Урок -обобщение по русскому языку Имя Существительное Конфетоведение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

И.А.Кривонос, учитель в.к.к.

Г. Иркутск, МБОУ СОШ №32

Урок-обобщение по русскому языку в 4 классе по теме

«Имя существительное», в основе которого фундаментальный научный труд Г. Остера «Конфетоведение»

Цели: закрепление знания словарных слов; развитие умения выполнять морфологический разбор имени существительного, синтаксический разбор предложения, развитие орфографической зоркости, умения писать безударные окончания имен существительных; обобщение знаний об имени существительном;

развитие внимания, умения сравнивать, классифицировать, анализировать; развитие речи;

воспитание взаимного уважения между ребятами, товарищеской взаимопомощи.

Ход занятия:

1.В центре внимания сегодня будет то, что любит любой человек, а именно… Это слово загадано в ребусе. (Конфета) Запишем слово. В нем есть опасное место, найдем его (комментарий детей) Продолжим словарную работу: на каждую букву слова «конфета» записать словарное слово ( корова, огурец, народ и т.д.)

2. Какой частью речи является это вкусное слово? Дайте определение имени существительному. А сейчас нам предстоит сравнить 2 им. существительных, но прежде запишем предложение: «Маня любит вкусные конфеты.» Выполните морфологический разбор слов «Маня» и «конфеты» ( задание выполняется самостоятельно с последующей проверкой и сравнением) Назовите постоянные и непостоянные признаки им. существительного.

3.Имена существительные бывают трех родов. Вспомним названия любимых конфет, запишем их, разделив в 3 столбика ( у доски работают трое ребят ): Ласточка, Маскарад, Облачко, Солнышко, Тузик, Дубок, Маска, Полюшко, Ночка.

Продолжим столбики слов, придумав свои собственные названия конфет.

4.Вы поработали хорошо, а потому я хочу раскрыть вам один секрет, связанный с конфетами: далеко не все обращают внимание на цвет доставшейся конфеты. Некоторые справедливо полагают, что главное в конфете не цвет, а вкус. Но если какой-то отдельный цвет вас все-таки не устраивает - допустим, хотели зеленую, а получили красную или синюю, то вот вам мой секретный совет: попробуйте изменить внешний облик своей конфеты. Как? Читаем (текст записан на доске):

Можно использовать фломастеры, акварельные или масляные краски или само масло. Из холодильника. Пригодится и мазь для обуви. В аптечке можно обнаружить йод, а у мамы позаимствовать пудру или тушь… да мало ли что еще!

Совет ясен? Ну, а теперь давайте попробуем из этого текста извлечь все им. существительные и распределить их в 3 группы - по склонению. Кстати, что такое склонение им. существительных? Какие им. сущ. относятся к 1, 2, 3 скл.? ( им. сущ. мн. ч. изменим - пусть примут форму ед. ч.) ( ученик выполняет работу у доски с комментированием)

5.Вы успешно справились с этим заданием, поэтому я хочу подарить вам один полезный совет: допустим, вам оказали большое доверие - поручили передать младшей сестренке Оле или, к примеру, старшей сестренке Мане небольшую шоколадную конфету. С начинкой. А вы ее не уберегли и совершенно неожиданно для самого себя покусали. Разумеется конфету, а не сестру. Как поступить в этой сложной, но поверьте, не безнадежной ситуации?

Мой совет: повреждения конфет следует устранять с помощью ремонта. Например, из большой конфеты всегда можно сделать среднюю, а из средней - маленькую. Делается это с помощью неторопливого и постепенного обкусывания со всех сторон.

6. Вспомним, какие безударные окончания бывают у им. существительных в Р.п., Д.п., П.п. в 1, 2, 3. скл.

Вы, ребята грамотные. Много чего знаете про имя существительное; знаете, откуда берутся дети, а вот откуда берутся конфеты? Общеизвестно, что ученые еще ни разу не находили конфеты в капусте. Из этого можно сделать вывод, что…

( ученикам выдаются карточки для индивидуальной работы следующего содержания: « В поле и огороди конфеты не растут. Не созревают они и на дереви: ни на яблони, ни на груше, ни на пальми. На кудрявой бирези и стройной рябини - их тоже никогда не встретишь. Зато иногда удается снять довольно приличный уражай конфет с некоторых хвойных деревьев.»)

Правда, случается это крайне редко. Всего лишь один раз в году. О каком хвойном дереве идет речь? Задание: переписать текст, исправив все встретившиеся ошибки и, выполнив, взаимопроверку в парах.

7.Ученые - конфетоведы установили, что есть 2 способа поедания конфет. Какие? Жевательный и сосательный. Чем же они отличаются? Сосать конфеты может любой, не задумываясь, есть у него зубы или нет. Жевать - только некоторые и то только в тот мимолетный период своей жизни, когда зубы у них уже выросли, но еще не повыпадали. Кстати, о зубах. Что важнее человеку в его повседневной жизни? Что приятней иметь во рту? Безвкусные зубы или сладкие конфеты? Прослушайте текст о преимуществе конфет перед зубами: «Чем же конфеты отличаются от зубов в лучшую сторону? Во - первых, конфеты не надо ежедневно чистить зубной щеткой с пастой. По утрам и вечерам. Во - вторых, конфеты никогда не болят. В - третьих, никто и никогда не полезет к вам в рот, чтобы немножко посверлить там какую-нибудь конфету».

Убедила я вас? А теперь скажите, пожалуйста, что за текст я вам прочитала? Почему? Давайте выпишем первое предложение и выполним его синтаксический разбор.( один из ребят выполняет задание с места с комментированием)

8.Домашняя работа: подарите свою зубную щетку кому-нибудь на день рождения и каждый вечер позволяйте себе съедать перед сном столько конфет, сколько у вас зубов во рту. Не больше. Выпадающие зубы складывайте в маленькую коробочку. Постарайтесь запомнить тот день, когда вам достанется всего лишь одна - единственная конфета.


© 2010-2022