Система использования ИКТ на уроках русского языка в старших классах

Единое Национальное Тестирование отражает уровень знаний выпускных классов в Казахстане и является обязательным экзаменом. Современный учитель должен учить детей искать информацию и осваивать ее самостоятельно. Именно поэтому учителям стоит и следует применять интерактивные доски на своих уроках. Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы повышает интерес учащихся к данным предметам, развивает их творческий потенциал и критическое мышление, помогает изучать большие произведения, усвоит...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тунгушбекова А.А.

ЧУ «Учебный центр»

г. Караганды


СИСТЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ


Основная тенденция современного образования - направленность на результат, который в выпускных классах организаций образования отражается в результатах Единого Национального тестирования.

Сегодня ЕНТ является обязательным выпускным экзаменом и показателем готовности выпускника, поэтому основная задача, стоящая перед учителем, работающим в выпускных классах, и учениками, - подготовиться к итоговому тестированию. Обучающиеся и учителя заинтересованы в получении высоких результатов. Эффективной подготовке способствует использование на уроках и во внеурочное время современных информационных технологий. Интерактивное обучение изменяет привычные, транслирующие (передаточные) формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии [2;114]

Задача современного учителя заключается не в преподавании детям готовых знаний, а в том, чтобы научить учеников искать информацию и осваивать ее самостоятельно. Умение обрабатывать информацию сегодня является важным итогом обучения. Поэтому на уроках я применяю информационные технологии, и мотивировано это тем, что они позволяют организовать эффективную и мало затратную по времени фронтальную, групповую и самостоятельную работу; способствуют систематическому совершенствованию практических умений и навыков учащихся; позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения; повышают интерес к урокам русского языка (особенно у мальчиков); создают комфортные условия обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность [2;115]; содействуют развитию творческого потенциала учащихся.

На уроках часто использую презентации MS Power Point как для объяснения нового материала, так и в качестве домашнего задания учащимся.

На уроке по роману М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» была поставлена следующая проблема: «Являются ли Головлевы настоящей семьей». При подготовке к уроку учащимся давалось задание не только прочитать произведение, но и подготовить презентацию по одному из персонажей. В презентации учащиеся должны были отразить следующие моменты: портрет персонажа (внешний и психологический), отношение его к членам семьи, отношение других членов семьи к нему, роль в дележе наследства, обстоятельства гибели.

В начале урока учащиеся в форме эссе написали о своем представлении о том, какой должна быть настоящая семья. Затем были представлены презентации, с помощью которых давалась характеристика членам семьи Головлевых. В завершении урока учащиеся сами сделали вывод о том, что семья Головлевых идет к деградации, разрушению, что в ней нет любви, заботы, взаимоподдержки.

Использование презентаций и самостоятельной работы учеников над ними позволило мне сэкономить время при изучении большого произведения, дало возможность поговорить с учениками о семейных ценностях, а также развивать у учеников самостоятельность, критическое мышление, творческие способности. При использовании таких форм работы наблюдается повышение мотивации у школьников к изучению предмета, благодаря разнообразию форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для индивидуальной самостоятельной работы.

С помощью презентаций удобно организовывать самопроверку словарных диктантов или выполненных упражнений. Для этого на одном слайде даю текст, в котором пропущены орфограммы или допущены ошибки. После выполнения работы учащиеся самостоятельно проверяют диктант по следующему слайду путем самопроверки или взаимопроверки и оценивают свои знания. Данный вид работы интересен тем, что учащиеся сразу видят свои ошибки, исправляют их и получают оценки. Кроме того, тут же можно с помощью схем, таблиц, алгоритмов, опорных конспектов наглядно продемонстрировать правила для напоминания.

Инструменты флипчартов помогают разнообразить задания, формы и приемы использования средств проверки знаний учащихся. Флипчарты дают мне возможность при объяснении новой темы включить видеоуроки, тренинги, не только наглядно демонстрируя материал, но и позволяя тут же его закрепить. Флипчарты предоставляют возможности создавать разнообразные по форме и сложности упражнения для закрепления изученного материала, что позволяет выработать у учащихся умение логически мыслить, применять изученное правило на практике, повысить интерес у учащихся к урокам.

Контроль ЗУНов можно осуществить посредством разного типа тестов. В школе имеются интерактивные тренажёры, которые позволяют развивать навыки подготовки к экзамену в тестовой форме, а также для проведения тестового опроса на уроке создаю интерактивные небольшие тестовые задания. Учащийся, прочитав задание, выбирает правильный ответ, указывая на него на интерактивной доске. Учащиеся сразу видят, правильный ли вариант они выбрали, а я, как учитель, могу определить, какие есть у них пробелы в знаниях, и тут же на уроке дать дополнительное задание по ликвидации этих пробелов.

Во внеурочное время использую электронные учебники, например, «Подготовка к ЕНТ 5+». Для того, чтобы провести мониторинг знаний учащихся, даю им листы ответов, которые они заполняют при выполнении теста. Учащиеся сразу видят результат, выполнив тест, отмечают свой балл на листе ответов, там же указывают, на какие темы ими были допущены ошибки. Листы ответов помогают мне скорректировать свою работу с данным учеником в дальнейшем.

Также дополнительную помощь в подготовке к ЕНТ оказывает сайт ymnik.kz. На сайте имеются тесты для подготовки школьников к ЕНТ, содержатся тренажеры по предметам в виде открытого теста с вариантами правильных ответов. Ученики могут работать над тестами на казахском и русском языке в online версии от сайта testent.ru. Здесь предметы разбиты на варианты, после прохождения одного варианта можно провести работу над ошибками и выполнить другой вариант для закрепления знаний. testent.ru предлагает учащимся 9-11 классов много полезной справочной информации и ссылок для качественной подготовки к ЕНТ.

При анкетировании учащиеся старших классов положительно оценили использование ИКТ на уроках русского языка: 90% отметили, что теоретическая информация легче усваивается, 80% считают, что работа с презентациями помогает им показать свои способности, 97% читают полезными для подготовки к ЕНТ интерактивные тестирования. Ученики демонстрируют достаточно высокое качество знаний на выпускном экзамене: 80-85%.

Методика использования новых информационных технологий для подготовки к ЕНТ позволяет значительно повысить уровень знаний и умений за счет индивидуализации процесса обучения. Использование ИКТ на уроках помогает учащимся облегчить повторение материала и знакомство с новым, рационально организовать на уроке работу над развитием необходимых навыков, самопроверку выполнения заданий, позволяет выработать у учащихся умение логически мыслить, применять изученные правила на практике. Учитель, применяя ИКТ, экономит время, повышая плотность урока, использует разнообразные задания, снижая усталость у учащихся и тем самым способствуя сохранению здоровья. Кроме того, интересные формы работы при использовании интерактивного оборудования помогают мотивировать учащихся, создать ситуацию успеха, снизить тревожность. ИКТ на уроках в старших классах помогают эффективно организовать подготовку к ЕНТ, раскрыть творческий потенциал учащихся, осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению.

Литература:

Каримова Я.Г. Инновационные методы преподавания с использованием Интерактивной доски и флипчартов как средств мотивации учащихся // Творческая педагогика. - 2011. - №3. - С. 94-99.

Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4 - Ростов н/Д: «Учитель», 2007 - 240 с.

Лось Т.Н. Интерактивная доска на уроках русского языка // Творческая педагогика. - 2011. - №3. - С. 85-93.

Образовательный портал «Умник» umnik.kz

© 2010-2022