Информационно-педагогический модуль Обучение в сотрудничестве на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология обучения в сотрудничестве на уроках русского языка и литературы

Информационно-педагогический модуль разработан в соответствии с технологией обучения в сотрудничестве. Данный модуль предназначен для эффективной работы с группами разного уровня обученности, поэтому его можно применять на уроках русского языка и литературы.

Условия возникновения, становления опыта

Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности, стремящемуся к самоопределению и самореализации. Необходимость развития личности каждого ребенка, его индивидуальных способностей и личностных качеств - основная цель школьного образования. Новые методики, программы, технологии не должны становиться самоцелью, главное - подготовить и вырастить человека думающего и чувствующего, который не только действовать адекватно любой ситуации, быстро и разумно решать проблемы на разных уровнях (житейских, профессиональных, учебных, нравственных). Иначе говоря, не только научить, а научить учиться.

Русский язык и литература традиционно считаются в школе трудными предметами, вызывающими тревожность, неуверенность в своих силах. Если ученик допускает много ошибок в своей работе, то это говорит о необходимости дополнительной практики и большей тренировки, чтобы овладеть необходимым умением или знанием. Следовательно, нужно предоставить нашим ученикам возможность дополнительной практики, причем в таком объеме, пока они (каждый в отдельности и все вместе) не овладеют знанием в достаточной мере. Обучаясь в коллективе (с преобладанием фронтальных видов деятельности), в котором сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее «схватывает» новый материал , быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается именно на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы все четко понять, ему не хватает характера, чтобы задать учителю вопрос, соответственно, он не может быстро и правильно отвечать и только «тормозит» ритмичное продвижение к всеобщему успеху. А если ученик обучается индивидуально, тогда он замыкается на себе, на своих удачах и неудачах. Его абсолютно не интересует, как дела у соседа. Если материал ему не дается - это его проблемы.

Моя задача - создать условия для самовыражения, развития каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей, формирование коммуникативных умений и навыков

Из перечисленных проблем возникла необходимость поиска альтернативы традиционным методам, так как традиционная система образования не дает возможности широко осуществлять личностно ориентированный подход к учащимся.

В своей педагогической деятельности я столкнулась со следующими проблемами:

  • между основами традиционного обучения школьников и новыми технологиями;

  • между упрощенными вариантами контроля, ориентирующими детей на запоминание, а не на анализ, сравнение, творчество;

  • усвоение материала частично происходит на уроке, а в основном - дома, а ведь не секрет, что добросовестные дети перегружены домашними заданиями, что приводит к ухудшению здоровья.

Обозначить проблемы - полдела, а вот найти пути их решения?!

Где искать? В методической литературе, в педагогическом опыте, позволившем решить эти проблемы и устранить противоречия:

  • между фронтальными формами обучения и индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности ученика;

  • стремление ребят к самостоятельности в работе и неумение организовать свою учебно - познавательную деятельность и управлять ею;

  • стремление работать в группе и неумение работать в коллективах;

  • необходимостью развивать творческий потенциал каждого ученика и отсутствием условий работы с каждым.

Актуальность и перспективность опыта

Исходя из выше изложенного, необходимо было выбрать технологию обучения, которая позволила бы практически решить эти противоречия, создать условия для развития способностей учащихся к самообразованию и самореализации.

В связи с этим я считаю целесообразным перейти от педагогики принуждения - к педагогике сотрудничества, преимуществом которой является:

  • в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

  • в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

  • каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

  • повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

  • отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;

  • формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей, достоинств и ограничений;

  • обсуждение одной информации с несколькими партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а , следовательно, обеспечивает более прочное усвоение;

  • овладение ЗУН каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития;

  • сотрудничество сильных, средних и слабых учеников. Такое сотрудничество разных по уровню успеваемости детей приводит к тому, что слабые доходят до уровня среднего, а средние до уровня сильного ученика;

  • важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений.

Теоретическая база опыта

В своем опыте работы ориентируюсь на создание доброжелательной обстановки при совместной работе учителя и ученика (гуманно личностная технология Ш.А.Амонашвили), на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков). В своей работе опираюсь на вариант метода обучения в сотрудничестве, разработанный в университете Джона Хопкинса «Обучение в команде» (Р.Славин, Р.и Д.Джонсон, Дж .Аронсон). Теоретической базой для моей педагогической деятельности послужили также работы И.С. Якиманской по личностно ориентированному развивающему обучению. «Преподавание литературы как предмета, формирующего человека» Е.Н.Ильина и использую отдельные методики коллективного способа обучения А.Г.Ривина и В.К.Дьяченко.

Внедрение учителем русского языка и литературы в практическую деятельность обучения в сотрудничестве обеспечит:

  • повышение качества образования;

  • формирование коммуникативных умений и навыков;

  • развитие устойчивого интереса к изучению русского языка и литературы;

  • успешную самореализацию;

  • сотрудничество учителя и ученика.

Главным в условиях обучения в сотрудничестве является то, чтобы помочь товарищу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи.

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе. А не просто что-то выполнять вместе!

Сущность опыта

Обучение в сотрудничестве предполагает именно сотрудничество, а не соревнование. Равные возможности предполагают, что любой ученик должен совершенствовать свои собственные достижения. Это значит, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей, способностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если и продвинутый, и слабый ученик затрачивает максимум усилий - каждый для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия ( в группе) будут оценены одинаково: ведь и один, и другой сделал, что мог. А учитель приобретает роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Его задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта.

Роль учителя - помочь ученикам самостоятельно добыть нужные знания, критически осмыслить полученную информацию, уметь делать выводы, аргументировать их.

Новизна

Применяю элементы технологии обучения в сотрудничестве, делая ставку на работу в малых группах, основываясь на принцип вариативности, дающий возможность выбирать, компоновать известные элементы с собственными разработками. Технология должна постоянно обновляться новыми методами и приемами, а проверка этих внедрений - результаты работ ребят.

Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет создать между учителем и учеником атмосферу сотрудничества и взаимодействия, вовремя восполнить пробелы в знаниях и умениях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, учит самоконтролю и взаимоконтролю и воздействовать на эмоциональную сферу личности.

Трудоемкость опыта определяется следующими составляющими:

  • диагностика первоначальных знаний и умений по предмету;

  • определение базового уровня подготовки учащихся;

  • тематическое планирование уроков с применением данной технологии ;

  • организация малых групп;

  • обучение поведению при работе в малых группах;

  • оценивание работы группы;

  • итоговый контроль знаний и умений.

Адресная направленность, возможность внедрения опыта

Обучение в сотрудничестве приемлемо для использования в любом образовательном учреждении. Возможность внедрения опыта заключается в организации и управлении обучения к особенностям малых групп учащихся, ее контроль представляют интересную область поиска для любого творчески работающего учителя.

Желание учителя, достаточное наличие учебно-методического комплекса: карточек - заданий для малых групп, специальных дидактических материалов - делают возможным освоение данного опыта.

Технология опыта

С чего же начать? А начинать нужно с планировки помещения, с размещения рабочих мест детей, чтобы они могли, прежде всего, общаться в процессе совместной деятельности. Для этого они должны, конечно же, видеть лица друг друга. Ставим столы либо углом один к другому (для работы в тройках), либо по два стола (для работы в четверках, шестерках). И именно это будет определять приоритетные виды деятельности на уроке, самостоятельную совместную деятельность.

Следующий шаг - обучение культуре общения в группе.

Для этого я разработала памятку работы в группе:

Работа в малых группах


  • взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами

  • работать активно, серьезно относясь к порученному заданию

  • вежливо и доброжелательно общаться с партнерами

  • испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса

  • полностью осознавать, что совместная работа в группах - это серьезный и ответственный труд

Что же дальше? Деление класса на группы (поначалу группы не стоит делать большими). В каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученики, мальчики и девочки. Далее важно наметить, какие роли предусматривает деятельность учащихся в группах. Они сами определяют, кто какую роль способен выполнять, но они должны знать, какие могут быть роли ( лучше записать на доске):

  • роль ведущего (отвечающего за выполнение задания)

  • редактора (проверяющего правильность выполнения)

  • оформителя (отвечающего за чистоту и эстетику оформления) и т.д.

Возможны разные варианты метода обучения в сотрудничестве:

Информационно-педагогический модуль Обучение в сотрудничестве на уроках русского языка и литературыИнформационно-педагогический модуль Обучение в сотрудничестве на уроках русского языка и литературы

Информационно-педагогический модуль Обучение в сотрудничестве на уроках русского языка и литературы

Информационно-педагогический модуль Обучение в сотрудничестве на уроках русского языка и литературыИнформационно-педагогический модуль Обучение в сотрудничестве на уроках русского языка и литературы


ВИнформационно-педагогический модуль Обучение в сотрудничестве на уроках русского языка и литературы своей работе я использую метод обучения в команде, отдельными формами которого являются:

  • обучение в малых группах,

  • командно-игровая деятельность,

  • обучение в сотрудничестве чтению и творческому сочинению,

  • индивидуализация обучения в командах.

Содержание работы по внедрению технологии обучения в сотрудничестве предполагает несколько этапов:

1. Организационный, когда происходит формирование групп с учетом уровня обученности, личных симпатий учеников друг к другу; происходит размещение учащихся по рабочим местам, что способствует общению в процессе совместной деятельности; повторяется памятка «Работа в малых группах».

  1. Этап выполнения задания, когда определяется учебно-познавательная цель; происходит определение вида деятельности группы; распределение заданий по группам; деление заданий на логические части; распределение ролей среди учащихся каждой группы», выполнение заданий по принципу « вертушки», «пилы» либо по частям.

  2. Этап обсуждения заданий группами, который включает в себя выступления групп.

4. Анализ и контроль - учащиеся выполняют самостоятельно предложенное задание. Учитель может провести проверочную работу, дать индивидуальные тесты.

  1. Обсуждение достигнутых результатов, где учащиеся сообщают о трудностях, встретившихся в процессе работы, о путях их преодоления. Учитель подводит итог урока, формулирует выводы.

Варианты применения на практике элементов обучения в сотрудничестве на уроках русского языка и литературы:

Обучение чтению: в группе из 4-х человек ученики разбиваются на пары. Пока учитель работает с одними парами чтецов, другие самостоятельно читают друг другу; составляют план пересказа, выделяют главные мысли, пишут ответы на вопросы по тексту; практикуются в правописании, работают со словарем.

На уроках русского языка и литературы в 6 - 7 классах я использую метод сотрудничества при проверке домашнего задания (как правило, в начале урока). Ребятам предлагается « по вертушке» или иным способом проверить правильность выполнения домашних упражнений, причем важно, чтобы каждый ученик аргументировал свое решение. Если у кого-то выявляется ошибка, ее можно исправить, но только после того, как ученик поймет, почему сделано исправление. Затем ребята могут сложить вместе свои тетради (3-4), подписавшись под выполненным заданием. Это означает, что все согласны с таким решением. Вот теперь будет вполне справедливо, если учитель при проверке тетрадей (одной из трех) или при устном фронтальном опросе оценит всю группу целиком.

Метод обучения в сотрудничестве я использую и при ознакомлении с новым материалом, т.е. даю возможность учащимся самостоятельно разобраться с новым материалом, приучая ребят к сложной и кропотливой работе с информацией, к аналитической работе.

Урок по теме «Причастие».

Учащимся 6-го класса предлагаю в парах самостоятельно ознакомиться с новым материалом, используя учебник. При этом один из партнеров исполняет роль диктора (он медленно и с выражением читает правила и теоретический материал по учебнику), а другой - роль художника (он должен на основе восприятия материала на слух нарисовать схему-сигнал - графически отобразить правила). Сначала схема отображает ключевые слова-понятия: «Причастие- форма глагола», затем грамматические признаки - схема разрастается в паутину и, наконец, приводятся примеры.

Таким образом, ученики в наглядной форме устанавливают связи, зависимости различных признаков глагольной формы - причастия. Их задача - не просто установить эти зависимости, но и сформулировать правила и привести собственные примеры. При изучении этой темы можно провести дискуссию, чтобы учащиеся могли высказать свое мнение в отношении того, что же такое причастие, аргументировать ее. Выступают все члены каждой группы. В качестве домашнего задания предлагаю написать сочинение на тему « Причастие», жанр выбирают сами.

Усвоение нового материала

После того, как учитель объяснил новый материал, учащиеся объединяются в группы по три-четыре ученика. Возможны два варианта организации работы по усвоению нового материала.

Вариант 1

Каждой группе предлагается одна (своя) проблема, один текст и серия вопросов (заданий к ним, на которые должна ответить эта группа). Учащиеся читают текст, знакомятся с проблемой и договариваются между собой, кто в каком вопросе будет разбираться (по методу «пилы») с тем, чтобы затем выполнить часть общего задания и, если у кого-то из группы возникнут проблемы по тому или иному вопросу, быть в состоянии доходчиво объяснить суть проблемы. Каждый ученик группы должен понять весь материал и быть готовым ответить на любой вопрос.

Когда группы справятся с работой, учитель организует общее обсуждение, в котором участвуют все учащиеся, отвечая на вопросы учителя, дополняют друг друга. Отметки за этот вид работы не ставятся, но оцениваются (качественно, не в баллах) различные формы взаимопомощи и результативность сотрудничества.

Вариант 2

Учащимся предлагаются одинаковые задания по изучаемому материалу для всех групп. Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. В конце цикла все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждается.

Вариант 2 можно использовать в старших классах при изучении биографического материала. Например, в теме «Биография выдающегося писателя (Ф.И.О.)можно выделить ранние годы жизни, творчество этого периода, последние годы жизни и т.д. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали о своей части задания.

Я считаю, что такой метод дает возможность освоить материал всех фрагментов и таким образом изучить всю биографию писателя. Нужно только внимательно слушать партнера по команде и делать записи в тетрадях.

На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос или предложить тест.

Совокупность всех перечисленных вариантов решения конкретных дидактических задач позволяет наиболее полно реализовать личностно ориентированный подход в различных педагогических ситуациях.

Использование элементов технологии обучения в сотрудничестве на уроках русского языка и литературы способствует повышению:

  • мотивации учащихся;

  • уровню сформированности ОУУН в соответствии с индивидуальными особенностями развития школьников;

  • уровня сотрудничества учащихся.

Из этого следует, что использование технологии обучения в сотрудничестве способствует повышению эффективности уроков русского языка и литературы.

Результативность опыта

- повысился уровень обученности учащихся( 50 до 62%)

-высокий уровень творческой активности по предмету

Учащиеся активно принимают участие в конкурсах и занимают призовые места.

Литература:

  1. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие.

  2. Колеченко А.К.Энциклопедия педагогических технологий.

  3. Леонтьев А.А. Психология общения.

  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат.

  5. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве на уроках иностранного языка.

  6. Селевко Г.В. Современные образовательные технологии.

  7. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного обучения.





© 2010-2022