Литературный вечер как одна из форм внеклассной работы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


«Литературный вечер как одна из форм внеклассной работы»






Автор: Ричерд Ирина Сергеевна,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ «ООШ № 83»
























Новокузнецк 2016г.


Содержание


Введение………………………………………………………………… стр.1-2

Глава 1 Внеклассная работа, ее виды……………………………… стр.4-6

Глава 2 Литературный вечер как одна из форм внеклассной работы.

Виды литературных вечеров…………………………………стр.7-10

Глава 3 Разработки литературных вечеров (из опыта работы) Приложения

Заключение

Литература




























Введение

Перемены, происходящие в последние годы в жизни нашего общества, усложнившаяся картина национальных отношений, изменившиеся нравственные и социальные ориентиры молодежи выдвигают на передний план настоятельную необходимость приобщения школьников к общечеловеческим духовным и культурным ценностям. Педагогическое решение этой задачи осуществимо при целенаправленном подходе ко всему комплексу предметов школьного курса в ходе всего образовательно-воспитательного процесса в целом. Однако литературе как школьному предмету и - в частности - русской литературе в национальной школе принадлежит в решении указанной задачи особая роль.

Организация такого учебного процесса, который обеспечивал бы углубленное прочтение изучаемых произведений и адекватный отклик на них, представляет собой одну из важнейших педагогических задач. Решить ее значит научить школьника любить и глубоко воспринимать художественную литературу и искусство, постигать произведение на уровне его смысла и эстетического содержания. Иными словами - школьный курс литературы призван не только дать учащимся определенный набор знаний о литературе и обеспечить их читательскую компетенцию, но и приобщить их к искусству вообще, развить и углубить их эстетическую восприимчивость.

Литературное развитие, таким образом, предстает как одна из важнейших задач обучения и воспитания подрастающего поколения, причем, значительная часть ответственности за ее решение в национальной школе лежит на преподавании русской литературы.

Общекультурное развитие и духовное обогащение учащихся, углубление их эстетической восприимчивости с наибольшей полнотой осуществимо при условии сочетания урочных занятий с систематически организованной внеклассной деятельностью, содействующей расширению объема самостоятельного внепрограммного чтения учащихся, использованию разнообразных форм и приемов работы с литературными текстами, повышению доли самостоятельности и инициативы и развитию творческих способностей школьников.

Внеклассная работа относится к области досуга школьников, который может быть целенаправленно организован.

В настоящее время во многих зарубежных странах проблемам досуга, и в том числе досуга школьников, уделяется пристальное внимание.

Современная западная социология исходит при этом из утверждения, что досуг - это "истинное время жизни", едва ли не основная площадка духовного формирования личности. Само по себе это утверждение представляется достаточно спорным, поскольку недооценивает творческие и развивающие потенции трудовой деятельности. Однако нельзя не согласиться с заложенной в этом утверждении мыслью о том, что досуг населения вообще и школьников в частности представляет собой важный показатель жизнеспособности социальной системы. Разумный, содержательный, целенаправленно организованный досуг, актуализирующий познавательные потребности личности, - важнейшая проблема общественного развития.

В этой связи становится очевидной особая важность внеклассной работы - организованных и целенаправленных образовательно-воспитательных занятий с учащимися, проводимых во внеучебное время. Представляя собой органическую, неотъемлемую часть всей учебно-воспитательной работы школы, внеклассная работа, планомерно организуемая в соответствии с учебным процессом, дополняет и обогащает классные занятия, усиливает их образовательный и воспитательный потенциал, способствует закреплению, расширению, углублению знаний, получаемых на уроках, стимулирует интерес к изучаемому предмету. Ориентированная на всестороннее развитие и подготовку к жизни каждого учащегося с учетом его индивидуальности, внеклассная работа предоставляет широкие возможности для удовлетворения интересов и склонностей школьников, развития их инициативы и самостоятельности, индивидуальных творческих способностей, формирует навыки разумного, интеллектуально-обогащающего отдыха.

Основными факторами литературного развития учащихся являются: эмоциональное приобщение к искусству слова; творческая деятельность в процессе восприятия литературного произведения и их собственная литературно-творческая практика.

Проблема литературного развития школьников практически может быть решена только при условии, что ученик уже в начальных классах на доступном ему уровне входит в мир литературы как одного из видов искусства.

В начальной школе наряду с обучением сознательному, выразительному чтению создаются предпосылки для развития у учащихся стойкой потребности к чтению, закладываются основы восприятия литературного произведения как явления искусства.

Второй этап литературного развития учащихся - 5-6 классы основной школы. В этот период на основе знаний, умений и навыков, полученных в начальных классах, формируются первоначальные умения восприятия литературного произведения, возникают представления о художественном тексте не только на информационном, но и на эстетическом уровне. В процессе вдумчивого чтения художественного текста и работы с ним у школьников этого возраста развивается воображение, формируется способность к осмыслению содержания, к самостоятельной оценке прочитанного, к переживанию художественной эмоции, возникают первоначальные стремления к элементарному осмыслению особенностей поэтической речи.

На следующем этапе в 7 - 9 классах названные умения и навыки углубляются и закрепляются на более сложном литературном материале. На этом этапе литературное развитие учащихся достигает уровня, необходимого для постижения систематического курса литературы в старших классах.

Внеклассная работа по литературе может стать одним из наиболее эффективных путей литературного развития учащихся при реализации принципов преемственности обучения, взаимосвязи содержания урочных и внеурочных занятий, создании положительной мотивации к учению, чему в значительной степени будет способствовать сама специфика внеклассной работы, протекающей в неформальной обстановке, в формах, актуализирующих творческие способности и повышающих интерес учащихся к предмету.









Глава 1. Внеклассная работа, ее виды

Учебно-воспитательная работа не ограничивается только тем, что делается на уроках. Правильная постановка учебного дела предполагает и широко развернутые внеклассные и внешкольные мероприятия (занятия).

Внеклассной работой называют специально организуемые внеучебные занятия, которые способствуют углублению знаний, развитию умений и навыков, удовлетворению и развитию интересов, способностей и обеспечению разумного отдыха учащихся. Проводится она, как правило, учителями соответствующих предметов, родителями, а также активом учащихся, подготовленным для ее осуществления.

Цель и задачи внеклассных занятий существенно отличаются от целей и задач уроков и дополнительных занятий.

Урок - это основная форма учебно-воспитательной работы, его содержание определяется учебной программой и регламентируется школьным расписанием. На уроках школьники получают основные сведения о писателях и анализируют произведения.

Факультативный курс выбирается учеником по желанию, самостоятельно. После того, как ученик выбрал тот или иной курс, он должен посещать его в обязательном порядке. Факультативные занятия проводятся по времени столько же, сколько и уроки. Оценка за этот курс ставится в журнал. Кроме того, факультативный курс проводится по программе и регламентируется расписанием.

Внеклассная работа по литературе имеет свое содержание, свою собственную специфику организации и проведения, свои формы и виды, преследует следующие цели: привить любовь к литературе, повысить языковую культуру, развить интерес к литературе как к учебному предмету.

Указанными целями и определяется задачи внеклассной работы, а именно: расширить, дополнить и углубить знания о писателе, умения и навыки, получаемые на уроках; научить детей самостоятельно работать с дополнительными пособиями; добиться, чтобы ученики полюбили книгу как источник знаний; развить творческие способности учеников.

При организации внеклассной работы, как и при проведении уроков, учитель опирается на общедидактические принципы, которые представляют свои основные исходные положения, определяющие педагогическую практику при обучении основным наукам. Во внеклассной работе по литературе находят применение все эти принципы:

  • принцип научности;

  • принцип последовательности и системности в изложении материала;

  • принцип преемственности в усвоении знаний;

  • принцип связи теории с практикой;

  • принцип доступности предлагаемого материала.

Помимо общедидактических принципов, внеклассная работа имеет и свои, например:

  • принцип тесной связи внеклассных занятий с классными;

  • принцип добровольного участия школьников в занятиях;

  • принцип равного права всех учеников на участие во внеклассной работе;

  • принцип заимственности;

  • принцип индивидуального подхода к каждому ученику;

  • принцип развития способностей, речи учащихся.

Существует несколько классификаций видов и форм внеклассной работы по литературе.

Зотов Ю.Б. (8, 35) все виды внеурочной работы делит на две большие группы: регулярную и эпизодическую.

К первому виду относятся: домашняя работа, которая включает выполнение домашних заданий по уроку, домашних опытов и наблюдений, факультативные занятия, различные кружки, телевизионные передачи, дополнительные занятия по предмету и др.

К эпизодическим видам относятся тематические конференции и вечера по предмету, олимпиады, реферативные работы по предмету (в старших классах), домашние сочинения, учебные экскурсии и т.п.

В.В. Голубев (7, 410 - 431) придерживается следующей классификации:

1) внеклассное чтение; 2) кружки; 3) журнал и стенгазета; 4) литературные выставки; 5) литературные экскурсии.

З.Я. Рез (11, с. 366-382) выделяет такие виды:

а) внеклассное чтение; б) читательские конференции и диспуты; в) утренники и вечера; г) литературный кружок; д) клуб; е) литературное краеведение; ж) музей.

У Голубева Л.К. (6, 10 - 25) можно найти следующую классификацию видов: внеклассное чтение; 2) литературный кружок; 3) различные эпизодические мероприятия.

Все виды тесно взаимосвязаны. Внеклассное чтение делится на индивидуальное и коллективное.

Литературный кружок может быть и:

1) читательский; 2) выразительного чтения; 3) художественного рассказывания; 4) драматический; 5) творческий.

Эпизодические мероприятия он подразделяет на:

  • встречи с писателями и героями литературных произведений; 2) литературные диспуты; 3) литературные выставки; 4) литературные викторины;5) литературные экскурсии; 6) литературные вечера.

На наш взгляд эта классификация является универсальной.

Таким образом, проблема организации внеклассной работы является актуальной в наше время. Ее значение велико. Она является логическим следствием и продолжением работы на уроке и тем самым максимально способствует развитию творческой активности школьников, которая в значительной степени может компенсировать естественные недостатки урока. Кроме того, все виды внеклассной работы при правильной их организации выполняют воспитательную функцию.

Любая внеклассная работа учащихся, как и классная, требует внимательного руководства и контроля со стороны учителя. Методика здесь проста - хорошие знания учащихся и желание учителя увлечь их предметом. Для этого не приходится жалеть ни времени, ни сил.







Глава 2. Литературный вечер как одна из форм внеклассной работы. Виды литературных вечеров.

Литературный вечер - одна из наиболее действенных форм внеклассной работы в школе. Но иногда к вечерам относятся как к очередному мероприятию, да еще к мероприятию развлекательному, непродуманно подходят к выбору темы вечера, привлекают к его подготовке одних талантливых детей.

Литературные вечера проводятся не часто - 2-3 раза в год. Обычно они вызваны юбилеем писателя или особым интересом ребят к его творчеству, являются своеобразным итогом длительной работы - классной и внеурочной. Готовятся все классы, учителя литературы, ИЗО, музыки, классные руководители.

Литературные вечера вносят в жизнь школы какое-то особое праздничное настроение, вводят в мир поэзии, музыки, живописи, волнуют встречей с литературными героями.

Вечер расширяет и углубляет знакомство школьников с жизнью и творчеством писателя (поэта), его литературным окружением, эпохой, создает у них более полное и эмоционально окрашенное представление о личности писателя, о значении его творчества.

К ним готовятся тщательно, задолго до начала подготовки словесник строго продувал отбор материала к вечеру; отрывки из художественных произведений писателя для инсценировки, отдельные акты или сцены из пьес для выразительного чтения, романсы и песни на слова поэта, которому посвящен литературный вечер, музыкальные номера.

Затем программа вечера обсуждалась с обучащимися, причем при окончательном отборе материала обязательно принимались во внимание доступность произведения силам исполнителей, возможность для сценического разрешения скромными средствами школьного театра. Учителя музыки помогают в выборе сольных и хоровых номеров.

При организации вечера внимание следует сосредоточить на его содержание, на том, каким воспитательным и образовательным целям он служит, а не только внешней стороне.

Не меньшого внимания, чем выбор темы, заслуживает вопрос о программе вечера. Построение программы в значительной мере определяет, будет ли вечер носить массовый характер. От программы зависит и то, каким образом свяжем мы вечер с классным занятием.

В зависимости от программы Петропавловская Н.Д. (13, 22) различает несколько видов литературных вечеров: игровые, широкой программы, чтения, вопросов и ответов. Каждый из видов имеет свою специфику.

Игровые вечера

Литературные игры - главное составляющее вечеров этого вида. Ребята участвуют в них очень охотно. Но следует учитывать, что не всякая игра будет воспринята с удовольствием. Неумело построенные, плохо организованные игры никакого энтузиазма у ребят не вызовут и пользы не принесут.

Нужно продумать тематику игрового вечера. Литературные игры могут быть использованы как средство проверки и закрепление знаний, как стимул внимательного, вдумчивого чтения. Игровой вечер может быть проведен как итоговый на определенном этапе изучения программы. Материал подбирается на основе ряда произведений одного писателя или по творчеству нескольких. Игры могут строиться и по тексту одного произведения. Чем игры разнотипнее, тем более шансов на успех. Если ограничиться одной викториной, то через некоторое время ребятам надоест отвечать на вопросы. Нужно использовать и викторины, и кроссворды, и литературное лото, и литературное домино. Можно использовать и готовые литературные игры, например: игра "Кто же это?" - назвать героя по портретным характеристикам.

Игра "ответь на вопрос": зачитывается вопрос по тексту или биографии писателя.

Вечера широкой программы

Вечер данного вида включает в себя и доклад, и концерт, объединенные текстом - комментарием ведущего. Петропавловская Н.Д. (13, 26) считает, что можно вечер дополнить и выставкой, и литературными играми, и драматическими постановками. "Данный вечер приносит большую пользу," - считает она. (13, 22). Ею выделяются следующие составные части: литературная композиция, выставка, литературные игры, стенгазета.

  1. Литературная композиция звучит в первом отделении, является центром вечера. Вместо одного докладчика, как принято в большинстве вечеров, можно сделать несколько ведущих, а это большее участников вечера.

Нужно так построить композицию, чтобы подчеркнуть связь между литературой и жизнью, между темой вечера и проблемами, которые в данный момент волнуют учеников.

Вторая часть - драматическое отделение, продолжающее литературную композицию. Содержание постановки соответствует общей теме вечера.

  1. Выставка, с которой ребята знакомятся до начала литературной композиции, в антракте между первым и вторым отделениями. Можно попросить ребят нарисовать рисунки, макеты, сделать вышивки, поделки. Главное условие для творчества - соответствие теме вечера.

  2. С литературных игр начинается вечер, а их содержание определяется темой и общей задачей вечера.

Оформление вечера включает в себя изготовление пригласительных билетов, афиш, программ. Для этого нужно привлечь ребят, которые умеют прекрасно рисовать, оформлять, фантазировать. Обучающиеся, которые хорошо владеют компьютером и техникой, могут помочь в составлении презентации, фильма, оформлении вечера музыкой, подготовке буклетов, программ вечера.

В литературном вечере участвуют большее количество учеников, которые являются и актерами, и чтецами, и художниками, и танцорами, и декораторами. Таким образом, вечер широкой программы позволяет участвовать большему количеству желающих ребят.

Вечера чтения

Программа этих вечеров сводится к художественному чтению произведений. Данный вечер проводится редко. Он должен организовываться словесниками с определенными целями, а именно - лучше познакомить с творчеством писателя, глубже почувствовать силу его таланта. Учитель должен "внимательно относиться к отбору материала, заняться работой по выразительному чтению" (2, 55)

Вечер чтения, включающий в программу любимые произведения учеников - это вернейшее средство пропаганды художественной литературы. Это сейчас очень важно, так как учащиеся не хотят читать. Они все больше времени проводят у экранов телевизоров, мониторов компьютеров. Поэтому совершенно не остается времени на чтение произведений. Сочинения ученики пишут по тем пособиям, в которых включены "работы медалистов". Но в этих книгах нет интересных работ, они написаны по шаблону. Поэтому вечера чтения необходимы для привлечения ребят к книгам. Единственное замечание - малое количество участников, которые бы показали слушателям, как нужно читать стихи, отрывки из произведений.

Вечера вопросов и ответов

Практика показывает, что учащимся нравится отвечать на вопросы. Программа вечеров этого типа может быть построена из ответов на заданные ранее вопросы. Спрашивать можно и о биографии автора, о проблемах произведений, об истории создания произведений.

Подготовка к вечеру вопросов и ответов должна начинаться с обсуждения темы. Определив ее, вывешивают афишу, в которой указывается дата произведения вечера, сообщается тема. Школьники пишут вопросы вынимаются по мере их поступления. Каждый участник вечера из всех вопросов выбирает те, с которыми справится. Самые трудные берет на себя учитель.

Сопоставляя различные по программе виды литературных вечеров можно заключить, что возможности их неравноценны. Одни весьма широкое значение имеют, а другие - значительно узкое.

Игровые вечера не помогают мобилизовать для пропаганды литературы ни художественного чтения, ни игры. Они не требуют для подготовки продолжительной работы большого коллектива.

Вечера чтения и вечера вопросов и ответов имеют одинаковые минусы: довольно мал коллектив участников.

Наибольший простор для решения учебно-воспитательных задач открывают вечера широкой программы, так как в работу вовлечен большой коллектив: и певцы, и актеры, и чтецы… Привлечены ребята, которые любят фотографировать и искать материал из дополнительных источников.

В вечерах широкой программы участники проявляют различные умения и навыки: работа с книгой, с компьютером, умение ориентироваться в сборе и систематизации материала для доклада и выставки. Такой вид вечера дает практику выразительного чтения.

Вечер должен явиться итогом большой работы коллектива, всесторонней проверкой его качеств, смотром организованности ребят и ответственности каждого за свою долю в общем деле.

Главное не только в проведении самого литературного вечера, а в той интересной коллективной работе по подготовке к нему, которой школьники живут некоторое время, в том, что вечер вызывает глубокие эмоции, оставляет яркие впечатления: удачно сыгранная роль, хорошо прочитанное стихотворение запоминаются надолго, иногда на всю жизнь. "Кроме того, ученики знакомятся с новыми для них литературными источниками, собирают материал, выпускают стенную литературную газету, специальный номер литературно-художественного журнала, составляют альбомы, делают эскизы декораций, разучивают музыкальные номера, вносят свои предложения в проект оформления зала, делают рисунки на пригласительных билетах" (10, 80)

Иногда для участников вечера читаются лекции по литературе, музыке, живописи с демонстрацией картин, кинофильмов. Бывали случаи, когда вечерам предшествовали литературные диспуты, литературные суды над героями" (2, 58)

Если вечера станут системой, будут проводиться в течение нескольких лет по два-три раза в год, ученики ко времени окончания школы приобретут очень полезный и интересный опыт в различных видах самодеятельности.











Глава 3. Разработка литературного вечера (из опыта работы)

См. Литературные вечера в Приложениях 1,2,3.

Заключение

Проблема организации внеурочной работы по литературе является актуальной в наше время. Ее пытались решить следующие ученые Л.П. Бессонов, Л.К. Голубев, В.В. Голубков, З.Я. Рез. Рассмотрев их труды, можно сделать выводы:

  1. В своих работах методисты подчеркивают необходимость проведения внеклассных мероприятий, а именно: литературных вечеров;

  2. Внеклассная работа по литературе строится на основе общедидактических принципов;

  3. Чем разнообразнее формы внеклассной работы, тем живее интерес учащихся к ней;

  4. Литературный вечер как одна из форм внеклассной работы проводится не часто. Обычно он посвящен юбилею поэта, писателя. В подготовке вечера участвуют как учитель, так и дети;

  5. Вечер углубляет и расширяет знакомство детей с жизнью и творчеством писателя, его литературным окружением, эпохой, создает более полное и эмоционально окрашенное представление о личности, значении творчества писателя, поэта;

  6. Различают несколько видов литературных вечеров: игровые, широкой программы, чтения, вопросов и ответов, каждый из видов имеет свою специфику. Кроме того, вечер широкой программы имеет серьезные преимущества перед вечерами других видов: является итогом большой работы коллектива, всесторонней проверкой его качеств, смотром организованности ребят и ответственности каждого за свою долю в общем деле.

  7. Литературные игры могут быть использованы как средство проверки и закрепление знаний, как стимул внимательного, вдумчивого чтения. Игровой вечер может быть проведен как итоговый на определенном этапе изучения программы;

  8. Вечера чтения и вечера вопросов и ответов имеют одинаковые минусы: довольно малое количество обучающихся могут принимать участие. Они не требуют подготовки, продолжительной работы большого коллектива;

  9. Если вечера проводить регулярно в течение нескольких лет, то ко времени окончания школы обучающиеся приобретут полезный опыт в различных видах самодеятельности;

  10. Обучающиеся могут быть и актерами, и чтецами, и художниками, и танцорами, и декораторами. Каждый из них выбирает ту область, в которой чувствует себя уверенно;

  11. У участвующих в вечерах широкой программы развиваются различные умения и навыки: работа с книгой, дополнительными источниками знаний, с компьютером, умение ориентироваться в сборе и систематизации материала для доклада и выставки, дает практику выразительного чтения.











Литература

  1. Милн, А.А. Винни-Пух и все-все-все

  2. Бессонов, Л.П. Литературные кружки и литературно-музыкальные вечера в средней школе. - Л., 1960. - 199 с.

  3. Внеклассная и внешкольная работа по литературе: сборник статей / Под ред. проф. Я.А. Роткевича. - М., 1970. - 224 с.

  4. Внеклассная работа по литературе (из опыта работы учителей Ростовской обл.). - М., - 1964. - 184 с.

  5. Голубев, Л.К., Полухина, В.П. Внеклассная работа по литературе: (IV - VIII кл). - М., 1975. - 192 с.

  6. Голубев, Л.К. Виды и формы внеклассной работы по литературе, - М., 1952. - 78 с.

  7. Голубков, В.В. Методика преподавания литературы. - М., 1952. - 464 с.

  8. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. - М., 1984. - 144 с.

  9. Из опыта внеклассной работы по литературе. - М., 1980. - 100 с.

  10. Кулешова, С.П. Когда кончаются уроки… - Минск, 1968, - 160 с.

  11. Методика преподавания литературы / Под. Ред. З.Я. Рез - М., 1977. - 384 с.

  12. Молдавская, Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М., 1976. - 109 с.

  13. Петропавловская, Н.Д. Литературные вечера в школе. - М., 1952. - 100 с.

  14. Свищенкова, Н.С. Внеклассная работа по литературе. - М., 1963. - 80 с.

Интернет-ресурсы

  • festival.1september.ru/articles/507263/

  • detskiysad.ru/ped/ped224.html

  • window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=5368

  • lershkola1.ucoz.ru/link/docs/opatrabotshirshoba.doc




Приложение 1



ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР


«ВО ГЛУБИНЕ СИБИРСКИХ РУД»


Учитель МБОУ «ООШ № 83»

Ричерд Ирина Сергеевна



(Занавес закрыт, на сцене на задней стене портреты декабристов. Стол, стул. На столе абажур, перо, чернильница, кусок белой ткани. На пианино цветы, подсвечник. На первой занавеси 1825г, на второй 2005г.

Звучит музыка, выходит ведущий)




Ведущий 1. «Декабристы - фаланга героев, вскормленных как Ромул и Рем молоком дикого зверя. Это какие - то богатыри, кованные из чистой стали с головы до ног, воины - подвижники» (Александр Герцен)

(Занавес открывается)


Инсценировка

(А. Муравьева пишет под диктовку Губернатора)


Губернатор. Итак, госпожа Муравьева! Вы намерены отправиться за своим мужем в Сибирь?

Муравьева. Да, намерена.

Губернатор. И вы знаете, что ждет вас там, в снегах и тайге?

Муравьева. Да, знаю.

Губернатор. Ну что ж, на то воля божья. Пишите.

(Диктует)

Я, нижеподписавшаяся, имея непреклонное желание разделить участь мужа моего, государственного преступника Никиты Муравьева и жить в том Заводском рудничном или другом каком селении, где он содержаться будет.

Муравьева (читает) Не должна я искать свидания с ним никакими посторонними способами, но токмо единственно по дозволению господина коменданта.

Губернатор. Не должна я принимать и от него никаких вещей, особливо же писем, записок и никаких бумаг.

Муравьева. Не должна я ни под каким видом, ни к кому писать и отправлять куда бы то ни было моих писем, иначе как токмо через коменданта.

Губернатор. Обязуюсь иметь свидание с мужем моим не иначе как в арестантской палате, где указано будет, в назначенное для того время и в присутствии дежурного офицера.

-Ну-с, написали, и росчерк свой оставили. Прекрасно! Счастливого пути!

Ведущий 2. В 1826 голу Анна Муравьева была на приеме у Губернатора. Что же предшествовало этой встрече? Давайте вспомним вместе.

Пушкин. Ранние преддекабристские организации начали возникать в России сразу же после Отечественной войны 1812 года. В незаконченной строфе сожженной десятой главы «Евгения Онегина» Пушкин писал:

Сначала эти договоры между Лафитом и Клико

Лишь были дружеские споры,

И не входила глубоко

В сердца мятежная наука,

Все это было только скука,

Безделье молодых умов,

Забавы взрослых шалунов.

Ведущий 2. До царя и его правительства доходили слухи о назревавших в армии революционных настроениях, и еще за 4 года до восстания первой жертвой его стал Владимир Федорович Раевский, штабофицер и поэт, вошедший в историю под именем «первого декабриста».

Пушкин. Пушкин отбывал в то время свою южную ссылку. Он жил в Кишеневе в доме начальника края, генерала Инзова. Здесь же служил и Раевский. Случайно узнав о предстоящем аресте Раевского, Пушкин предупредил об этом друга.

Ведущий 1. Кажется удивительным, что люди, принадлежащие к самой верхушке дворянского общества, перед которыми были открыты все возможности сделать блестящую карьеру, стать крупными государственными чиновниками, гражданскими и военными, пожертвовали всем, чтобы изменить существующий в России бесчеловечный строй. Блага Родины, счастье народа были для них важнее их личных интересов, их собственной судьбы.

Ведущий 2. (На фоне 7-ой симфонии Чайковского рассказ о восстании декабристов)

Ведущий 1. К следствию по делу декабристов было привлечено 579 человек. Суд определил для обвиняемых разные меры наказания. Пять человек: Пестель, Муравьев- Апостол, Рылеев, Бестужев - Рюмин, Каховский - были приговорены к четверованию. Николай 1 решил блеснуть великодушием и заменил эту дикую средневековую казнь повешением.

(Двое участников вечера зажигают свечи по портретами казненных декабристов)

Ведущий 2. Это было 5 февраля 1822 года. На другой день Раевский был арестован, тюрьма и крепость не сломили первого декабриста. Сразу же после ареста он писал из каземата Тираспольской крепости «К друзьям в Кишинев».

Раевский. И так, я здесь… за стражей я…

Дойдут ли звуки из темницы

Моей расстроенной цевницы

Туда, где вы, мои друзья?

(Музыка «Органная фуга»)


Раевский. «Арестом кончилась моя светлая общественная жизнь, - началась новая, можно сказать, подземная, тюремная»-писал Раевский своей сестре. Пятьдесят лет в крепостных казематах, каторжных тюрьмах и ссылке. Пятьдесят лет!..

Ведущий 1. Оказавшись в трудных условиях сибирской подневольной жизни, декабристы через все десятилетия каторги и ссылки пронесли свою неугасающую ненависть к крепостничеству и самодержавию. Какими же средствами продолжали бороться закованные в кандалы декабристы? Словом…

Ведущий 2. Среди всех этих «кованных из чистой стали героев» выделялся силой духа декабрист Михаил Сергеевич Лунин. Сохранилась его записная книжка, на титульном странице которой он написал:

Лунин. «Я любил справедливость и ненавидел несправедливость, и потому нахожусь в изгнании».

«Через несколько лет те мысли, за которые приговорили меня к политической смерти, будут необходимым условием гражданской жизни»

«Тело мое испытывает в Сибири холод и лишение, но мой дух, свободный от жалких уз, странствует… Всюду я нахожу истину и всюду счастье».

Ведущий 1. Отбыв каторгу, Лунин был отправлен на поселение в село Урик под Иркутском. Здесь, после одного из очередных обысков, у него были отобраны его запрещенные рукописи. Николай 1 приказал «сделать внезапный и самый строгий осмотр в квартире Лунина».

Лунин. Глубокой ночью 12 жандармов окружили мой дом. Они смутились, увидев на стене несколько охотничьих ружей и пистолетов. Меня разбудили, я стал одеваться, и, глядя, на испуганные лица жандармов сказал:

- Не беспокойтесь, таких людей, как вы бьют, но не убивают!..

Ведущий 2. Лунина увезли из Урика в Акатуевский тюремный замок при Нерчинских рудниках, где он прожил 4 года в сырой и темной камере, среди убийц и воров, лишенный книг и права писать.

Ведущий 2. 3 декабря 1845 года через 20 лет после восстания декабристов, Лунин скончался в своей тюремной камере во время сна от апоплексического удара, одинокий, вдали от родных и друзей.

(Музыка «Органная фуга»)

Ведущий 1. Поэтом декабристской каторги, декабристских радостей и печалей был А.И. Одоевский. В каземате Петропавловской крепости он написал стихотворение, обычно печатавшееся под названием «Сон поэта».

Одоевский. Таится звук в безмолвной лире,

Как искра в темных облаках,

Я вылью в огненных словах

В темнице есть певец народный…

Ведущий 2 Сильно прозвучало стихотворение Одоевского, созданное в тюрьме Петровского завода при получении известия о вспыхнувшем 17 ноября 1830 года польском восстании. В стихотворении «Недвижимы, как мертвые в гробах» Одоевский писал:

Одоевский. Нет! В нас еще не гаснут их мечты,

У нас в сердцах их врезаны черты,

Как имена в надгробный камень,

Лишь вспыхнет огнь во глубине сердец.

Пять жертв встают пред нами как венец

(Высвечиваются портреты декабристов)

Вкруг выл вьется синий пламень…

Еще струна издаст бывалый звон,

Она дрожит… еще мы живы!

(Музыка «Органная фуга»)

Ведущий 1. Дошло до нас изумительное по силе духа стихотворение Г.С. Батенькова «Одичалый», написанное в Свартгольмской крепости в 1827 году, в самом начале его каторжного пути:

Забытый и гонимый,

Я охраню в груди своей

Любви запас неистощимый

Для жизни новой, после сей!

Вкушайте, сильные, покой,

Готовьте новые мученья:

Вы не удушите тюрьмой

Надежды сладкой воскресенья!

Бессмертие! В тебе одном

Одна несчастному отрада:

Покой в забвеньи гробовом,

Во уповании награда…

Ведущий 2. 20 лет провел после этого Батеньков в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, 20 долгих лет хранил он в душе своей «любви запас неистощимый…»

(Музыка «Органная фуга»)

Ведущий 1. Мотивами высокой дружбы, большой любви к погибшим товарищам и исключительной душевной отзывчивости насыщена и вся лирика Кюхельбекера, созданная в крепости. Она пронизана мыслями о продолжении начатой в 1825 году борьбы.

Ведущий 2. Незадолго до смерти поэт создал стихотворение «Усталость»

Да! Чаша житейская желчи полна;

Но выпил же эту я чашу до дна-

И вот опьяненной, больной головою

Клонюсь и клонюсь к гробовому покою.

Узнал я изгнанье, узнал я тюрьму,

Узнал слепоты нерассветную тьму

И совести грозной узнал укоризны,

И жаль мне невольницы, милой отчизны…

Ведущий 1. В этом сумрачном своем настроении, больной и ослепший Кюхельбекер остается верен идеалам молодости. Он пишет Марии Волконской:

Оставить я хочу друзьям воспоминанье,

Залог, что тот же я

Что вас достоин я, друзья.

11 августа 1846 года Кюхельбекер умер, окруженный друзьями и товарищами по изгнанью.

(Церковная музыка)

Раевский. Один за другим погибали декабристы в Сибири «как с дерева валится лист осенний». И никто из них до последних дней не изменил идеям и революционным настроениям. «Первый декабрист» Раевский пытался даже организовать с Сибири новое тайное общество. В своей «Предсмертной душе» он писал:

И жизнь страстей прошла как метеор

Мой кончен путь, конец борьбе с судьбой;

Я выдержал с людьми опасный спор -

И падаю пред силой неземною!

Я жду не слез, не скорби от друзей,

Но одобрительной улыбки!

Муравьева. Жены декабристов не оставили своих любимых. Чего это нам стоило? Сопротивление разных властей, самого царя. Мы отказались от привычной роскоши, от всех привилегий и отправились в глухую, далекую и страшную Сибирь, чтобы облегчить участь своих мужей.

Ведущий. 2. Жены декабристов, решившиеся ехать в Сибирь, должны были принять на себя множество унизительных обязательств перед властями. Но они были готовы на все!

(Выходят все участники вечера. Звучит музыка)












Приложение 2


Литературный вечер

«Великой Победе посвящается»




ХОД ВЕЧЕРА



(На сцене памятник Солдату, под ним журнальный столик с цветами и незажженной свечой. В зале темно. Освещает сцену прожектор. На сцене участники вечера. Они стоят двумя лучами от памятника.)

Звучит музыка, занавес открывается. По залу светят только прожекторы



1. По всей нашей России, во многих городах и селах, на холмах и курганах, у развилок дорог и на братских могилах, стоят высеченные из камня, отлитые из металла и бетона Солдаты Великой Отечественной. По праздникам и в выходные дни приходят к ним люди. Приходят, как к живым, как на свидание - мать с сыном, дети с отцом, внуки с дедом, ветеран с однополчанином. Для всех нас они, грудью защитившие Родину и ушедшие в небытие, по - прежнему живая память нашего народа, наша слава и вечная боль.

2. Не для войны появляется на свет человек. Лишь в грозный для Отечества час он становится его вооруженным защитником. Рядом с ним плечом к плечу встают миллионы других. И тогда целый народ превращается в Солдата, как это, например, было в трудном для нас сорок первом году.

(Внизу около сцены сидят чтецы, у одного из них в руках гитара)


Чтец. … Был ранний час, наверно, лучший в мире,

Начало жизни, песен и труда.

Младенцев кротких матери кормили,

Пылили по степным шляхам стада.

Шла в пионерском лагере зарядка.

Трава тянулась к свету. Дивный рост.

Дремучих клубней пестовала грядка.

Пел песенку задумчивую дрозд.

Страна дышала в мирном изобилье,

В сверканье жизни, песен и труда,

В то утро раннее враги бомбили

Советские порты и города…

И грозные откликнулись гудки.

И вся в поту, и в дыме, и в мазуте,

Страна вставала, сжавши кулаки.

Как много силы было в той минуте!

Мы все, закинув голову, могли

Почувствовать, как, задрожав от гула,

Страницу медленно перевернула

История пылающей земли.

Две армии сошлись в ожесточенной,

Смертельной схватке. Началась война…

(звучит музыка «Нашествие»)


3. Сегодня уже доподлинно известно, что гитлеровские стратеги, разрабатывая план «молниеносной» войны, собирались поработить нас за шесть - восемь недель. Они, как им казалось, предусмотрели все: свое огромное превосходство в силах и средствах, двухлетний опыт войны, поддержку на Юге и Дальнем востоке, вероломное нападение…

(Музыка звучит приглушенно. Из - за занавеса слышатся голоса женщин)


  • «Солдат, ты не сделаешь этого!»

  • «Вспомни о матери!»

  • «Солдат, у тебя же тоже дети!»

  • «Не убивай!»

  • «Не жги!»

  • «Но ты ведь тоже человек!»

Но не слышал немецкий солдат этого крика души. Не видел слез матерей или не хотел видеть; не заглядывал в глаза детские, полные ужаса. Он все шел и шел вперед, топча своими сапогами землю русскую, нашу землю.

Чтец. Суровое время было

От взрывов вокруг все дрожало.

И бед этих бремя тяжелое

Горою на сердце лежало.

Гудящим набатом

Следы на аортах дорог,

И маршем солдаты,

И след на любви от сапог.

(Исполняется песня под гитару)


4. Война продолжалась… Но бои шли не только на фронтах, они велись всюду, куда ступала нога захватчика, - в больших и малых городах, в поселках и деревнях, в лесах, горах, степях. Борьба была всенародной. Такой широты, такого размаха, такого участия всего народа, как это было в Великой Отечественной войне, история еще не знала. Русская земля горела под ногами немецких оккупантов.

Вот что пишет в своем дневнике обер - майор Густав Гольц, назначенный в свое время комендантом небольшого украинского местечка Заречное.

5. (Ученик в роли Густава Гольца. Стоит один, на него весь свет. Музыка «Нашествие»)

«В моем районе действует какая - то неведомая, неуловимая сила…Начали исчезать солдаты гарнизона. Как в воду падают поставленные мною волостные бургомистры и сельские старосты. Мне ясно: это партизаны, их действия становятся все нахальнее. В прошлом месяце они взорвали зареченскую мельницу.

Какая дикая, какая некультурная страна! Народ упрямый, невоспитанный! Сколько его ни стреляй, он не покоряется, не становится на колени».

6. Да, народ не покорялся, народ - боролся!

Инсценировка из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»

(Выходит Васков, он ходит взад и вперед. Выбегает Кирьянова, подбегает к нему)

Кирьянова. Приказано выделить в ваше распоряжение пять человек.

Васков. Ты мне ту давай, которая видела.

Кирьянова. Осянина пойдет старшей.

Васков. Ну, так. Стройте людей.

Кирьянова. Построены, товарищ старшина.

(Девушки построены в шеренгу)

Васков. Вольно.

Осянина. Женя, Галя, Лиза…

Васков. Погодите, Осянина! Немцев идем ловить - не рыбу. Так чтоб хоть стрелять умели, что ли…

Осянина. Умеют! (Васков махнул рукой, хотел уйти)

Васков. Да, вот еще. Может, немецкий кто знает?

Гурвич. Я знаю.

Васков. Что - я? Что такое я? Докладывать надо!

Гурвич. Боец Гурвич.

Васков. Да…Как по - ихнему «руки вверх?

Гурвич. Хенде хох.

Васков. Точно. (Махнул рукой) Ну, давай, Гурвич!

Васков Подтянись в строю. Идем на двое суток, так надо считать. Взять сухой паек, патронов по пять обойм. Подзаправиться…Ну, поесть, значит, плотно. Обуться по - человечески, в порядок себя привести, подготовиться. Разуться всем!

(Девушки снимают сапоги. Ноги у кого в чем. Васков показывает, как надо навертывать портянки)


Васков. Противника не бойтесь. Он по нашим тылам идет, значит, сам боится. В пути не отставать и не разговаривать. Если дорога попадется, как надо действовать?

Женька. Знаем, одна - справа, другая - слева.

Васков. Верно. Ну что ж. Направо. Вперед шагом марш.

(Девушки немного прошли и расположились у сцены)


Голос из - за занавеса. Пять девчат и старшина отправились на задание. Пять девочек всего, а немцев было шестнадцать.

(Звучит музыка из программы «Никто не забыт)


Лиза. Первой погибла Лиза Бричкина. Она утонула в болоте, так и не дойдя до своих.

(Лиза встает и уходит)

Гурвич. Второй погибла Соня Гурвич от удара ножом в самое сердце.

(Встает, уходит)

Четвертак. Не выдержали нервы у Галки. Выскочила она из кустов, где спрятал ее Васков, и автоматная очередь скосила ее, как травинку.

(Встает, уходит)

Камелькова. Четвертой погибла Женька Камелькова. Красавица Женька. Она уводила от раненой Риты фашистов, и сама была убита.

(Встает, уходит)

Осянина. Последней была Рита Осянина. Она выстрелила себе в висок. Рана ее была смертельной.

(Встает, уходит)

(Музыка звучит громче, затем затихает)

Васков все это время сидит, согнувшись, обхватив голову руками.

Как только девушки покинули свое место, он встает, подходит ближе к зрителям.


Васков. Что, взяли?.. Взяли, да?.. Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро! А - не прошли вы, никуда не прошли.

(Музыка громче. Тяжелой походкой Васков уходит на сцену)


7. Совсем недавно была окончательно подсчитана и названа горькая цифра потерь, в которую нам обошлась война. Память павших тогда, стоя, почтили молчанием. Каждый из отдавших жизнь за Победу был самым дорогим человеком на свете для матери, жены, сына, отца. А воевали на фронтах целыми семьями…

Женщины, обещавшие не только ждать, но и помочь, знавшие, что солдат там, под огнем, шепчет им не только «Жди меня», но и «Помоги мне, помоги победить»… И они помогали…

8. «Письма, как правило, приходили хорошие: хотя до нас и доходили слухи, что тяжело - недоеданье, тяжелый труд, письма приходили теплые - что мол все хорошо, не волнуйтесь, бейте фашистов. Это надо понять. Письмо на фронте - это сильное оружие…

9. Но были и другие письма, которые жгли сердце, разрывали душу. Хорошо, если такое письмо приходило с опозданием и солдат, умирая, верил, что дома его ждут верные, преданные, любимые глаза.

Хорошо, если бы так. Но…

Чтец. К. Симонов «Открытое письмо»

Я вас обязан известить,

Что не дошло до адресата

Письмо, что в ящик опустить

Не постыдились вы когда - то.

Ваш муж не получил письма,

Он не был ранен словом пошлым,

Не вздрогнул, не сошел с ума,

Не проклял все, что было в прошлом.

Когда он поднимал бойцов

В атаку у руин вокзала,

Тупая грубость ваших слов

Его, по счастью, не терзала.

Когда шагал он тяжело,

Стянув кровавой тряпкой рану,

Письмо от вас еще все шло,

Еще, по счастью, было рано.

Когда на камни он упал,

И смерть оборвала дыханье,

Он все еще не получал,

По счастью, вашего посланья.

Могу вам сообщить о том,

Что, завернувши в плащ - палатки,

Мы ночью в сквере городском

Его зарыли после схватки.

Стоит звезда из жести там

И рядом тополь для приметы…

А, впрочем, я забыл, что вам,

Наверно, безразлично это.

Письмо нам утром принесли…

Его, за смертью адресата,

Между собой мы вслух прочли -

Уж вы простите нам, солдатам.

Быть может, память коротка

У вас. По общему желанью,

От имени всего полка

Я вам напомню содержанье.

Вы написали, что уж год,

Как вы знакомы с новым мужем,

А старый, если и придет,

Вам будет все равно не нужен.

Что вы не знаете беды,

Живете хорошо. И, кстати,

Теперь вам никакой нужды

Нет в лейтенантском аттестате.

Чтоб писем он от вас не ждал

И вас не утруждал бы снова…

Вот именно: «не утруждал»…

Вы побольней искали слово.

И все. И больше ничего.

Мы перечли их терпеливо,

Все те слова, что для него

В разлуки час в душе нашли вы.

«Не утруждай», «Муж», «Аттестат».

Да где ж вы душу потеряли?

Ведь он же был солдат, солдат!

Ведь мы за вас с ним умирали.

Я не хочу судьею быть,

Не все разлуку побеждают,

Не все способны век любить,-

К несчастью, в жизни все бывает.

Но как могли вы, не пойму,

Стать, не страшась, причиной смерти,

Так равнодушно вдруг чуму

На фронт отправить нам в конверте?

Ну хорошо, пусть не любим,

Пускай он больше вам не нужен,

Пусть жить вы будете с другим,

Бог с ним там, с мужем ли, не с мужем.

Но ведь солдат не виноват

В том, что он отпуска не знает,

Что третий год себя подряд.

Вас, защищая, утруждает.

Что ж, написать вы не смогли

Пусть горьких слов, но благородных,

В своей душе их не нашли -

Так заняли бы где угодно.

В Отчизне нашей, к счастью, есть

Немало женских душ высоких,

Они б вам оказали честь -

Вам написали б эти строки,

Они б за вас слова нашли,

Чтоб облегчить тоску чужую.

От нас поклон им до земли,

Поклон за душу их большую.

Не вам, а женщинам другим,

От нас отторженных войною,

О вас мы написать хотим,

Пусть знают - вы тому виною,

Что их мужья на фронте тут.

Подчас в душе, борясь с собою,

С невольною тревогой ждут

Из дома писем перед боем.

Мы ваше не к добру прочли,

Теперь нас втайне горечь мучит:

А вдруг не вы одна смогли,

Вдруг кто - нибудь еще получит?

На суд далеких жен своих

Мы вас пошлем. Вы клеветали

На них. Вы усомниться в них

Нам на минуту повод дали.

Пускай поставят вам в вину,

Что душу птичью вы скрывали,

Что вы за женщину, жену,

Себя так долго выдавали.

А бывший муж ваш - он убит

Все хорошо. Живите с новым.

Уж мертвый вас не оскорбит

В письме давно не нужным словом.

Живите, не боясь вины, -

Он не напишет, не ответит

И, в город возвратясь с войны,

С другим вас под руку не встретит.

Лишь за одно еще простить

Придется вам его - за то, что

Наверно, с месяц приносить

Еще вам будет письма почта.

Уж ничего не сделать тут -

Письмо медлительнее пули.

К вам письма в сентябре придут,

А он убит еще в июле.

О вас там каждая строка,

Вам это, верно, неприятно -

Так я от имени полка

Беру его слова обратно.

Примите же в конце от нас

Презренье наше на прощанье

Не уважающие вас

Покойного однополчане.

(Исполняется песня под гитару)


(На фоне органной фуги Баха)


10. Фашизм… Когда я слышу это слово, на меня веет гнилью застенков и карцеров, до меня доносятся стоны и крики замученных жертв, я слышу вопли матерей, на глазах у которых эти изверги убивали детей. Я вижу нашу культуру, испоганенную кованым сапогом фашистских зверей.

(Музыка меняется)


11. Вы слышите победные шаги? Это идут наши солдаты. Да, к нам пришла Победа… Победа, которую так долго ждали и которую «приближали, как могли». И вот дождались.

Чтец. Соседка крикнула: «Победа!»

Дрожащим голосом - ну, вот…

И сразу плохо стало с дедом,

С утра копавшим огород.

Не слаб, а подкосились ноги,

Суров, а по щеке слеза.

- Ну, вот, дождались!

Слава Богу, -

И картузом прикрыл глаза.

Бежали мамы к сельсовету

С полей не заходя домой

И у соседа дяди Феди

Пьянела к вечеру гармонь!

12. По улицам и площадям всех освобожденных городов, сел и поселков шли и шли счастливые и уставшие наши солдаты.

И, глядя на счастливые и усталые лица солдат, на их жен, детишек, матерей, шедших с ними рядом, мы поняли, что это возвращается с войны могучий, дружный, великий советский народ.

13. Победа… Она пришла к нам 9 мая 1945 года. Не в лавровом венке торжественная и спокойная, нет. Она пришла в образе старой матери, опустила натруженные руки. И за 1418 дней над Европой впервые воцарилась тишина.

(Все участники уходят со сцены. Появляется женщина вся в черном. Останавливается посреди сцены. Смотрит в зал)


Звучит отрывок из повести В. Закруткина «Матерь человеческая». Голос из - за занавеса


«Только что отгремела первая весенняя гроза. Наш гвардейский кавалерийский полк двигался по залитой лужами дороге, чтобы к ночи обойти районный центр Н.

Командир полка, пожилой майор, ехал впереди первого эскадрона рядом с тремя разведчиками, которые успели побывать на пепелище сожженного хутора и рассказали нам всем о Марии. Ее мы увидели, как только стали переезжать заросшую невысоким камышом речку. Она стояла на покатом холме.

(Звучит песня «Ave Мария»)


Один из солдат выходит из - за занавеса, опускается перед Марией на колени и молча прижимается к ее безвольно опущенной маленькой жесткой руке. Затем уходит.

Музыка прекращается. Мария подходит к столику на сцене, зажигает свечу, становится на колени и произносит молитву.


Мария. Солдат, свою винтовку опусти

Земля устала от дождей свинцовых

Ее покой дано тебе спасти

Не допусти, солдат, не допусти.

Не допусти кровопролитий новых.

Дай землепашцу урожай собрать,

Дай мне родить,

Дай счастьем насладиться,

Дай полюбить,

Дай внуков увидать,

Дай жить, солдат, дай жить!

Не дай огню развиться

На пашнях и в садах.

Дай всходам прорасти!

Не допусти, солдат, не допусти,

Свою винтовку опусти,

не допусти, не допусти…

(На сцену выходят все участники вечера)










Приложение 3


ПОЭТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР




«Я РОДОМ НЕ ИЗ ДЕТСТВА - ИЗ ВОЙНЫ»


(Поэзия Юлии Друниной)



Учитель Ричерд Ирина Сергеевна

МБОУ «ООШ № 83»




  1. Портрет Ю. Друниной.


  1. Иллюстрации к стихам: «Худенькой, нескладной недотрогой…», «Зинка», «Ты вернешься», «Жизнь летит напропалую».


  1. Плакаты к вечеру:

а) Я порою себя ощущаю связной

Между теми, кто жив,

И кто отнят войной.

б) Я родом не из детства - из войны,

Раз, пробираясь партизанской тропкой,

Я поняла навек, что мы должны

Быть добрыми к любой травинке робкой…

в) До сих пор, едва глаза закрою

Снова в плен берет меня война.

Почему - то нынче медсестрою

Обернулась в памяти она.



ХОД ВЕЧЕРА


Ведущий 1. Начинаем поэтический вечер «Я родом не из детства - из

войны», посвященный творчеству Юлии Друниной.

Чтец 1 «Юные дружинницы, храбрые санбатчицы»

Чтец 2 «Я ушла из детства в грязную теплушку»

Чтец 3 «Худенькой, нескладной недотрогой…»

Чтец 4 «Да, я из того поколения…»

Чтец 1 «Я только раз видала рукопашный,

Раз - наяву, и тысячи - во сне,

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне».

Ведущий 2. Это из ранних, из первых стихов Ю. Друниной. Первые стихи поэтессы родились на войне, на переднем крае. Они записывались в землянке, в окопе, вдали от тишины, от письменных столов.

Юлия Друнина из числа тех поэтов, о чьих стихах говорят, отталкиваясь от биографии. Иначе нельзя понять ее поэзию правильно. А биографию Юлии Друниной и ее стихи, т.е. творчество, началось со времени войны. А все, что было до войны, заслонилось, как будто и не было.

Я родом не из детства - из войны,

А детство… Оно быстро забылось.

Ведущий 1. Ю. Друнина - это неповторимый сплав личности и судьбы. Она принадлежит к тому поколению, которое взрослело среди крови и смерти, которое знает цену мокрому куску хлеба, минуты тишины и человеческой дружбы.

Им всем было трудно на войне, но стократ трудней работать на войне девушке. Какие испытания вынесла она? Какие ужасные картины войны она пережила?!

Чтец 2. «Четверть роты уже скосило…»

Чтец 3. «На носилках около сарая,

На краю отбитого села»

Ведущий 2. Что ж, сама хотела, могла бы и в тылу честно трудиться, как тысячи других. Но с упорством фанатички рвалась на фронт, на передовую.

Москвичка, горожанка, вчерашняя школьница в первые месяцы войны Ю. Друнина делает первую попытку убежать на фронт, а потом помогает санитарам и врачам в госпитале.

Специальная школа № 1 ВВС, где отец Юлии работал преподавателем физики и по возрасту не попал на фронт, была эвакуирована в Сибирь, в тыл.

Пришел эшелон из тревожной столицы,

Пилотки, ботиночки, детские лица.

Парнишка с Таганки, парнишка с Петровки,

Что знал ты об этой Заводоуковке?

Дивятся пимы да тяжелые шубы

На бледные щеки да синие губы.

Шинелишки - колом, но надо держаться!

А младшим - четырнадцать, старшим - шестнадцать.

Здесь в Заводоуковске, Ю. Друнина поступает на курсы медсестер при тыловом госпитале. Заканчивает их. Пешком по шпалам отправляется в Ялуторовск в райвоенкомат проситься на фронт. Расстояние 20 км. В голову приходит потрясающая, гениальная идея - потерять паспорт! Прибавить год - два. Так и сделала!

И вот она сестра, сестренка, фронтовая медицинская сестра.

Качается рожь несжатая,

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы - девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты,

То юность моя в огне.

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

Трудно? Еще бы! Взрыв! Вперед! Упал боец - доползти. Жив? Перевязать. Дальше. Доползти. Жив? Дальше. Доползти! Перевязать! Помочь добраться до своих. Тяжело? Надо! Вперед! Так каждый день.

Ведущий 1. Происхождение своей фамилии полушутливо, полусерьезно она относит к ласкательному от «дружина» - Друня. Свою фронтовую судьбу она соединяет с благородством и доблестью русских воинов.

Чтец 4. В моей крови -

Кровинки первых русских…

Ведущий 1. Да, умение подниматься, умение идти в бой, помогать раненым Ю.Друниной было не занимать. Атака за атакой. А потом, после атак и контратак, когда накатывается мучительная, смертельная усталость, эта девочка умоляет солдат сдавать на бинты и белье, и лишние портянки, стирает их в луже. Завтра утром, во время очередного боя, без чистых тряпок не обойтись. Скольким сумела она помочь своим милосердием! И сколько увидела мужества, чести, верности у тех, с кем она шла фронтовыми дорогами!

Ведущий 2. Сама Ю.Друнина была тяжело ранена, лежала в госпитале, после лечения могла остаться дома, в Москве, снять солдатскую гимнастерку и кирзовые сапоги. А она, еще не окрепнув, как следует, снова рвется на фронт, в бой, на передовую, к друзьям и товарищам. Вот откуда у нее такое подробное знание окопной жизни. Сама все прошла, все видела и пережила.

Чтец 1. А я сорок третий встречала

В теплушке, несущейся в ад.

Чтец 2. «Первый салют»

Ведущий 1. Поэзия Юлии Друниной - мужественная поэзия, полная сострадания к горю. Прочитаешь ее стихотворение и представишь:

Я не привыкла, чтоб меня жалели.

Я тем гордилась, что среди огня

Мужчины в окровавленных шинелях

На помощь звали: девушку - меня.

Чтец 3. «До сих пор глаза открою»

Ведущий 1. Закончилась война. Юлия Друнина возвратилась домой.

Чтец 4. «Убивали молодость мою

Из винтовки снайперской…»

Чтец 1. «Окопная звезда»

Чтец 2. «Мне близки армейские законы.

Я недаром принесла с войны…»

Ведущий 2. В 1947 году Ю.Друнину приняли в Союз писателей. Она ведет большую общественную работу. Она пишет и читает стихи в разных аудиториях, встречается с людьми во всех концах страны с такой полной выкладкой, как будто живет не только за себя, но и за всех, кто ушел из жизни в дни войны. «Самых лучших взяла война». Это не только строчка из ее стихотворения. Это исходная точка всего ее творчества. Память о юных годах, отданных борьбе за свободу своей страны, прожитых тяжко, но свято, диктует поэту - Друниной честные, совестливые, смелые стихи, о чем бы она не писала сегодня.

Чтец 3. «Уже давно предельно ясно мне…»

Ведущий 2. Ю. Друнина пишет, что в поэзии, как и на войне, она осталась рядовою. И что эта судьба не огорчает ее. Словом, она солдат простой, без званий и наград. Но стихи ее как читаются, так и слушаются с большим интересом. И о чем бы она пи сала, ее не покидает память о войне.

Чтец 4. «Два вечера»

Ведущий 1. Ее стихи узнаешь сразу же, с первых строк. Их не перепутаешь со стихами других поэтов, пишущих на эту же тему. У Друниной свой голос, своя манера. Стихотворения ее, как правило, коротки, сжаты до предела. Прочитаешь ее строфу и книгу на какое -то время прикроешь, чтоб поразмыслить, как бы оглядеться вокруг, а потом еще раз перечитаешь медленнее, вдумчивее. Давайте убедимся в этом.

Чтец 1. «Могла ли я, простая санитарка…»

Ведущий 2. На вопрос о переписке с фронтовыми друзьями Ю. Друнина пожимает плечами - какие фронтовые друзья - однополчане? На переднем крае мало, кто уцелел. Она же, конечно, родилась под счастливой звездой. И не потому только, что осталась живой. «И какие мы все же счастливые, медички переднего края, те, кому выпало счастье вернуться с войны! Сознание, что, спасая раненых товарищей, мы сделали главное дело нашей жизни, никогда не умрет в наших душах, всегда будет согревать их. Никогда мы не забудем окопную юность и, значит, навсегда останемся молодыми. А там, где молодость, там любовь».

Чтец 2. «Снег намокший сбрасывают с крыши»

Чтец 3. «Связной»

Ведущий 2. О чем бы ни писала Друнина, память о войне не оставляет ее. Годы и месяцы окопной жизни, встреча лицом к лицу со смертью, гибель дорогих друзей не сломили сержанта медицинской службы, наоборот, она вынесла из войны самые дорогие человеческие качества - доброту и память о тех, кто не вернулся с войны. Две подружки, две хохотушки из села Ненорова Рязанской области, два батальонных санинструктора Зина Самсонова и Машенька Широкова погибли на глазах Юли. Им так т не исполнилось 20 лет. Разве может она когда - нибудь забыть это?

Чтец 4. «Ты вернешься»

Ведущий 1. За 30 лет я сделала так мало,

А так хотелось много сделать мне.

Задачей, целью, смыслом жизни стало

Вас воскресить погибших на войне.

А время новые просило песни.

Я понимала это, но опять

Домой не возвратившийся ровесник

Моей рукою продолжал писать.





38

© 2010-2022