- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока Обобщение изученного о наречии
Конспект урока Обобщение изученного о наречии
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Подкопаева Н.А. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Открытый урок по русскому языку в 6 классе.
Тема урока: «Обобщение изученного о наречии»
Цели урока:
-
повторить, систематизировать и обобщить знания по теме «Наречие»;
-
закрепить умения находить наречия в тексте, отличать наречия от омонимичных словоформ;
-
совершенствовать навыки правильного написания наречий;
-
расширить представления учащихся о роли наречий в художественном тексте;
-
воспитывать у учащихся интерес к изучению предмета.
Ход урока.
Начинаем наш урок.
Очень хочется, чтоб впрок
Он пошел нам, и тогда
Будем грамотны всегда.
.
Учитель: запишите в тетрадях число, классная работа, тему урока.
Сегодня на уроке мы с вами закрепим и обобщим знания по теме « Наречие».
Ребята, посмотрите на доску, перед вами 2 предложения. Давайте сравним их ( у доски ученик).
Запишите предложения, раскройте скобки и определите, какой частью речи являются выделенные слова.
Яркое солнце светит (по) весеннему.
(По) весеннему небу плывут облака.
Ребята, посмотрите на тему нашего урока, на предложения, которые мы с вами разобрали и сформулируйте цели урока.
- расширить знания о наречии как части речи;
- закреплять умения находить их в предложении и тексте, отличать от омонимичных словоформ;
- уточнить, с какой частью речи сочетаются, на какие вопросы отвечают и чем являются в предложении.
Учитель: Ребята, расскажите, что вы знаете о наречии как части речи?
У наречия очень много разных секретов, с которыми мы уже познакомились. А сегодня проверим, насколько мы их хорошо научились разгадывать.
Распределите наречия в две колонки в зависимости от суффикса.
Справа, досуха, влево, издавна, направо, насухо, добела, засветло, слева, накрепко, снова.
Учитель: Ребята, запишите словосочетания, сделаем морфемный разбор наречий и посмотрим, как они образуются, какими способами и от какой части речи.
Вытереть насухо( сухой)
Сказал красиво( красивый)
Написал неаккуратно( аккуратно).
Вывод: Наречия чаще всего образуются от прилагательных приставочно-суффиксальным и суффиксальным способами, а приставочным от наречий. Наречие - неизменяемая часть речи.
.
Учитель: Наречия надо не только правильно писать, но и правильно произносить.
Орфоэпическая разминка.
Прочитайте правильно:
Пиши красивее, сядь удобнее, вытри дочиста, сделай иначе, уехать надолго, наелся досыта, напугать до смерти, взглянуть мельком.
Учитель: Ребята, отгадайте загадку-шутку.
Загадка-шутка: как перечислить по порядку дни недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня?
Ответ: Позавчера, вчера, сегодня,
завтра,послезавтра
Физминутка.
Потрудились - отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Работа с текстом.(у каждого ученика на столе)
Сядьте удобнее и послушайте внимательно одну притчу.
Как-то на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов, которым некогда было призреть её. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, по-пустому наушничать, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль.
Настрадалась Совесть досыта. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала чиновника, потом купца, но они, не выдержав её суда, по-новому запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь.
«Сделай, по-моему, Господи, - невольно в сердцах взмолилась она, - отыщи мне маленькое дитя, раствори меня в нём - и исчезнут навсегда все неправды и насилия».
(М.Е.Салтыков-Щедрин миниатюра «Где живёт Совесть?»)
Как бы вы её назвали? Какова основная мысль притчи? Авторское название «Где живёт Совесть?» - это и есть основная мысль: по мнению автора, Совесть есть только у маленьких детей, взрослые её утрачивают. Вы можете согласиться или нет.
Почему с большой буквы? Это нравственное понятие, такое же, как Истина, Правда, Милосердие.
Обратите внимание на обилие наречий.
-
Для чего авторы используют в своих текстах наречия? Попробуйте прочитать текст про себя, мысленно опуская наречия. Что изменилось? (Текст стал бессмысленным. Наречия украшают речь, делают её выразительной, образной, красочной. Наречия обозначают признак действия . Описывать действия очень непросто, нужно сохранить точность, четкость, последовательность в описании. И наречия нам в этом помогают.)
Мы поработаем только с выделенными наречиями.
Запишите омонимичные словоформы подчеркнутых слов.
Примерные ответы: по пустому дому, во время отпуска, на показ мод, с начала урока, по новому шоссе, по моему мнению.
Вывод: Как отличить наречие от других частей речи?(в тексте, по вопросу)
Учитель: Найдите речевые ошибки в употреблении наречий
-
Я стараюсь писать более красивее.
-
Охотник сильно расстроился.
-
Обратно проливной дождь.
-
Было ужасно весело.
Итоги урока.
Ребята, понравился вам урок?
Поделитесь своими впечатлениями об уроке:
Продолжите данные предложения:
-
Было интересно…
-
Теперь я знаю…
-
Мне запомнилось…
-
Я выполнял задания…
-
Хотелось бы…
Урок хотелось бы закончить, пожеланиями друг другу, используя наречия.
Не болеть (никогда), выглядеть (великолепно), улыбаться (чаще), быть преданным своему делу (всегда), живите (счастливо).
Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно.