- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Система уроков по произведению древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»
Система уроков по произведению древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Картозия М.В. |
Дата | 28.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Система уроков по произведению древнерусской литературы
«Слово о полку Игореве».
Предмет: литература.
Методика проведения уроков
-
Класс: 9
-
Название курса: Древнерусская литература
-
Название темы: «Слово о полку Игореве».
Роль и место данной темы в курсе
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы, до сих пор до конца не изученный и оставляющий много спорных вопросов. Произведение открывает курс изучения древнерусской литературы в 9 классе. Урокам по «Слову» предшествуют вводные уроки об особенностях, истории и основных этапах развития древнерусской литературы.
Перечень уроков по данной теме:
▪ Урок 1. Историческая основа «Слова о полку Игореве».
Русь времен «Слова о полку Игореве».
▪ Урок 2. Жанр. Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве».
Образ князя Игоря.
▪ Урок 3. Политический и лирический центр «Слова о полку Игореве».
Проблема авторства.
▪ Урок 4. «…за землю Русскую!».
Повторительно-обобщающий урок по «Слову о полку Игореве».
Основные вопросы темы:
Историческая обстановка на Руси в 11-12в.в. История рукописи «Слова». Сюжет и композиция, жанровые особенности «Слова». Образ князя Игоря. Политический и лирический центр «Слова». Образ Святослава, Ярославны. Роль сил природы, зловещие предзнаменования. Проблема авторства. «Слово» в разных видах искусства.
Краткий обзор материала, изученного на предыдущих уроках
На предыдущих уроках мы говорили об истории, этапах развития древнерусской литературы, вспомнили произведения этого периода, изученные в 8 классе, основные жанры и их жанровые особенности. Для более полного представления использовались материалы портала «Древнерусская литература» drevne.ru , сайта «Русская литература и фольклор» feb-web.ru
Перечень вопросов, изучаемых в данной теме
Круг изучаемых вопросов связан с разными аспектами «Слова». Необходимо рассказать о предпосылках написания «Слова», непосредственно связанных с идеей произведения - единение Русской земли. Образы главных героев - Игоря, Святослава и Ярославны - требуют рассмотрения, т.к. сочетают в себе черты простых людей и представителей княжеского рода, они неоднозначны, каждый по-своему отражает основную идею произведения. Обращение к опере А.Бородина «Князь Игорь» и картинам Глазунова, Рериха, Васнецова, Васильева поможет ярче раскрыть эти образы. Кроме того, лирический («Плач Ярославны») и политический центр «Слова» («Золотое слово Святослава») воплощают в себе чаяния всего русского народа. Пейзаж, силы природы, зловещие предзнаменования также служат для раскрытия идеи произведения. Нерешенная проблема авторства заставит детей самих задуматься об этом, выработать свою точку зрения и аргументировано доказать ее. Все уроки предполагают работу с текстом «Слова», т.к. в нем содержатся ответы на многие вопросы, связанные с изучением «Слова». Поэтому особое внимание нужно уделить особенностям жанра, композиции произведения в неразрывной связи с его сюжетом. Также детей необходимо познакомить с различными переводами «Слова» (Лихачева, Жуковского, Майкова, Заболоцкого).
После изучения «Слова» у детей должно сложиться представление об этом произведении как о величайшем памятнике древнерусской литературы.
Используемая методика работы на уроках
Уроки построены по технологии компетентностного подхода
«Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Материал о методике работы в рамках данной технологии можно найти:
«Использование на уроках литературы приемов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо» - сеть творческих учителей it-n.ru , сообщество учителей русского языка и литературы, раздел «Технология РКМЧП»; также материалы прилагаются к данной разработке.
Используемые Интернет-ресурсы
Общие сведения о древнерусской литературе:
портал «Древнерусская литература» drevne.ru,
сайт «Русская литература и фольклор» feb-web.ru,
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Материалы о «Слове», героях «Слова», авторство: hmick.susya.ru/st5/index.php?un=5531-
myslenedrevo.com.ua/recom/spi/bojan.html-
feb-web.ru/feben/slovenc/es/es2/es2-2361.htm?cmd=0&hash=Игорь_2-об.
pereplet.ru/XPOHOC/slovo/-Югов
feb-web.ru/feb/slovenc/es/es4/es4-1091.htm-плач
lib.kgts.ru/HISTORY/RUSSIA/SLOWO/s
hronos.km.ru/dokum/slovo.html-о
hronos.ru
old-russian.chat.ru/index1.htm - сайт о древнерусской лит-ре, разные переводы «Слова»
krugosvet.ru/articles/16/1001639/1001639a1.htm-энциклопедия «Кругосвет»
chat.ru/~old_rus2/
myslenedrevo.com.ua/recom/spi/spi-auth.html#P01#P01
Д.С.Лихачев:
lfond.spb.ru/ сайт Лихачева, Благотворительный фонд им.Лихачева
likhachev.lfond.spb.ru/Articles/vn6.htm -Лихачев
Другие виды искусства:
maslovka.info/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=65-Фаворский
maslovka.info/ - городок художников
glazunov.ru/RU/Obrazy_Ros.htm-Глазунов
tmn.fio.ru/works/96x/304/music-1.htm-Бородин
enc.mail.ru/article/51067200-энциклопедия, Бородин
vasil.lipetsk.ru/grd/5.htm-К.Васильев
hronos.km.ru/statii/o_vasnecove.html-Васнецов
web-gallery.org/Bilibin/Resume-ru.htm-билибин
gallery.facets.ru/catalog.php?page=2&sort=-2-эскизы Рериха к опере, галерея картин Рериха
moya-muzyka.nnm.ru/borodin_aleksandr_knyaz_igor-опера
glazunov.pereplet.ru/scena/index.html-эскизы Глазунова к опере
belcanto.ru Бородин
Викторина по «Слову»:
old-netler.narod.ru/victorina.htm#_ftn1#_ftn1
Использование компьютера при подготовке учителя к уроку
При подготовке к уроку учитель использует все названные Интернет-ресурсы, готовит к каждому уроку компьютерную презентацию (приложения к урокам). Для подготовки домашнего задания детьми возможно указать необходимые ссылки на используемые ресурсы.
Ожидаемые результаты обучения
Ученики получат представление о величайшем памятнике прошлого, ответят для себя на многие спорные вопросы, вдумчиво и внимательно проанализируют текст «Слова», проследят судьбу произведения в других видах искусства.
3