Выступление на семинаре Подготовка к сочинению-рассуждению на ЕГЭ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3

Мой опыт подготовки выпускников к ЕГЭ свидетельствует о том, что наибольшие трудности у них вызывает написание сочинения-рассуждения.

После нескольких лет кропотливой работы я пришла к выводу: несмотря на огромное количество пособий и методических разработок, у каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.

В моей педагогической практике пять выпусков со сдачей экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. Основная нагрузка при подготовке к экзамену приходится на 10-11 классы, но я считаю, что готовить детей нужно с 5 класса. Я преподаю русский язык у обучающихся 5-11 классов. Начиная с 7 класса, каждый ученик заводит папку или тетрадь, в которую до 11 класса включительно собирает с помощью учителя весь теоретический материал, необходимый для сдачи ГИА и ЕГЭ в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, блоков, правил. Разрешаю пользоваться папками на всех уроках, консультациях, кроме контрольных.

В старших классах провожу мониторинг качества знаний учащихся по всем заданиям ЕГЭ. В начале 10 класса завожу на каждого ученика диагностическую карту, в которой отражается результативность подготовки к ЕГЭ по каждому заданию. В карте записываются даты проведения тренингов, проверочных работ, пробных школьных и районных экзаменов. После проведения тренинга, проверочных работ и пробных экзаменов результаты заносятся в карту. Уже после первых тренингов ученик и учитель получают возможность проследить за результатами, выявить пробелы, «западающие» темы и планировать работу по их устранению.

Еще раз повторюсь, что наиболее сложной частью ЕГЭ по русскому языку является часть С - написание сочинения-рассуждения. С 5 класса начинаю формировать у обучающихся навык определения темы, проблематики, идеи текста. Такая работа проводится не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы.

В 10 классе в нашей папке формируется новый раздел. В него мы собираем методический материал для написания сочинения-рассуждения. В нем, кроме плана сочинения и пояснений к каждому пункту плана, есть комментарии, методические рекомендации, речевые клише, примеры, банк аргументов. Процесс этот, конечно же, долгий и трудоемкий. Но результат того стоит: к концу года у каждого десятиклассника собирается методическое обеспечение в полном объеме: примерные тексты для анализа с проблемами и авторской позицией, образцы лучших сочинений.
В 11 классе продолжается работа по формированию навыка написания сочинения-рассуждения. При изучении произведений русской классики мы обязательно в каждом определяем проблематику и вносим в банк аргументов, в котором уже есть собственные примеры обучающихся и рекомендованные учителем. Проблематику стараемся определить не только в прозаических произведениях, но и в лирических.

На первых консультациях в 10 классе провожу лекцию по теме «Технология написания части С ЕГЭ»,(приложение № 1) где знакомлю учащихся со структурой творческой работы, с ее критериями и оценкой. Конспект лекции прилагаю к материалам своего выступления в приложениях.

В ходе подготовки к выступлению на семинаре еще раз проанализировала результаты экзаменационных работ учащихся за несколько лет. Анализ показал, ( хотя об этом я уже давно знаю) что несмотря на всю проводимую работу, каждый год несколько учащихся затрудняются в нахождении проблемы текста. Причин здесь может быть несколько. Это и невнимательное прочтение текста, уход от главного к частному, низкая учебная мотивация выпускника, и сложность текстов, предложенных на экзамене.

Именно поэтому я сегодня решила еще раз обратиться к этой теме. Формулировка проблемы исходного текста. Критерий, который западает у учащихся, и из - за которого они рискуют потерять 7 баллов.

Что знают дети об этом:

1. Нужно помнить, что проблема возникает там, где появляется конфликт (противопоставление, антитеза): есть все условия для чего-то, а оно не происходит, не появляется, не существует. Упрощенно говоря, проблема в публицистическом тексте - это вопрос возмущённого автора: почему это так?

2. Основная проблема текста, как правило, если называется, то называется неоднократно, автор возвращается к ней снова и снова. 3. Определению проблемы текста способствует поиск ключевых слов. Ключевые слова, как правило, имеют свойство повторяться, в том числе в виде синонимов.

4. Наиболее вероятное место формулировки проблемы:

- начало текста,

- начало основной части,

- конец основной части или абсолютный конец текста.

5.Способы выражения проблемы текста тоже бывают разнообразны:

- проблема формулируется автором открыто, в виде тезиса,

- проблема формулируется на основе отдельных суждений и замечаний автора, разбросанных по тексту,

- проблема не называется в тексте, а выявляется путем анализа его сюжета, реплик, описаний и так далее (характерно для художественного текста).

Следующий момент, который я использую в решении данной проблемы - это использование интернет ресурсов. В ходе подготовки к написанию сочинения предлагаю учащимся различные презентации по теме. Например, вот эту…Приложение № 2.

Одним из основных составляющих работы по формулировке проблемы, естественно, является анализ текстов. Эту работу каждый учитель ведет как на уроке, так и на консультациях. Каждый из присутствующих здесь согласится, что это трудоемкая и кропотливая работа. Сейчас я предлагаю вам поработать над анализом небольших текстов, точнее, над формулировкой проблемы. (Приложение № 3).










© 2010-2022