- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа элективного курса Особенности русской стилистики
Программа элективного курса Особенности русской стилистики
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лундовских Л.П. |
Дата | 05.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ СТИЛИСТИКИ И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Пояснительная записка
Данный элективный курс предназначен для учащихся профильного обучения в 10 классе. Рассчитан на 35 часов.
Стилистика - наука разветвленная и многосторонняя. Область ее теории и практического применения охватывает всю речевую деятельность современного общества. А деятельность эта разнообразна: научные книги, выступления, газетные очерки, радио- и телерепортажи, служебные документы, произведения классиков, современных писателей, наконец, повседневная бытовая речь.
Стилистика тесно связана с разделами языковедения, изучающими развитие и современное состояние системы языка, то есть его словарного состава, грамматики, произношения; но более всего у стилистики точек соприкосновения и общих проблем с культурой речи, орфоэпией и словоупотреблением. В культуре речи мы имеем дело, например, с оценками качественной стороны и грамматических форм. Стилистика оценивает их соответствие современной литературной норме, то есть более или менее строгому правилу; культура речи - уместность и целесообразность их употребления, степень выразительности.
В стилистике можно выделить четыре основных раздела, каждый из которых имеет свой предмет и особые методы исследований.
I. Грамматическая стилистика:
1. Стилистическая окраска слов.
2. Фразеологические выражения.
3. Грамматические формы
4. Различные типы предложений.
5. Произносительные формы.
II. Функциональная стилистика:
-
Исторически сложившаяся система стилей, различающихся целью высказывания, сферой применения, способами использования, организацией языковых средств.
2. Связь стилей речи и литературных жанров.
III. Стилистика текста.
Закономерность связи строения текста с личностью автора.
Два первых отдела служат базой для третьего, так как без знания выразительных возможностей и понимания основных законов стилей речи нельзя приступать к анализу конкретных текстов.
IV. Практическая стилистика.
Помогает исправить отдельные ошибки в тексте.
Учащиеся старших классов серьезно задумываются: как пользоваться художественно-изобразительными средствами языка? Какое практическое значение они имеют в нашей повседневной жизни? Поэтому данный курс направлен на совершенствование у ученика необходимых теоретических и практических знаний в этой области
Цели элективного курса:
- углубить и расширить основные понятия науки о языковых стилях, культуре речи;
- научить различным приемам использования их выразительных средств;
- способствовать росту речевой культуры школьника.
Программа направлена на достижение следующих задач:
- знакомство учащихся с особенностями употребления той или иной стилистической конструкции (анализ образца) и использование ее в речи;
- сопоставление данных в тексте синонимических вариантов выражения одной и той же мысли;
Проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);
- самостоятельное употребление той или иной стилистической структуры предложения в собственной речи (как в отдельном высказывании, так и в связной речи);
- пользование нормативными словарями и справочной литературой.
Данный элективный курс предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях, повышение роли самостоятельности учащихся, а также практическое применение знаний на всех этапах жизненного пути
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
-
говорить и слушать, так как ((уметь говорить - искусство, уметь слушать - культура (Д. С. Лихачев), отбирать фактический и языковой материал для собственной речи;
-
владеть устной и письменной речью;
-
владеть навыками стилистической правки текста;
-
проводить самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними различного рода задач.
Реализуя программу, целесообразно использовать такие методы и приемы работы, котор! связаны с самостоятельными поисками, наблюдениями учащихся. Должны быть созданы уело: для развития творческой познавательной активности учащихся.
Особое внимание уделяется подбору заданий и таких грамматико-стилистических упражнений, которые позволяют учащимся выяснить важные особенности авторского повествования и создать собственные высказывания.
Обсуждение теоретических вопросов может позволить учителю использовать такие приемь как лекция, беседа, выступления учащихся с сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы.
Эффективно использовать:
-
проблемное изложение теоретического материала, в частности таких вопросов: «как и почему сохраняются всегда категории «высокого» и ((низкого», «хороший, «дурной» и истинный вкус -можно ли о них спорить»;
-
самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними задач;
-
совершенствование рукописи с определенной точкой зрения, составление текста устного выступления на заданную тему;
-
рецензирование;
-
сообщения как результат наблюдений.
Данный элективный курс носит сугубо примерный характер, а значит, предполагает варьирование. Вместе с тем, внося коррективы, учитель не должен забывать о программных требованиях.
Тематический план
Раздел 1. Стилистика и культура речи (13ч)
1
Введение.
«Уметь говорить - искусство. Уметь слушать - культура»
(Д. С. Лихачев)
1
Беседа
2
Место стилистики в системе наук языкознания
1
Беседа. Отработка видов подчинительной связи. Устранение ошибок в предложении
3
4
Задачи грамматической, функциональной стилистики.
Задачи стилистики текста
1
1
Практикум.
Заседание клуба «Любители и почитатели языкознания»
5
6
Практическая стилистика
Практическая стилистика и речь
1
Практикум. Распределение ролей, разыгрывание сценок.
Выполнение упражнений повышенной трудности
Словарная работа по современному лексикону
7
8
Функциональная стилистика. Коммуникативная стилистика
1
Практикум.
Игра «На лингвистической конференции»
9
10
Формирование коммуникативных единиц
Формирование коммуникативных единиц: тенденции практической стилистики
2
Практикум.
Работа с представителями рабочих профессий
Экскурсия на производство
11-12
Формирование коммуникационных единиц: ключевые слова и выражения
Формирование коммуникационных единиц: закономерности строения конкретной речи
2
Практикум (продолжение). Работа с поэтическим и прозаическим текстами
Словарная работа на основе ключевых слов темы
13
Что такое культура речи?
1
Беседа по вопросам.
Работа с текстом рассказа А. П. Чехова «Детвора»
Раздел II. Стилистика и риторика (8ч)
14
15
О древней науке риторике.
Риторика Древней Греции и Рима
2
Устное выступление. Создание рефератов-проектов «Что такое риторика?» Графическое представление науки риторики
Редактирование рефератов-проектов.
16
Книжнославянская письменная традиция
1
Устные выступления учащихся. Работа со словарем
Редактирование сообщений.
17
18
Развитие теории трех стилей на Руси.
Три стиля в российском языке
1
Лекция.
Исследование текстов
Поисковая работа па примерах текстов М. Ломоносова
Выводы, сделанные в ходе
исследования текстов
19
Категории «высокого» и
«низкого»
1
Исследование текстов А. Пушкина, М. Лермонтова
Поисковая забота на примерах текстов и словаря
20
21
Идея «высокого» и «низкого» в других языках. «Хороший», «дурной» и истинный вкус
2
Лекция с элементами беседы.
Исследование
Сочинение-размышление
Раздел III. Стилистика и лексика (6 ч)
22
23
Общенародная устная и письменная речь
Структурно-языковые отношения диалектизмов. Социальные диалекты
1
Лекция, беседа.
Исследование (речь окружающих, надписи в маршрутках, на заборах)
Сочинение-описание предмета, действия в разных стилях
24
Лексика ограниченного употребления.
Пометы в толковых словарях
1
Лекция. Беседа. Работа со словарем
Исследование общеязыковых закономерностей на примере поэтического текста
25
26
Многозначность слова и возможности ее использования в стилистических целях. Словообразование и словотворчество.
1
1
Набор схем, по которым образованы или могут быть образованы слова.
Неологизмы. Словотворчество.
27
«Забавные» и «коварные» созвучия
1
Беседа Исследование некоторых грамматических правил русского, французского, английского языков
Раздел IV. Стилистика и фразеология (8 ч)
28
Устойчивые и свободные словосочетания. Словорасположение
1
Беседа Работа с фразеологизмами на время
29
Форма фразеологизма. Роль устойчивых сочетаний в речи
Беседа Работа с фразеологизмами
Написание статьи в альманнах
30
31
Период.
Прозаическая
строфа
1
1
Беседа.
Исследование текстов Л Н. Толстого (строение текста Роль концовки)
Стилизация текста (под Л. К. Толстого)
32
Роль диалога и монолога в текстах разных стилей
1
Лекция. Анализ текста художественной литературы
33
Языковые приемы драматизации речи.
Бытовой диалог. Реплика диалога.
1
Лекция. Анализ текста художественной литературы
34
35
Слово и жест
2
Лекция. Исследование фрагментов текста романа Л. С. Пушкина «Евгений Онегин»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I. СТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ (13ч)
Введение. «Уметь говорить - искусство. Уметь слушать - культура» (Д. С. Лихачев).
Уметь говорить, слушать и слышать. Выбор слова. Лексическая сочетаемость. Выбор предложения. Преобладание форм и их роль в тексте. Главные признаки текста.
Ключевые слова и выражения: устная речь, письменная речь. Словесная ткань.
Место стилистики в системе наук языкознания.
Связь стилистики с культурой речи, с поэтикой, теорией ораторского искусства.
Ключевые слова и выражения: проблемы культуры речи. Речевая деятельность.
Задачи грамматической, функциональной стилистики и стилистики текста.
Понятие о стилистике и культуре речи. Основные разделы стилистики. Грамматическая стилистика. Функциональная стилистика. Стилистика текста. Практическая стилистика (теория слова).
Ключевые слова и выражения: выразительные средства языка, стилистическая окраска, фразеологическое выражение, грамматическая форма. Виды речевой деятельности. Литературный жанр. Закономерности строения конкретной речи. Образец национальной речевой культуры. Мастер слова.
Практическая стилистика.
Функциональная и коммуникативная стилистика. Формирование коммуникативных единиц.
Нормативная стилистика. Принцип «экономии». Тенденции практической стилистики. Сопоставление писателей-классиков и современных писателей.
Ключевые слова и выражения: комплексный (лингвистический, художественный) анализ текста.
Культура речи. Культура речи как предмет языкознания.
Определение культуры речи. Составные части культуры речи. Историческая, социальная, психологическая стилизация.
Тексты для детей и тексты, написанные от лица ребенка.
Ключевые слова и выражения: уровень использования богатств языка. Степень владения языком. Правильность речи. Выразительность речи. Точность речи. Разнообразие речи. Собственный стиль речи. Стилизация.
Раздел II. СТИЛИСТИКА И РИТОРИКА (8 ч)
О древней науке риторике.
Понятие о науке «риторика». Риторика Древней Греции и Рима. О видах речи. Функции ораторской речи. Квинтилиан и три рода ораторской речи. Цицерон. Риторика Средневековья и европейского Возрождения. Разнообразные сочинения по риторике на Руси. Магарий и его «Риторика». Ф.Ярокопович «О поэтическом искусстве», «Об искусстве риторики».
Ключевые слова и выражения: специальные риторические приемы. «Роды речей». «Рассуждающая речь». «Показующая речь». «Судебная речь». Общие требования к речи.
Книжнославянская письменная традиция.
Русское письменное двуязычие. Размежевание в пределах единого письменного литературного языка. Единые общерусские разговорные нормы на базе говора Москвы. Типы литературного языка. Общие вопросы письма.
Ключевые слова и выражения: древнерусский язык и церковнославянский язык (двуязычие). Книжнославянский и письменно обработанный народно-литературный языки.
Три стиля в российском языке.
Истоки возникновения теории «трех стилей». Развитие теории трех стилей на Руси. Макарий и его «Роды речений». Стилистические теории Ф. Прокоповича, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина.
Ключевые слова и выражения: «роды речений»; «три штиля».
Категория «высокого» и «низкого».
Общие категории «высокого» и «низкого» в литературе и в самой жизни. Их современное содержание. Логическая грамматика (А. А. Потебня). Стилистическое расслоение языка. Основной источник «высокого» и «низкого» в русском языке. Идея «высокого» и «низкого» в других языках.
Ключевые слова и выражения: противопоставление «высокого» и «низкого». Лексико-семантическая категория (А. И. Ефимов).
«Хороший», «дурной» и истинный вкус.
Истоки письменной речи. Новое отношение к языку и стилю в период классицизма. Эпоха Пушкина - начало современного русского литературного языка. Понятие о вкусе от Сумарокова до Пушкина.
Ключевые слова и выражения: соразмерность, сообразность. Сочинительство, книжность. Живой родник. Языковые знаки. Языковая номинация (называние).
Раздел III. СТИЛИСТИКА И ЛЕКСИКА (6 ч)
Диалектизмы, жаргонизмы и просторечная лексика.
Разновидности языка. Общенародная устная и письменная речь. Ненормативные слова. Структурно-языковые отношения диалектизмов. Социальные диалекты. Просторечная речь. Пометы в толковых словарях. Лексика ограниченного употребления. Специальная лексика.
Ключевые слова и выражения: диалект. Просторечие. Жаргонизмы, арго (аргонизмы - арготизмы). Разграничительная лексика.
Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления, термины, книжная, устарелая и разговорная лексика.
Общеупотребительная (межстилевая) лексика. Отличия литературной разговорной лексики от просторечной. Профессиональная речь. Применение книжной речи. Происхождение книжной лексики. Пометы в толковых словарях.
Ключевые слова и выражения: различные слои лексики. Межстилевая лексика. Термины. Смысловое и структурное разнообразие лексики.
Виды эмоционально-экспрессивной окраски в лексике.
Принципы разделения языковых средств. Уменьшительные, уменьшительно-ласкательные, увеличительные формы. Виды эмоционально-экспрессивной лексики в толковых словарях.
Ключевые слова и выражения: торжественное («высокое»). Ироническое. Шутливое. Неодобрительное, презрительное. Пренебрежительное.
Слово и сфера его употребления.
Значение слова и его конкретное употребление. Общеязыковая закономерность. Творческие возможности языка. Прямое и переносное значения слов. Психологический и языковой механизм возникновения противоположного значения.
Ключевые слова и выражения: искусство слова, языковая метафора. Поэтическая метафора. Окказионализмы.
Внутренняя форма слова.
Цели и задачи обращения к внутренней форме слова. Способы связи звучания и морфологического состава слова с содержанием слова. Признаки внутренней формы слова.
Ключевые слова и выражения: чувственно-образный момент (дополнительный). Живая связь представлений и предметов.
Многозначность слова и возможности ее использования в стилистических целях. Словообразование и словотворчество.
Структура многозначного слова. «Прозаическое» и «поэтическое» мышление. Набор схем, по которым образованы или могут быть образованы слова. Неологизмы. Словотворчество. Границы словотворчества.
Ключевые слова и выражения: чувственно-образное слово. Принцип понятийности. «Самовитое слово». «Заумный язык». Курьез.
Системные связи слов - синонимические, предметно-тематические, антонимические.
Упорядоченность системы хранения слов. Тематические группы. Специальные словари.
Созвучия. «Забавные» и «коварные».
Сходства и различия звуковой формы слов. Полное совпадение в звуковом облике разных слов или форм. Неполное совпадение звучания разных слов. Рождение рифмы. Игра слов.
Ключевые слова и выражения:
Паронимы. Сатирик, юморист, острослов. Каламбур. Оговорка. Обмолвка.
Раздел IV. СТИЛИСТИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ (8ч)
Устойчивые и свободные словосочетания. Словорасположение.
Фразеологические обороты. Природа их происхождения. Значения фразеологизмов. Форма фразеологизма. Роль устойчивых сочетаний в речи. Соотнесение устойчивых сочетаний и свободных словосочетаний. «Свободный» синтаксис и несвободный синтаксис некоторых народов.
Ключевые слова и выражения: фразеологизмы. Устойчивые сочетания слов. Свободные сочетания. Несвободные сочетания,
Порядок слов и интонация фразы. Инверсия в прозе и стихотворной речи.
Порядок слов, его роль в речи. Интонация. Интонация начала и конца. Прямой и обратный порядок слов. Фразовое ударение. Логическое ударение. Инверсия в прозе и стихотворной речи. Сходства и различия в порядке слов в прозаической и поэтической речи. Обилие инверсий в стихотворной речи.
Ключевые слова и выражения: инверсия. Такт. Начальное ударение. Конечное ударение. Повышение, понижение тона. Пауза. Ритм. Мелодика. Перенос.
Период. Прозаическая строфа (абзац).
Понятие о периоде. Виды периодов. Абзац. Виды прозаической строфы, «Красная строка - своего рода знак препинания» (Л. В. Щерба}.
Ключевые слова и выражения: период круглый, умеренный период. Зыблющий период. Отрывной период. Абзац («Красная строка»).
Формы существования речи
Виды диалогов и монологов, их роль. Структура диалога и монолога. Формы существования речи.
Ключевые слова и выражения: монолог убеждающий, лирический, драматический, сообщающий. Языковые приемы драматизации речи. Бытовой диалог. Реплика диалога. Оппонент, Устная речь, письменная речь. Эпистолярный жанр. Бытовое письмо. Устный диалог.
Функции языка: общение, сообщение, побудительная, эстетическая.
Основные функции языка. Природа, строение языка.
Ключевые слова и выражения: обмен мыслями, коммуникативная функция. Оформление мысли и передача ее в виде определенной информации. Реакция на сообщение. Обращение к чувственно-образному восприятию речи.
Литература
Для учителя:
1. Булатова, Л. П., Касаткин, Л. Л., Строганова. Т. Ю. О русских народных говорах. - М.: Просвещение, 1975.
-
Гольдин, В. Е. Речь и этикет. - М., 1983.
-
Дивненко, О. В. Эстетика: серия «Школьная тетрадь». - М.: Спектор-5,1994.
-
Каменская, Р. А. Культурология: опыт использования активных форм обучения в преподавании дисциплины. - В.: НОУ ВПО ВИВ, 2004.
-
Кожина, М. Н. Стилистика русского языка. - М.: Просвещение, 1977.
-
Ожегов, С. И. Словарь русского языка. -11-е изд. - М., 1975.
-
Розенталь. Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М.: АС7-/\ТД, 1998.
-
Розенталь, Д. Э. А как лучше сказать? - М, 1988.
-
Солганик, Г. Я. Синтаксическая стилистика. - М.: Знание, 1978.
-
Словарь синонимов: справочное пособие / под ред. А. П. Евгеньевой.-М.: Наука, 1975.
-
Фразеологический словарь русского языка / под ред. А. И. Молоткова.-М., 1979.
Для учащихся:
-
Баранов, В. Ф. А гак у вас говорят? - м.: Просвещение, 1986.
-
Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса / сост. В. А. Мызина. - М.: Просвещение, 1976.
З. Григорян, Л. Т. Язык мой друг мой. -М.: Просвещение, 1976. '
-
Дерягин, В. Я. Беседы о русской стилистике. - М.: Знание, 1978.
-
Иванов, В. В., Потиха, 3. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. (Познавательные задачи при обучении русскому языку). - М.: Просвещение, 1983.
-
Колосов, В. В. История русского языка в рассказах. - М.: Просвещение, 1982.
-
Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы. - М.: Просвещение, 1976.
-
Одинцов/ В. В. О языке художественной прозы. - М.: Наука, 1973.
•