Конспект урока по теме: Сложное предложение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9 класс Русский язык

Тема: Понятие о ССП (сложносочиненном предложении)

Цели: 1. Формировать у учащихся понятие о ССП, совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП.

2.Развивать навыки выполнения грамматических разборов; развивать навыки определения сложносочиненных предложений;

3. Воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою страну ;внимательность

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: Таблица, тест, карточки , вопросы для дидактической игры (Да-Нет), учебное пособие, тетради ,индивидуальные карточки

Межпредметная связь: казахский , уйгурский языки

Технология : уровневая дифференциация

Ход урока:

1. Организационный момент. Психологический насторой

2. Опрос домашнего задания Дидактическая игра «Да-нет»

1.Синтаксис изучает словосочетание и предложение (Да)

2. Словосочетание -это связь предложений, объединяющее в одно целое (нет)

3.Второстепенные члены предложения -это дополнение,определение, обстоятельство(Да)

4.Предложение Унас на окне герань-сложное (нет)

5.Словосочетанием называются два или несколько слов, объединенных по смыслу и грамматически (Да)

6.В словосочетании верный друг зависимое слово верный (Да)

7.Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные(Да)

8.Простое предложение имеет одну грамматическую основу (Да)

9.Предложение -это совокупность слов, которая выражает законченную мысль (Да)

10.Сложное предложение состоит из одного предложения (Нет)

Проверка по ключу

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Да

Нет

Да

Нет

Да

Да

Да

Да

Да

нет

3. Повторение изученного материала

Выборочный синтаксический разбор предложений (три человека работают у доски, остальные - в тетрадях):

Выделить основы, указать, какими частями речи они выражены; отметить ряды однородных членов; указать сколько простых предложений, объяснить постановку знаков препинания.

Комната Александра была возле крыльца, с окном на двор, через которое он увидел меня, услышал колокольчик. (И. И. Пущин)

Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, воздушно и совсем ненадежно. (Н. В. Гоголь)

Днем мы заняли город, а уже к вечеру откуда-то, словно из-под земли, начали появляться люди с узлами, с чемоданами, с тележками, чаще с ребятишками на руках.

(В. П. Астафьев)

Работа по карточкам.

4.Постановка цели

5. Изучение нового материала

Работа над таблицей

Конспект урока по теме :Сложное предложениеравноправны

Конспект урока по теме :Сложное предложениеКонспект урока по теме :Сложное предложение

, союз

сочинительные союзы: и, ни... ни, а, но, однако, зато, или, либо, то... то, либо ... либо.

Конспект урока по теме :Сложное предложениеКонспект урока по теме :Сложное предложение

солнце тусклое блестит, туча черная висит.Конспект урока по теме :Сложное предложениеКонспект урока по теме :Сложное предложение

То , то .

-Какие это предложения ,простые или сложные?

-Почему вы думаете, что это сложные предложения?

-Где мы слышим в них интонацию?

-Связаны ли между собой по смыслу простые предложения , входящие в состав сложного?

-Переведите на казахский и уйгурский языки. Сравните предложения и сделайте сопоставительный анализ.

  1. Улыбнулось из-за тучи солнышко, и загорелось на небе над рекой семицветная радуга.

  2. Всем известно, что соловьи поют неодинаково.

3.Наступила осень, и вместе сней пришли холодные дожди.

ССП- это сложные предложения , в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами:и, ни...ни, а,но однако, зато, или, то..то, либо...либо, либо ли.

Например, 1.Солнце село, и тусклые тучи висели над темной степью.

2.Не место красит человека, а человек место.

3.То солнце тусклое блестит , то туча черная висит .

Простые предложения в составе сложносочиненного отделяются друг от друга запятыми. Запятая ставится перед сочинительными союзами и,а,но, да, то...то,

или...или, либо и др.

ССП характеризуется структурным и смысловым своеобразием и широко используется во всех стилях литературного языка, хотя чаще они встречаются в публицистическом стиле и особенно в стиле художественной литературы- при описании природы, действий, событий, обстановки, при характеристике действующих лиц.

С

1

2хема ССП

,но

,или

Простые предложения в составе сложного могут быть однотипными (двусоставными, односоставными) или разного типа (одна часть сложного предложения может представлять собой двусоставное , другая -односоставное)

1.Я передал ему ваше поручение , и но исполнил его с большим удовольствием.

2.Но нету чудес, и мечтать о них нечего.

3.Мир разноязычен , но все люди одинаково плачут и одинаково смеются.

6.Проверка понимания . Уровневые задания

І уровень А) Упр.27 Спишите. Найдите простые предложения в составе ССП. Выделите союзы Упр.29 Спишите пословицы.Определите тип предложения

ІІ уровень Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя запятые в ССП.Найдите в них союзы

Упр.31 Спишите ,вставляя нужные буквы и расставляя запятые в простых и ССП. Найдите в тексте односоставные и двусоставные и ССП с односоставной частью

ІІ уровень

Напишите мини-сочинение на тему «Моя Родина- Казахстан», используя сложносочиненные предложения.

7.Закрепление изученного материала. Работа над тестом

I вариант1. Укажите тип предложения

Голубые глаза девушки широко открылись от испуга, и в них сверкнули слезы.

А Простое предложение; Б сложносочиненное предложение;

В сложноподчиненное предложение; Г бессоюзное предложение.

2. К какой группе относится союз, связывающий части сложносочиненного предложения Рыбка мелка, да уха сладка?

А Противительный союз; Б разделительный союз; В соединительный союз.

3. Определите тип предложений (а - простое; б - сложносочиненное).

А Никита вылез из кровати и на цыпочках прошелся по горячим солнечным квадратам на полу.

Б Другой берег густо порос камышом, золотился на солнце, и камышовые цветы красивыми кистями наклонились к воде.

В Мы долго искали сухое пристанище для ночлега и наконец наткнулись на костер.

Г То падал как будто туман, то вдруг припускал косой крупный дождь.

4. Определите тип предложений (а - простое; б - сложносочиненное).

А. Холодно и за весь май черемуха не успела отцвести.

Б .Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги.

В Петр Петрович погрузился в работу и о посетителе совершенно забыл.

Г На лето Даша не поехала к отцу на дачу, а с радостью осталась у сестры на взморье.

5. Определите, в каких сложносочиненных предложениях нужно поставить тире.

А Удар короток и мяч в воротах!

Б Здесь горели костры и вокруг них толпились любопытные.

В Безветрие и все небо залито ровной синевой.

6. Укажите сложносочиненные предложения, в которых не нужны запятые перед союзом и.

А Ворота выходили в переулок над ними низко свешивались густые ветки старого серебристого тополя.

Б Дождь пролетел и тяжело, устало раскачивались яблони в саду.

В На дворе всходило солнце и громко пели птицы.

II вариант

1.Укажите тип предложения Ветер стихал, и свежая прохлада начала распространяться в виноградниках.

А.Простое предложение; Б.сложносочиненное предложение;

В сложноподчиненное предложение; Г бессоюзное предложение.

2. К какой группе относится союз, связывающий части сложносочиненного предложения Песня то замирала за степными курганами, то ветер доносил ее издалека?

А Противительный союз; Б разделительный союз; В соединительный союз.

3. Определите тип предложений (а - простое; б - сложносочиненное).

А Поезд пришел точно по расписанию, но Вари не оказалось на перроне.

Б Два года плавания не то что утомили меня, а утолили вполне мою жажду путешествий.

В Писатель должен много писать, но не должен спешить.

Г Я полон дум о юности веселой, но ничего в прошедшем мне не жаль.

4. Определите тип предложений (а - простое; б - сложносочиненное).

А Солнце на севере не светит, а как будто просвечивает через толстое стекло.

Б Я бродил подолгу и видел много примет осени.

В Слушайте тишину и тогда осень лесная покажет вам все богатства.

Г Все ушли и разговоры спрятала ночная мгла.

5. Укажите сложносочиненные предложения, в которых не нужны запятые перед союзом и.

А. Окна в сад были подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.

Б. На солнцепеке было совсем тепло и пахло землей.

В. Луна только еще всходила и в темноте было трудно разобраться.

Г. К концу дня дождь перестал и ветер начал заметно стихать.

Занимательная лингвистика

Жители Москвы - москвичи и москвички. А как называют жителей Петербурга, Тулы, Воронежа, Архангельска, Перми, Курска. Нижнего Новгорода?

(Петербуржец петербурженка, петербуржцы; туляк, тулячка, туляки; воронежец, воронежка, воронежцы; архангелогородец, архангелородка, архангелогородцы; пермяк пермячка, пермяки; курянин, курянка, куряне; нижегородец, нижегородка, нижегородцы)

8. Домашнее задание. Для слабых уч-ся №32, стр.39 Для сильных учащихся Упр.28

Итог урока. Рефлексия Таблица ЗХУ

Знаю

Хочу знать

Узнал



Выставление оценок



© 2010-2022