Интеграционные технологии в преподавании литературы в старших классах

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеграционные технологии на уроках литературы как средство самореализации учащихся.

Развитие ума путём обогащения его определённым

материалом должно занимать второе место… Нужно развивать свои умственные силы и уменье ставить и разрешать вопросы, которые ставит жизнь.

В.В.Зеньковский

1. Актуальность педагогического опыта.

Основным принципом современного образования является интеграция, что обусловлено требованием времени: у обучающихся должен быть сформирован круг определённых компетенций, отличающийся целостностью и синтетиче-ким характером. Интеграция содержания образования представляет собой про-цесс и результат формирования целостности знаний, способов и видов деятель-ности. Таким образом, интеграция обеспечивает системно-деятельностный подход в изучении фактов и процессов окружающего мира. Целесообразность и актуальность выбора интеграционных технологий определены следующими обстоятельствами:

1.Реализация принципа интегративности в образовании, на мой взгляд, должна строиться вокруг системообразующей педагогической идеи: воспитание и образование понимаются как творческие процессы, обеспечивающие условия для саморазвития, самообразования, самовоспитания личности. Естественный принцип роста ребёнка заложен в его словах: «Я сам». «Я сам», - говорит малыш, беря в руки вилку и ложку. «Я сам», - говорит подросток, выбирая собственный стиль причёски, одежды, свои музыкальные пристрастия. В школе это «я сам» нередко отодвигается на второй план. Просчёты современного образования - в преобладании репродуктивных форм обучения, практически не способствующих самореализации учащихся. Поэтому я и считаю необходимым учить школьников самостоятельности: самостоятельности мысли и поступка. Психологическим обоснованием данной идеи является потребностная модель развития личности А. Маслоу: в основе развития личности лежит ряд взаимо-подчинённых потребностей, высшее место среди которых занимает потреб-ность в самоактуализации: человек стремится максимально реализовать себя, чтобы «стать тем, кем он может стать». Сформировать у человека потребность к саморазвитию, самореализации - идеальная цель образования, в том числе и литературного, достигнуть которую и помогают интеграционные технологии.

2.Реализация принципа интегративности предполагает одновременное расши-рение и углубление получаемого знания, обеспечивает междисциплинарные связи, способствует формированию целостной картины мира. Именно такое понимание содержания образования тесным образом связано с той моделью выпускника, которая спроектирована в «Образовательной программе МОУ ли-цея №82 г. Нижнего Новгорода»: «…выпускники лицея четко определяют свои профессиональные ориентиры, конкурентоспособны, при этом добиваются це-ли и успеха исключительно благодаря уму и способностям; умеют ориенти-роваться в шкале человеческих ценностей, обладают общей культурой, здоро-вьем не только физическим, но и духовным». Инновационная деятельность педколлектива лицея осуществляется в рамках опорной площадки УО и СПЗД администрации г.Н.Новгорода по проблемам межпредметной интеграции эко-номики, математики, физики - профильных предметов лицея. Принципиально важно, что путём интеграции учащиеся не только овладевают «языком» разных предметов, учатся мыслить в русле аксиом и знаковых систем профильных предметов, но и приобщаются к творческому мышлению. Предмет «литерату-ра» изучается как базовый предмет учебного плана, однако результаты личного роста учащихся, качественные результаты обучения (материалы диагностики представлены ниже) свидетельствуют об эффективности преподавания русской словесности в условиях данной профильной направленности лицея. Считаю, что необходимым условием этих достижений является использование и интег-рационных технологий на уроках русского языка и литературы. Именно интег-рация позволяет решить целый комплекс проблем (в том числе и «разрешить» основное «временное» противоречие между сокращающимися часами на пре-подавание филологических дисциплин в рамках школьной программы и требо-ваниями, предъявляемыми в области литературного образования к выпуск-никам) за счет того, что принцип интегративности является средством интен-сификации урока и расширяет его информативную (содержательную) ёмкость.

3.Интеграционные технологии направлены на реализацию и нравственного потенциала литературы: на уроке создаётся такая педагогическая ситуация, ко-да ученик и литературный герой находятся в одном нравственном пространст-ве, так как подросток может прожить чужую жизнь как свою собственную, стремится высказаться о пережитом и прочувствованном. Через осознание интегративных связей развивается читательская рефлексия - школьник опреде-ляет место произведения в системе культурного пространства, находит его нравственные доминанты, вырабатывает умение самостоятельного осмысления текста. Таким образом, данные технологии становятся и средством духовно-нравственного становления учащихся.

2. Описание педагогического опыта.

Реализация принципа интегративности возможна на разных уровнях:

- при структурировании содержательной модели образования;

-при структурировании организационной модели педагогической деятельности.

Структурирование содержательной модели образования на уроках литера-туры предполагает два направления: «литература - другие виды искусства» и «литература - наука».

I. Литература - другие виды искусства. Включение в преподавание литера-туры «сопутствующих» видов искусства, в частности живописи и музыки, объясняется общей формой мышления и познания - наличием художественного образа. Многообразие же видов искусства даёт возможность эстетически осва-ивать мир во всей его сложности и богатстве. Общение школьника с произве-дениями искусства - это не просто факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и необходимый опыт коммуникации, диалог с художниками разных национальных культур и разных эпох.

Конечный продукт любого искусства - текст: словесный, живописный, музы-кальный, театральный и т.п. Интегративный подход к тексту обеспечивает ак-тивизацию разнообразных ощущений: зрительных, слуховых; осознание специ-фики познания окружающего мира разными видами искусства; приобщение к национальным культурным ценностям; полноценное, целостное познание Все-ленной и человека; формирование гуманитарной культуры учащихся. Литера-турный текст (именно через текст школьник познаёт мир) в данном случае выступает и как условие, и как средство, и как продукт учебной деятельности, так как доминирующую позицию в интегративном процессе сохраняет именно слово как аккумулятор культурных, духовных, эстетических ценностей, с одной стороны, и инструмент самореализации личности - с другой.

Примером интеграции на уровне содержания образования может служить урок-проект «Содружество искусств» (7 класс), идея которого заключается в следующем: различные виды искусства постоянно взаимодействуют друг с другом - композиторы пишут оперы по мотивам литературных произведений, художники иллюстрируют произведения поэтов и писателей, писатели и поэты рассказывают о жизни великих композиторов и живописцев. Музыка, проникая в поэзию, диктует свои законы.

Естественно, что на уроках литературы, музыки, изобразительного искус-ства, МХК три различных вида искусства постоянно пересекаются. Но ученик в момент этого «пересечения» нередко играет роль стороннего наблюдателя: учитель принёс репродукцию картины, дал прослушать музыкальную иллюст-рацию того или иного литературного произведения. В лучшем случае - прово-дится беседа об общих мотивах, темах, настроении, образах произведений разных видов искусства. Происходит механическое соединение материала разных предметов школьного курса в рамках одного урока. Творческая же активность личности при использовании данных форм обучения практически не развивается, не создаются условия для самореализации и самовыражения учащихся. Поэтому возникла идея предложить учащимся самим выбрать предмет для познания средствами разных видов искусства. Тем более, что именно на этом этапе литературного образования (7-9кл.) необходимым становится системное сопоставление литературы с другими видами искусства.

Концепция проекта: многовековой опыт человечества убеждает в поистине волшебной силе искусства, велика его власть над временем и пространством и так же велика его роль в жизни человека, так как искусство наряду с наукой и философией является средством познания окружающего мира. Однако в отли-чие от науки искусство обладает специфической формой освоения мира - ху-дожественным образом. Искусство учит видеть жизнь сквозь призму образности. Понятие художественного образа - одно из центральных при изу-чении литературы в школе. Постижение художественного образа, а вместе с ним идеи и замысла всего художественного произведения, - процесс сложный. Включение в процесс интерпретации текста произведений живописи и музыки способствует не только общему усвоению учащимися программного материала, более глубокому пониманию литературного произведения, но и эмоциональ-ному и эстетическому развитию школьников. Среди же многочисленных функ-ций искусства эстетическая функция - пробуждение в человеке творца, жела-ющего и умеющего творить по законам красоты,- занимает ключевое место.

От познания мира в его комплексном восприятии: через художественное слово, музыку, звук и зрительный образ на холсте - к моделированию собственного триединого художественного образа - такова диалектика урока-проекта «Содружество искусств».

Цель проекта - углубление представления учащихся об искусстве как о способе целостного познания мира разными средствами.

Задачи проекта:

  1. Выявить особенности познания мира через призму разных видов искусства: литературу, живопись, музыку.

  2. Формировать эстетические вкусы и потребности учащихся.

  3. Воспитывать творчески активную личность.

  4. Способствовать социализации школьников посредством искусства.

Этапы работы над проектом: знакомство с темой проекта, принятие и уточне-ние его целей и задач; организация исследовательских групп; отбор материала и его структуризация; подготовка к защите; защита проектов; рефлексия.

Первый уровень инновационного проекта - воспроизводящая актив-ность, однако при работе над данным проектом этот уровень излишен, так как учащиеся уже имеют базовые теоретические сведения об искусстве, его видах.

Второй уровень инновационного проекта - интерпретирующая актив-ность. В основе этого этапа работы над проектом лежал литературоведческий анализ стихотворения С.П. Шевырёва «Звуки». После чтения для анализа стихотворения учащимся были предложены вопросы:

1.«Дар искусства» - это «три языка», с помощью которых человек выражает свои чувства. О каких «языках» идёт речь в стихотворении?

2.Охарактеризуйте «язык цветов». Найдите средства художественной вырази-тельности, при помощи которых создаётся образ живописи как вида искусст-ва.

3.«Язык слов» - каким он предстаёт в стихотворении С.В. Шевырёва?

4.«Язык звуков» - в чём, по мнению автора, его особенность?

5.«Выстройте» иерархию «трёх языков» (т.е. трёх видов искусства), аргументируйте ответ.

6.Согласны ли вы с мнением автора и его отношением к живописи, литературе и музыке?

Третий уровень инновационного проекта - творческий.

Содержание проекта:

1.Выбор темы своего проекта (это может быть любое явление окружающего мира, живого и неживого: дождь, радуга, праздник, река, город…).

2.Подбор литературного произведения по выбранной теме.

3. «Коллекция» иллюстраций художников к литературному произведению.

4.Дополнение проекта музыкальным произведением, соответствующим по характеру, настроению, идее темы проекта.

5.Создание презентации для публичной защиты.

Защита проекта: обоснование выбора темы; выразительное чтение выбранного художественного произведения; аргументация отбора материала и принципа интеграции (взаимодействия) произведений разных видов искусства.

Результаты работы оказались продуктивными как с содержательной сто-роны, так и по форме воплощения. Учащиеся использовали аудиозаписи, му-зыкальные инструменты (скрипка), оформили наглядный материал, подготов-ленный ими в ходе выполнения проекта, разработали тематические газеты, мультимедийные презентации. Отмечен высокий уровень выполнения твор-ческого задания. Семиклассники продемонстрировали знания и умения, полу-ченные не только непосредственно на уроках в школе, но и во время занятий в учреждениях дополнительного образования (в музыкальных и художественных школах): на этапе защиты проекта звучала «живая» музыка (один из учащихся исполнял на скрипке «Полонез» Бетховена), были представлены работы, выполненные в художественной школе, собственные стихотворения.

Интеграция разных видов искусства в рамках данного проекта расширила представления школьников не только о культурном наследии России, но и мировой культуры в целом, способствовала созданию целостного образа разных явлений действительности и полноценного мировосприятия - единства мира и человека, живущего в этом мире, а также создала условия для самореализации учащихся посредством самостоятельного выбора и темы исследования, и способов его практического воплощения.

II. Литература - наука. Данный синтез актуален в условиях образовательной среды лицея с углублённым изучением точных наук, оперирующих цифрами, формулами, теоретическими сведениями.

Интеграция в этом направлении обусловлена тем, что углубление представлений об исследуемых в литературе явлениях должно быть соединено с другими областями человеческого познания. Между наукой и искусством, между рациональным и образным мировосприятием, между логикой и интуицией нет отношений противоречий, а есть отношения дополнительностей. Образуя целое, они во взаимодействии приобретают новые свойства. Но це-лостность не означает полного слияния дополнительностей, они остаются узна-ваемыми, различимыми. Среди многочисленных отраслей знания наиболее близка литературе история: в центре внимания и той, и другой - люди и собы-тия. Если литература - это искусство, отражающее поиск людьми разных эпох ответ на вопросы: «Что такое жизнь?», то история - это постижение законо-мерностей развития общества в разные исторические эпохи. Если литература - это социально-духовное пространство, в котором современный день для ученика создаёт целостное восприятие мира и места человека в нём, то история - это точка пересечения прошлого, настоящего и будущего, это пространство, ориентирующее на гуманистические ценности при выборе решений, на ответственность за будущее. Интеграция литературы и истории определяет духовно-нравственный стержень, объединяющий в единое целое субъекта и объект познания: ученик - эпоха - писатель - произведение.

Пример данной интеграции - урок-проект «Жизненная правда и художе-ственный вымысел в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (8 класс).

Идея проекта заключена в выбранном мной эпиграфе к вступительному уро-ку по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»: «Что такое исторический роман? Это книга, которую читают три дня, а помнят всю жизнь» (писатель - историк. В. Ян). Приступая к изучению этого интересного, но нелёгкого для восприятия восьмиклассников произведения, я очень хотела, чтобы яркие худо-жественные образы, созданные великим поэтом, остались в памяти школьников если не на всю жизнь, то хотя бы на долгое время; чтобы в пушкинских героях они увидели не безжизненных литературных персонажей, искусственно приду-манных автором, а живых людей с их болью и радостью, надеждами и разоча-рованиями; чтобы смогли понять трагедию народного восстания и счастье людей, переживших эту трагедию.

Концепция проекта основана на том, что восьмиклассники уже знают о глубоком и серьёзном интересе А.С. Пушкина к истории государства Российского; ими уже прочитаны и изучены такие произведения поэта, как баллада «Песнь о вещем Олеге», поэмы «Полтава» и «Медный всадник», на внеклассном чтении - повесть «Арап Петра Великого», стихотворения, посвященные исторической тематике. Однако с жанром исторической повести в курсе русской литературы учащиеся встречаются впервые. Поэтому на уроке обобщающего характера необходимо ещё раз остановиться на причинах обращения А.С. Пушкина к историческому жанру. Поэт считал: «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости… Дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего, пресмыкаясь пред одним настоящим». В этих словах великого россиянина - урок патриотизма для современных школьников. А как иллюстрация недекларативного отношения А.С. Пушкина к истории родной страны - его повесть «Капитанская дочка».

Создавая историческое произведение, художник решает две задачи. Во-первых, добиться иллюзии полной исторической правды изображаемого (именно поэтому Пушкин выбрал форму мемуарной литературы), во-вторых, раскрыть типические стороны исторической действительности (поэт понимал, что задача исторической повести - не в нагромождении фактов и событий). В процессе работы на уроках архитектоника повести: композиция, система образов, роль эпиграфов, идея - в основном уже рассмотрена. Поэтому задача данного проекта - показать жанровые особенности исторического жанра, сопоставив жизненную правду и художественный вымысел.

Цель проекта - углубление понимания идейно - художественного своеобразия повести А.С. Пушкина на основе сопоставления жизненной правды и художественного вымысла в данном произведении.

Задачи проекта:

  1. Формировать навыки литературоведческого анализа текста.

  2. Изучить исторические источники по теме проекта.

  3. Формировать исследовательскую культуру учащихся.

  4. Развивать навыки групповой работы.

  5. Воспитывать уважение к истории и культуре своего народа.

Этапы работы: знакомство с содержанием, целями и задачами проекта, темами исследований; организация исследовательских групп; отбор материала, его структуризация; подготовка презентаций для публичной защиты; презентация проекта; рефлексия.

Интеграция истории и литературы в рамках данного исследования способствовала овладению возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в литературном произведении, умению самостоятельно добывать знания, формированию духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением и национальным самосознанием.

Структурирование организационной модели педагогической деятель-ности предполагает интеграцию двух деятельностно-ценностных технологий: проектной и мультимедийной, которые становятся факторами развития личности. Данные технологии также реализуют идеи воспитания самостоя-тельности учащихся и создания условий для их самореализации, так как они ориентированы на выявление новых групповых форм учебной деятельности в развивающем обучении и нацелены на активизацию творческих возможностей учащихся. Последнее особенно важно для меня как учителя литературы, так как «изучение литературы в школе подчинено целям воспитания читателя и гражданина и направлено на формирование свободы общения с искусством слова…» [11, с.6] Данное же общение, на мой взгляд, невозможно без самостоятельного восприятия художественного текста, его истолкования и оценки школьником, а литературное развитие ученика, в свою очередь, непосредственно связано с общим развитием, с формированием мировоззрения, эволюцией нравственных оценок и представлений.

Овладение методом проекта в предметной области «филология» позволяет развивать у школьников навыки литературоведческого анализа, самосто-ятельность и критичность мышления, литературный вкус, формировать собственные суждения о прочитанном, то есть развивать у учащихся в единстве и взаимосвязи все компоненты филологической компетенции:

-самостоятельно приобретать знания - самостоятельно продолжать раздумья над книгой, прочитать другие книги писателя (уровень восприятия);

-использовать приобретенные знания для решения новых практических и по-знавательных задач - интерпретировать литературное произведение так, чтобы личностное отношение к тексту соотносилось с его объективным смыслом (уровень истолкования);

-вырабатывать на основе освоенных приёмов исследовательской деятельности собственные стратегии, в основе которых лежат развитые умения и навыки регуляции учебно-познавательной деятельности.

-формировать ценностные ориентации и мотивы познавательной деятельности на основе развития чувств и воображения читателя-школьника, глубины понимания произведения и мотивированной оценки художественной формы (уровень оценки).

Кроме проектных, уникальные возможности для диалога ребёнка с наукой и искусством предоставляют и мультимедийные технологии, которые наряду с методом проектов реализуют переход от философии «давать знания» к философии «учить добывать знания», что и обусловило выбор информационных технологий в преподавании литературы в школе.

Современные медиатехнологии ставят и преподавателя, и ученика перед необходимостью перейти на новый язык общения - язык аудиовизуальных коммуникаций. Поэтому актуальной задачей в этом контексте становится формирование и совершенствование информационной культуры учащихся.

Использование ИКТ привело к изменению структуры самого урока. Появи-лись новые дидактические модели: урок-презентация, когда в качестве нагляд-ного пособия ход занятия сопровождает мультимедийная презентация, и медиа-урок, основанный на интеграции с различными видами медиакультуры (кинематограф, СМИ).

Результатом участия в работе городской экспериментальной площадки «Ис-пользование информационных технологий в образовательном пространстве ли-цея» (2003 -2008 г.г.) стала разработка системы медиапроектов в 7-11 классах: «Содружество искусств»(7кл.), «Люди Древней Руси. Нравственный порт-рет Сергия Радонежского», «Историческая правда и художественный вы-мысел в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (8 кл.), «Путешествие по Пушкинским местам» (9 кл.), «Экскурсия по городу Калинову», «Петер-бург Достоевского», «Нравственные искания героев Л.Н.Толстого» (10 кл.), «Мой любимый поэт Серебряного века», «Человек на войне» (11кл.)

Накопленный опыт позволяет сделать вывод о том, что использование информационных и проектных технологий приводит к перераспределению ролей в процессе обучения:

Традиционные

роли

Традиционные

функции

Переориентация в новой технологии

УЧИТЕЛЬ

ВЕДУЩИЙ

(субъект)

1.Информационная;

2.Контролирующе-

критическая;

3. Оценочная;

1.Соинформатор;

2.Консультант;

3.Помощник;

УЧЕНИК

ВЕДОМЫЙ

(объект)

1.Отстранённая

позиция;

2.Потребительская

роль;

3.Репордуктивная;

1.Активная

познавательная

позиция;

2.Личная

ответственность.

Таким образом, интеграция в области содержательной модели обра-зования и организационной модели педагогической деятельности позво-ляет перенести акцент с механического получения информации (репро-дуктивного обучения) на формирование компетенций - способности применения освоенных универсальных учебных действий, позволяющих школьникам успешно самореализовываться в личностном плане.

3. Транслируемость опыта. Результативность работы дала основание для предъявления педагогическому сообществу продуктов моей педагогической дея-тельности в выбранном направлении преподавания литературы. Опыт примене-ния интеграционных технологий на уроках литературы был представлен на педсо-вете лицея (2006-2007 уч. год) «Использование проектных технологий в образова-тельном пространстве лицея»; на семинарах районного методобъединения учите-лей-словесников (открытые уроки, мастер-классы 2007, 2010гг.); в 2008, 2009, 2010гг. на Всероссийских научно-практических конференциях «Интеграционные технологии в преподавании русской словесности». Тиражирование опыта осу-ществлялось через публикации в районных методических электронных сборниках и в следующих изданиях:

1.Степанова Ж.А. Мультимедийные технологии как фактор развития личности. // Интеграционные технологии в преподавании русской словесности: сборник статей «Материалы Всероссийской научно-практической конференции» - Нижний Новгород, 2008. - с.250-255.

2.Степанова Ж.А. Медиапроект «Мама, папа, я - читающая семья». // Интег-рационные технологии в преподавании русской словесности: сборник статей «Материалы Всероссийской научно-практической конференции» - Нижний Новгород, 2009. - с.140-144.

3.Степанова Ж.А. Проектная деятельность учащихся на уроках литературы с применением мультимедийных технологий// Интеграционные технологии в пре-подавании филологических дисциплин: сборник статей «Материалы Всероссий-ской научно-практической конференции» - Нижний Новгород, 2010. - с.230-238.

Таким образом, проблема применения интеграционных технологий в препода-вании литературы вызывает интерес в педагогическом сообществе, так как дан-ные технологии, реализуя системно-деятельностный подход в современном обра-зовании, обеспечивают достижение личностных, метапредметных и предметных результатов выпускниками основной школы, стимулируя их к самореализации и творческому самовыражению.

10

© 2010-2022