прямое дополнение).

5. Я не позволю себя (прямое дополнение)обманывать.

6. Из старых журналов (косвенное дополнение) я узнавал много интересного.

7. Без музыки и песен (косвенное дополнение) не проходит ни один праздник.

Закрепление

Устно составьте с данными словами и словосочетаниями предложения, в которых они выступают вначале как подлежащие, затем - как дополнения (формы слов можно менять).

Осень, двадцать, учиться, немало людей.

1.Наступила осень (подлежащее). - Я люблю осень (дополнение).

2.Двадцать (подлежащее) - целое число. - Сто делится на двадцать (дополнение).

3.Учиться (подлежащее) - всегда пригодится. - Я хочу учиться (дополнение). 4.Немало людей (подлежащее) приходит сюда. - Мы пригласили немало людей (дополнение).

Итог урока

Что мы знаем о дополнении?

1.Что обозначает дополнение? (второстепенный член предложения)

2.На какие вопросы отвечает дополнение? (кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?)

3.С чем обычно дополнение связано в предложении? (со сказуемым)

4.Как подчёркивается дополнение? (пунктиром)

Домашнее задание составить предложения с дополнениями

Комментирование оценок



© 2010-2022