Урок литературы в 6 классе Библейские мотивы в творчестве А. Пушкина

Урок литературы в 6 классе на тему "Библейские мотивы в творчестве А. Пушкина" направлен на расширение знаний учащихся о творчестве автора, развивает умение сравнивать, выделять главное, делать выводы, аргументировать собственную точку зрения. Урок использует приемы критического мышления, такие как диаграмма Венна, "Углы" и другие. Формы деятельности в уроке разнообразные: фронтальное обсуждение, взаимопроверка по ключу, групповая работа, самостоятельное творческое письмо. Использован прием викт...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 6 классе.

Тема: Библейские мотивы в творчестве А. Пушкина.

Образовательные цели:

  1. продолжить знакомство уч-ся с циклом «Повести Белкина»;

  2. расширить знания уч-ся об особенностях творчества А. Пушкина;

  3. формировать понимание реализации библейских мотивов в повести;

  4. подвести уч-ся к пониманию трагедии Самсона Вырина;

  5. проконтролировать уровень знания текста

Развивающие цели:

  1. развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь;

  2. развивать долговременную память в процессе деятельности;

  3. развивать аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы

Воспитательная цель: воспитывать понимание значимости семейных ценностей

Ход урока.

  1. Постановка познавательных задач.

  2. Контроль знания текста: викторина с взаимопроверкой в парах по ключу.

  1. В каком году рассказчик познакомился со станционным смотрителем? (1816)

  2. Имя и фамилия станционного смотрителя (Самсон Вырин)

  3. Какую историю изображали картинки на стенах в доме станционного смотрителя? (история блудного сына)

  4. Сколько времени проло между 1-й и 2-й встречами рассказчика и станционного смотрителя? (3-4 года)

  5. Имя гусара который увез Дуню с собой (Минский)

  6. Куда он увез Дуню? (в Петербург)

  7. Что сунул за рукав станционному смотрителю этот герой? (деньги)

  8. Отчего умер станционный смотритель, по словам жены пивовара? (спился)

  9. Сколько детей было у Дуни? (3)

  10. Имя мальчика, провожавшего рассказчика на кладбище (Ванька)

  1. Словарная работа (контроль домашнего задания)

тракт - дорога

подорожная - письменное удостоверение для проезда куда-либо

сей - этот

лекарь - врач, доктор

почтмейстер - почтальон

  1. Анализ композиции повести

- В чем особенность композиции повести? (троичность возвращения в одно и то же место со значительными промежутками времени, начинается с вступления-рассуждения о роли и месте в обществе станционных смотрителей, рассказ в рассказе, два рассказчика)

5. Самостоятельная работа с последующим групповым обсуждением по рядам: анализ встреч рассказчика и станционного смотрителя

приезд

Время года, состояние природы

Состояние рассказчика

Внешность смотрителя и дочери

Обстановка в доме

1

Май

Весна

Жарко

дождь

Молод

Вспыльчив

Не хочется расставаться

Дуня - маленькая кокетка

Смиренная, но опрятная обитель (*монастырь; высок./насмеш. место проживания)

2

Печальное предчувствие

Постарел, небритый, хилый старик

Ветхость и небрежение, всё так и не так

3

Осень серая, холодная

Промозглый закат солнца

Сначала жаль поездки и истраченных денег, потом нет

Дуня - прекрасная, славная барыня, плакала, узнав о смерти отца

Голое место, очень печальное кладбище

- Какими приемами описывается жизнь главного героя? (детали - природа, обстановка, внешность)

6. Решение проблемного вопроса

- Зачем Самсон Вырин отправляется в Петербург?

- Почему он не смог вернуть Дуню?

7. Работа с диаграммой Венна: сопоставление библейской истории блудного сына и повести

Библейская история

общее

«Станционный смотритель»

На первом месте сын

Сын теряет материальные блага

Сцена всепрощения и радости

Мотив

Тема отцов и блудных детей

На первом месте отец

Дочь становится богатой

Сцена горя

- Как реализует Пушкин библейские мотивы в повести? (не прямая иллюстрация библейской истории, переосмысление)

8. Слово учителя

У Пушкина практически всегда финал неоднозначен: от признания счастливой развязки до утверждения драматического финала, не счастливого ни для отца, ни для дочери. Слонимский: «Таких полутонов не знали ни классическая, ни романтическая школа».

9. Методика «Углы» с последующей творческой работой: Можно ли назвать финал повести счастливым?

10. Обобщение и систематизация.


© 2010-2022