Викторина по фразеологии. 6-7 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Биография слов.

Урок- викторина. Внеклассное мероприятие.

Викторина по фразеологии. (6- 7 классы).

На доске эпиграф: " Биографию имеют не только люди, но и слова".

Ведущий: В нашем языке, как и в других, есть немало спаянных словосочетаний, образующих единое целое и употребляемых, как правило, в переносном смысле, выражений образных, эмоциональных. Такие неразложимые сочетания мы называем фразеологизмами. Нельзя изучить язык, не зная фразеологизмов, потому что они очень часто встречаются в нашей речи, делая ее гибкой, яркой, меткой, выразительной. Содержанием нашей викторины будут фразеологизмы.

Викторина письменная, бумагу и ручки вы получите на месте. После ответа на последний вопрос все материалы сдаются членам жюри, которые и определят победителей.

Вопросы-задания.

1. Откуда пришли такие выражения, как телячий восторг, проглотить пилюлю, играть роль, привести к одному знаменателю, тяжелая артиллерия, по щучьему велению. ( за каждый хороший ответ-2 очка)

Ответы: Из сельскохозяйственной жизни, из врачебной практики, из театральной жизни, из математики, из военной жизни, из сказок, из басни И.А. Крылова " Лебедь, рак и щука".

2. Назвать 5 фразеологизмов, пришедших из сказок. ( За каждый пример - по одному очку).

Ответы: По щучьему велению, битый небитого везет, за тридевять земель, сказка про белого бычка, рожки да ножки.


3. Назвать 5 " крылатых" слов из басен Крылова ( 2 очка за пример)

Ответы: А ларчик просто открывался; Услужливый дурак опаснее врага; А воз и ныне там; Слона-то я и не приметил; А Васька слушает да ест.

4. Указать названия литературных произведений, ставших крылатыми.( 2 очка за название).

Ответы: " Демьянова уха", " Кукушка и петух" ( И.А. Крылов), " Горе от ума" ( А.С. Грибоедов), " Человек в футляре", " Хамелеон" ( А.П. Чехов), " Что такое хорошо и что такое плохо" ( В.В. Маяковский), " Последний из могикан" ( Ф.Купер).

5. Объяснить смысл выражений: поставить точку над i, Прометеев огонь, семь чудес света.(За каждый правильный ответ по 5 очков).

6. Подобрать синонимы к следующим выражениям: а) сесть в калошу ( потерпеть неудачу, оказаться в смешном положении), б) ломать голову ( решать трудный вопрос), в) хватать на лету ( быстро), г) без сучка, без задоринки ( хорошо) За каждый синоним по очку.

7. Привести примеры фразеологизмов, образованных в наши дни. ( 3 очка за пример).

8. Дописать фразеологизмы: дрожит ( как осиновый лист); надулся ( как мышь на крупу), кататься ( как сыр в масле); путеводная ( звезда), вариться ( в собственном соку); втирать (очки), кривить ( душой),; первая (ласточка); стреляный (воробей); мокрая (курица); умирающий (лебедь); белая (ворона), кануть ( в Лету); скрепя ( сердце); до мозга (костей); ни к селу( ник городу); закадычный ( друг); страдная (пора); угрызения ( совести) ( 1 очко за ответ)

9. Дописать, используя фразеологизмы, короткий рассказ на тему " А ларчик просто открывался" о том, как мы решали кроссворд. ( Оценка 5, 6 , 7 очков).

В перерыве, пока жюри обсуждает результаты, проводится игра " Рыбная ловля" , Участники ее по очереди достают удочкой из бассейна ( ящика) рыбку с написанными на ней вопросами занимательной грамматики, зачитывают их и дают ответ.

Вопросы по занимательной грамматике.

1. Какое новое значение приобрело в 20 в .слово спутник? ( Снаряд, запускаемый в Космос с исследовательскими целями).

2. Какая игла не тонет в море? ( Игла-рыба)

3. Какую строчку не может прочесть ни один человек? ( Строчку, прошитую портным).

4. Замените одним словом: надуть губы ( рассердиться), клевать носом ( дремать).

5. По чему летают самолеты? ( По воздуху)

6. От чего плавают утки? ( От берега).

7. Кто сумеет быстро сказать:

а) жук жужжит под абажуром.

б) дали Клаше каши с простоквашей.

в) Не то здорово, что было здорово, а то здорово, что не было здорово, так здорово.

Затем вывешиваются плакаты с шарадами. Решения подаются письменно. Ведущий объявляет догадливых.

Шарады.

1. Первое- нота, второе - игра, а целое встречается у столяра. ( долото)

2. Первое можно засеять вторым, в целом мы часто на даче лежим. ( Гамак)

3. Подряд три предлога возьмем, целое на дереве найдем. ( Сук)

Жюри работу закончило. Председательствующий зачитывает лучшие ответы на вопросы викторины и называет победителей. Ведущий вручает подарки.

© 2010-2022