Рабочая программа по литературе для 6 класса (домашнее обучение)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе для обучающегося 6 класса составлена на основе программы литературного образования, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации в качестве программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. - Москва «Просвещение», 2011 г.

Используется учебно-методический комплект:

«Литература 6 класс» В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлева, В.И. Коровин, «Просвещение», 2009 г

Фонохрестоматия к учебнику «Литература 6 класс», В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлева, В.И. Коровин, «Просвещение»

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературы - формирование читательской компетенции школьника. Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста - правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

  2. введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

  3. развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

  4. приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Основная характеристика учебного предмета:

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение;

- различные виды пересказа;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

- устные и письменные интерпретации художественного произведения;

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

- самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей;

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

Количество часов, отведенное на изучение программы (52, 5 часа)

Количество часов в неделю: 1,5 часа. Надомное обучение.

Содержание тем учебного курса.

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки - малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ - созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея - борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей - мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Учебно-тематический план.

Содержание

Количество часов

1.

Устное народное творчество

2

2.

Из древнерусской литературы

2

3.

Из русской литературы XVIII века.

6

4.

Из русской литературы XIX века

18

5.

Из русской литературы XX века.

16

6.

Зарубежная литература.

8

7.

Итоговый урок

1




Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 6-ого класса.

К концу учебного года шестиклассники должны знать и уметь:

знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор, портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); автобиографичность литературного произведения.

уметь:

- выразительно читать эпическое произведение за героя и за автора;

- сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

- сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

- перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;

- видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

- определять тональность произведения, роль рассказчика в системе художественного произведения;

- сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);

- сочинять юмористический рассказ по заданной модели;

- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и другие);

- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии и т. п.;

- отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе

Возрастающие требования к воспитанию молодежи, формированию у нее чувства ответственности, организованности и дисциплины требуют решительного искоренения проявления формализма в оценке знаний учащихся, преодоления процентомании.

Большое воспитательное значение имеет объективная, правильная и своевременная оценка знаний, умений и навыков учащихся. Она способствует повышению ответственности школьников за качество учебы, соблюдению учебной, трудовой, общественной дисциплины, вырабатывает требовательность учащихся к себе, правильную их самооценку, честность, правдивость, в. то время как проявление либерализма, завышение и занижение оценки знаний учащихся порождают их неудовлетворенность, способствуют воспитанию самомнения, зазнайства, ведут к переоценке своих возможностей, формированию у некоторых школьников иждивенческой психологии, потребительского отношения к жизни.

В целях преодоления формализма, либерализма и процентомании необходимо при оценке знаний анализировать их глубину и прочность, проверять умение школьников свободно и вполне сознательно применять изучаемый теоретический материал при решении конкретных учебных и практических задач, строго следовать установленным нормативам.

«Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Перечень учебно-методического обеспечения.

Литература 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /авт.-сост. В.П.Полухина и др.]. - М.: Просвещение, 2011

Егорова Н.В. Литература 6 класс: Поурочные разработки. - М: ВАКО, 2003

Журавлёв В.П., Коровин В.И., Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим. Дидактические материалы 6 кл. - М.: Просвещение, 2003

Литература. 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт.-сост. Н.Ф.Ромашина - Волгоград: Учитель, 2008

Виртуальная школа КМ. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 6 класс.

Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. Литература в 6 классе. Книга для учителя. - М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово» - РС», 2000

Критарова Ж.Н., Самойлова Е.А. Конспекты уроков для учителя литратуры: 6кл.: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС.







Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Планируемые результаты

Образовательный продукт

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1-2

Знать определение понятия «фольклор», понять их художественную ценность, уметь анализировать тематику обрядовых песен.

Песенное исполнение обрядовых песен.

Мини-сочинение на объяснение пословиц


Устное народное творчество (2 ч.) Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.

1


УНТ Пословицы и поговорки.

Р/Р В чём красота и мудрость русских обрядов?

1


3-4

Знать определение понятий «древнерусская литература», «летопись»; понимать значение летописи в формировании всей русской литературы,

уметь отличать летописные сказания от УНТ.

Анализ текста

Древнерусская литература (2 ч.)

Русская летопись. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе»

2


5,6,7



8-10

Знать факты биографии И.А.Крылова, знать особенности жанра басни; уметь определять средства худ. выразительности.

Иллюстрации к басне, выразительное чтение по ролям

Произведения русских писателей 18 века (6 ч.)

И.И. Дмитриев «Муха», И.А. Крылов, басни. Особенности языка.

3


Сочинение басни

Р/Р Чтение басен наизусть. Творческая лаборатория.


3



11











12











13




14




15

16




17












18




19

20





21







22





23



24



25

26











27


Знать факты биографии А.С.Пушкина, знать особенности жанра стихотворного послания, романа; уметь определять средства художественной выразительности и их роль.

Ответ на вопрос: почему поэт изменил черновой вариант стихотворения?

Синквейн на тему «Дружба»

Произведения русских писателей 19 века (18 ч.)

А.С.Пушкин. Дружба в жизни поэта. Стихотворение «И.И.Пущину»


1


Знать особенности стихотворения; уметь определять средства художественной выразительности и их роль.

Выразительное чтение наизусть. Ответ на вопрос: какие средства помогают создать особый эмоциональный фон?

Стихотворение Пушкина «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

1


Знать особенности стихотворения; уметь определять средства художественной выразительности и их роль.

Устное словесное рисование


Стихотворения Пушкина «Зимнее утро», «Зимняя дорога» - гимн родной природе.




Знать определения двусложных размеров стиха, уметь определять размер стиха

Определение размера стиха: ямба и хорея

ТЛ Двусложные размеры стиха.


1


Знать содержание романа, особенности композиции, уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы, уметь характеризовать героев

Характеристика героев; ответы на вопросы

Роман А.С.Пушкина «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт А. Дубровского и К. Троекурова

1


А.С.Пушкин «Дубровский». Протест В. Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма



ТЛ Романтическая история любви В. Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Композиция

1


Уметь делать письменную характеристику, отвечать на вопросы


Сочинение

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности» в романе.

Контрольная работа или тестирование по творчеству А. С. Пушкина

1



Знать факты биографии М. Ю. Лермонтова, знать особенности стихотворений; уметь определять средства художественной выразительности и их роль; выразительно читать

Выразительное чтение

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника.

1


Знать особенности стихотворений; уметь определять средства художественной выразительности и их роль; выразительно читать

Выразительное чтение

М. Ю. Лермонтов «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром



М. Ю. Лермонтов. Мотивы одиночества в стихотворениях «На севере диком», «Листок», «Утёс».

1


Знать факты биографии Н. В. Гоголя, знать содержание произведения; уметь анализировать прочитанное

Анализ произведения

Вн. чт. Н. В. Гоголь. «Старосветские помещики»

1


Знать содержание рассказа, особенности композиции, уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы, уметь характеризовать героев

Сообщение - презентация

И.С.Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей.

1


Составить внутренний монолог героя

Мастерство И.С.Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека.



Знать особенности стихотворений; уметь определять средства художественной выразительности и их роль; выразительно читать

Выразительное чтение

Ф. И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике. «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…».

Роль антитезы в стихотворении.

Ф. И. Тютчев. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения

1


Знать особенности стихотворений; уметь определять средства художественной выразительности и их роль; выразительно читать

Выразительное чтение наизусть

А.А.Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного.

А. А. Фет. «Ещё майская ночь». Природа и любовь.

1


Знать особенности стихотворения; уметь определять средства художественной выразительности и их роль; выразительно читать

Составить внутренний монолог героя

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя

1



Своеобразие композиции, языка стихотворения «Железная дорога».


Знать содержание поэмы, особенности композиции, уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы, уметь характеризовать героев

Характеристика героев

Вн. чт. Историческая поэма Некрасова «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н. А. Некрасова

1


Знать определения трёхсложных размеров стиха, уметь определять размер стиха

Определение размера стиха

Р/Р Трёхсложные размеры стиха.

1


Знать содержание сказа, особенности композиции, уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы, уметь характеризовать героев

Характеристика героя

ТЛ Н.С.Лесков «Сказ о тульском косом левше и стальной блохе», особенности жанра. Образ повествователя.

1


Знать особенности языка сказа; уметь отвечать на вопросы, комментировать прочитанное

Ответы на вопросы

Р/Р Народ и власть в сказе Лескова. Изображение русского характера.

Особенности языка сказа Лескова «Левша». Приёмы фольклора в сказе.





Знать содержание рассказа, уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы, уметь характеризовать героев

Составление сравнительной таблицы

А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора

1


Знать содержание рассказа, уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы, уметь характеризовать героев

Выразительное чтение по ролям

Вн. чт А.П.Чехов. «Пересолил», «Лошадиная фамилия»



28

Знать особенности стихотворений; уметь определять средства художественной выразительности и их роль; выразительно читать

Выразительное чтение наизусть, иллюстрации

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…». Я. П. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри - какая мгла…». А. К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы…». Развитие понятия о лирике


1


29






30




31






32








33-34






35






36





37




38


39




40




41



42









43




44


Знать факты биографии писателей 20 века, знать особенности произведений.



Знать особенности сказки-были, уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы, уметь характеризовать героев










Знать содержание рассказа, уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы, уметь характеризовать героев



Знать содержание рассказа, что такое юмор; уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы, уметь характеризовать героев.

Знать особенности стихотворений; уметь определять средства художественной выразительности и их роль; выразительно читать

Знать содержание рассказа, что такое юмор; уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы, уметь характеризовать героев.

Знать особенности стихотворений; уметь определять средства художественной выразительности и их роль; выразительно читать.






Знать особенности стихотворений; уметь определять средства художественной выразительности и их роль; выразительно читать

Словесное рисование

Из русской литературы 20 века (16 ч.)

Вн. чт. А.С. Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев

1


Анализ текста.

Характеристика героев

А.П. Платонов. Слово о писателе. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Прекрасное - вокруг нас.

1


М.М.Пришвин. Слово о писателе «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти

1


Анализ эпизода

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Образ природы. Анализ эпизода



Сочинение

Р/Р Особенности композиции и смысл названия сказки-были. Подготовка к сочинению

1



Р/Р Сочинение «Человек в природе в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»



Выразительное чтение

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Стихотворения К.М.Симонова, Д.С.Самойлова. Выразительное чтение.

Вн. чт. А. А. Лиханов «Последние холода». Дети и война

2


Анализ текста,

характеристика героев

В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы.


1


Анализ текста

Р/Р В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в рассказе. Подготовка к сочинению

1


Составить внутренний монолог героя. Синквейн на тему «Учитель»

В.Г.Распутин. Слово о писателе. Рассказ «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика.

1


Сочинение

Р/Р Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях

В. П. Астафьева и В. Г. Распутина»

1


Выразительное чтение

Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины. Человек и природа

1


Анализ текста,

Характеристика героев

Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе

1


Контрольная работа

Контрольная работа или тестирование по творчеству Н. С. Лескова, А. П. Чехова, М. М. Пришвина

1


Выразительное чтение наизусть, иллюстрации

Родная природа в русской поэзии XX века. А.А.Блок. «Летний вечер» и др.; С. А. Есенин «Мелколесье. Степь да дали...». Обучение выразительному чтению

1


Выразительное чтение

А.А.Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…». Обучение выразительному чтению



Анализ текста

Писатели улыбаются. В.М.Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев.

1


Выразительное чтение

Вн. чт. К. Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…». Г. Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине.




1


45




46





47




48





49




50-51



52




53

Знать содержание произведений раздела «Зарубежная литература», знать особенности жанра философской сказки; отличие мифа от сказки; уметь определять идейное содержание произведения, отличать миф от сказки, характеризовать героев.

Выразительное чтение

Из зарубежной литературы (8 ч.)

ТЛ Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.

Понятие о мифе

1


Выразительное чтение. Сопоставительная характеристика

Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки

1


Характеристика героя

Вн. чт. Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе.

1


Характеристика героя

П. Мериме. Новелла Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении

1


Знать содержание произведений, что такое юмор; уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы, уметь характеризовать героев.

Знать содержание сказки-притчи, уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы, уметь характеризовать героев

Выразительное чтение


И.Ф. Шиллер. Слово о писателе. «Перчатка». Проблема благородства, достоинства и чести.

1


Выразительное чтение

Характеристика героя

Вн. чт. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении

2


Сочинить внутренний монолог героя

Вн. чт. А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

1



Тест

Р/Р Итоговый урок. «Путешествие по стране Литературии 6 класса

1












© 2010-2022