Программа элективного курса Особенности русской стилистики

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ СТИЛИСТИКИ И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Пояснительная записка


Данный элективный курс предназначен для учащихся профильного обучения в 10 классе. Рассчитан на 35 часов.

Стилистика - наука разветвленная и многосторонняя. Область ее теории и практического применения охватывает всю речевую деятельность современного общества. А деятельность эта разнообразна: научные книги, выступления, газетные очерки, радио- и телерепортажи, служебные документы, произведения классиков, современных писателей, наконец, повседневная бытовая речь.

Стилистика тесно связана с разделами языковедения, изучающими развитие и современное состояние системы языка, то есть его словарного состава, грамматики, произношения; но более всего у стилистики точек соприкосновения и общих проблем с культурой речи, орфоэпией и словоупотреблением. В культуре речи мы имеем дело, например, с оценками качественной стороны и грамматических форм. Стилистика оценивает их соответствие современной литературной норме, то есть более или менее строгому правилу; культура речи - уместность и целесообразность их употребления, степень выразительности.

В стилистике можно выделить четыре основных раздела, каждый из которых имеет свой предмет и особые методы исследований.

I. Грамматическая стилистика:

1. Стилистическая окраска слов.

2. Фразеологические выражения.

3. Грамматические формы

4. Различные типы предложений.

5. Произносительные формы.

II. Функциональная стилистика:

  1. Исторически сложившаяся система стилей, различающихся целью высказывания, сферой применения, способами использования, организацией языковых средств.

2. Связь стилей речи и литературных жанров.

III. Стилистика текста.

Закономерность связи строения текста с личностью автора.

Два первых отдела служат базой для третьего, так как без знания выразительных возможностей и понимания основных законов стилей речи нельзя приступать к анализу конкретных текстов.

IV. Практическая стилистика.

Помогает исправить отдельные ошибки в тексте.

Учащиеся старших классов серьезно задумываются: как пользоваться художественно-изобразительными средствами языка? Какое практическое значение они имеют в нашей повседневной жизни? Поэтому данный курс направлен на совершенствование у ученика необходимых теоретических и практических знаний в этой области

Цели элективного курса:

- углубить и расширить основные понятия науки о языковых стилях, культуре речи;

- научить различным приемам использования их выразительных средств;

- способствовать росту речевой культуры школьника.

Программа направлена на достижение следующих задач:

- знакомство учащихся с особенностями употребления той или иной стилистической конструкции (анализ образца) и использование ее в речи;

- сопоставление данных в тексте синонимических вариантов выражения одной и той же мысли;

Проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);

- самостоятельное употребление той или иной стилистической структуры предложения в собственной речи (как в отдельном высказывании, так и в связной речи);

- пользование нормативными словарями и справочной литературой.

Данный элективный курс предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях, повышение роли самостоятельности учащихся, а также практическое применение знаний на всех этапах жизненного пути







В результате изучения курса учащиеся должны уметь:


  • говорить и слушать, так как ((уметь говорить - искусство, уметь слушать - культура (Д. С. Лихачев), отбирать фактический и языковой материал для собственной речи;

  • владеть устной и письменной речью;

  • владеть навыками стилистической правки текста;

  • проводить самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними различного рода задач.

Реализуя программу, целесообразно использовать такие методы и приемы работы, котор! связаны с самостоятельными поисками, наблюдениями учащихся. Должны быть созданы уело: для развития творческой познавательной активности учащихся.

Особое внимание уделяется подбору заданий и таких грамматико-стилистических упражнений, которые позволяют учащимся выяснить важные особенности авторского повествования и создать собственные высказывания.

Обсуждение теоретических вопросов может позволить учителю использовать такие приемь как лекция, беседа, выступления учащихся с сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы.

Эффективно использовать:

  • проблемное изложение теоретического материала, в частности таких вопросов: «как и почему сохраняются всегда категории «высокого» и ((низкого», «хороший, «дурной» и истинный вкус -можно ли о них спорить»;

  • самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними задач;

  • совершенствование рукописи с определенной точкой зрения, составление текста устного выступления на заданную тему;

  • рецензирование;

  • сообщения как результат наблюдений.

Данный элективный курс носит сугубо примерный характер, а значит, предполагает варьирование. Вместе с тем, внося коррективы, учитель не должен забывать о программных требованиях.





Тематический план

Раздел 1. Стилистика и культура речи (13ч)

1

Введение.

«Уметь говорить - искусство. Уметь слушать - культура»

(Д. С. Лихачев)

1

Беседа

2

Место стилистики в системе наук языкознания

1

Беседа. Отработка видов под­чинительной связи. Устранение ошибок в предложении

3

4

Задачи грамматической, функциональной стилистики.

Задачи стилистики текста

1



1

Практикум.

Заседание клуба «Любители и почитатели языкознания»

5

6

Практическая стилистика

Практическая стилистика и речь

1

Практикум. Распределение ролей, разыгрыва­ние сценок.

Выполнение упражнений повышенной трудности

Словарная работа по со­временному лексикону

7

8

Функциональная стилистика. Коммуникативная стилистика

1

Практикум.

Игра «На лингвистической конфе­ренции»

9

10

Формирование коммуникативных единиц

Формирование коммуникативных единиц: тенденции практической стилистики

2

Практикум.

Работа с представителями рабочих профессий

Экскурсия на производство

11-12

Формирование коммуникационных единиц: ключевые слова и выражения

Формирование коммуникационных единиц: закономерности строения конкретной речи

2

Практикум (продолжение). Работа с поэтическим и прозаическим текстами

Словарная работа на ос­нове ключевых слов темы

13

Что такое культура речи?

1

Беседа по вопросам.

Работа с текстом рассказа А. П. Чехова «Детвора»

Раздел II. Стилистика и риторика (8ч)

14

15

О древней науке риторике.

Риторика Древней Греции и Рима

2

Устное выступление. Создание рефератов-проектов «Что такое риторика?» Графическое представление науки риторики

Редактирование рефера­тов-проектов.

16

Книжнославянская письменная традиция

1

Устные выступления учащихся. Работа со словарем

Редактирование сообщений.

17

18

Развитие теории трех стилей на Руси.

Три стиля в российском языке

1

Лекция.

Исследование текстов

Поисковая работа па при­мерах текстов М. Ломоносова

Выводы, сделанные в ходе

исследования текстов

19

Категории «высокого» и

«низкого»

1

Исследование текстов А. Пушкина, М. Лермонтова

Поисковая забота на при­мерах текстов и словаря

20

21

Идея «высокого» и «низкого» в других языках. «Хороший», «дурной» и истинный вкус

2

Лекция с элементами беседы.

Исследование

Сочинение-размышление

Раздел III. Стилистика и лексика (6 ч)

22

23

Общенародная устная и письменная речь

Структурно-языковые отношения диалектизмов. Социальные диалекты

1

Лекция, беседа.

Исследование (речь окружающих, надписи в маршрутках, на заборах)

Сочинение-описание предмета, действия в разных стилях

24

Лексика ограниченного употребления.

Пометы в толковых словарях

1

Лекция. Беседа. Работа со словарем

Исследование общеязыковых закономерностей на примере поэтического текста

25

26

Многозначность слова и возможности ее использования в стилистических целях. Словообразование и словотворчество.

1




1

Набор схем, по которым образованы или могут быть образованы слова.

Неологизмы. Словотворчество.

27

«Забавные» и «коварные» созвучия

1

Беседа Исследование некоторых грамматических правил русского, французского, английского языков

Раздел IV. Стилистика и фразеология (8 ч)

28

Устойчивые и свободные сло­восочетания. Словорасположение

1

Беседа Работа с фразеологизмами на время

29

Форма фразеологизма. Роль устойчивых сочетаний в речи


Беседа Работа с фразеологизмами

Написание статьи в аль­маннах

30

31

Период.

Прозаическая

строфа

1

1

Беседа.

Исследование текстов Л Н. Толстого (строение текста Роль концовки)

Стилизация текста (под Л. К. Толстого)

32

Роль диалога и монолога в текстах разных стилей

1

Лекция. Анализ текста художественной литературы

33

Языковые приемы драматизации речи.

Бытовой диалог. Реплика диалога.

1

Лекция. Анализ текста художественной литературы

34

35

Слово и жест

2

Лекция. Исследование фрагментов текста романа Л. С. Пушкина «Евгений Онегин»








СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I. СТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ (13ч)

Введение. «Уметь говорить - искусство. Уметь слушать - культура» (Д. С. Лихачев).

Уметь говорить, слушать и слышать. Выбор слова. Лексическая сочетаемость. Выбор предложения. Преобладание форм и их роль в тексте. Главные признаки текста.

Ключевые слова и выражения: устная речь, письменная речь. Словесная ткань.

Место стилистики в системе наук языкознания.

Связь стилистики с культурой речи, с поэтикой, теорией ораторского искусства.

Ключевые слова и выражения: проблемы культуры речи. Речевая деятельность.

Задачи грамматической, функциональной стилистики и стилистики текста.

Понятие о стилистике и культуре речи. Основные разделы стилистики. Грамматическая стилистика. Функциональная стилистика. Стилистика текста. Практическая стилистика (теория слова).

Ключевые слова и выражения: выразительные средства языка, стилистическая окраска, фразеологическое выражение, грамматическая форма. Виды речевой деятельности. Литературный жанр. Закономерности строения конкретной речи. Образец национальной речевой культуры. Мастер слова.

Практическая стилистика.

Функциональная и коммуникативная стилистика. Формирование коммуникативных единиц.

Нормативная стилистика. Принцип «экономии». Тенденции практической стилистики. Сопоставление писателей-классиков и современных писателей.

Ключевые слова и выражения: комплексный (лингвистический, художественный) анализ текста.

Культура речи. Культура речи как предмет языкознания.

Определение культуры речи. Составные части культуры речи. Историческая, социальная, психологическая стилизация.

Тексты для детей и тексты, написанные от лица ребенка.

Ключевые слова и выражения: уровень использования богатств языка. Степень владения языком. Правильность речи. Выразительность речи. Точность речи. Разнообразие речи. Собст­венный стиль речи. Стилизация.

Раздел II. СТИЛИСТИКА И РИТОРИКА (8 ч)

О древней науке риторике.

Понятие о науке «риторика». Риторика Древней Греции и Рима. О видах речи. Функции ораторской речи. Квинтилиан и три рода ораторской речи. Цицерон. Риторика Средневековья и европейского Возрождения. Разнообразные сочинения по риторике на Руси. Магарий и его «Риторика». Ф.Ярокопович «О поэтическом искусстве», «Об искусстве риторики».

Ключевые слова и выражения: специальные риторические приемы. «Роды речей». «Рассуждающая речь». «Показующая речь». «Судебная речь». Общие требования к речи.

Книжнославянская письменная традиция.

Русское письменное двуязычие. Размежевание в пределах единого письменного литературного языка. Единые общерусские разговорные нормы на базе говора Москвы. Типы литературного языка. Общие вопросы письма.

Ключевые слова и выражения: древнерусский язык и церковнославянский язык (двуязычие). Книжнославянский и письменно обработанный народно-литературный языки.

Три стиля в российском языке.

Истоки возникновения теории «трех стилей». Развитие теории трех стилей на Руси. Макарий и его «Роды речений». Стилистические теории Ф. Прокоповича, В. К. Тредиаковского, М. В. Ло­моносова, Г. Р. Державина.

Ключевые слова и выражения: «роды речений»; «три штиля».

Категория «высокого» и «низкого».

Общие категории «высокого» и «низкого» в литературе и в самой жизни. Их современное содержание. Логическая грамматика (А. А. Потебня). Стилистическое расслоение языка. Основной источник «высокого» и «низкого» в русском языке. Идея «высокого» и «низкого» в других языках.

Ключевые слова и выражения: противопоставление «высокого» и «низкого». Лексико-семантическая категория (А. И. Ефимов).

«Хороший», «дурной» и истинный вкус.

Истоки письменной речи. Новое отношение к языку и стилю в период классицизма. Эпоха Пушкина - начало современного русского литературного языка. Понятие о вкусе от Сумарокова до Пушкина.

Ключевые слова и выражения: соразмерность, сообразность. Сочинительство, книжность. Живой родник. Языковые знаки. Языковая номинация (называние).

Раздел III. СТИЛИСТИКА И ЛЕКСИКА (6 ч)

Диалектизмы, жаргонизмы и просторечная лексика.

Разновидности языка. Общенародная устная и письменная речь. Ненормативные слова. Структурно-языковые отношения диалектизмов. Социальные диалекты. Просторечная речь. Пометы в толковых словарях. Лексика ограниченного употребления. Специальная лексика.

Ключевые слова и выражения: диалект. Просторечие. Жаргонизмы, арго (аргонизмы - арготизмы). Разграничительная лексика.

Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления, термины, книжная, устарелая и разговорная лексика.

Общеупотребительная (межстилевая) лексика. Отличия литературной разговорной лексики от просторечной. Профессиональная речь. Применение книжной речи. Происхождение книжной лексики. Пометы в толковых словарях.

Ключевые слова и выражения: различные слои лексики. Межстилевая лексика. Термины. Смысловое и структурное разнообразие лексики.

Виды эмоционально-экспрессивной окраски в лексике.

Принципы разделения языковых средств. Уменьшительные, уменьшительно-ласкательные, увеличительные формы. Виды эмоционально-экспрессивной лексики в толковых словарях.

Ключевые слова и выражения: торжественное («высокое»). Ироническое. Шутливое. Неодобрительное, презрительное. Пренебрежительное.

Слово и сфера его употребления.

Значение слова и его конкретное употребление. Общеязыковая закономерность. Творческие возможности языка. Прямое и переносное значения слов. Психологический и языковой механизм возникновения противоположного значения.

Ключевые слова и выражения: искусство слова, языковая метафора. Поэтическая метафора. Окказионализмы.

Внутренняя форма слова.

Цели и задачи обращения к внутренней форме слова. Способы связи звучания и морфологического состава слова с содержанием слова. Признаки внутренней формы слова.

Ключевые слова и выражения: чувственно-образный момент (дополнительный). Живая связь представлений и предметов.

Многозначность слова и возможности ее использования в стилистических целях. Словообразование и словотворчество.

Структура многозначного слова. «Прозаическое» и «поэтическое» мышление. Набор схем, по которым образованы или могут быть образованы слова. Неологизмы. Словотворчество. Границы словотворчества.

Ключевые слова и выражения: чувственно-образное слово. Принцип понятийности. «Самовитое слово». «Заумный язык». Курьез.

Системные связи слов - синонимические, предметно-тематические, антонимические.

Упорядоченность системы хранения слов. Тематические группы. Специальные словари.

Созвучия. «Забавные» и «коварные».

Сходства и различия звуковой формы слов. Полное совпадение в звуковом облике разных слов или форм. Неполное совпадение звучания разных слов. Рождение рифмы. Игра слов.

Ключевые слова и выражения:

Паронимы. Сатирик, юморист, острослов. Каламбур. Оговорка. Обмолвка.

Раздел IV. СТИЛИСТИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ (8ч)

Устойчивые и свободные словосочетания. Словорасположение.

Фразеологические обороты. Природа их происхождения. Значения фразеологизмов. Форма фразеологизма. Роль устойчивых сочетаний в речи. Соотнесение устойчивых сочетаний и свободных словосочетаний. «Свободный» синтаксис и несвободный синтаксис некоторых народов.

Ключевые слова и выражения: фразеологизмы. Устойчивые сочетания слов. Свободные сочетания. Несвободные сочетания,

Порядок слов и интонация фразы. Инверсия в прозе и стихотворной речи.

Порядок слов, его роль в речи. Интонация. Интонация начала и конца. Прямой и обратный порядок слов. Фразовое ударение. Логическое ударение. Инверсия в прозе и стихотворной речи. Сходства и различия в порядке слов в прозаической и поэтической речи. Обилие инверсий в стихотворной речи.

Ключевые слова и выражения: инверсия. Такт. Начальное ударение. Конечное ударение. Повышение, понижение тона. Пауза. Ритм. Мелодика. Перенос.

Период. Прозаическая строфа (абзац).

Понятие о периоде. Виды периодов. Абзац. Виды прозаической строфы, «Красная строка - своего рода знак препинания» (Л. В. Щерба}.

Ключевые слова и выражения: период круглый, умеренный период. Зыблющий период. Отрывной период. Абзац («Красная строка»).

Формы существования речи

Виды диалогов и монологов, их роль. Структура диалога и монолога. Формы существования речи.

Ключевые слова и выражения: монолог убеждающий, лирический, драматический, сообщающий. Языковые приемы драматизации речи. Бытовой диалог. Реплика диалога. Оппонент, Устная речь, письменная речь. Эпистолярный жанр. Бытовое письмо. Устный диалог.

Функции языка: общение, сообщение, побудительная, эстетическая.

Основные функции языка. Природа, строение языка.

Ключевые слова и выражения: обмен мыслями, коммуникативная функция. Оформление мысли и передача ее в виде определенной информации. Реакция на сообщение. Обращение к чувственно-образному восприятию речи.












Литература

Для учителя:

1. Булатова, Л. П., Касаткин, Л. Л., Строганова. Т. Ю. О русских народных говорах. - М.: Просвещение, 1975.

  1. Гольдин, В. Е. Речь и этикет. - М., 1983.

  2. Дивненко, О. В. Эстетика: серия «Школьная тетрадь». - М.: Спектор-5,1994.

  3. Каменская, Р. А. Культурология: опыт использования активных форм обучения в преподавании дисциплины. - В.: НОУ ВПО ВИВ, 2004.

  4. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка. - М.: Просвещение, 1977.

  5. Ожегов, С. И. Словарь русского языка. -11-е изд. - М., 1975.

  6. Розенталь. Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М.: АС7-/\ТД, 1998.

  7. Розенталь, Д. Э. А как лучше сказать? - М, 1988.

  8. Солганик, Г. Я. Синтаксическая стилистика. - М.: Знание, 1978.


  1. Словарь синонимов: справочное пособие / под ред. А. П. Евгеньевой.-М.: Наука, 1975.

  2. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А. И. Молоткова.-М., 1979.

Для учащихся:

  1. Баранов, В. Ф. А гак у вас говорят? - м.: Просвещение, 1986.

  2. Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса / сост. В. А. Мызина. - М.: Просвещение, 1976.
    З. Григорян, Л. Т. Язык мой друг мой. -М.: Просвещение, 1976. '

  1. Дерягин, В. Я. Беседы о русской стилистике. - М.: Знание, 1978.

  2. Иванов, В. В., Потиха, 3. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. (Познавательные задачи при обучении русскому языку). - М.: Просвещение, 1983.

  3. Колосов, В. В. История русского языка в рассказах. - М.: Просвещение, 1982.

  4. Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы. - М.: Просвещение, 1976.

  5. Одинцов/ В. В. О языке художественной прозы. - М.: Наука, 1973.


© 2010-2022