Разработка Интерактивные методы обучения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Современная система профессионального образования переживает реформирование предусматривающее переход к уровневой подготовке. Но реформирование заключается не только в этом, меняется само содержание подготовки.

Таким образом, внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. При этом сам термин «интерактивное обучение» педагогами и психологами трактуется по-разному. Зачастую это понятие связывают с использованием информационных технологий и Интернет, так как широкое распространение информационно-коммуникационных сетей способствует популяризации интерактивного взаимодействия.

При организации учебного процесса различают несколько моделей обучения [6]:

1. пассивная - обучаемый выступает в роли «объекта» обучения (рис. 1), учебная деятельность выражается как конспектирование, слушание, ретроспективная;

2. активная - обучаемый является «субъектом» обучения (рис. 2), учебная деятельность реализуется через выполнение творческих заданий, самостоятельную работу, рефлексию;

3. интерактивная - взаимодействие (рис. 3). Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование профессиональных и жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, строит собственную учебную траекторию.

При использовании пассивной модели обучения (рис. 1) преподаватель является основным действующим лицом, управляющим ходом занятия. Студенты выступают в роли пассивных слушателей. Связь с обучаемыми осуществляется посредством опросов, самостоятельных и контрольных работ, тестов и т.п.

С точки зрения современной педагогики такой метод считается неэффективным, однако здесь имеются определенные достоинства: методическая разработка занятия не требует значительных временных затрат и позволяет представить обучаемым сравнительно большое количество учебного материала в ограниченных временных рамках, что позволяет получить хороший результат в том случае, если обучаемые имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. В связи с этим наблюдается широкое распространение данного метода в учебном процессе.

В активной модели обучения (рис. 2) преподаватель и студенты взаимодействуют друг с другом в ходе занятия, т.е. являются активными участниками учебного процесса. Активные методы обучения предполагают демократический стиль преподавания, общение между преподавателем и обучаемыми «на равных».

Интерактивная модель обучения (рис. 3) ориентирована не только на взаимодействие обучаемых с преподавателем, но и друг с другом. Роль преподавателя сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия.

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.

Таким образом, интерактивные методы обучения многие педагоги рассматривают как наиболее современную форму активных методов.

Современные ученые и педагоги различают три типа интерактивности в учебном процессе [5]:

1. Взаимодействие студента и предмета обучения

Это определяющий критерий обучения, без которого не может быть образования, поскольку он определяет процесс интеллектуального взаимодействия с предметом, в результате чего изменяется уровень подготовки обучаемого, расширяются его перспективы и повышается его интеллектуальный уровень. Взаимодействие студента и предмета обучения отчасти отражает, то, что называют «внутренней дидактической беседой», когда обучаемые «говорят сами с собой» об информации и идеях, с которыми они столкнулись в контексте учебника, телепередаче, лекции.

Для обеспечения этого взаимодействия студенты располагают такими средствами обучения, как тексты, учебные аудио и телепрограммы, видео- и компьютерные программы.

Некоторые из обучающих программ по сути своей являются исключительно предметно-интерактивными. Они представляют собой однонаправленную связь со специалистом по данному предмету, которому иногда помогает создатель этой программы, с целью помочь студентам в изучении предмета. Никаких других профессиональных обучающих приемов в этой программе нет, обучение, по существу, самостоятельное.

2. Взаимодействие студента и преподавателя

Преподаватель (тьютор), согласно программе преподаваемого предмета, стремятся стимулировать и поддержать интерес студента к изучаемому материалу, вызвать у студента мотивацию к обучению, усилить и сохранить интерес обучаемого, в том числе побуждая его к выработке самомотивации. Вниманию студента предъявляется определенный материал для получения информации, демонстрации применения навыков или моделирования определенных подходов и ценностей.

Далее преподаватель создает ситуацию, в которой студент может показать, как он может применить получаемые знания в виде практического применения полученных навыков или умения распорядиться новой информацией и новыми идеями. Преподаватели оценивают работу студентов, чтобы определить эффективность образовательного процесса и при необходимости изменить стратегию обучения. Наконец, преподаватель проводит дискурс или оказывает поддержку каждому студенту, причем степень и сущность такой поддержки зависит от уровня подготовки обучаемого, личностных качеств преподавателя, его убеждений и других факторов.

Степень влияния преподавателя на студента в процессе взаимодействия значительно выше, чем при взаимодействии студента и предмета изучения. Студент попадает под влияние профессионального тьютора, и у него появляется возможность, ориентируясь на опыт педагога, изучать предмет наиболее подходящим для него способом. Индивидуальный подход - вот существенное преимущество этого метода. Преподаватель ведет диалог с каждым студентом, обращает внимание на мотивационный аспект одного студента и постигает причину непонимания другого.

Роль педагога особенно важна при оценке применения новых знаний студентами. Если ознакомиться с предметом обучения и определить свою мотивацию студент может самостоятельно, то на стадии применения полученной информации он нуждается в руководстве. Его знания о предмете еще не настолько глубоки, чтобы верно и всесторонне применить их. Взаимодействие студентов и преподавателя имеет наибольшее значение на этапах апробации знаний и в дискурсе.

3. Взаимодействие студентов

Форма интерактивного образования, предусматривает взаимодействие студентов, отдельно взятым обучающимся и другими студентами в составе группы или без нее, в присутствии преподавателя или без него в реальном времени.

Практика образования, за всю его историю чаще всего строилась через создание класса или какой-либо другой группы студентов по причинам, которые не имеют никакого отношения к потребностям обучающихся. В настоящее время классная форма обучения сохраняется во многих случаях потому, что это - единственная известная большинству преподавателей организационная форма, и потому что в краткосрочной перспективе это наиболее дешевый способ воплощения всех обучающих действий: формирование интереса, усвоение новой информации, ее практическое применение, оценка и поддержка студентов.

Однако взаимодействие студентов, происходящее в классе или в какой-либо другой образовательной группе, является в высшей степени ценным ресурсом обучения, а иногда даже основополагающим. Исходя из того, что в современном обществе, особенно в сфере бизнеса, чрезвычайно важно обладать навыками эффективного взаимодействия в групповом проекте, то делается упор на обучении студентов именно этим навыкам, применяя соответствующие тренинги. Студент может в одиночку или вместе с преподавателем изучать принципы лидерства и групповых взаимоотношений. Однако на этапе практического применения знаний и их оценки приобретенный дух коллективизма становится наиболее ценным как для самих обучающихся, так и для их преподавателя. Интересен тот факт, что трудно эффективно способствовать взаимодействию студентов в больших классах для начинающих, поэтому необходимо использовать методы интерактивного образования, используя видео и компьютерное взаимодействие. Таким образом, студенты получили возможность индивидуального взаимодействия с преподавателем электронным способом, а также общения внутри группы, например, используя асинхронную электронную почту.

Существуют разнообразные методы обучения, которые относят к интерактивным - это деловые и ролевые игры, case study, дискуссии, эвристические методы и др.

По мнению специалистов, интерактивные методы, используемые в учебном процессе должны отвечать следующим требованиям:

· активное, творческое, инициативное участие обучающихся в процессе получения знаний;

· формирование, накопление и развитие навыков в процессе групповых и индивидуальных занятий;

· максимальная приближенность результатов обучения к сфере практической деятельности;

· сотрудничество обучающихся и преподавателя в планировании и реализации всех этапов процесса обучения.

Основой интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от традиционных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Современная педагогика богата разнообразием интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:

· Творческие задания;

· Работа в малых группах;

· Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);

· Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);

· Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки);

· Разминки;

· Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, Сократический диалог);

· Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)», ПОПС-формула (позиция - обоснование - пример - следствие), проективные техники, «Один - вдвоем - все вместе», «Смени позицию», «Карусель», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты, симпозиум);

· Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов», «Переговоры и медиация», «Лестницы и змейки»).

Интерактивные методы обучения требуют от преподавателя значительной методической работы при разработке занятия и подготовке учебных заданий.

При разработке интерактивного занятия специалисты рекомендуют обращать особое внимание на следующие моменты [3]:

1. Участники занятия, выбор темы:

· возраст участников, их интересы, будущая специальность;

· временные рамки проведения занятия;

· проводились ли занятия по этой теме в данной студенческой группе ранее;

· заинтересованность группы в данном занятии.

2. Перечень необходимых условий:

· цель занятия;

· раздаточные материалы;

· техническое оборудование;

· участники;

· основные вопросы, их последовательность;

· практические примеры из жизни.

3. Что должно быть в каждом занятии:

· уточнение проблем, которые предстоит решить;

· представление участников (упражнения на знакомство, снятие эмоциональных зажимов);

· перспектива реализации полученных знаний;

· практический блок.

4. Раздаточные материалы:

· программа занятия;

· раздаточные материалы должны быть адаптированы к студенческой аудитории («Пишите для аудитории!»);

· материал необходимо структурировать;

· графики, иллюстрации, схемы, символы;

· используйте простые слова, простые предложения.

Трудности при данной форме подачи материала носят психологический характер и требуют определенной подготовки самого преподавателя [3]:

· •Насколько группа готова включаться в игру?

· •Какова мотивация каждого члена группы, каким образом быстро сделать ее замеры?

· •Помогает или мешает прошлый опыт подобного обучения?

В интерактивных методах обучения в рамках учебной программы существует сложность предоставления обратной связи и получения ее. Обучение не может быть эффективным, когда что-то просто выполняется. Необходимо обдумать, что сделано, подвести итоги, понять, что можно взять в арсенал профессионализма. Отправным моментом в этом обдумывании является конкретный опыт, он образует почву для наблюдения и размышления, для использования его в определенных ситуациях и составления плана действий.

Предполагаемые результаты использования интерактивных занятий в работе куратора со студенческой группой [3]:

· Повышение эффективности занятий, интереса студентов к деятельности куратора.

· Формирование и развитие у студентов коммуникативных навыков и умений, эмоциональных контактов между студентами (умение жить в диалоговой среде; понимание, что такое диалог и зачем он нужен).

· Формирование и развитие аналитических способностей, ответственного отношения к собственным поступкам (способность критически мыслить; умение делать обоснованные выводы; умение решить проблемы и разрешить конфликты; умение принимать решение и нести ответственность за них).

· Формирование и развитие навыков планирования (способность прогнозировать и проектировать свое будущее).

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной их которых является развитие коммуникативных умений и навыков, помогает установлению эмоциональных контактов между обучаемыми, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться ко мнению своих товарищей. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Основой интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются обучаемыми. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий заключается в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.

Из вышеизложенного следует, что использование интерактивных методов обучения позволяет сделать студента активным участником педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность и саморефлексию обучаемых. Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной личности, способной адаптироваться в меняющемся мире.

Библиографический список:

1. Ануфриев Б.Ф. Современные интерактивные методы обучения экономистов и менеджеров - library.mephi.ru/data/scientific-sessions/2003/6/127.html

2. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. - М.: Академия, 2006. - 192 с.

3. Интерактивные методы обучения sportedu.by/Student/Student.php?ind=8

4. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 352 с.

5. Макарова Е.Л. Использование интерактивных форм обучения для повышения эффективности образовательного процесса smtueco.ru/en/items/interactive-forms-of-learning

6. Методы обучения ru.wikipedia.org/wiki/Методы_обучения

7. Суворова Н. "Интерактивное обучение: Новые подходы" М., 2005.

8. Федеральные государственные образовательные стандарты mon.gov.ru/dok/fgos/

Характеристика основных интерактивных методов обучения

Под творческими заданиями понимаются такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует обучающихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога. Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:

  • не имеет однозначного и односложного ответа или решения

  • является практическим и полезным для учащихся

  • связано с жизнью учащихся

  • вызывает интерес у учащихся

  • максимально служит целям обучения

Если обучающиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.
Работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе - неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др.
При организации групповой работы, следует обращать внимание на следующие ее аспекты. Нужно убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать - учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания. Надо стараться сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз, поэтому надо записывать инструкции на доске и (или) карточках. Надо предоставлять группе достаточно времени на выполнение задания.
Ролевая игра - это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций.
Ролевая игра проводится в небольших группах (3-5 участников). Участники получают задание на карточках (на доске, листах бумаги и т.д.), распределяют роли, обыгрывают ситуацию и представляют (показывают) всей группе. Преподаватель может сам распределить роли с учетом характеров детей.
Преимущество этого метода в том, что каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.
Данная форма работы применяется для моделирования поведения и эмоциональных реакций людей в тех или иных ситуациях путем конструирования игровой ситуации, в которой такое поведение предопределено заданными условиями.
Мини-лекция является одной из эффективных форм преподнесения теоретического материала. Перед ее началом можно провести мозговой штурм или ролевую игру, связанную с предстоящей темой, что поможет актуализировать ее для участников, выяснить степень их информированности и отношение к теме. Материал излагается на доступном для участников языке. Каждому термину необходимо дать определение. Теорию лучше объяснять по принципу «от общего к частному». Перед тем, как перейти к следующему вопросу, необходимо подытожить сказанное и убедиться, что вы были правильно поняты.
Важно ссылаться на авторитетные источники и подчеркивать, что все сказанное - не придумано вами, а изучено и описано специалистами в данной области. По окончании выступления нужно обсудить все возникшие у участников вопросы, затем спросить, как можно использовать полученную информацию на практике и к каким результатам это может привести.
Мини-лекции предлагается проводить в интерактивном режиме: перед объявлением какой-либо информации тренер спрашивает, что знают об этом участники; после предоставления какого-либо утверждения тренер предлагает обсудить отношение участников к этому вопросу.
Например:
- А вы как считаете?
- Как вы предлагаете это делать?
- Как вы думаете, к чему это может привести? И т.д.
Разработка проекта - этот метод позволяет участникам мысленно выйти за пределы аудитории и составить проект своих действий по обсуждаемому вопросу. Самое главное, что группа или отдельный участник имеет возможность защитить свой проект, доказать преимущество его перед другими и узнать мнение друзей.
Например: составить проект по снижению риска стихийных бедствий в своем городе.
Участники могут обратиться за консультацией, дополнительной литературой в специализированные учреждения, библиотеки и т.д.
Можно предложить участникам собрать публикации из газет, фотографии, статьи, касающиеся вопросов темы, а затем обсудить эти материалы со всей группой.
Просмотр и обсуждение видеофильмов. На занятиях по снижению риска стихийных бедствий можно использовать как художественные, так и документальные видеофильмы, фрагменты из них, а также видеоролики и видеосюжеты.
Видеофильмы соответствующего содержания можно использовать на любом из этапов занятий и тренингов в соответствии с его темой и целью, а не только как дополнительный материал.
Перед показом фильма необходимо поставить перед обучаемыми несколько (3-5) ключевых вопросов. Это будет основой для последующего обсуждения. Можно останавливать фильм на заранее отобранных кадрах и проводить дискуссию.
В конце необходимо обязательно совместно с обучаемыми подвести итоги и озвучить извлеченные выводы.
С помощью тестирования можно определить уровень информированности молодых людей или их отношение к обсуждаемой теме. Подход к формулировке вопросов тестов должен быть корректным: они должны быть составлены грамотно, четко, на понятном языке и щадить чувства учащихся.
Получив тест, учащиеся должны внимательно прочитать его и отметить свой вариант ответа в соответствующей графе: «верно» - «не верно», «не знаю».
Затем, если тест не анонимный, ответы обсуждаются в парах или малых группах. Итоги анонимного тестирования подводятся преподавателем (тренером). А итоги обычного тестирования - после совместного обсуждения ответов участниками и преподавателем (тренером).
Разминки с целью снятия психологической и физической нагрузки. Разминки также способствуют развитию коммуникативных навыков (общению). Они должны быть уместными по содержанию, форме деятельности и продолжительности. Так, например, перед упражнениями, требующими сосредоточенного внимания, не следует проводить слишком подвижные игры-разминки.
Обратная связь позволяет выяснить реакцию участников на обсуждаемые темы, увидеть достоинства и недостатки организации и проведения обучения, оценить результат. Участникам (в произвольном порядке) предлагается высказаться по поводу прошедшего упражнения, информационного блока, конкретного дня или всего тренинга. Важно акцентировать внимание на чувствах и переживаниях каждого из участников. Все высказывания должны быть выслушаны молча, без споров, комментариев и вопросов, как со стороны тренера, так и со стороны других участников. Каждого говорящего следует благодарить за сказанное. Предоставлять обратную связь наравне со всеми участниками следует также тренеру.
Системы дистанционного обучения. Синхронный интерактивный курс с инструктированием в реальном времени через Интернет; например, проведение синхронного курса с преподавателем с последующим асинхронным обсуждением или самостоятельное обучение с помощью CD или по Интернет.
«Мозговой штурм», «мозговая атака» (метод «дельфи») - это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов.
«Мозговой штурм» применяется, когда нужно выяснить информированность и/или отношение участников к определенному вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной связи. Алгоритм проведения:
1. Задать участникам определенную тему или вопрос для обсуждения.
2. Предложить высказать свои мысли по этому поводу.
3. Записывать все прозвучавшие высказывания (принимать их все без возражений). Допускаются уточнения высказываний, если они кажутся вам неясными (в любом случае записывайте идею так, как она прозвучала из уст участника).
4. Когда все идеи и суждения высказаны, нужно повторить, какое было дано задание, и перечислить все, что записано вами со слов участников.
5. Завершить работу, спросив участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать из получившихся результатов и как это может быть связано с темой тренинга.
После завершения «мозговой атаки» (которая не должна занимать много времени, в среднем 4-5 минут), необходимо обсудить все варианты ответов, выбрать главные и второстепенные.
«Мозговая атака» является эффективным методом при необходимости:
- обсуждения спорных вопросов;
- стимулирования неуверенных обучаемых для принятия участия в обсуждении;
- сбора большого количества идей в течение короткого периода времени;
- выяснения информированности или подготовленности аудитории;
- работа в малых группах .
Процесс профилактического обучения необходимо строить с ориентацией на обучающегося. Наиболее эффективной в данной ситуации является работа в группах. В этом случае учитель обеспечивает диагностику и мониторинг, организует учебную среду, осуществляет поддержку (дает советы, разъяснения), когда в наличии нет других ресурсов. Такая форма работы применяется, когда нужно продемонстрировать сходство или различия определенных явлений, выработать стратегию или разработать план, выяснить отношение различных групп участников к одному и тому же вопросу.
Внедрение интерактивного режима к группе как субъекту образовательного процесса, это, прежде всего:
- развитие навыков общения и взаимодействия в группе;
- формирование ценностно-ориентационного единства группы;
- поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации.
ПОПС-формула представляет собой российский вариант юридической технологии профессора права Д.Маккойда-Мэйсона из ЮАР. Используется при организации споров, дискуссий. Ее суть заключается в следующем. Ученик высказывает: П-позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, выступает на уроке с речью: «Я считаю, что смертная казнь не нужна…»); О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: «Потому что увеличивается количество тяжких преступлений, изнасилований, убийств…»); П-пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя в речи обороты типа: «Я могу подтвердить это тем, что рост преступности наблюдается за последние годы…»; С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, говорит: «В связи с этим (сохранением смертной казни, мы не наблюдаем уменьшения роста преступности…»). Таким образом, выступление обучаемого занимает примерно 1-2 минуты и может состоять из двух-четырех предложений. Самое главное, что дает применение данной технологии, ученики высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме. ПОПС-формула может применяться для опроса по пройденной теме, при закреплении изученного материала, проверке домашнего задания.), проективные техники, «Один - вдвоем - все вместе», «Смени позицию», «Карусель», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты, симпозиум)
Тренинг (от английского train - воспитывать, учить, приучать) - это процесс получения навыков и умений в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка. Тренинг позволяет дать его участникам недостающую информацию, сформировать навыки устойчивости к давлению, навыки безопасного поведения. Неоспоримым достоинством тренинга является то, что он обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения. Основные требования к проведению тренинга:
- оптимальное количество участников тренинга 20-25 человек;
- соответствующее по размерам количеству участников тренинга помещение, где посадочные места расположены по «тренинговому кругу», что способствует активному взаимодействию его участников;
- обязательность ознакомления участников в начале любого занятия тренинга с целями и задачами данного занятия;
- проведение на первом занятии тренинга упражнения «знакомство» и принятие «соглашения» - правил работы группы;
- создание дружелюбной доверительной атмосферы и ее поддержание в течение всего тренинга;
- вовлечение всех участников в активную деятельность на протяжении всего тренинга;
- уважение чувств и мнений каждого участника;
- поощрение участников тренинга;
- подведение участников тренером (преподавателем) к достижению поставленной перед ними цели занятия, не навязывая при этом своего мнения;
- обеспечение тренером соблюдения временных рамок каждого этапа тренинга;
- обеспечение эффективного сочетания теоретического материала и интерактивных упражнений;
- обязательность подведения итогов тренинга по его окончании.
Тренинг может состоять из одного или нескольких занятий, иметь различную продолжительность - от одного часа до нескольких дней.
Необходимые условия для успешного обучения:
- готовность обучаемого учиться;
- применение различных форм и методов обучения;
- использование повторения для закрепления знаний;
- соответствие процесса обучения реальной жизненной ситуации;
- своевременность непредвзятой, адекватной оценки действий обучаемых преподавателем-тренером.
Непосредственно обучение включает в себя 2 этапа:
1. информационный блок или предоставление теоретических знаний;
2. выработка практических навыков.
Информационный блок - этот этап можно начать с ответов на вопросы из опросников, которые вызвали массовое затруднение. Основной материал может быть преподнесен в виде лекции, мультимедийной презентации. Затем на выбор преподавателя (тренера) могут быть использованы различные методы интерактивного обучения: ролевые игры, дискуссии, приглашение визитера, работа в малых группах и т.д.
Выработка практических навыков, учитывая, что любые знания информационного, теоретического плана должны обязательно сочетаться с практическими умениями и навыками, необходимо вырабатывать эти навыки. Данный этап тренинга призван способствовать приобретению участниками практического опыта по защите своей жизни и здоровья, а также окружающих. С этой целью можно использовать ролевые игры, инсценировки, дискуссии, «мозговую атаку» и другие интерактивные формы работы в зависимости от условий.
Итоги подводятся в конце любого занятия, тренинга. Как правило, эта процедура рассчитана на то, чтобы участники поделились своими впечатлениями, ощущениями, высказали свои пожелания. Подведение итогов можно проводить в виде заполнения «листов откровения», опросников, анкет. Тренер может спросить участников семинара, что нового они узнали, что было для них интересно, полезно, предложить вспомнить, какие упражнения они выполняли, таким образом, закрепляя пройденный материал. Хорошо, если тренер постоянно поощряет участников тренинга различными доступными ему способами: выражает устную или письменную благодарность, вручает какие-то брошюры, буклеты, сувениры и т.п. Либо доверяет отличившимся наиболее ответственные задания.



Заключение

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной их которых является развитие коммуникативных умений и навыков, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.
Основой интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются обучаемыми. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий заключается в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.


Пирамида обучения
обучение других
практические действия
дискуссионные методы
демонстрация
аудиовизуальныеметоды
чтение
лекция
90%
70%
50%
30%
20%
10%
5%
Классификация методов обучения
Методы обучения(в зависимости от роли обучающегося в процессе обучения)
Пассивные
Активные
Интерактивные
Учащийся выступает в роли "объекта" обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему педагогом - источником правильных знаний. Обычно это происходит при при применении таких методов, как лекция-монолог (однонаправленная передача информации от учителя к ученику), чтение, демонстрация и опрос обучающихся (также однонаправленное воспроизводство информации учеником для учителя)
Пассивные методы
Способы коммуникации
Центральная роль преподавателяОтсутствие общего обсужденияВоздействие доминирует над взаимодействием
Формы воплощения
Аудиторные или фронтальные (лекция, заучивание, просмотр фильма,)Индивидуальные(чтение документа или другого текста)
Условия выбора
недостаточно источников информации (учебников, словарей, справочников и т.п.) отсутствие времени для поиска информациибольшое количество обучающихсяобъем изучаемого материала требует максимальной плотности его изложенияотсутствие у обучаемых базовых знаний фундаментального характера по рассматриваемым вопросам
Положительное и отрицательное
Положительное
Отрицательное
Экономия времени
Снижение мотивации
Любое количество обучаемых
Низкий уровень вовлеченности
Не требуется дополнительных ресурсов
Сужение источников информации
Простота оценивания
Отсутствие индивидуального подхода
Высокая дисциплина
Отсутствие вариативности и возможностей для творчества
Четкость и структурированность подачи материала
Процент усвоения материала невелик
Возможность обеспечения высокого теоретического уровня
Акцент на запоминание, а не на понимание
Активные методы
Обучающиеся является "субъектом" обучения, выполняет творческое задания, вступает в диалог с учителем. Основные методы: творческие задания (часто-домашние), вопросы от ученика к учителю, развивающие творческое мышление.
Способы коммуникации
Центральная роль преподавателяСовместное обсуждениеВзаимодействие и воздействие идут параллельно
Формы воплощения
Индивидуальные(индивидуальные вопросы и комментариимозговой штурм)Общие или командные(консультирование при подготовке проекта, беседы, общие дискуссии)Групповые(вопросы от группы)
Условия выбора
Повышенный общественный интерес к темеРазвитое умение задавать вопросыЗадача подведения итогов или обсужденияДостаточное количество времениВысокая компетентность ведущего в рассматриваемых вопросахОднородность группы обучающихся по интересам,опыту, уровню подготовки
Положительное и отрицательное
Положительное
Отрицательное
Не требуется дополнительных ресурсов
Преподаватель может быть не готов к обсуждению ряда вопросов
Возможность предотвращать уклонение от темы занятия
Некоторые учащиеся могут остаться пассивными на занятии
Повышение мотивации
Опасность увода обсуждения от темы занятия
Компетентность источника информации
Ограниченный круг источников информации
Учет индивидуальных особенностей учащихся
Опасность давления авторитета преподавателя
Совместное формулирование и рассмотрение темы занятия
Ограничение количества обучаемых в группе
Интерактивные методы
Термины "интерактивные методы", "интерактивное обучение" пришли к нам из английского языка ("interactive": "inter" означает "между", "меж"; "active" - от "act" - действовать, действие). Таким образом, термин "интерактивное обучение" - обучение, построенное на взаимодействии. Это и есть сущность интерактивных методов: обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.
Способы коммуникации
Центральная роль принадлежит обучающимся Преподаватель - организатор и помощникОбсуждение происходит в малых группахВзаимодействие преобладает над воздействием
Формы воплощения
Групповые (работа в группе) Общие или командные(обмен информацией, выработка общего решения)
Условия выбора
Подготовленность к обсуждаемой темеБазовые коммуникационные навыки и уменияПовышенный интерес учащихся к теме занятияНаличие дополнительных источников информацииДостаточное пространство для работы малых групп
Положительное и отрицательное
Положительное
Отрицательное
Расширение ресурсной базы и прочности усвоения материала
Ограниченный объем изучаемого материала
Высокая степень мотивации
Первоначально сформулированная тема может остаться недостаточно глубоко рассмотренной (поверхностность знаний)
Максимальная индивидуальность преподавания
Трудности установления и поддержания дисциплины
Акцент на деятельность, практику
Ограниченное число обучающихся в группе
Широкие возможности для творчества
Давление авторитета лидера в групповой деятельности
Сущность интерактивных методов
В основе интерактивных методов лежит совместное обучение или обучение во взаимодействии, суть которого выражает китайская пословица:
«Скажи мне, я забываю,Покажи мне, я могу запомнить,Позволь мне сделать это,И это станет моим навсегда»
Структура интерактивного занятия
Мотивация
Объявление прогнозируемых результатов
Предоставление необходимой информации
Интерактивное упражнение
Подведение итогов
1
2
3
1
3
2
1
2
3
1
3
2
Как оценить ученика?
1
2
3
1
3
2
1
2
3
1
3
2
Как оценить ученика?
Нужно ли было вырубать деревья в парке р.п. Степное?
Как оценить учителя?
Критического мышления
Учебно-исследовательские технологии
ИКТ - технологии
Игровые технологии
Предложение
«Благополучные ответы»
«Неблагополучные ответы»
1. Когда я иду в школу...
... каждый день. ...я иду учиться
... меня все бесит ... не хочу туда идти
2. На контрольной...
... все решают задания. ... я всегда получаю «четверку» или «пятерку», потому что готовлюсь
... люди чувствуют себя дураками. ... даже если что-то знаю, сразу забываю
3. Наверно, на экзамене...
... все будет нормально.... ничего особенного не случится
... я с треском провалюсь. ... люди могут умереть от страха
Предложение
«Благополучные ответы»
«Неблагополучные ответы»
4. Когда я отвечаю у доски...
... мне потом ставят оценку. ... всегда сам прошусь
... все надо мной смеются. ... неприятно, как в цирке
5. Если я получу «двойку»...
... потом исправлю. ... ну и что?
... мне обидно, потому что ястараюсь.... меня будут ругать родители ине отпустят гулять
6. Когда учитель задает вопрос, я...
... отвечаю.... почти на каждом уроке
... хочется залезть под парту. ... не люблю отвечать на уроке
Предложение
«Благополучные ответы»
«Неблагополучные ответы»
7. Когда после каникул я встречаюсь с одноклассниками...
... классно!... а я с ними вижусь и наканикулах
... думаю: «Ну и уроды!» ... я их давно не люблю
8. Когда я жду родителей с родительского собрания...
... я готовлю ужин ... смотрю видик
... волнуюсь. ... ожидаю порки
Банк идей, даже абсурдных (кто больше)
В России ( в школах России) происходит старение нации. Ваши предложения по выходу из сложившейся ситуации
Почему на берегу Атлантического океана возникла пустыня Намиб?
Для чего нужна модернизация образования?
Россия торгует своими полезными ископаемыми - это неверный путь.Предложите свои варианты решения проблемы
Выбор лучшего предложения
Кейс-метод (разбор ситуаций)
Как остановить рост ругательных сленгов?
Интерактивная игра "Тридцать три»Проводится во время изучения темы, например,"Признаки делимости на 3 и 9" в 5-м классе. (активизирует внимание, а также позволяет физически размяться). Правила просты. Мы начинаем считать по рядам; один ученик говорит - "один", второй-"два" и так далее по очереди. Те участники, которым предстоит сказать число, содержащее 3 (например 3, 13, 23 и т.д.) а также число, кратное трём, должны вместо того подпрыгнуть и хлопнуть в ладони. Тот, кто ошибся и произнёс вслух число, выбывает из игры. При этом счёт продолжается со следующего за выбывшим участником или начинается снова.
Интерактивный метод «Каждый учит каждого"
Вопросы для повторения
Блоки крупных тем ( вопросов столько, сколько участников в группе.) Вопрос включает одну тему. (У команд одинаковые вопросы)
Метод "Мозаика» (ажурная пила)
Пакет заданий по темам ( 4 темы)
Эксперт
Эксперт
Эксперт
Эксперт
Дискуссия «Почему я спрашиваю тебя, - обращался Сократ к софисту Горгию,- а не говорю сам? Это делается ради беседы». Основная задача - выявление существующего многообразия точек зрения участников на вопрос или проблему и при необходимости всесторонний анализ каждой из них. Существует несколько синонимов понятия «дискуссия»: спор, полемика, дебаты, диспут.
Создание рекламы, выпуск газеты, оформление листовки по данной проблеме
Вперед и вместе: через живое общение, через работу в группах, где каждый обучающийся субъект познания нового


© 2010-2022