Рабочая программа по литературе 9кл Коровиной

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и  учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2014г.), а также с учетом методических рекомендаций по организации учебного процесса в образовательных учреждениях Ставропольского края в 2014-2015 учебном году.   На изучение ку...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

20


Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Казачий кадетский корпус»



ПРОВЕРЕНО

Заместитель директора по

УР ГКОУ «Казачий кадетский корпус»

_____________ С.В.Бессмельцева

«___» _________ 2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГКОУ «Казачий кадетский корпус»

_______________Ю.Н. Павлюк

Приказ № _______

от «29» августа 2014 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

ЛИТЕРАТУРА

9 КЛАСС

2014 - 2015 учебный год


Составлена на основе Примерной программы общеобразовательных учреждений по литературе 5-9 классы, к учебному комплексу для 9 класса (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М: «Просвещение», 2012).



Составитель:

учитель русского языка

и литературы

Пустовая Галина Алексеевна.



Буденновск, 2014 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы - В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2014г.), а также с учетом методических рекомендаций по организации учебного процесса в образовательных учреждениях Ставропольского края в 2014-2015 учебном году.

На изучение курса отводится 102 часа из расчета 3 часа в неделю.

Учебно-тематический план по предмету «Литература» для 9 класса рассчитан на 102 часа (3 часа в неделю)

№ п\п

Название раздела

Кол-во

часов

В том числе:

уроки

Уроки разв. речи

Контр.

работы

1.

Введение

1

1



2.

Древнерусская литература

3

2

1


3.

Литература XVIII века

9

9



4.

Русская литература XIX века

58

53

4

1

5.

Русская литература XX

25

23


2

6.

Зарубежная литература

6

6




Итого

102

94

5

3

Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы , формирование умения оценивать и анализировать художественные произведения.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

В ходе изучения литературы в 9 классе учащиеся знакомятся с литературой и ее ролью в духовной жизни человека, шедеврами родной и зарубежной литературы. Знакомятся с творчеством следующих писателей и поэтов: М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, Н.М.Карамзина, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.НекрасоваА.Т.Твардовского, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Островский, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.А.Булгакова, А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского, А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, Н.А.Заболоцкого, М.А.Шолохова.

В ходе уроков учащимся даются следующие сведения из теории литературы:

Слово как жанр древнерусской литературы

Ода как жанр лирической поэзии

Жанр путешествия

Начальные представления о сентиментализме

Развивается представление о балладе

Начальное представление о романе в стихах

Развивается понятие реализм

Развивается понятие о трагедии как жанре драмы

Начальное представление о психологизме художественной литературы

Начальное представление о психологическом романе

Понятие о герое и антигерое

Понятие о литературном типе

Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме

Развивается представление о жанровых особенностях рассказа

Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения

Углубляются знания о рифме и способах рифмовки.

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, формирование гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе; подготовка к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11классов, совершенствование умений подробного, выборочного, сжатого пересказа от другого лица; подготовка к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:

познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;

практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;

эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен овладеть следующими ЗУН:

ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.;

основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.

УМЕТЬ:

воспроизводить содержание литературного произведения;

правильно, бегло и выразительно читать вслух;

определять род и жанр произведения;

писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

писать развернутый ответ на вопрос;

письменно составлять план сочинения;

писать рассказ-характеристику;

свободно владеть письменной речью.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

участия в диалоге или дискуссии;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Методы обучения:

*ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ;

*ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ;

*ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ;

*ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ.


Требования к уровню подготовки учащихся по литературе за курс IХ класса

Учащиеся должны знать:

Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.

Тексты художественных произведений.

Сюжет, особенности композиции изученных произведений.

Типическое значение характеров главных героев произведений.

Основные понятия: литературный характер, литературный тип, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, критический реализм.

Изобразительно-выразительные средства языка.

Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).

Учащиеся должны уметь:

Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.

Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.

Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.

Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.

Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.

Готовить доклад, сообщение, реферат, презентацию на литературную тему (по одному источнику).

Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.

Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.

Пользоваться словарями различных типов и справочниками.


Календарно - тематическое планирование уроков литературы в 9 классе

п/п

Тема урока. Основное содержание

Количество часов

Вид урока. Основные формы деятельности учителя и учащегося

Повторение. Теория литературы

Духовно - нравственная проблематика урока

Домашнее задание




Дата


1четверть







1

Р. к. Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся

1

Беседа. Тестирование

Роды и жанры литературы

Человек и его место в Мире

01

2

Литература Древней Руси (с повторением ранее изученного). Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове…»

2

Лекция. Беседа

Роды и жанры литературы

Величие духа Человека

5,6

3

Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.

1

Практикум

Художественное своеобразие произведения

Величие духа Человека

Наизусть отрыв Плач Ярославны

8

4

Проблема авторства «Слова…»

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 века. Особенности русского классицизма

1

Лекция

Направления в литературе

Возвращение к Истоку

Дом сочин

12

5

М. В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом.

М. В. Ломоносов- реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения

1

Лекция. Практикум

Сообщение о жизненном и творческом пути поэта

Величие духа Человека

13

6

М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова

1

Беседа

Жанры лирики как рода литературы

Могущество. Беспомощность

Отрыв наизусть

15

7

Г. Р. Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Г. Р. Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике

Г. Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения

1

Урок внеклассного чтения

Тема и идея произведения

Слово есть поступок

8

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина

1

Практикум

Тематика лирики

Слово есть поступок

9

А. Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения

1

Рассказ учителя. Беседа

Жанры эпоса как рода литературы

Слово есть поступок

10

Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение

1

Практикум

Жанры позы

Слово есть поступок

11

Н. М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей

1

Лекция

Литературные направления и течения

Там, где родина, там и душа

12

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы

1

Практикум

Жанры позы

Страдание. Радость

13

Подготовка к сочинению «Литература18 века в восприятии современного читателя»

1

Урок развития речи

Сложный план сочинения

14

Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия 19 века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература

1

Лекция

Роды и жанры литературы

Человек и его место в литературе

15

Романтическая лирика начала 19 века.

В. А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения

1

Лекция. Практикум

Жанры лирики как рода литературы

Страдание. Радость

16

В. А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы

1

Беседа. Практикум

Жанры лирики как рода литературы

Страдание. Радость

17

А.С.Грибоедов. Личность и судьба драматурга

1

Лекция

Сообщение о жизни и творчестве писателя

Каждый человек-сын своих дел

18

А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии

1

Беседа

Комедия как жанр драмы

Смешное всегда правдиво

19-20

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»

2

Беседа

Герои драматического произведения

Смешное всегда правдиво

21-22

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей

2

Беседа

Главные и второстепенные персонажи драматического произведения

Сила и Слабость

23

Язык комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения ( по комедии «Горе от ума»)

1

Урок развития речи

Классицизм как направление в литературе

Смешное всегда правдиво

24

И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»

1

Урок развития речи

Классицизм как направление в литературе

Сила и Слабость

25

А. С. Пушкин: жизнь и творчество. А. С. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве

А. С. Пушкина

1

Лекция. Беседа

Тематика лирики

Дружба и Товарищество

26

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар».

1

Беседа

Тематика лирики

Сила и Слабость

27

Любовь как гармония душ в интимной лирике А. С. Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь еще быть может…». Адресаты любовной лирики поэта

1

Семинар

Тематика лирики

Открытие Любви

28

Р. к.Тема поэта и поэзии в лирике

А. С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения

1

Практикум

Тема и идея произведения

Слово есть поступок

29

Р. к. Контрольная работа по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике А. С. Пушкина

1

Урок контроля

Роды и жанры литературы. Герой художественного произведения

Слово есть поступок

2 четверть


30

А. С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизационного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко

1

Урок внеклассного чтения

Жанры лирической поэзии

Сила и Беспомощность

31

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа

1

Лекция

Жанры лирической поэзии

Каждый человек- сын своих дел

32

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути

1

Беседа

Сообщение на заданную тему

Каждый человек- сын своих дел

33

Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга

1

Беседа

Анализ прочитанного

Каждый человек- сын своих дел

34

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

1

Практикум

Составление характеристик героев

Открытие Любви

35

Автор как идейно- композиционный и лирический центр романа

1

Беседа

Авторская позиция в произведении

Открытие Любви

36

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа

1

Семинар

Реализм как художественное направление в литературе

Сила Характера

37

Пушкинский роман в зеркале критики:

В. Г. Белинский, Д. И. Писарев,

А. А. Григорьев, Ф. М. Достоевский, философская критика начала 20 века. Подготовка к сочинению по роману

А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

1

Урок развития речи

Сложный план сочинения

Каждый человек- сын своих дел

38

А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери».Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества

1

Урок внеклассного чтения

Тематика и проблематика произведения

Каждый человек- сын своих дел

39

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике

М. Ю. Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно…»

1

Лекция. Беседа

Сообщение о жизни и творчестве поэта

Сила и Слабость

40

Образ поэта- пророка в лирике

М. Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи- значенье…».

1

Практикум

Тематика лирики

Сила и Слабость

41

Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и послания к ним «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…, «Нищий»

1

Практикум

Тематика лирики

Открытие Любви

42

Эпоха безвременья в лирике

М. Ю. Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии

1

Семинар

Тема и идея поэтического произведения

Там, где Родина, там и душа

43

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М. Ю. Лермонтова в романе

1

Лекция

Роман как жанр прозы

Человек и его место в окружающем Мире

44

Р. к.М .Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

1

Беседа

Образ главного героя

Человек и его место в окружающем Мире

45-46

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

2

Беседа

Образ главного героя

Человек и его место в окружающем Мире

47

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина

1

Практикум

Образ главного героя .

Любовь и Ненависть

48

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

1

Практикум

Система образов романа

Любовь и Ненависть

49

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия

М. Ю. Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В. Г. Белинского. Подготовка к сочинению

1

Семинар

Жанры поэзии и прозы

Человек и его место в окружающем Мире

50

Р. к. Контрольная работа по лирике

М. Ю. Лермонтова

1

Урок контроля

Жанры поэзии и прозы. Образ лирического героя

Человек и его место в окружающем Мире

3 четверть


51

Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» ( с обобщением ранее изученного). Проблематика и поэтика первых сборников Н. В. Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы

1

Лекция

Жанр и композиция произведения

Там, где Родина, там и душа

52-53

Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода

2

Беседа. Практикум

Образ героя произведения

Смешное всегда правдиво

54

Образ города в поэме «Мертвые души»

1

Беседа

Образ героя произведения

Могущество. Беспомощность

55

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы

1

Беседа

Образ героя произведения

Могущество. Беспомощность

56-57

«Мертвые души»- поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В. Г. Белинского. Подготовка к сочинению

2

Семинар

Автор и его позиция в произведении

Смешное всегда правдиво

58

А. Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада

1

Лекция. Беседа

Сюжет и композиция произведения

Сила и Беспомощность

59

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии

1

Беседа

Жанры драматургии

Правда. Ложь

60-61

Ф. М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира

2

Лекция. Беседа

Повесть как жанр прозы

Открытие Любви

62

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести

1

Беседа

Повесть как жанр прозы

Открытие Любви

63

Р. к.Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л. Н. Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя

1

Урок внеклассного чтения

Повесть как жанр прозы. Герой произведения

Место человека в окружающем Мире

64

А. П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и человеческое отношение к нему. Боль и негодование автора

1

Лекция

Позиция автора в произведении

Место человека в окружающем Мире

65

А. П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа

1

Беседа

Рассказ как жанр прозы

Жизнь. Конечность Бесконечность

66

Р. к.Подготовка к сочинению- ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века?» ( На примере произведений А. Н. Островского,

Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и

А. П. Чехова). По выбору учащихся

1

Урок развития речи

Образ главного героя литературного произведения

Место человека в окружающем Мире

67

Беседа о стихах Н. А. Некрасова,

Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений

1

Урок внеклассного чтения

Жанры лирических произведений

Открытие Любви

68

Р. к. Русская литература 20 века :многообразие жанров и направлений

1

Лекция

Жанры лирических произведений

Возвращение к Истоку

69

И. А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы

1

Лекция. Беседа

Жанры прозаических произведений

Открытие Любви

70

Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования

1

Практикум

Лирика как род литературы

Открытие Любви

71

М. А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально- философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце». Сатира на общество шариковых и швондеров

1

Лекция. Беседа

Юмор и сатира в литературе

Человек и его место в Мире

72

Поэтика повести «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести

1

Практикум

Юмор и сатира в литературе

Человек и его место в Мире

73

М. А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя

1

Беседа

Образ главного героя произведения

Сила Духа

74

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее

1

Практикум

Композиция произведения

Сила Духа

75

Р. к.А. И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе

1

Беседа

Тема и идея произведения

Сила Духа

76

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы

1

Беседа

Образ героя произведения

Сила Духа

77

Р. к. Контрольная работа по произведениям второй половины 19 и 20 века

1

Урок контроля

Лирика как род литературы

Человек и его место в Мире

4 четверть


78

Русская поэзия Серебряного века

1

Лекция. Урок-концерт

Лирика как род литературы

Человек и его место в Мире

79

А. А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта

1

Беседа. Практикум

Сообщение о жизни и творчестве поэта

Там, где Родина, там и душа

80

С. А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С. А. Есенина «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»

1

Беседа

Тематика лирики

Там, где Родина, там и душа

81

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике

С. А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики С. А. Есенина

1

Практикум

Тематика лирики

Там, где Родина, там и душа

82-83

В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта.

2

Беседа. Практикум

Художественное своеобразии произведения

Открытие Любви

84

М. И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и о смерти. «Идешь на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики Цветаевой

1

Лекция. Беседа

Тема и идея лирического стихотворения

Открытие Любви

85

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта

1

Практикум

Тема и идея лирического стихотворения

Открытие Любви. Любовь и Смерть

86

Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого

1

Беседа

Лирика как род литературы. Своеобразие лирического стихотворения

Природа… в ней есть душа

87

А. А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике

1

Беседа

Сообщение о жизненном и творческом пути поэта

Любовь. Ненависть. Сила, Слабость

88

Стихи А. А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики

1

Практикум

Своеобразие лирического стихотворения

Глаголом жечь сердца людей…

89

Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всем мне хочется дойти…». Философская глубина лирики Пастернака

1

Беседа. Практикум

Тематика лирических произведений

Открытие Любви.

Любовь и Смерть

90

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки»

1

Беседа. Практикум

Тема и идея лирического стихотворения

Природа… в ней есть душа

91

А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне

1

Беседа

Тема и идея лирического стихотворения

Человек на войне

92-93

Р. к. Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX - XX веков

2

Уроки внеклассного чтения

Тематика лирических произведений

Человек и его место в Мире

94

Зачетное занятие по русской лирике XX века

1

Урок контроля


95

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не найдется приязнь заслужить…». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии

1

Урок внеклассного чтения

Традиции в литературе

Человек и его место в Мире

96

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер

1

Лекция

Традиции в литературе. Тема и идея произведения

Человек и его место в Мире

97

У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен.) Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века»

1

Лекция

Гуманизм в литературе

Открытие Любви

98

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы

1

Урок внеклассного чтения

Трагедия как жанр драмы

Открытие Любви

99

И.В. Гете. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни.

1

Лекция

Трагедия как жанр драмы

Человек и его место в Мире

100

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы

1

Урок внеклассного чтения

Трагедия как жанр драмы

Человек и его место в Мире

101-102

Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения

2

Беседа. Тестирование

Человек и его место в Мире

Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей. Одним словом, делает нас мудрыми.

Д. С. Лихачев



Критерии оценивания достижений обучающихся.

Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка "5" ставится за сочинение:

  • глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

  • стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

  • написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один - два речевых недочёта.

Отметка "4"ставится за сочинение:

  • достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

  • логичное и последовательное изложение содержания;

  • написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:

  • в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

  • материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

  • обнаруживается владение основами письменной речи;

  • в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка "2"ставится за сочинение, которое:

  • не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

  • характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

  • отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

  • «5» - 90 - 100 %;

  • «4» - 70 - 89 %;

  • «3» - 50 - 69 %;

  • «2»- менее 50 %.

Оценка творческих работ

Творческими видами учебной работы считается составление вопросников, сценариев, оформление газет, буклетов, подготовка сообщений, докладов, презентаций, инсценировок, написание рефератов, сочинений, эссе и т.п. Все перечисленные виды работы являются проектными.

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.

С помощью творческой работы проверяется:

  • умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы);

  • соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала;

  • широта охвата источников и дополнительной литературы.

Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия тема;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления учитываются:

  • разнообразие словарного и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число языковых ошибок и стилистических недочетов.

При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается

  • правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;

  • реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;

  • широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка "5" ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка "4" ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка "3" ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка "2" ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

Критерии оценивания презентаций

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе PowerPoint. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». - Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2008

Критерии

оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн презентации

- общий дизайн - оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики и не противоречит содержанию презентации;

- диаграмма и рисунки - изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;

- текст, цвет, фон - текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;

- списки и таблицы - списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;

- ссылки - все ссылки работают

Средняя оценка по дизайну

Содержание

- раскрыты все аспекты темы;

- материал изложен в доступной форме;

- систематизированный набор оригинальных рисунков;

- слайды расположены в логической последовательности;

- заключительный слайд с выводами;

- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.

Средняя оценка по содержанию

Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;

- ученик владеет материалом своей темы;

Средняя оценка по защите проекта

Итоговая оценка

Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.

Критерии оценивания публикации (буклет)

5 баллов

отлично

4 балла

хорошо

3 балла

требуется доработка

Содержание

Наличие фактической информации, идеи раскрыты, материал доступен и научен, литературный язык, цитаты.

Наличие дидактической информации, материал доступен, но идеи не совсем раскрыты.

Информация не достоверна, идеи раскрыты плохо.

Дизайн

Эффективно использовано пространство, ярко представлен иллюстративный материал, публикация легко читается.

Публикация легко читается, но пространство использовано не совсем эффективно.

Неэффективно использовано пространство, бедный иллюстративный материал.

Максимальная оценка - 10 баллов

Критерии оценивания коллективной работы над проектом

«5» - работал активно, самостоятельно добывал информацию, умело доказывал своё мнение, приготовил материал для большого количества слайдов.

«4» - работал активно, материал добывал с чьей-то помощью.

«3» - работал без интереса, только тогда, когда просили товарищи, но кое-что сделал для проекта.

«2» - несерьезно отнесся к общему делу, не выполнил поручения.

Накопление в тетради учителя четырёх-пяти оценок в каждой графе даёт право выставить отметку в журнале. Наличие отказов, если их более трёх, ведёт к снижению средней оценки на балл. Такой учёт деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности каждого читателя и общее продвижение класса в той или иной сфере литературного развития.

Учебно-методическое обеспечение

Учебно-программные материалы:

1) Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план. Москва. Дрофа. 2006г.

  1. Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения. Народное образование № 8, 2005г.

3) Программы для общеобразовательных учреждений «Литература 5-11классы», составители: В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Коровин- М. : Просвещение, 2002

Учебно-теоретические материалы:

1) Литература: 9 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ Автор-составитель В.Я. Коровина, И.С. Збарский, В.И. Коровина - М.: Просвещение, 2010

2) И.В. Золотарева, О.Б. Беломестных, М.С. Корнева «Поурочные разработки по литературе» - М.: «Вако», 2004

Учебно-практические материалы:

  1. Коровина В.Я., Коровин В.И.. Збарский И.С. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 9 кл.-М.: Просвещение, 2003

  2. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы: Методическое пособие - М.: Дрофа, 2003

Учебно-справочные материалы:

  1. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохова, А.Б. Есин, Н.Н. Коршунов, Т.Г. Кучина, М.Б. Ладыгина и др., М.: Дрофа, 1999

  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю, Толковый словарь русского языка /Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова - М.: Азбуковник, 1998

  3. Словарь литературоведческих терминов \Л.И. Тимофеева, С.В. Тураев - М.: Просвещение, 2003

Список литературы

1. Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план. Москва. Дрофа. 2006г.

  1. Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения. Народное образование № 8, 2005г.

3. Программы для общеобразовательных учреждений «Литература 5-11классы», составители: В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Коровин- М. : Просвещение, 2008

4. И.В. Золотарева, О.Б. Беломестных, М.С. Корнева «Поурочные разработки по литературе» - М.: «Вако», 2004

5. Коровина В.Я., Коровин В.И.. Збарский И.С. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 9 кл.-М.: Просвещение, 2003

6. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы: Методическое пособие - М.: Дрофа, 2003




© 2010-2022