Литература басни И. А. Крылова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Басни Крылова И.А.»

БАСНИ- «КНИГА МУДРОСТИ САМОГО НАРОДА»

(комментарий к презентации)

урок в 6 классе

Слайд №1

Тема урока: «Басни Крылова И.А.»

БАСНИ- «КНИГА МУДРОСТИ САМОГО НАРОДА»

Слайд №2

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать!» Крылов И.А.

Слайд №3

Достоинство басен Крылова безусловно и не зависит ни от времени, ни от моды. (Белинский В.Г.)

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

М. Исаковский

Слайд №4

- Продолжим знакомство с биографией Крылова.

В Петербург Крылов переехал в 1782 с Львовыми. С 1783 служил в Казенной палате в Петербурге, активно занимался самообразованием. Кроме французского, он выучился читать и писать по-немецки и по-итальянски. Хорошо играл на скрипке, выучил теорию музыки, разбирался в математике. У Львовых и, возможно, у драматурга Я. Б. Княжнина, Крылов познакомился практически со всем, довольно узким кругом литераторов и знатоков искусств того времени, в числе которых был и Г. Р. Державин с женой, покровительствовавшей Крылову.

Слайд №5

«Памятники, сооружаемые в честь знаменитым соотечественникам, суть высшие выражения благодарности народной; в них освящается и увековечивается память прошедшего; в них преподается назидательный и поощрительный урок грядущим поколениям…

Крылов свое дело сделал. Он подарил Россию славою незабвенною. Ныне пришла очередь наша… Ныне, когда его не стало, равномерно отблагодарим его достойным образом: сотворим по нем народную тризну, увековечим благодарность нашу, как он увековечил дар, принесенный им на алтарь отечества и просвещения…»

(Из обращения Комитета по сбору средств на установление памятника И.А. Крылову. Написано П.А.Вяземским. 1845 год)

В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. В конкурсе на лучший проект победил барон Петр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с художниками К.Брюлловым и Агиным.

Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне постамента - барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова.

Слайд №6

Имя Эзопа упоминается в древнегреческой литературе в 440-430 годах до нашей эры. Оно, как и сам образ Эзопа, обросло легендами. Об Эзопе достоверно ничего не известно. Мы даже не знаем, был ли он историческим лицом. Согласно легендам, это был старец, участник пиров, мудрый собеседник. Он - раб, но умнее свободных граждан, безобразен («брюхо вспученное, голова - что котел, курносый, с темной кожей, увечный, гугнивый…»), но выше красавцев. Его внешний облик совсем не соответствовал представлениям аристократов об идеале человека.

Басня в его устах - орудие защиты угнетенного народа от знати. Но так как прямые выпады против властителей были опасны, то Эзоп избирает иносказательный жанр, форму басни. Он как бы развлекает слушателей устным рассказом, но цель его - передать правила, которым следуют в обществе и дома, поучать жизненными правдивыми историями и случаями.

Отсюда название - эзопов язык - язык иносказательный, под видом развлечения, шутки он используется для насмешки и поучения. Эзоп считался и считается зачинателем басенного жанра, первооткрывателем, изобретателем басенных сюжетов.

Все последующие баснописцы (Федр, Лафонтен, Крылов и др.) использовали сюжеты, впервые введенные в литературу именно Эзопом.

-В XVII веке древний жанр был возвеличен французским писателем Жаном де Лафонтеном.

Слайд №7

В XVIII веке басня начала быстро развиваться в России в творчестве В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова, М.В. Ломоносова, а также Майкова В.И., Дмитриева И.И., Хемницера И.И. Они стремились писать басни простым, разговорным языком, избегая подробностей в пересказе, воссоздавая живые картинки нравов, грубовато-правдоподобный быт.

Слайд №8

Басня - это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл.

Особенности:

  • Небольшой рассказ, часто стихотворный

  • Делится на 2 части:

основное повествование и мораль (нравоучительный вывод),

  • Аллегория (иносказание; изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек)

  • Олицетворение (о неодушевленных предметах говорится, как об одушевлённых)

  • Персонажи (герои) - животные

  • Диалог (разговор двух или более героев)

  • Разговорный язык

Слайд №9

Аллегория- изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет.

Олицетворение- животные и неодушевлённые предметы говорят, думают, чувствуют.

Слайд №10

Предлагаю поработать над текстом басен.

И.С. Тургенев писал в 1871 году: « Крылов обогатил общественное сознание множеством наставлений, пословиц, изречений, ставших поговорками и вошедших в язык даже неграмотного крестьянина. Никого не цитируют так часто, как Крылова, и… те, кто цитирует его, часто даже не подозревает, кому они обязаны тем или иным выражением…»

А Васька слушает да ест

Один говорит, стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то плохое.

Говорят, когда хотят подчеркнуть, что бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова.

Слайд №11

А воз и ныне там

Говорится обычно в ситуации, когда прошло много времени, а дело с места не сдвинулось.

Сколько раз говорили, что надо готовиться к каждому уроку, «а воз и ныне там» - опять вы не подготовились.

Слайд №12

Чем кумушек считать

трудиться,

не лучше ль на себя,

кума, оборотиться?

Вместо того, чтобы критиковать недостатки других, лучше посмотреть, нет ли их у тебя самого.

Говорится обычно иронически в ситуации, когда кто-либо указывает другому на недостатки, которые есть и у него самого.

Каждому из нас в той или иной мере надо прежде всего «на себя оборотиться», быть строже к себе.

Слайд №13

Кукушка хвалит петуха за то,

что хвалит он кукушку

Взаимные похвалы не бывают искренними.

Говорят иронически, когда один хвалит другого потому, что тот похвалил его.

Слайд №14

В 6 классе мы с вами познакомимся с новыми баснями. Предлагаем вам прочитать басню «Осел и Соловей». В ней показано комическое изображение невежества судьи, глухого к произведениям истинного искусства

Слайд №15

Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.

Слайд №16

В басне «Листы и Корни» Крылов пишет о равном участии власти и народа в достижении общественного блага.

Слайд №17

Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки.



© 2010-2022