Конспект по русскому языку на тему Антонимы (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: АНТОНИМЫ

Тип урока: комбинированный

Цель урока: сформировать понятие об антонимах

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с понятием «антонимы», рассмотреть место антонимов в речи, дать учащимся сведения о разнообразии антонимов, антонимических парах, акцентировать внимание на терминологии, средствах выразительности речи;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к родному языку, уважительное отношение к лексическим запасам языка;

Развивающие: развивать речь, лингвистическое чутье, логическое мышление, память учащихся, пополнять их словарный запас.

Ход урока

  1. Орг. момент

Игра «Наоборот». Продолжите стихотворение противоположными словами:

И нам с тобой Скажу я слово потерял,

Пришёл черёд И скажешь ты:…нашел

Сыграть в игру Скажу тебе я слово трус,

«Наоборот». Ответишь ты: храбрец.

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь: низко.

Скажу я слово далеко,

Молодцы, как называются такие слова? Антонимы, правильно!

  1. Объяснение нового материала

Антонимы - это слова с противоположным значением. Она произошла от слова «анти»- противоположный и «ним» - имя.

- А нужно ли нам их знать? (Антонимы делают нашу речь выразительной, яркой, сочной, многообразной). Особенно они нужны людям творческих профессий. Кому? (Писателям, художникам, музыкантам, актерам…)

3. Постановка целей и задач.

- Раз и нам их знать необходимо, давайте поставим ЦЕЛИ нашего занятия:

- Я УЗНАЮ …..

- Я НАУЧУСЬ ….

Итак, сегодня на уроке мы узнаем, что такое антонимы, в чем их особенность, для чего они нужны и можно ли без них обойтись. Посмотрим, чем они необычны и интересны. Будем учиться находить антонимы в тексте и употреблять их в речи.

  1. Закрепление нового материала

Запишите пословицы и подчеркните слова с противоположным значением. Какими частями речи являются противоположные по значению слова в парах? Объясните значения данных пословиц.

1) Смелый найдёт там, где трус потеряет.

2) Маленькое дело лучше большого безделья.

3) Молодость плечами покрепче, старость - головою.

Установи соответствие:

жестокий радоваться

агрессия высоко

широкий миролюбие

грустить милосердный

Продолжи пословицу.

  • Корень учения горек, а плод …

  • Ласточка день начинает, а соловей …

  • Не бойся врага умного, а бойся друга …

  • Знай больше, говори …

  • Лучшая вещь - новая, лучший друг - …

  • Легко сказать, да….

  • По одёжке встречают - по ...

  • Не откладывай на завтра то, что ...

А по литературе слова с противоположным значением называются антитезой.

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна,

Называюсь …

Я антоним к слову смех.

Не от радости, утех, -

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это…

Не бываю без начала.

Близкий родственник причала,

Делу всякому венец

Называюсь я …

4. Рефлексия.

1) Что из того, о чём мы говорили на уроке, вам уже было знакомо?

2) Какую новую информацию вы получили?

3) Что вызвало у вас вопросы, было непонятно?

5. Домашнее задание

Написать мини - сочинение о роли антонимов в речи.

© 2010-2022