- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект по русскому языку на тему Антонимы (5 класс)
Конспект по русскому языку на тему Антонимы (5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чыртакпан А.В. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ТЕМА: АНТОНИМЫ
Тип урока: комбинированный
Цель урока: сформировать понятие об антонимах
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с понятием «антонимы», рассмотреть место антонимов в речи, дать учащимся сведения о разнообразии антонимов, антонимических парах, акцентировать внимание на терминологии, средствах выразительности речи;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к родному языку, уважительное отношение к лексическим запасам языка;
Развивающие: развивать речь, лингвистическое чутье, логическое мышление, память учащихся, пополнять их словарный запас.
Ход урока
-
Орг. момент
Игра «Наоборот». Продолжите стихотворение противоположными словами:
И нам с тобой Скажу я слово потерял,
Пришёл черёд И скажешь ты:…нашел
Сыграть в игру Скажу тебе я слово трус,
«Наоборот». Ответишь ты: храбрец.
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь: низко.
Скажу я слово далеко,
Молодцы, как называются такие слова? Антонимы, правильно!
-
Объяснение нового материала
Антонимы - это слова с противоположным значением. Она произошла от слова «анти»- противоположный и «ним» - имя.
- А нужно ли нам их знать? (Антонимы делают нашу речь выразительной, яркой, сочной, многообразной). Особенно они нужны людям творческих профессий. Кому? (Писателям, художникам, музыкантам, актерам…)
3. Постановка целей и задач.
- Раз и нам их знать необходимо, давайте поставим ЦЕЛИ нашего занятия:
- Я УЗНАЮ …..
- Я НАУЧУСЬ ….
Итак, сегодня на уроке мы узнаем, что такое антонимы, в чем их особенность, для чего они нужны и можно ли без них обойтись. Посмотрим, чем они необычны и интересны. Будем учиться находить антонимы в тексте и употреблять их в речи.
-
Закрепление нового материала
Запишите пословицы и подчеркните слова с противоположным значением. Какими частями речи являются противоположные по значению слова в парах? Объясните значения данных пословиц.
1) Смелый найдёт там, где трус потеряет.
2) Маленькое дело лучше большого безделья.
3) Молодость плечами покрепче, старость - головою.
Установи соответствие:
жестокий радоваться
агрессия высоко
широкий миролюбие
грустить милосердный
Продолжи пословицу.
-
Корень учения горек, а плод …
-
Ласточка день начинает, а соловей …
-
Не бойся врага умного, а бойся друга …
-
Знай больше, говори …
-
Лучшая вещь - новая, лучший друг - …
-
Легко сказать, да….
-
По одёжке встречают - по ...
-
Не откладывай на завтра то, что ...
А по литературе слова с противоположным значением называются антитезой.
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь …
Я антоним к слову смех.
Не от радости, утех, -
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это…
Не бываю без начала.
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец
Называюсь я …
4. Рефлексия.
1) Что из того, о чём мы говорили на уроке, вам уже было знакомо?
2) Какую новую информацию вы получили?
3) Что вызвало у вас вопросы, было непонятно?
5. Домашнее задание
Написать мини - сочинение о роли антонимов в речи.