Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема урока: Корень слова. Однокоренные словаТема урока: Корень слова. Однокоренные словаТема урока: Корень слова. Однокоренные словаТема урока: Корень слова. Однокоренные слова

Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока:

добиться полного и прочного усвоения определения корня и однокоренных слов. Уметь различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова.

Задачи урока:

формировать умения находить, подбирать и образовывать однокоренные слова, находить корень, подбирая родственные слова;

развивать логическое мышление, связную устную и грамотную письменную речь;

воспитывать интерес к языку, доброжелательное отношение друг к другу, любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

интерактивная доска, карточки с заданиями.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Психологический настрой учащихся с помощью игры (самодиагностика настроения)

Хорошее среднее плохое

II. Опрос домашнего задания.

Работа с интерактивной доской.

На прошлом уроке, мы прошли тему «Состав слова». «Основа и окончание».

Кто объяснить мне эту схему?



- Какие бывают части слова?

- Что называется основой?

- Что включает в себя основа слова?

III. Объяснение новой темы.

1. Ребята, вы любите слушать сказки? А начнем мы наш урок со сказки. Чтение сказки о «Чудесном дереве» с использованием интерактивной доски.

Много лет назад появилось слово лететь. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое и красивое дерево».

Посадили люди слово лететь, и стало оно расти. Сначала одна веточка появилась. Ее звали прилететь. Потом выросла вторая - улететь, затем - вылететь, четвертая - полететь, пятая - долететь, шестая - перелететь. А от последней потянулась новая веточка- перелетная. Много веточек появилось у чудесного дерева. Все они на него похожи, но и свое есть в каждой. Вот какое дерево выросло!

Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех одна общая часть - лет -. Решили тогда люди общую часть этих слов назвать «корнем». И правильно сделали: от нее, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова.

Корнем слова называется общая часть родственных слов. Поэтому слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу, называются однокоренными.

Учитель: Интересная сказка, понравилась вам?

Вопросы:

- Почему сказка называется чудесная?

- Чем похожи эти веточки друг на друга?

- Как называется общая часть?

-Можно ли сказать, что эти слова однокоренные?

-Что нужно сделать, чтобы определить корень?

IV. Закрепление.

Выпишите однокоренные слова и выделите общую часть (корень).

Лететь, прилететь, улететь, вылететь, полететь, долететь, перелететь, перелетная.

Упражнение 153. Выделить корень.

Г о р а , г о р к а , г о р н ы й .

Ж е л т ы й , ж е л т е н ь к и й , ж е л т е т ь.

К р а с н ы й, к р а с н е н ь к и й , к р а с н е т ь.

Упражнение 154. В каждой строчке найдите однокоренные слова (устно).

Л и с т , л и с т и к , л и с т в а , ц в е т о к.

З о л о т о , з о л о т о й , зонт , з о л о т и с т ы й .

Д о ж д ь , д о ж д л и в ы й , д о ж д е в о й , с н е г .

В о д а , в о д н ы й , в о д я н о й , в о д и т е л ь .

V. Кроссворд «Однокоренные слова»

Переведите слова на русский язык и запишите в клетки слово,образованное от этого корня.

Кітап, алма, жұмыс, орман,көктем,хат.












VI. Наблюдательный этап.

1.Внимательно посмотрите и сравните слова в 2-столбиках.

выход труд

вход труда

входить труду

заходить трудом

уходить о труде

приходить

Вывод:

В первом столбике однокоренные слова, а во втором изменяется окончание (грамматическое значение ), а лексическое значение остается тем же -это формы одного и того же слова.

2. Запишите в тетрадь.

Выход, вход, входить ,заходить, входной, приходить, уходить - это однокоренные слова.

Труд, труда, труду, трудом, о труде - это разные формы одного и того же слова.

VII. Игра «Собери слово из его частей».

Я раздаю карточки , дети должны собрать их и составить слово.

Дуб, дуб-ок, дуб-ов-ый.

Лес, лес-ок, лес- н - ой .

Гор-а, гор-ка, гор-н-ый.

Стол, стол -ик, стол-ов-ая.

Гриб, гриб-ок, гриб-н-ой.

Сад, сад-ик, сад-ов-ый.

Зим -а, зим-н- ий, зим-ова-ть.

VIII. Работа с книгой.

Упражнение 155.

Чтение текста «Лесной доктор».

Словарная работа.

Лесной доктор - орман дәрігері

Губит - құртады

Вредные насекомые - зиянды жәндіктер

Липкий - жабысқақ

Личинки - құрт

Зазубринки - кетілген

Вопросы:

- Как уничтожает вредных насекомых дятел?

- Почему дятла можно назвать «лесным доктором»?

- Какую помощь птицам могут оказать школьники?

- Найдите разные формы существительного дерево. Обозначьте окончание.

IX. Рефлексия.

- Какую тему мы сегодня проходили?

- Что такое корень слова?

- Что мы узнали об однокоренных словах и формах одного и того же слова.

Тест

1. Сколько значимых частей в слове?

А) 2; б) 5; в) 4; г) 3

2. Какая часть слова не входит в основу?

А) приставка; Б) окончание; в) корень г) ни одна из названных.

3.Окончание, корень, суффикс, приставка-это…

А) части речи;

В) части слова;

С) члены предложения.

4.В основу слова входят:

А) корень, суффикс, окончание;

В) корень, приставка, окончание;

С) корень, суффикс, приставка.

5.Корень-это…

А) общая часть родственных слов;

В) часть слова которая стоит перед приставкой;

С) часть слова, которая стоит после корня.

Оценки за урок.

Домашнее задание. У.156, 158.



© 2010-2022