Совершенствование навыка использования изобразительных средств. Выделение многозначных слов в тексте

Совершенствование навыка использования изобразительных средств. Выделение многозначных слов в тексте. Цели:  Образовательная: создать условия для ознакомления учащихся с многозначными словами, ролью слов в переносном значении, выяснению причины появления у слова нескольких значений, формирования умений работать с толковым словарём; Развивающая: способствовать развитию внимания, образного мышления, культуры речи; Воспитательная: содействовать повышению интереса к изучению русского языка, развитию...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Совершенствование навыка использования изобразительных средств. Выделение многозначных слов в тексте.

Цели:

Образовательная: создать условия для ознакомления учащихся с многозначными словами, ролью слов в переносном значении, выяснению причины появления у слова нескольких значений, формирования умений работать с толковым словарём;

Развивающая: способствовать развитию внимания, образного мышления, культуры речи;

Воспитательная: содействовать повышению интереса к изучению русского языка, развитию умений работать в паре

Ход урока

I Организационный момент

Прозвенел звонок. Все спокойны, добры, готовы работать. Сейчас у нас урок русского языка. «С русским языком можно творить чудеса» - так высказался К. Паустовский. Желаю вам хорошего настроения и новых открытий.

II Актуализация знаний

- Назовите два признака слова.

- (Слово состоит из звуков и имеет значение)

- Какой раздел русского языка изучает слова и их значение?

- (Лексика)

- Какие вопросы раздела уже изучали?

- (Лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова)

- Где можно узнать лексическое значение слова?

- (В толковом словаре)

- Сегодня на уроке продолжим изучение этого раздела и постараемся раскрыть ещё один из вопросов. А сейчас вспомните:

- Какие слова называются однозначными?

- (Слова, которые имеют одно значение).

- Какие слова называют многозначными?

- (Слова, которые имеют два или более значений).

III. Сообщение темы и постановка целей урока

1. Сообщение темы урока.

- Сегодня продолжим изучение многозначных слов. Прочтите название темы на доске

2. Постановка целей урока.

- Как вы думаете, чему будем учиться, что должны узнать?

- (Должны узнать, как появляются значения у слова, учиться объяснять значения слов, правильно употреблять слова в речи.)

Работа со словами. Постараемся разобраться.

На доске:

1). Белка песенки поёт, 2). Золотые нивы,

Да орешки всё грызёт; Гладь и блеск озёр,

А орешки не простые, Светлые заливы,

Все скорлупки золотые, Без конца простор.

Ядра - чистый изумруд.

3)Золотой работник наш мастер Иванов!

4). Пролетела золотая пора каникул. Скоро в школу!

5). Бабушка, золотая моя!

-Что значит слово золотой в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина?

-Что значит золотые нивы? То же самое, что скорлупки золотые у Пушкина? Очевидно, нет. А что может быть такое же золотое, как золотые нивы? (Рожь, пшеница, листья, лучи, солнечные зайчики).

-Что значит золотой работник? О каком работнике так можно сказать? (О хорошем, ценном, он всё умеет делать и делает хорошо). Ещё можно сказать, что руки у такого работника золотые. Золотым называют и хорошего, доброго человека.

-Что значит золотая пора, золотое время, золотое детство, золотые дни?

-Что значит золотой мальчик, золотая девочка, золотая бабушка?

Итак, сколько значений в слове золотой?

Запись:

1) сделанный, состоящий из золота - скорлупки золотые;

2) цвета золота, блестяще-жёлтый - золотые нивы;

3) очень хороший, прекрасный, ценный - золотой работник;

4) счастливый, радостный, беззаботный - золотая пора;

5) дорогой, любимый - золотая бабушка.

Есть слова, у которых ещё больше значений. Например, у слова идти- 26.

IV Работа над новым материалом

1) Беседа по выявлению многозначности у слова.

- Прочтите значения слова «кисть»

- ( …)

- В чём особенность в лексическом значении в этих многозначных словах?

- (Они похожи по форме)

- Внимание, значения возникают на основе сходства предметов.

(На доске появляется запись «сходство предметов»)

- Прочтите следующее слово.

- (Барабанить)

- Какое значение оно имеет?

- (Ответы детей)

- Какое сходство наблюдаем здесь?

- (Похожи по действию)

- Следующий признак появления многозначных слов- сходство по действию.

(На доске появляется запись «сходство по действию»)

2) Записать предложения учителем на доске

- Я помог бабушке вдеть нитку в иголку. У сосны иголки длиннее, чем у ели.

- Объясните значения выделенных слов.

- ( Иголка - швейная принадлежность, заострённый металлический стержень с ушком для вдевания нити. Иголка - листья ели и сосны)

- Почему у слова «иголка» появилось много значений?

- (Они похожи по форме)

- Туристы идут в поход. Часы идут правильно.

- Объясните значения выделенных слов.

- (Идут - двигаются, переступая ногами куда-нибудь. Идут - о механизме: быть в действии.)

- Почему у слова «идут» появилось много значений?

- (Сходство по действию)

- Учёные - археологи нашли старинную золотую чашу. Наступила золотая осень.

- Объясните значения выделенных слов.

- (Золотая - изделие из металла жёлтого цвета. Золотая - цвета золота, блестяще-жёлтая.)

- На каком основании появилось много значений у слова «золотая»?

- (Сходство по признаку.)

(На доске появляется запись «сходство по признаку»)

- Сделайте вывод, когда у слова появляются другие значения.

V.Физкультминутка

Разминка глаз

VI.Наблюдение за значениями многозначного слова.

-Упражнение 259(устно)

-упражнение 260(письменно)

VII Итог: -Что нового вы узнали на уроке?

- Так как появляются многозначные слова?

- (На основании сходства предметов, признаков, действий, переноса

значения с одного предмета на другой, и когда называют одним

словом помещение и тех, кто в нём находится, посуду и то, что в

ней находится.

-В каком лексическом значении употреблено слово каша в стихотворении?

Живёт на свете Саша. На сладком молоке.

Во рту у Саши каша- …Когда он вслух читает,

Не рисовая каша, Поймёшь едва-едва:

Не гречневая каша, И звуки он глотает,

Не манка, не овсянка И целые слова.

С. Михалков

-У нас в классе нет таких учеников?

Чтобы не было во рту каши, надо стараться говорить громко, чётко, много учить наизусть и выполнять домашние задания.

Выставление оценок.

VIII Домашнее задание.

-правило на стр 115

-упражнение 261



© 2010-2022