- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по теме: Сложное предложение
Конспект урока по теме: Сложное предложение
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Молотова Г.К. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
9 класс Русский язык
Тема: Понятие о ССП (сложносочиненном предложении)
Цели: 1. Формировать у учащихся понятие о ССП, совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП.
2.Развивать навыки выполнения грамматических разборов; развивать навыки определения сложносочиненных предложений;
3. Воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою страну ;внимательность
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока: Таблица, тест, карточки , вопросы для дидактической игры (Да-Нет), учебное пособие, тетради ,индивидуальные карточки
Межпредметная связь: казахский , уйгурский языки
Технология : уровневая дифференциация
Ход урока:
1. Организационный момент. Психологический насторой
2. Опрос домашнего задания Дидактическая игра «Да-нет»
1.Синтаксис изучает словосочетание и предложение (Да)
2. Словосочетание -это связь предложений, объединяющее в одно целое (нет)
3.Второстепенные члены предложения -это дополнение,определение, обстоятельство(Да)
4.Предложение Унас на окне герань-сложное (нет)
5.Словосочетанием называются два или несколько слов, объединенных по смыслу и грамматически (Да)
6.В словосочетании верный друг зависимое слово верный (Да)
7.Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные(Да)
8.Простое предложение имеет одну грамматическую основу (Да)
9.Предложение -это совокупность слов, которая выражает законченную мысль (Да)
10.Сложное предложение состоит из одного предложения (Нет)
Проверка по ключу
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Да
Нет
Да
Нет
Да
Да
Да
Да
Да
нет
3. Повторение изученного материала
Выборочный синтаксический разбор предложений (три человека работают у доски, остальные - в тетрадях):
Выделить основы, указать, какими частями речи они выражены; отметить ряды однородных членов; указать сколько простых предложений, объяснить постановку знаков препинания.
Комната Александра была возле крыльца, с окном на двор, через которое он увидел меня, услышал колокольчик. (И. И. Пущин)
Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, воздушно и совсем ненадежно. (Н. В. Гоголь)
Днем мы заняли город, а уже к вечеру откуда-то, словно из-под земли, начали появляться люди с узлами, с чемоданами, с тележками, чаще с ребятишками на руках.
(В. П. Астафьев)
Работа по карточкам.
4.Постановка цели
5. Изучение нового материала
Работа над таблицей
равноправны
, союз
сочинительные союзы: и, ни... ни, а, но, однако, зато, или, либо, то... то, либо ... либо.
солнце тусклое блестит, туча черная висит.
То , то .
-Какие это предложения ,простые или сложные?
-Почему вы думаете, что это сложные предложения?
-Где мы слышим в них интонацию?
-Связаны ли между собой по смыслу простые предложения , входящие в состав сложного?
-Переведите на казахский и уйгурский языки. Сравните предложения и сделайте сопоставительный анализ.
-
Улыбнулось из-за тучи солнышко, и загорелось на небе над рекой семицветная радуга.
-
Всем известно, что соловьи поют неодинаково.
3.Наступила осень, и вместе сней пришли холодные дожди.
ССП- это сложные предложения , в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами:и, ни...ни, а,но однако, зато, или, то..то, либо...либо, либо ли.
Например, 1.Солнце село, и тусклые тучи висели над темной степью.
2.Не место красит человека, а человек место.
3.То солнце тусклое блестит , то туча черная висит .
Простые предложения в составе сложносочиненного отделяются друг от друга запятыми. Запятая ставится перед сочинительными союзами и,а,но, да, то...то,
или...или, либо и др.
ССП характеризуется структурным и смысловым своеобразием и широко используется во всех стилях литературного языка, хотя чаще они встречаются в публицистическом стиле и особенно в стиле художественной литературы- при описании природы, действий, событий, обстановки, при характеристике действующих лиц.
С
1
2хема ССП
,и
,а
,но
,или
Простые предложения в составе сложного могут быть однотипными (двусоставными, односоставными) или разного типа (одна часть сложного предложения может представлять собой двусоставное , другая -односоставное)
1.Я передал ему ваше поручение , и но исполнил его с большим удовольствием.
2.Но нету чудес, и мечтать о них нечего.
3.Мир разноязычен , но все люди одинаково плачут и одинаково смеются.
6.Проверка понимания . Уровневые задания
І уровень А) Упр.27 Спишите. Найдите простые предложения в составе ССП. Выделите союзы Упр.29 Спишите пословицы.Определите тип предложения
ІІ уровень Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя запятые в ССП.Найдите в них союзы
Упр.31 Спишите ,вставляя нужные буквы и расставляя запятые в простых и ССП. Найдите в тексте односоставные и двусоставные и ССП с односоставной частью
ІІ уровень
Напишите мини-сочинение на тему «Моя Родина- Казахстан», используя сложносочиненные предложения.
7.Закрепление изученного материала. Работа над тестом
I вариант1. Укажите тип предложения
Голубые глаза девушки широко открылись от испуга, и в них сверкнули слезы.
А Простое предложение; Б сложносочиненное предложение;
В сложноподчиненное предложение; Г бессоюзное предложение.
2. К какой группе относится союз, связывающий части сложносочиненного предложения Рыбка мелка, да уха сладка?
А Противительный союз; Б разделительный союз; В соединительный союз.
3. Определите тип предложений (а - простое; б - сложносочиненное).
А Никита вылез из кровати и на цыпочках прошелся по горячим солнечным квадратам на полу.
Б Другой берег густо порос камышом, золотился на солнце, и камышовые цветы красивыми кистями наклонились к воде.
В Мы долго искали сухое пристанище для ночлега и наконец наткнулись на костер.
Г То падал как будто туман, то вдруг припускал косой крупный дождь.
4. Определите тип предложений (а - простое; б - сложносочиненное).
А. Холодно и за весь май черемуха не успела отцвести.
Б .Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги.
В Петр Петрович погрузился в работу и о посетителе совершенно забыл.
Г На лето Даша не поехала к отцу на дачу, а с радостью осталась у сестры на взморье.
5. Определите, в каких сложносочиненных предложениях нужно поставить тире.
А Удар короток и мяч в воротах!
Б Здесь горели костры и вокруг них толпились любопытные.
В Безветрие и все небо залито ровной синевой.
6. Укажите сложносочиненные предложения, в которых не нужны запятые перед союзом и.
А Ворота выходили в переулок над ними низко свешивались густые ветки старого серебристого тополя.
Б Дождь пролетел и тяжело, устало раскачивались яблони в саду.
В На дворе всходило солнце и громко пели птицы.
II вариант
1.Укажите тип предложения Ветер стихал, и свежая прохлада начала распространяться в виноградниках.
А.Простое предложение; Б.сложносочиненное предложение;
В сложноподчиненное предложение; Г бессоюзное предложение.
2. К какой группе относится союз, связывающий части сложносочиненного предложения Песня то замирала за степными курганами, то ветер доносил ее издалека?
А Противительный союз; Б разделительный союз; В соединительный союз.
3. Определите тип предложений (а - простое; б - сложносочиненное).
А Поезд пришел точно по расписанию, но Вари не оказалось на перроне.
Б Два года плавания не то что утомили меня, а утолили вполне мою жажду путешествий.
В Писатель должен много писать, но не должен спешить.
Г Я полон дум о юности веселой, но ничего в прошедшем мне не жаль.
4. Определите тип предложений (а - простое; б - сложносочиненное).
А Солнце на севере не светит, а как будто просвечивает через толстое стекло.
Б Я бродил подолгу и видел много примет осени.
В Слушайте тишину и тогда осень лесная покажет вам все богатства.
Г Все ушли и разговоры спрятала ночная мгла.
5. Укажите сложносочиненные предложения, в которых не нужны запятые перед союзом и.
А. Окна в сад были подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.
Б. На солнцепеке было совсем тепло и пахло землей.
В. Луна только еще всходила и в темноте было трудно разобраться.
Г. К концу дня дождь перестал и ветер начал заметно стихать.
Занимательная лингвистика
Жители Москвы - москвичи и москвички. А как называют жителей Петербурга, Тулы, Воронежа, Архангельска, Перми, Курска. Нижнего Новгорода?
(Петербуржец петербурженка, петербуржцы; туляк, тулячка, туляки; воронежец, воронежка, воронежцы; архангелогородец, архангелородка, архангелогородцы; пермяк пермячка, пермяки; курянин, курянка, куряне; нижегородец, нижегородка, нижегородцы)
8. Домашнее задание. Для слабых уч-ся №32, стр.39 Для сильных учащихся Упр.28
Итог урока. Рефлексия Таблица ЗХУ
Знаю
Хочу знать
Узнал
Выставление оценок