Движение времени в повести А. П. Чехова Ионыч

                            Тезисы выступления             на муниципальной научно-практической крнференции                                "Поиск и творчество"Свою работу посвящаем 155-летию одного из величайших людей последнего столетия – писателю, драматургу,  потрясающе мудрому человеку, чьи произведения всегда актуальны, которого можно охарактеризовать его же собственными словами: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…» - Антону Павловичу Чехову. Многие исследователи его творчества главным  мотивом чеховской драматургии считают  мотив времени. Мы же попробовали рассмотреть движение времени как элемент сюжета в «малых» жанрах – в рассказах. Категория времени может быть, на наш взгляд, выделена как ключевая при анализе рассказа «Ионыч». Цель: изучение  проникновения времени во все компоненты структуры худо­жественного произведения. Задачи: - проанализировать рассказ «Ионыч» с точки зрения влияния времени на духовные и человеческие качества героев; -  исследовать внешние обстоятельства жизни и внутренние ресурсы героя; - определить временной центр повествования. Гипотеза: если исследовательский процесс пройдет успешно, то это значит, что  художественное время является  скрытым двигателем сюжета, а  герои  не прошли испытание временем.      
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Указом президента России Владимира Владимировича Путина 2015 год объявлен в стране Годом литературы. На официальном логотипе, выполненном в цветах российского флага, изображены профили великих русских писателей и поэтов Александра Пушкина,
Николая Гоголя и Анны Ахматовой.

А мы свою работу посвящаем 155-летию одного из величайших людей последнего столетия - писателю, драматургу, потрясающе мудрому человеку, чьи произведения всегда актуальны, которого можно охарактеризовать его же собственными словами: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…» - Антону Павловичу Чехову.

Творчеству этого писателя посвящено множество литературоведческих работ, как в России, так и за рубежом, которые содержат серьезный анализ его литературного наследия. Однако важнейшая проблема своеобразия художественного времени в произведениях Чехова затрагивается только на уровне отдельных высказываний или статей.

Многие исследователи его творчества главным мотивом чеховской драматургии считают мотив времени.

Мы же попробовали рассмотреть движение времени как элемент сюжета в «малых» жанрах - в рассказах. Категория времени может быть, на наш взгляд, выделена как ключевая при анализе рассказа «Ионыч».

Это и побудило нас исследовать тему «Движение времени в рассказе А.П. Чехова «Ионыч».

Для наиболее полной разработки взятой темы, были определены следующие цель и задачи.

Цель: изучение проникновения времени во все компоненты структуры художественного произведения

Задачи:

- проанализировать рассказ «Ионыч» с точки зрения влияния времени на духовные и человеческие качества героев;

- исследовать внешние обстоятельства жизни и внутренние ресурсы героя;

- определить временной центр повествования.

Исходя из цели, мы определили объект, предмет и гипотезу исследования.

Объект: рассказ А.П. Чехова «Ионыч».

Предмет: категория времени в рассказе.

Гипотеза: если исследовательский процесс пройдет успешно, то это значит, что художественное время является скрытым двигателем сюжета, а

герои не прошли испытание временем.

Для решения представленных задач и для достижения обозначенной цели, в качестве основных мы использовали вот эти методы исследования: анализ и обобщение литературы по теме исследования, изучение опыта литературоведов и методистов, эвристический, исследовательский.

«Писатель... творит время, в котором протекает действие произведения»,- писал Д. С. Лихачев. Творит время и Чехов.

Содержательность и своеобразие художественного времени, проникновение его во все компоненты структуры художественного произведения можно увидеть в чеховском рассказе «Ионыч». В нем - «обыкновенная история» одного человека, история отставания его от времени. На поверхности - поступательное движение: от юности к зрелости и начинающейся старости; в глубине же - движение вспять, утрата в человеке живого, духовного, человеческого начала.

Мы обратили внимание, что в последней, пятой главе автор ведет повествование в настоящем времени: Ионыч «тяжело дышит и уже ходит откинув голову. У него... уже есть имение... Он не бросает земского места...». В этой главе, по нашему мнению, временной центр повествования; здесь наиболее открыто выражено отношение писателя к герою: «жадность одолела».

Экскурс в прошлое в первых четырех главах- это исследование внешних обстоятельств жизни и внутренних ресурсов Старцева, приведших его к положению Ионыча. Повествование в этих главах ведется в прошедшем времени.

На пути Старцева как бы расставлены временные вехи:

- «Прошло больше года»,

- «Прошло четыре года»,

- «Прошло еще несколько лет».

Настойчиво звучат в рассказе слова: «еще» и «уже», «прежде» и «теперь». Порой читателю разрешено заглянуть в будущее Старцева: «Он шел пешком, не спеша (своих лошадей у него еще не было)». Этим столкновением временных планов достигается впечатление не только временной последовательности, но и внутреннего единства разных этапов истории героя.

Интересна такая особенность: достаточно большая временная протяженность (более десяти лет) приходится на малый повествовательный объем - рассказ всего в 16 страниц. Интенсивность движения времени (скачки через месяцы и годы) тем более заметна, что соотносится с неподвижным бытом, с установившимися в обывательской среде понятиями, образом жизни.

У каждого героя рассказа свое соотношение с движущимся временем. В одних случаях время оставляет свою печать лишь на внешнем облике: «Вера Иосифовна, уже сильно постаревшая, с белыми волосами...». В других случаях время как бы проходит мимо, не оставляя никакого следа. Иван Петрович застыл не только духовно, но и физически: «не постарел, нисколько не изменился и по-прежнему все острит и рассказывает анекдоты».

Более сложны отношения со временем у Екатерины Ивановны, и проходят они несколько стадий. Изменению подвержены и внешность («...похудела, побледнела, стала красивее и стройнее»), и внутренний ее мир: («…исчезли инфантильность, избалованность, прежнее детское наивное выражение лица»).

Наибольшему испытанию временем в рассказе подвергается главный герой - Старцев. Ионыч не замечает ни движения времени, ни изменений, происшедших в нем самом. Он по инерции живет прежними представлениями о себе, когда еще был молод

На том, раннем отрезке жизни Старцева и его отношений с городскими обитателями (в первой главе), Чехов также расставил временные вехи, помогающие характеризовать героя и тенденции его развития.

Вторую главу отделяет от первой довольно большое временное расстояние: «Прошло больше года». А вот из всего потока времени, когда вспыхнуло, развилось, достигло кульминации чувство героя, выхвачено (во второй и третьей главах рассказа) лишь два дня.

Но именно в них взлет, кульминация чувств героя, быть может, наивысшее проявление личности Старцева, после чего начнется падение, нисхождение его к Ионычу. Автор внимательно исследует именно этот кульминационный момент, эти два дня в истории жизни Старцева. Из пяти глав рассказа им посвящены две, из 16 страниц текста - шесть с половиной.

Если кульминационные ее моменты развертываются в повествовании на нескольких страницах, то спад обозначен в конце третьей главы лишь одной фразой: «Дня три у него дело валилось из рук, он не ел, не спал», а затем, узнав, что Котик уехала в Москву, «успокоился и зажил по-прежнему».

В процессе движения времени («Прошло еще несколько лет») регистрируются изменения Старцева - Ионыча, подчеркивается физическое и духовное его ожирение; «...голос у него изменился, стал тонким и резким. Характер у него тоже изменился: стал тяжелым, раздражительным».

Заключение

Магическое значение времени в прозе Чехова еще не изучено достаточно глубоко, поэтому нам было интересно обнаружить некоторые закономерности участия времени в одном из его рассказов, которые позволили сделать вывод, что время у Чехова действует против героев, им во вред. Время уносит прочь мечты о личном счастье. Чеховским героям страдания причиняют не те или иные события - «случаи», а само время их жизни. Поставив себя в зависимость от времени, люди безоговорочно вверяют ему свою судьбу, не замечая, что время дало уже трещину в настоящем, а значит, вряд ли дотянет до будущего.
Нам кажется, что Чехов открыл нам трагедию своих героев, показав эту фатальную зависимость от времени: пространственные и временные измерения довлеют над человеком, жизнь измеряется часами и годами - то есть художественное время является скрытым двигателем сюжета.

Именно эту мысль мы и выдвигали в качестве гипотезы.

Спасибо за внимание!




© 2010-2022