Отчет учителя русского языка за год

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отчет

учителя русского языка и литературы

Кравчук Надежды Константиновны

за 2014-2015 учебный год



Отчет учителя русского языка за год.Отчет учителя русского языка за год.

Отчет учителя русского языка за год.Кравчук Надежда Константиновна

Стаж работы 16 лет

Место работы: Алматинская область, Карасайский район, г.Каскелен средняя школа имени К.Сатпаева.

Предмет: Русский язык и литература

Категория: Вторая

Сертифицированный учитель 3 уровня

Отчет учителя русского языка за год.

Отчет учителя русского языка за год.

Разум, однажды расширивший свои границы,

никогда не вернётся в прежние.

А. Энштейн

Наибольшее воздействие на процесс обучения и результаты учеников имеет не столько деятельность администрации школ и органов управления системой образования по обеспечению учителей соответствующими ресурсами, сколько повседневная работа самого учителя в классе, направленная на воспитание и развитие учащихся. Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников является учитель.

Из числа современных научных подходов, используемых различными системами среднего образования, наиболее популярными и получившими высокое мировое признание, являются подходы, основанные на конструктивистских теориях. Конструктивистские представления о преподавании требуют, чтобы учитель, сосредоточенный на ученике, организовывал занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учеников. Подобные задачи разрабатываются таким образом, чтобы ученикам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенные предположения, скорректировать убеждения и сформировать новое понимание. Важным аспектом деятельности учителя является стремление понять, как отдельными учениками постигается тема, осознать необходимость работы с учениками в целях улучшения или реконструкции их понимания, а также - осознание того, что отдельными учениками восприятие темы может происходить довольно уникальным способом.

Данная трактовка конструктивистского обучения включает в себя образ мыслей и ряд основных убеждений учителя, а также знания альтернативных действий по отношению к этим убеждениям.

Понимание обучения с социоконструктивистской точки зрения лежит в основе «Новых подходов в преподавании и обучении», изложенных в настоящей Программе. Дети являются активными обучающимися, которые строят свое собственное понимание, исходя из личных исследований и социального взаимодействия. Педагогические подходы, известные как «преподавание и обучение на основе диалога» и метасознание, или «Обучение тому, как учиться», служат в качестве важных современных интерпретаций социоконструктивистских идей. Несмотря на то что идеи, рассматриваемые во всех семи модулях, также можно считать новыми подходами в преподавании и обучении, лишь «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как обучаться» мы рассматриваем в рамках именно новых подходов, поскольку они находятся в тесной взаимосвязи с социоконструктивистской точкой зрения. Обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся построить и развить свое собственное мышление. «Обучение тому, как учиться», или метасознание, направлено на оказание помощи учащимся в понимании и принятии отвественности за собственное обучение таким образом, чтобы в дальнейшем продолжить обучение самостоятельно.

В числе задействованных педагогических механизмов можно выделить следующие:

• понимание принципа обучения, принятие во внимание стилей обучения, осознание необходимости и выбор методов личного самообучения на протяжении всей жизни;

• систематическое обучение мышлению;

• исследование и выявление собственных творческих талантов и путей их оптимального использования;

• любовь к обучению ради самого процесса обучения и в качестве способа самопознания;

• грамотное владение речью, вычислением и наличие пространственного мышления;

• высокая компетентность в области цифровых технологий.

Обучение критическому мышлению

Критическое мышление рассматривается двояко: развитие критического мышления у учеников и развитие критического мышления у преподавателей. Два этих процесса взаимосвязаны. Критическое мышление по отношению к учащимся понимается, как способность синтезировать информацию и идеи, способности к суждению о достоверности и относительной важности информации и идей, умение делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи других. Критическое мышление преподавателей включает в себя способность критически оценивать собственную практику работы, попытки применения и оценки новых подходов.

Основные особенности, рассматриваемые в критическом мышлении детей:

Рациональность. Стремление найти лучшее объяснение, постановка вопросов вместо поиска категорических ответов; требование и учет любых доказательств; опора на причину, а не на эмоции (хотя эмоция имеет место и может относиться к самосознанию, упомянутому ниже).

Непредубежденность. Оценка всех выводов; рассмотрение и признание множества возможных точек зрения или перспектив; стремление оставаться открытым для альтернативных интерпретаций.

Суждение. Признание степени и значения доказательств; признание уместности и достоинства альтернативных предположений и перспектив.

Дисциплина. Стремление быть точным, всесторонним и исчерпывающим (учет всех имеющихся доказательств и принятие во внимание всех точек зрения).

Самосознание. Осознание субъективности наших собственных предположений, предубеждений, точек зрения и эмоций.

Оценивание для обучения и оценивание обучения

Понимание эффективной оценки обучения и эффективной оценки для обучения тесно связано со всеми новыми подходами в преподавании и обучении. Если дети предположительно являются активными учащимися, конструирующими собственное понимание, следовательно, как для учителя, так и для учеников необходимо знать сущность этого понимания для того, чтобы предпринять последующие шаги в обучении и поддержать их. Последние исследовательские работы дали импульс значительному развитию в нашем понимании процесса формативной оценки и возможности ее использования для поддержания преподавания и обучения. Для учителей и детей важно знать, чего они пытаются достичь, что требует понимания критериев достижения.. В оригинальном исследовании использовалась техническая метафора класса как «черного ящика» и, таким образом, использование оценивания для обучения стало известно как «работа внутри черного ящика»

Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании

Развитие информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) требует своевременных изменений в системе использования и оценивания знаний. Следовательно, меняются способы обучения, методики и технологии. К примеру, в Великобритании современная молодежь, избравшая преподавательскую профессию, так же, как их будущие ученики школ, сегодня обладают достаточной цифровой грамотностью, поскольку они относятся к поколению, регулярно взаимодействующему с цифровыми технологиями и использующему все возможности новых технологий во всех аспектах жизненных ситуаций.

ИКТ являются значимым инструментом, помогающим учителям в преподавании, позволяя им облегчить объяснение и обеспечить понимание учащимися научных понятий. Следовательно, очень важно, чтобы учителя тщательно обдумывали использование ИКТ в преподавании.

Обучение талантливых и одаренных детей

Для развития Казахстана очень важно обнаружить таланты и способности учащихся и развить их в ходе образования. В настоящее время проводится ряд региональных, национальных и международных конкурсов и программ, которые выявляют и поощряют высокие достижения в системе образования.

Фриман приводит в пример исследование, которое показывает, что проверочные листы могут запутать и дать учителям неверное направление при использовании их для выявления способных, талантливых детей. Однако максимально надежные критерии, основанные на исследованиях и способные выявлять наиболее успешных детей, могут быть разумно использованы в проверочном листе:

• память и знания: у них превосходная память; они не только знают, но и умеют использовать информацию;

• самообразование: они лучше других знают, как проходит процесс обучения и могут регулировать свое обучение;

• быстрота мышления: они могут тратить больше времени на планирование, но быстрее приходить к реализации планов;

• решение проблем: они пополняют информацию, определяют несоответствия, быстрее постигают суть;

• гибкость: несмотря на мышление, более организованное, чем у других, они могут видеть и принимать альтернативные решения в обучении и решать проблемы;

• любовь к сложности: для повышения интереса они стремятся к более сложным играм и заданиям;

• концентрация: они обладают исключительной способностью концентрировать волю на продолжительный период времени с раннего возраста;

• ранняя символическая деятельность: они могут говорить, читать и писать с раннего возраста

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников

Данный модуль тесно связан с предыдущей темой обучения талантливых и одаренных детей, поскольку оба модуля касаются дифференцированного обучения, направленного на удовлетворение потребностей учащихся. Однако данный модуль касается вопросов тех этапов развития детей, которые определяют степень доступности обучения и взаимосвязан с модулем «Новые подходы в преподавании и обучении». Например, уровни метасознания, которые наблюдаются у детей разных возрастов, стратегии для поощрения конструктивистского диалога, адекватные возрасту детей, соответствуют детям разных возрастов. Аналогично существует связь и с другими модулями, к примеру - «Оценивание для обучения и оценивание обучения», при изучении ответственности за самооценку в разном возрасте.

Управление и лидерство в обучении

Данный модуль основывается на том убеждении, что устойчивое развитие и изменения в любой системе образования не могут быть привнесены извне, они должны исходить из изменений в понимании и практике учителей в реальных классах. Основная идея Программы состоит в том, что изменения будут инициированы учителями на всех уровнях в результате критической оценки, изменения и переоценки практики и политики. Лидерство рассматривается как изменения, вводимые учителем на протяжении всей Программы. В этой связи лидерство учителя в Программе определено отдельным модулем, с целью содействия фокусированию на нем внимания на разных уровнях. Подход к лидерству, адаптированный в данном модуле, особенно на Уровне 3, основан на принципе «Работы по развитию лидерства учителя» (проект Кембриджского университета), в контексте которого учителя изменяются в ходе размышлений о своей практике в аспекте идей, рассматриваемых в Программе. Они выявляют, исследуют, оценивают и развивают отдельные моменты собственной практики в соответствии с названными идеями. Данный модуль зависит от способности учителей критически мылить и в этой связи тесно связан с модулем «Обучение критическому мышлению»._

Использованная литература

Alexander, R.J. (2008) Towards Dialogic Teaching. Rethinking classroom talk [На пути к диалоговому обучению: новый подход к обсуждению в классе]. 4th edition, York, Dialogos.

Flavell, J.H. (1976) Met acognitive aspects of problem solving [Метакогнитивные аспекты решения проблем], in Resnick, L.B. (Ed) The Nature of Intelligence (Hillsdale, NJ, Erlbaum).

Mercer, N. (1995) The guided construction of knowledge: talk amongst teachers and learners [Получение знаний под руководством: беседы между учителями и учениками]. Clevedon: Multilingual Matters.

Vygotsky, L.S. (1978) Mind in Society [Разум в обществе], (Cambridge, MA, Harvard University Press).

Wood, D. (1998) How Children Think and Learn [Как дети думают и учатся]. 2nd edition. Oxford: Blackwell Publishers Ltd.

Отчет учителя русского языка за год.Учитель призван совершать чудеса. Их ждут от него ученики. И это происходит, если смоделированы такие условия, при которых личность ребёнка получает наибольшее развитие.

Традиционная система обучения основана на передаче готовых знаний, что не всегда способствует успешному их усвоению, развитию глубокого понимания, взаимодействию с уже имеющимися.

Задачи, стоящие перед учительством сегодня, предполагают развитие способностей человека, стремление его к самообразованию, установление связей сотрудничества учителя и ученика с целью создания благоприятного эмоционального фона для решения воспитательных, образовательных задач. Народная мудрость гласит: «Если тебе дали одну рыбку, ты будешь сыт один день, если две, то два дня, а если тебя научат ловить рыбку, ты будешь сыт всю жизнь».

Психологии утверждают, что успехи человека зависят, по меньшей мере, от 12 различных типов интеллекта: сенсорного (развитие ощущений, представлений, воспоминаний), интуитивного (умение составлять план действий, глубоко исследовать проблемы), логического, вербального (умение общаться устно и письменно), пространственного (координация движений, глазомер, чувство времени), личностного (умение управлять собой, способность к реализации успеха), музыкального (ритмичность, гармония), психофизического (связь разума и тела), социального (способность устанавливать контакты с людьми), технического (компьютерная грамотность), визуального (быстрое восприятие идей и текстов), творческого (генерация свежих идей, отсутствие инерции).

Программа преподавания по семи модулям основана на принципе гуманизации образовательного процесса, содержит творческую направленность. Основой обучения является когнитивное развитие (англ.) всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.

Модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» содержит конструктивистские подходы, основанные на идеях когнитивной психологии, то есть знания для себя ученик добывает и конструирует сам. Это возможно при создании демократической атмосферы в классе, когда ученики проявляют инициативу в обучении, когда у них есть возможность в учебной деятельности общаться друг с другом, принимать решения, смело высказывать их.

Теория когнитивного развития была разработана швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже (1896-1980)[1], утверждающем, что мы самостоятельно конструируем наши когнитивные способности с помощью собственных действий в окружающей среде.

Ховард Гарднер[2]выдвигал идею множественных интеллектов, соотносящихся между собой. Швейцарский ученый Авраам Маслоу[3], обосновал гуманистический подход к обучению и считал, что первоочередной целью человека является самореализация. По его теории каждая личность заключает в себе чувственный, социальный, когнитивный опыт.

Согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского[4], личность является участником историко-эволюционного процесса, выступает носителем социальных ролей и обладает возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого осуществляется преобразование природы, общества и самого себя. Ученый утверждал, что на процесс обучения и воспитания влияют культурные ценности общества. Развитие личности происходит от социального к индивидуальному, ситуация, как утверждал Л.С.Выготский[4], определяет эволюцию внешней речи. По его мнению, ученик развивается в результате взаимодействия с более знающими людьми. Зоной ближайшего развития он назвал расстояние между уровнем интеллектуального развития в настоящий момент и возможного развития в результате взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

В работах ученых: Мерсера, Бахтина, Вуда, Александера - рассматривается преподавание в форме диалога «учитель-ученик», «ученик-ученик». В диалоге срабатывают различные уровни саморегуляции: эмоциональный (уверен в действиях, регулирует свое поведение), когнитивный (уровень умственных способностей), социальный (вступает легко в отношения с окружающими, участвует в совместной работе, помогает другим), мотивационный (планирует самостоятельные действия).

Согласно исследованиям Джона Хэтти[5], 50 % знаний учащихся зависит от них самих, 30 % от преподавания. Значит, учитель, как рулевой, должен управлять процессом обучения, чтобы ученики изучали, знали, применяли.

Беседа является неотъемлемой частью обучения учащихся. Н. Мерсер[6]различает три типа беседы: диспутивная, кумулятивная, исследовательская. Совместная беседа позволяет ученикам выражать свое понимание идеи, аргументировать, воспринимать идеи других, помогает понять, где находятся ученики в процессе обучения.

Важное значение имеет постановка вопросов, употребление глаголов, выражающих:

1 Оценку чего-либо: судить, ценить, выбирать, расценивать, определять, подсчитывать, измерять, осуждать…

2 Синтез чего-либо: формулировать, обучать, разрабатывать, развивать, переопределять, предлагать, создавать…

3 Анализ чего-либо: отличать, дифференцировать, рассчитывать, оспаривать, относить, сравнивать, экспериментировать, противопоставлять, изучать…

4 Применение знаний: демонстрировать, назначать, выполнять, очерчивать, применять, использовать, заниматься…

5 Понимание темы: пересматривать, идентифицировать, обсуждать, располагать, признавать, объяснять, рассказывать, прояснять…

6 Знание темы: вспоминать, определять, утверждать, перечислять, повторять, называть, рассказывать, представлять, находить…

Эта таблица должна быть настольной у учителя, ибо такая постановка вопросов будит мышление, вызывает ассоциативные связи.

Немаловажным фактором при диалоге является умение учителя давать время на обдумывание от 3 до 7 секунд и выслушивать учеников.

Диалог даёт возможность говорить конструктивно, вызывает интерес к исследованиям, развивает любознательность, помогает формировать знания, поддерживает креативное мышление, углубляет мышление посредством разговора и размышлений, даёт возможность учиться друг у друга, уважать и ценить мнение других.

Программа 7 модулей основана на ключевой идее - обучение через диалог. Так, чтобы ознакомить учащихся с текстом по литературе, я разделила содержание повести на 5 отрывков, несколько сократила их, но так, чтобы смысл остался ясен. Передо мной встала задача за 45 минут работы вызвать у учащихся живой интерес к книге, организовать взаимообучение в группах, научить выбирать главное в прочитанном, передавать знания другим. Пойти традиционным путём - это учителю совместно с читающими учениками прокомментировать содержание, обратив внимание на ключевые эпизоды. А как же другие? Так и не прочтут? И мне удалось найти выход, применив метод Жигсо критического мышления. После ознакомления с текстом предложено творческое задание - нарисовать рекламу книги. Ребята, взаимодействуя в группе, за 10 минут создали красочные рекламы.

Учащимся нравится работать в группах. Анализируя анкеты, я обнаружила следующее: 66 % учащихся отмечают, что во время уроков слушали своих товарищей, 52 % отметили, что стали внимательнее, многое запомнили на уроках, много думали, 62 % учеников отметили, что время на уроке проходит быстро. Такие отзывы радуют, понимаешь, что ученики изменились благодаря новым подходам в преподавании и обучении, они ценят помощь друга, подсказку, активно участвуют в учебном процессе.

Задания на уроках регламентируются временем, за что отвечает в группе хронометражист, руководит работой консультант, заполняя листок достижений. А еще важно соблюдать правила групповой работы, ненавязчиво напоминать учащимся какой-либо пункт. Учителю меньше говорить, больше слушать, наблюдать, учиться молчать во время выполнения заданий учениками. Не стоит перегружать урок различнымистратегиями,аследоватьпринципу целесообразности.

Модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» тесно связан с модулем «Обучение критическому мышлению». В рамках обучения критическое мышление включает сбор информации, систему доказательств, выводы, применение идей на практике. Основой данного метода является креативность. Креати́вность (созидательный, творческий) - творческая способность индивида, характеризующаяся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящих в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.[7] Согласно идее американского психолога Абрахама Маслоу[3], креативность - это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.

Небольшой процент учеников владеет навыками мышления на высоком уровне, позволяющем свободно выражать свои мысли. С этой точки зрения является ценным применение стратегий критического мышления, основанного на диалоге и конструктивной аргументированной речи.

Обучение критическому мышлению осуществляется в диалоговой части уроков, когда ученики по-своему осмысливают эпизоды прочитанного, обмениваются мнениями, в рефлективной, когда защищают маршрутные карты, выполняют творческие задания. На уровне мышления реализуются процессы анализа и синтеза информации, её воспроизведение в различных формах. Стратегии критического мышления обеспечивают быструю включаемость в работу, повышение интереса к обучению, развитие творческих способностей. Небольшой объём заданий, четкое их объяснение позволяют решать дидактические задачи в короткий период времени и не перегружать учащихся, вызывая интерес. Очень важен аспект рефлексии, креативности в педагогической практике. А.А.Бизяева называет эту способность исполнительной и контролирующей системой регуляции действий учителя[8].Мысль о рефлективной практике высказал великий философ Джон Дьюи в книге «Моё педагогическое кредо»[9].

Преподавание не мыслится без оценивания. Программа обучения по семи модулям направляет наше внимание на модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения»: формативное оценивание - оценивание для обучения, суммативное - оценивание обучения. Данная концепция получила известность в 1999 году, когда Группа Реформы Оценивания из Великобритании опубликовала брошюру под названием «ОдО»[10]. Они выразили свою идею в форме взаимодополняющего круга: постановка целей - взаимодействие - сбор данных о достижениях - выводы - обратная связь с каждым учеником. И так до бесконечности. Согласно критериям «Группы Реформы Оценивания», формативное оценивание должно быть одним из основных видов деятельности на уроке, направленное на самосовершенствование.

Читая литературу по данному вопросу, обратила внимание на своебразный взгляд на оценивание формативного и суммативного Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета[11]. Они рассматривают оценивание как «петлю улучшения качества образования». Ее основной смысл состоит в том, что связующим звеном между формативным и суммативным оцениванием является промежуточная программа улучшения качества образования, в которой последовательно замкнут процесс: оценка - программа улучшения - реализация - оценка, то есть наличие обратной связи между знаниями и пониманием. Учитель, получив информацию об уровне знаний, разрабатывает дальнейшие действия для их качественного преобразования. Он меняет преподавание с учетом результатов оценивания. Это должно подвергнуть учеников и учителя к самоанализу и стремлению улучшить результат.

Во время уроков консультанты осуществляют формативное оценивание, заключающее в себе этапы работы на уроке. Лист достижений отражает этапы работы на уроке.



ФИО ученика

отвечал

грамотность

Давал идею

диктант

проверка

оценка

Кроме того, ученики заполняют лист самооценки с той целью, чтобы знать, какой вопрос они хорошо усвоили, над чем надо еще поработать.

Лист самооценки

ФИО ученика

Выполнил сам

С помощью товарища

Не знаю

Учащиеся приобретают навык взаимооценивания, без труда ориентируются в определении доли участия в работе каждого ученика, проявляя принципиальность и в то же время дружеское участие.

По итогам заполненных анкет 52 % учеников отмечают, что многое запомнили на уроках, 52 % стали внимательнее, 43 % не боятся ошибок, более 50 % учеников отметили возросшие способности в обучении.

Обучение и преподавание в школе, согласно программе семи модулей, немыслимо без использования информационно-коммуникативных технологий.

Кроме педагогических знаний, учитель должен владеть ещё и технологическими, знаниями о вспомогательных средствах преподавания: использование интерактивной доски, тестирование на компьютерах, использование электронной почты, видео. Использование ИКТ в учебном процессе повышает мотивацию обучения. Педагог К.Д.Ушинский утверждал: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Учитель математики Ленивкина Е.А. в статье «Использование ИКТ в учебном процессе»[12] приводит факт: «По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации».

Приоритеты ИКТ неоспоримы: это и развитие мышления, логики, саморегуляция индивидуальной и культура познавательной деятельности, экономия времени, автоматизация процессов.

Применение на практике новых подходов в преподавании и обучении, критического мышления, системы формативного и суммативного оценивания, использование ИКТ оказывает непосредственное влияние на развитие способностей учащихся. Модуль «Обучение талантливых и одаренных детей» тоже включён в систему курсовой подготовки по семи модулям, в «Руководство для учителя»[13], содержащее ключевые идеи.

А.Хилтон[14]заметила, что одарённые дети не воспринимают на слово информацию, они все осмысливают, апробируют. Для них важен пример для подражания, важно общение с учеными, практиками. Действительно, одаренные дети сразу обращают на себя внимание и проявляют свои способности. Во время уроков способные учащиеся получают возможность проявить свои лидерские качества в группе.

Провожу исследование по выявлению лидеров в классе.

Учащимся предложено анонимно ответить на вопросы:

1 Кто самый ответственный в классе?

2 Кому можно доверить тайну?

3 Кто заслуживает наибольшего уважения?

4 Кто добросовестнее всех относится к учебе?

5 Кому бы вручил поощрительный приз?

Удачным моментом в работе с одарёнными детьми считаю выявление лидеров, вовлечение их в интеллектуальную, деятельностную среду. Интересно проходят уроки в разновозрастном классе, например, когда 5-классники обучаются с 7-классниками, происходит совместное общение лидеров разного возраста.

Иногда можно наблюдать, когда даже одарённые дети не могут справиться с заданием. Причиной тому служит подбор материала, не соответствующий возрастным особенностям. Модуль «Преподавание и обучение в соответствие с возрастными особенностями учеников» предостерегает учителя от таких ошибок.

Джером Брунер[15], американский психолог и педагог утверждал, что «любого ребенка, находящегося на любом уровне развития, можно обучить любому предмету, если обучение ведется должным образом». Согласно Брунеру, «все дети обладают природным любопытством и желанием уметь решать различные учебные задачи; однако, когда задача, которую им предлагают, слишком трудна, им становится скучно. Поэтому учитель должен строить свою работу на уровне, соответствующем стадии развития ребенка, на которой тот в данный момент находится».

Его единомышленник Карл Роджерс[16], предложил свою модель образования - модель концентрации на личности. Он выделил 9 основных положений в деятельности педагога: уважения к себе и учащемуся, который учится для себя, несёт ответственность за обучение и воспитание, руководствуется собственным опытом, учащийся выстраивает и развивает свою собственную программу, результат измеряется тем, сделал ли обучаемый заметный шаг вперед, самодисциплина заменяет внешнюю дисциплину, обучаемый сам оценивает уровень обученности и воспитанности, собирает информацию от других членов группы и педагога.

В таких благоприятных условиях учебно-воспитательный процесс имеет тенденцию к углублению, быстрому продвижению и связью с жизнью. Это происходит потому, что направление обучения является личным выбором, обучение - собственной инициативой, а личность (с ее чувствами, наклонностями, интеллектом) полностью сориентирована на саморазвитие.

Модуль «Управление и лидерство в обучении» предполагает дальнейшую рефлексию учителей по внедрению на практике «Программы семи модулей».

Американский поэт Уолт Уитмен относительно роли личности в обществе сказал следующее: «Единственная вещь в мире, которую мы способны изменить, - это мы сами, и в этом заключается наш единственный шанс изменить мир». Это высказывание я встретила в книге А.А.Бизяевой[8] «Психология думающего учителя», в которой автор размышляет об учителе, способном на рефлексию, утверждая, что у каждого должно быть зеркало заднего вида, чтобы учитель мог неспешно анализировать события прошлого.

Завершая своё размышление о «Программе семи модулей», в который раз убеждаюсь, что «учитель - вечный ученик своей профессии», по словам Д Дьюи[9]. Учителю необходимо возрождаться, потому что он находится в постоянном взаимодействии с молодежью и должен шагать в ногу со временем. И данные приёмы и методы обучения дают ему возможность намного улучшить педагогическую практику обучения, отойти от стереотипов, стать лидером в педагогическом сообществе.

Используемая литература

1 Жан Пиаже, «Психология интеллекта», 1942г

2 Ховард Гарднер, «Границы мышления: Теория множественного интеллекта», 1989 г

3 Маслоу А. Г. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999.

4 Л.С Выготский ., Разум в обществе, 1978г.

5 Джон Хэтти, «Видимое обучение: синтез 800 мета-анализа

соответствующего достижениям», Лондон, Рутледж», 2009г,

стр 220-227

6 Н. Мерсер, «Получение знаний под руководством: беседы между учителями и учениками», Клеведон: Малтилинвиал Мэттерс, 1995г

7 Креативность, Википедия ru.wikipedia.org/wiki/

8 А.А. Бизяева, Психология думающего учителя», 2001г

9 Джон Дьюи. Моё педагогическое кредо. 1897 г.

10 «ОдО», Группа Реформы Оценивания из Великобритании, 1999г.

11 Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования № 6 (июль - декабрь 2003 г.), Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета (charko.narod.ru)

12 Ленивкина Е.А. в статье «Использование ИКТ в учебном процессе», 2012г"nsportal.ru/lenivkina-elena-alekseevna"

13 Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень.cpm.kz

14 А.Хилтон, А (2006 г.) «Захватывающая наука: повышение значения науки для одаренных и талантливых учеников».

15 Д.Брунер, «Процесс образования», 1960 г

16 Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.,1994г.

Мои разработки уроков

Краткосрочное планирование

Отчет учителя русского языка за год.

Отчет учителя русского языка за год.


Краткосрочное планирование по русскому языку

6 класс

Дата

14.11.14.

Тема

Предложение. Грамматическая основа предложения.

Цель урока:

Учащиеся познакомятся с научным понятием о предложении, как о логически законченной мысли - синтаксической единице, слова которые связаны грамматически.

Ожидаемый результат:

ученики научатся различать на письме и определять грамматическую основу предложения.

Идея

При работе с алгоритмом , учащиеся самостоятельно научатся определять грамматическую основу предложения.

Этап

Время

Действия учителя

Действия ученика

Ресурсы

модули

1

2

мин

Приветствие детей. Психологический тренинг «Хорошее настроение»

Приветствие.

Дети в виде жестов показывают свое настроение.

Звучит веселая музыка.

Новые подходы в преподавании и обучении

2

3 мин

Деление на группы

Дети делятся на группы в соответствии с рисунками пазлов

разрезанные стикеры разного цвета

Новые подходы в преподавании и обучении

3

5 мин

Что необходимо сделать, чтобы узнать новое? (Повторить то, что поможет нам при открытии новых знаний), проверить домашнее задание

Проверка домашнего задания. Работа в парах.

Дети проверяют домашнее задание по слайду эталону друг у друга.

Рабочие тетради с домашним заданием

слайд-эталон

Оценивают друг друга.

Комментируют оценку, и выставляют в лист оценивания.

Формативное оценивание.

4

3 мин

Мотивационный этап

Экзамен. Тема «Словосочетание и предложение»

Вопросы:

Дети задают вопросы друг другу (группа группе), при этом оценивая ответ.

Работа в группах

Карточки-вопросы.

Развитие критического мышления

Обучение в соответствии с возрастными особенностями.

5




6








7

20 мин

1.Основная часть

Работа с учебником. Стр. 91.

«Выучи сам, и научи другого».

Дополните предложения:

Предложение это…….

Главные члены предложения это…….

2. А как правильно определить грамматическую основу в предложении?

Работа по алгоритму.

  1. Прочитайте предложение.

  2. Определите вид предложения по цели высказывания и по интонации.

  3. О ком или о чем говорится в предложении?

  4. Задай вопрос кто? или что? Найдите подлежащее. Подчеркни одной чертой. Какой частью речи выражено?

  5. Задай вопросы Что делает?.... Найди сказуемое. Подчеркни двумя чертами. Какой частью речи выражено?

  6. Прочитай грамматическую основу.

3. Закрепление темы.

Работа в группах. Выборочное списывание. Подчеркнуть грамматическую основу в каждом предложении.

(учащимся дан текст о животных. Первая группа выписывает предложения о лисе, вторая о волке, третья о зайце).


Обсуждают в группах, высказывают мнения, выполняют задание. Выступают по 1 члену от группы


Выполнение задания. Запись в тетрадь.








Работая в группах, учащиеся выполняют задание.

Комментируют ответы.





карточки - алгоритм для каждой группы









ИКТ




Работа с одаренными детьми









Развитие критического мышления.

Оценивание групп. (формативное оценивание)



8

3

мин

Физминутка

Дети выполняют танцевальные движения под музыку

ИКТ

9

6

мин

Рефлексия

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Кто уже чувствовал себя уверенно при выполнении заданий ?

Кто доволен своей работой?

Кого можно отметить за хорошие успехи?

Оцените свою работу с помощью смайлика.

Учащиеся рисуют смайлик.

Отвечают на вопросы

Подводят итоги урока, высказываясь, что удалось им на уроке, а что - нет

Оценивают ощущения после урока с помощью смайлика



Смайлики

10

2

мин

Домашнее задание . Написать 5-6 предложений о своем любимом животном. Подчеркнуть грамматическую основу предложения.

(Оценки выставляются по листам оценивания (формативное оценивание))

Дети записывают домашнее задание

.


Отчет учителя русского языка за год.Отчет учителя русского языка за год.

Краткосрочное планирование по русскому языку

6 класс

Дата

11.12.14.

Тема

Словосочетание. Способы связи слов в словосочетаниях.

Цель урока:

  • закрепить знания учащихся о способах связи слов в словосочетаниях;

  • проверить умения учащихся различать способы связи слов в словосочетаниях;

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Ожидаемый результат:

ученики научатся различать на письме и определять способы связи слов в словосочетаниях.

Идея

При работе с алгоритмом , учащиеся самостоятельно научатся определять и выделять на письме словосочетания.

Этап

Время

Действия учителя

Действия ученика

Ресурсы

модули

1

2

мин

Приветствие детей. Ребята, перед вами лежат стикеры. Напишите друг другу пожелание. Передайте стикер своему соседу.

Приветствие.

Дети выполняют задание.

Новые подходы в преподавании и обучении

2

3 мин

Деление на группы

Дети делятся на группы в соответствии с формами снежинок.

Различные формы снежинок.

Новые подходы в преподавании и обучении

3

5 мин

Проверка домашнего задания. Работа в парах.

Дети проверяют домашнее задание по слайду эталону друг у друга.

Рабочие тетради с домашним заданием

слайд-эталон

Оценивают друг друга.

Комментируют оценку, и выставляют в лист оценивания.

Формативное оценивание.

4

3 мин

Мотивационный этап

Рассмотрите правило на стр. 89.

Каждой группе дан вопрос.

1 группа. Что мы называем словосочетанием?

2 группа-Из каких слов состоит словосочетание?

Работа в группах

Карточки-вопросы.

Развитие критического мышления

Обучение в соответствии с возрастными особенностями.

5




6










20 мин

1.Основная часть

«Выучи сам, и научи другого».

Составьте алгоритм. Как правильно определить словосочетание?

Работа по алгоритму.

  1. Прочитайте предложение.

  2. Выписать словосочетания.

  3. Определить главное слово, поставить от него вопрос к зависимому.

  4. Определить какой частью речи выражено главное слово, а какой зависимое?

3. Закрепление темы.

Работа в группах.

А)Работа по развитию речи. Стр. 87 упражнение 1.

Один из учеников читает текст на оценку.

Одна группа другой задает вопросы. (Составьте по одному «толстому» и «тонкому» вопросу.)

Беседа с учениками. Корректировка постановки вопросов.

Б) Выполнение упражнения 3 стр. 89.

(наблюдение за учениками группы А,Б,С)

Обсуждают в группах, высказывают мнения, выполняют задание. Выступают по 1 члену от группы


Выполнение задания. Запись в тетрадь.





Работая в группах, учащиеся выполняют задание.

Комментируют ответы.





карточки - алгоритм для каждой группы



Таблица-помощник

«Тонких и толстых» вопросов









Работа с одаренными детьми



Формативное оценивание.


Диалоговое обучение.


Развитие критического мышления.

Оценивание групп. (формативное оценивание)



8

3

мин

Физминутка

ИКТ

9

6

мин

Рефлексия

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Кто доволен своей работой?

Кого можно отметить за хорошие успехи?

Оцените свою работу во время урока.

Отвечают на вопросы

Подводят итоги урока.

Стикеры.




Формативное оценивание. (самооценивание)

10

2

мин

Домашнее задание .

стр. 90. Упражнение 6

Дети записывают домашнее задание

.

Рефлексивный отчет по одному уроку из запланированной серии

последовательных уроков.

Тема урока: Предложение. Грамматическая основа предложения.

На данном уроке я планировала сформировать у ребят понятие о предложение и умение находить и выделять в предложении грамматическую основу, задавая при этом правильно вопросы. Тема «Предложение. Грамматическая основа предложения» учащимся знакома, так как в предыдущих классах части речи изучались на уроках подробно. Но необходимо научить ребят грамотно определять и использовать главные члены предложения в устной и письменной речи. Далее я ставила перед собой цели развивать в учениках навыки работы в группах и в парах, умению объективно оценивать себя и друг друга, критически мыслить, рассуждать. Для решения поставленных целей и задач планировала применить идеи семи модулей Программы.
Одним из важных моментов урока стало создание в классе коллаборативной среды через стратегию «Собери картинку» для деления на группы и стратегию «Выбери свой смайлик», которые способствовали созданию атмосферы открытости и доброжелательности на уроке. Сообща составили правила работы в группах и в парах, и в течение всех последующих уроков постоянно вспоминали их. Ученики обладают потребностью участвовать в разговоре друг с другом, усваивая новую информацию, они учатся помогать друг другу, выражать сочувствие, оказывать поддержку. Данное взаимодействие со сверстниками дает им возможность рассуждать, высказываться. Именно здесь необходима поддержка учителя, чтобы правильно их направить, помочь, объяснить.
Для уточнения темы урока и определения цели урока учащимся была показана презентация, после просмотра, они должны были обсудить и озвучить, чем мы будем заниматься на данном уроке. Мне понравилось, что ребята активно участвовали в беседе, хотя затруднялись в грамотном формулировании своего ответа. Думаю, если мы будем делать это систематически, то они научатся правильно выражать свои мысли.
Обучение и преподавание строилось с учетом возрастных особенностей учащихся. Данный модуль тесно связан с модулем «Оценивание для обучения и оценивание обучения», в частности, в аспекте изучения ответственности за самооценивание на каждом возрастном этапе. Наиболее эффективными методами оценивания учебной деятельности на уроке, на мой взгляд, является взаимооценка и самооценка. Ребята с большим удовольствием оценивали себя и друг друга.
«Оценивание одноклассников играет очень важную роль, поскольку оно повышает уровень мотивации, позволяет ученикам общаться на своем языке, способствует принятию критики, повышает уверенность в себе в дискуссии с учителем, а также позволяет учителям отстраниться от процесса и просто наблюдать». (Блэк и др.,2003).
Одним из качеств, необходимых современному ученику, является умение критически мыслить. Критическое мышление является одним из основных семи модулей Программы наших курсов. Само это понятие означает «мышление о мышлении», когда в результате наблюдения и осмысления какой-либо информации, анализа и принятия решения приходишь к выводу, пониманию. Использование критического мышления на уроке проводила с помощью стратегии «Знаю - Хочу узнать - Узнал», где получилось коллективное обсуждение темы урока. Думаю, что на дальнейших уроках учащиеся научатся это делать лучше. Постоянно необходимо правильно направлять, координировать ребят. Зато сколько услышишь интересных мнений, суждений! С каким удовольствием группы обсуждают, задают друг другу вопросы! Полученные ранее знания выводятся на новый уровень осмысления и становятся теперь базой для усвоения новых знаний. Ребята учатся критически подходить к пониманию новой информации. Положительный момент в обсуждениях в группе, когда ученики сталкиваются с многообразием мнений, когда выслушивают различные точки зрения, другие подходы. Это дает им толчок двигаться, искать, стремление найти более приемлемый вариант.
Обязательным этапом такого урока стала рефлексия, когда ребята оценивали свою работу на уроке и делали выводы, писали свои впечатления на стикере по стратегии «Слово дня». Каждый ученик должен был проанализировать свое участие в работе класса и группы, свое понимание материала, усвоение темы урока. Объективно оценив себя, он должен был ответить на вопросы по листу самооценки. Мне понравилось, что на данном этапе ребята отнеслись со всей ответственностью, некоторые честно заявили, что могли бы работать лучше, один ученик написал, что ему было непонятно.
В педагогической деятельности учителя каждый ученик является особенным, уникальным. Для достижения цели урока были использованы подходы, то есть различные формы организации учебной деятельности. Это групповая, парная и индивидуальная работа с учащимися.
Одним из условий успешной работы с детьми является диалоговое обучение, которое входит в программу семи модулей. Исследования многих ученых, занимающихся данной темой, указывают на то, что через грамотное общение учитель строит свою работу с детьми. Например, Л.Выготский предполагал, что «знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Таким образом, роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процесс обучения является решающей для развития обучения ученика». (Руководство для учителя, стр. 144). Каждый ученик раскрылся для меня с другой стороны. Все активно обсуждали идеи друг друга, выражали свое мнение. Считаю, что главное условие здесь, это научиться грамотно, задавать вопросы и научить умению «слушать» и «слышать» собеседника.


Краткосрочное планирование по русскому языку

6 класс

Дата

15.10.14.

Тема

Состав слова. Корень слова.

Цель урока:

создать условия для осознания учащимися формирование понятия - корень слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень;

Ожидаемый результат:

ученики научатся выделять на письме корни слова и употреблять в речи однокоренные слова.

Идея

воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль; умение работать в группах.

Этап

Время

Действия учителя

Действия ученика

Ресурсы

модули

А

3 мин

Психологический настрой.

-Пусть сегодняшний день принесёт вам радость общения. Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Улыбнитесь друг другу. Пусть улыбка принесет вам уверенность.

Приветствие.

Дети улыбаются друг другу.

презентация

осенняя мелодия. (листопад)

3 мин

Деление на группы

Дети делятся на группы в соответствии с цветом осенних листочков.

Осенние листочки.

Новые подходы в преподавании и обучении

В

5 мин

Проверка домашнего задания.

Выделить в словах окончания слов.

Дети проверяют домашнее задание друг у друга.

Рабочие тетради с домашним заданием.

Взаимооценивание. Комментирование оценок.

(формативное оценивание.)

5 мин

Мотивационный этап

Речевая разминка.

Посмотрите на экран, постарайтесь собрать из слов предложение:

нас, всё, у, сегодня, получится!

Произнесём это предложение хором, «разбудим» наши голоса.

- У нас сегодня всё получится!

Молодцы, ребята, замечательно. Итак, начнём урок.

Дети записывают предложение.

Рабочие тетради.

Развитие критического мышления

10 мин

Основная часть

Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

- Какие части растения вы знаете?

Учитель загадывает загадку:

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту. (Корень)

- О каких значениях корня говорится в тексте загадки?

Сколько значений у слова корень? Какой вывод можно сделать? Слово корень - многозначное:

1) подземная часть растения;

2) внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя;

3) часть слова.

- Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба и т.п. корень?

- Это важная, необходимая часть.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

- Что бы вы хотели узнать на этом уроке?

Обозначим проблемные вопросы:

1) Что такое корень?

2) Роль корня в слове.

3) Как выделить в слове корень?

4) Однокоренные слова

5) Признаки однокоренных слов


Обсуждают в группах, высказывают мнения, выполняют задание. Выступают по 1 члену от группы






Выполнение задания.




Работа в группах.


Презентация.


ИКТ





Работа с одаренными детьми

критериальное оценивание




3

мин

Физминутка

Музыка

Представьте что в нашем классе - листопад. Встаньте, протяните руки воображаемому листопаду, ощутите на ладонях красивые листья, покружитесь, попытайтесь поймать самые красивые листья.

Представьте, что мы поднимаем с пола листья, которые нападали в нашем классе, и кидаем их друг в друга.

А сейчас, ребята, мы отправимся на прогулку. Представьте, что мы надели куртки, шапки, варежки и выходим на улицу. Землю покрыл пушистый снег. Давайте поиграем в снежки. Берём руками снег, формируем шарики и бросаем друг в друга. Пройдём по знакомой тропе к опушке леса. Шагаем, вдыхаем чистый свежий воздух, наблюдаем за изменениями в жизни живой и неживой природы. Но вот, к сожалению, время прогулки заканчивается и мы, отдохнувшие, с массой положительных эмоций, набравшись сил и энергии, возвращаемся в класс и продолжаем работу.

Дети выполняют танцевальные движения под музыку

ИКТ

10

мин

Упражнение в распознавании однокоренных слов. Работа в парах.

Игра «Засели домики»

Проверка.

- Какие однокоренные слова вы поселили в 1-ый домик? Почему слово «лист» не подходит? (У него другое значение, поэтому оно не является родственным).

- Какие слова «заселили» во 2-ой домик? Какое слово «лишнее»? Почему?

-Какие слова будут жить в 3-ем домике? Какое «лишнее»? Докажите.

Пропедевтическая работа: - Понаблюдайте, как пишутся корни в однокоренных словах.


Учащиеся выполняют задание в группах

ИКТ



Новые подходы в преподавании и обучении.

4

мин

Рефлексия

На доске изображено дерево. Дети наклеивают листочки с пожеланиями и впечатлениями об уроке.

Рисунок дерева.

2

мин

Домашнее задание. Составить домики с одним корнем.

Дети записывают домашнее задание

.

Отчет учителя русского языка за год.

Рефлексивный отчет учителя русского языка и литературы

Кравчук Н.К. за первую четверть, подтверждающий внедрение и

управление изменениями в преподавание и обучение

Мною были запланированы серии последовательных уроков по предмету «Русский язык» в 6 классе. На тему «Сведения о составе слова».

В план я включила темы:

  1. Корень слова.

  2. Образование слов при помощи приставок.

  3. Образование слов при помощи суффиксов.

  4. Урок закрепление.

Составляя среднесрочный план, я опиралась на календарный план. В план я включила цели уроков и ожидаемый результат, т.е. то, что я ожидаю от обучения учащихся. При составлении плана учитывала цели урока, их взаимосвязь и единство. При планировании изучения той или иной темы заранее прорабатывала весь учебный материал. В начале своей педагогической деятельности мои знания о технологии критического мышления были невелики, поэтому на практике затрудняюсь использовать аспекты критического мышления, мне необходимо овладеть всеми приемами критического мышления. Углубившись в процесс обучения по критическому мышлению и проработав программу ««Руководство для учителя» (стр. 154), а также дополнительную литературы и интернет ресурсы, я постаралась максимально использовать всю полученную информацию при планировании моих уроков. Если раньше приходилось видеть скучающие лица отдельных учащихся на уроках русского языка, сталкиваться с низкой активностью на уроке, с отсутствием интереса к предмету и культуры выполнения домашнего задания, да и с нежеланием учиться вообще. Я думаю, что причиной тому могло было послужить вследствие недопонимания заданий учащимися, неумения ориентироваться в учебнике, работать самостоятельно с различными источниками, находить и систематизировать информацию.То сейчас могу с уверенностью сказать, используя новые подходы в обучение, с подобными проблемами сталкиваюсь все реже и реже.

Я разделила детей на группы А,В,С, так мне удобней прослеживать качество успеваемости учеников, их взаимодействие и активность во время урока, выявлять лидерские качества.

Ученик А - всесторонне развитый ученик с высокой успеваемостью по всем предметам. Имеет устойчивые познавательные способности, уровень учебных интересов высокий.
Критерии успешности: развить у ученика лидерские качества

Ученик В - имеет хорошую успеваемость по всем предметам, но чаще всего он старается сам вы полнить задание, не проявляет активность в обсуждении урока. Проявляет средний уровень развития общих интеллектуальных способностей.
Критерии успешности: научить не только самому проявлять активность, когда спрашивает учитель, но и проявлять коммуникативные навыки

Ученик С- имеет средние учебные способности, уровень познавательных интересов средний, не проявляет особого интереса к учёбе. При ответах на вопросы учителя проявляет скованность, стесняется отвечать на вопросы.
Критерии успешности: вовлечь в процесс совместного выполнения задания, данного учителем.

Группа А.

класс

Ф.И. ученика

6 «А»

Даниярбек Жанерке

Бауыржан Адема

Копжасарова Жансая

Группа В.

класс

Ф.И. ученика

6 «А»

Шаймерден Рауан

Сарсенгазы Аружан

Турсынбек Айгерим

Адым Асель

Сейтмухамбетова Дана

Группа С.

класс

Ф.И. ученика

6 «А»

Жанабаев Кубейсын

Нартбай Айзат

Каршыга Асет

Жаркынбек Алишер

Группа А.

класс

Ф.И. ученика

6 «Ә»

Серикбаева Айзат

Группа В.

класс

Ф.И. ученика

6 «Ә»

Шаяхметов Дамир

Кулус Фируза

Группа С.

класс

Ф.И. ученика

6 «Ә»

Омиртаев Алмат

Тулепбергенов Абу-бакир

Таширбаев Абылыйхан

Абдиханов Бекежан

Шаменова Гульдана

Заркумбаев Амирбек

Жетписбаев Курбанбек

Группа А.

класс

Ф.И. ученика

6 «Б»

Касымтай Аружан

Группа В.

класс

Ф.И. ученика

6 «Б»

Сагинбаева Жайна

Казанбай Айгерим

Жунусова Эльнара

Абдрахманкызы Асия

Группа С.

класс

Ф.И. ученика

6 «Б»

Куатбай Алима

Атаханов Диас

Сарсенбаев Дамир

Абдижамилов Алмат

Жунисов Дулат

Жубатыров Атабек

Дуйсенбаева Альбина


На уроках русского языка использую модуль: «Оценивание для обучения и оценивание обучения» реализую в течение всех уроков, использую формативное оценивание, то есть оценивание групповой работы и презентаций, самооценивание и взаимооценивание. На каждых уроках планирую рефлексию для выявления уровня осознания содержания пройденного. Стараюсь использовать все виды рефлексии.

После проведения серии уроков хочу сказать, что работа по новым подходам дает очень положительный результат. Ребята с радостью работали на уроках, повысился уровень знаний, класс сплотился и, не смотря каким бы образом я их не делила, работали активно. Утверждение о том, что процесс обучения должен быть «разумным», основано на убеждении в том, что культура и ценности личного опыта детей выступают значимым контекстом, существенным образом определяющим успешность процесса обучения. Только в том случае обучение даст результат, когда в процессе обучения будут участвовать сами ученики.







Рефлексивный отчет

по использованию модуля Программы

«Оценивание обучения и оценивание для обучения»


В Программе курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан отражены 7 модулей, которые нацелены на формирование у учеников навыков обучения тому, как обучаться и как стать независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях. На своих уроках я старалась внедрить все семь модулей, предусмотренных Программой. Подробней хотелось бы описать внедрение в практику модуля «Оценивание обучения и оценивания для обучения», так как проблема по моему предмету, над которой я работаю второй год «Использование формативного оценивания, как способ формирования мотивации учащихся»

Дети часто задают вопрос «Зачем что-то делать на уроке, если это не оценивается?». Тогда у меня возник вопрос «А что можно сделать для того, чтобы заинтересовать детей, как повысить внутреннюю мотивацию учащихся?». Ответ на вопрос нашла во время прохождения первого этапа уровневых курсов. А точнее, когда познакомилась с модулем «Оценивание обучения и оценивание для обучения». Ведь оценивание - категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении. Изучая литературу по оцениванию, сделала вывод, что форма, которую принимает оценивание, может быть разной: одни тесты проводятся с карандашом в руках и бумагой, а другие основываются на постановке вопросов в процессе обычного общения в классе. Все виды оценивания имеют общие характеристики и предполагают процессы:

  1. наблюдения;

  2. интерпретации полученных данных;

  3. заключения для определения дальнейших действий.

Различают оценивание суммативное и формативное. До начала курсов я не смогла бы дать четкое определение суммативному и формативному оцениванию; не видела разницу между отметкой и оценкой. Но работая над данным модулем, теперь для меня ясно следующее:

Оценивание, проводимое для выставления оценок при подведении итогов обучения, для сертификации или регистрации продвижения называется суммативным или оцениванием обучения.

Формативное, иначе оценивание для обучения (ОдО) - это оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей. (Руководство для учителя с.161)

Такие виды оценивания как поощрение, похвала, подбадривание, словесная оценка, поддержка затрагивают невидимые струны души и вызывают положительные эмоции. А положительные эмоции сопутствуют формированию внутренней мотивации.

Что дает оценивание для обучения:

может помогать учиться на ошибках;

может помогать понять, что важно;

может помогать понять, что у них получается;

может помогать обнаруживать, что они не знают;

может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;

Реализуя идеи Программы уровневых курсов, я провожу серии последовательных уроков по русскому языку и литературе в 6 классах.

Для стимулирования обучения стараюсь использовать разные виды формативного оценивания. Основным видом оценивания, конечно же, является наблюдение. Не случайно категория «оценивание» означает в переводе с латинского языка «сидеть рядом», поскольку характерным признаком оценивания является то, что один субъект внимательно наблюдает за тем, что говорит или делает другой, либо в случае самооценивания размышляет о своих собственных знаниях, понимании или поведении. Наблюдением сопровождался каждый вид работы: работа в парах, в группах, совместное обсуждение, беседы, презентация работ и др.

В ходе наблюдения выявила такие качества у детей, о которых я раньше не знала. Например, Малика - способная девочка - очень стеснительная и робкая, боится выходить к доске, говорит тихим голосом. В дальнейшей своей работе, как психолог, хочу провести диагностическую и коррекционно-развивающую работу для ее раскрепощения и развития коммуникативных навыков. При наблюдении меня очень удивило то, что дети при письме допускают много грамматических ошибок, нет навыков рисования, не умеют выделять ключевые моменты. Над устранением этих недостатков, а именно над грамотностью, я буду заниматься на своих уроках русского языка и литературы. Еще меня озадачил тот факт, что еще в прошлом году почти у всех детей был страх перед выходом к доске. У меня были такие моменты, связанные с этой проблемой. На одном из уроков, когда надо было представить общую точку зрения группы, вся группа наотрез отказалась выходить к доске. А когда попросила персонально Адему, она сказала «Я не смогу объяснять», «Я не хочу и не могу». Более того, Алишер лег на парту и не поднимал голову до окончания данного вида работы. Тогда мне самой пришлось презентовать их работы. После проведения этого урока, проведя рефлексию этого урока для себя, сделала вывод, что надо внедрить такой вид работы, чтобы ребята чувствовали себя увереннее. На втором уроке, когда им дала задание, связанное с концепт-картой, я подходила к группе, прислушивалась к их совместному обсуждению, обращалась к каждому участнику с наводящими вопросами, старалась подбодрить, похвалить словами «хорошо», «молодец», «правильно». При этом заметила, что дети начали стараться внести свой вклад в общую работу. Теперь передо мной стояла задача, вывести к доске этих детей. Что я сделала для этого? Похвалила группу за завершенную работу, предложила Алишеру закрепить работу на доске. Он спокойно взял кластер и пошел к доске, тут я, как бы между прочим, попросила его остаться там же, потому что сейчас он сам и представит работу. Каковы были удивление и радость, когда я поняла, что этот прием сработал! Благодаря приемам формативного оценивания, удалось помочь ребятам преодолеть страх перед выходом к доске. К четвертому уроку они спокойно могли выйти к доске и презентовать свои работы.

Исследование, названное оригинальной технической метафорой «Работа внутри черного ящика", показало, что одним из ключевых факторов, от которых зависит совершенствование обучения через оценивание, является обеспечение эффективной обратной связи с учениками. (Руководство для учителя с.165) Оно даёт информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени преподаватель реализовал поставленные учебные цели.

С целью установления обратной связи с учениками на первом из серии последовательных уроков провела одноминутное эссе по содержанию учебного материала. Ученикам предложила для выбора три начала эссе «Счастье - это, по-моему…», «Я счастлив, так как…», «Я считаю, что счастью свойственно…», по которым они должны были дописать свои мысли. Мне очень интересны были мысли моих учеников. И вот что они пишут…

«Я счастлива так, как никто другой! У меня есть друзья! Я говорю «Спасибо» тем, кто делает меня счастливой!...Я счастлива, что мои близкие люди всегда рядом, знаю, что поддержат меня в трудную минуту. … Счастье для меня - это ВСЁ!»

«Я счастлив, так как меня любят родные, поддерживают, хвалят успехами в жизни»

«Счастье, по-моему, когда тебя любят и уважают родные и близкие. Некоторые думают, что счастье - это деньги. Нет! Счастье - это поддержка, любовь, дружба, искренность, доброта»

«Я счастлив, когда меня окружают друзья; когда меня хвалят; когда получаю хорошие оценки; когда хвалят моих друзей…»

Иногда на своих уроках я совмещаю рефлексию эмоционального состояния с рефлексией по учебной деятельности. Для этого раздаю детям стикеры, чтобы написали, как прошел урок, что интересного узнали, что понравилось, что не понравилось. А затем стикеры наклеиваем на доску, где изображена лесенка с мальчиком, поднимающимся вверх. Они должны были наклеить стикеры на ту ступень, где, по их мнению, они находятся. Отзывы были интересные…

«…Мне понравилось работать в команде…»

«Хочу, чтоб все так и продолжалось. Понравилось все, что мы выполняли. Было очень весело»

«Мне понравился урок тем, что мы общались, работали в команде».

«Я сегодня узнала много новых слов. Мне было все понятно. Мне нравятся уроки самопознания».

«Мне понравился урок, потому что он поднял мне настроение. Понравилось все, о чем мы говорили. Хочу, чтобы урок был еще…»

Из этих отзывов мне понятно, что детям нравится групповая работа. Также меня окрыляют слова благодарности от детей в отзывах на стикерах. А дети уже к концу практических уроков стали лучше выражать свои мысли, чувства. В дальнейшем я продолжу работу в парах, в группах. Буду стараться разнообразить виды работ, применяя инструменты критического мышления.

Существует еще одна проблема, с которой я столкнулась при работе с данным классом. Она связана с домашними заданиями - ученики систематически не выполняют домашние задания по литературе, так как урок всего 1 час в неделю. Для себя наметила, что для начала я должна выяснить причину такого отношения к домашним заданиям. А далее планирую ввести метод поощрения. Ведь известно, что важным фактором активизации учебно-познавательной деятельности является поощрение. Хочу ввести в практику конкурс лучших сочинений, портфолио, награждение грамотами, материальное поощрение в конце года, публикация лучших работ на школьном сайте.

Также немаловажным аспектом в формативном оценивании, по-моему, является комментарий. При этом допускается комментарий как учителя, так и ученика. Приведу пример из практики. Ученикам дала задание создать кластер по заданной теме. После обсуждения группы представляли работы. Тут выяснилось, дети нерационально использовали бумагу, не могли точно выразить мысли на бумаге, не придавали значения оформлению. При оценивании кластеров по методу «Две звезды и пожелание», подвела детей к тому, что они сами отметили, что необходимо более полно отражать схемы и надписи на кластере, для того, чтобы легче было выступать, разработали простые критерий к выполнению работ (содержательность, дизайн, участие каждого ученика). На следующих занятиях уже заметно было, что дети стали обращать внимание на эстетику оформления. Думаю, в будущем можно будет разнообразить критерий. Например, лаконичность, научная обоснованность.

В ходе последовательных уроков использовала такое оценивание, как сигналы рукой. По окончанию презентации участники одной группы должны были оценить работу другой группы и выразить согласие или несогласие (Большой палец вверх - согласен, вниз - не согласен). Но при этом на одном из уроков сложилась следующая ситуация. Когда нужно было оценить сигналом рукой, Рауан показал, что не согласен. Когда я просила уточнить, в чем именно не согласен, он сказал, что показал просто так. То есть здесь мотивом выбора послужили личная симпатия или неприязнь, а может, захотел отличиться, не думая о том, что придется аргументировать свой выбор. В дальнейшем нужно провести работу, направленную на отработку объективного взаимооценивания и самооценивания. Для этого нужно ввести критериальное оценивание групповых работ, результатом которого может быть не обязательно отметочное оценивание, а поощрение.

Таким образом, используя модуль «Оценивание для обучения» на своих уроках, я заинтересовала детей предметом, включила в работу даже самых пассивных учеников. О проявлении интереса можно судить по отзывам детей. Например, «Спасибо за интересный урок», «Мне нравятся уроки, которые ведет Надежда Константиновна», «Мне нравятся такие уроки, какие проводятся сейчас. Спасибо за уроки!», «Мне нравится, когда Вы ведете урок», «Мне нравятся уроки русского языка». Думаю, что у детей повысилась внутренняя мотивация. Об этом можно судить наверняка, когда проведу оценку уровня учебной мотивации.

Несмотря на то что я работаю по данной программе третий год, наряду с положительными моментами были трудности, которые мне в дальнейшей работе нужно преодолеть. Это развитие речи детей, коммуникативных навыков, дальнейшая работа по созданию коллаборативной среды, отработка навыков объективного самооценивания, взаимооценивания, отработка навыков презентации, умение выражать чувства и мысли. Конечно, только уроками русского языка и литературы эти проблемы решить не удасться, надо чтобы другие учителя тоже применяли на своих уроках 7 модулей обучения, но, на мой взгляд, то, что достигнуто за это время, вселяет уверенность в том, что Программа работает, и дальнейшее его применение поможет мне справиться со многими трудностями и проблемами, с которыми я сталкиваюсь ежедневно в своей работе. Также для меня этот период стал стимулом для дальнейшей работы, многое из того, что для меня в прошлом казалось неразрешимой проблемой, сейчас кажется преодолимым. Во многом мне помогает тот факт, что я психолог, и многие проблемы я перед собой ставила и раньше и достигала их. На курсах повышения квалификации я узнала для себя очень много форм и методов оценивания. Настоящим открытием для меня стало формативное оценивание, которое я буду применять не только на уроках русского языка и литературы, но и на уроках ПДД, классного часа. На уроках, где сеть отметочное оценивание, обязательно введу критериальное оценивание. Буду разрабатывать критерии для каждой темы.

Список использованной литературы:

  1. Руководство для учителя

  2. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника И.Логвина, Л.Рождественская

  3. 1_L3W2D2_TrHW2_D2_Стратегии для преодоления учителями препятствий в обучении (1)


Отчет учителя русского языка за год.





Отчет учителя русского языка за год.



Вывод:

Использование данного модуля предоставляет возможность учащимся оценивать не только самих себя, но и друг друга. Увидеть и сравнить оценивание учителя, одноклассников и свое. Получить на протяжении одного урока не одну оценку. Сейчас главное для меня - получить на уроке обратную связь, узнать, какое настроение у ребят, что они поняли, что было трудным, что понравилось. Вместе с детьми разрабатываем критерии оценивания. Так как у меня в классе ученики среднего школьного возраста, то наиболее успешной формой для самооценивания оказалась «Лестница успеха», а для взаимооценивания - «смайлы». Данные формы оценивания научили ребят объективно оценивать себя и других, придерживаясь критериев, активно участвовать в собственном обучении, рефлексии. Раньше дети были приучены к тому, что оценку ставит только учитель, теперь же ребятам представилась возможность самим объективно оценить свою деятельность на уроке. А мне легко наблюдать, на каком этапе обучения находится каждый ученик.

Отчет учителя русского языка за год.Отчет учителя русского языка за год.

Средняя школа имени К.Сатпаева

Г. Каскелен

© 2010-2022