Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе Тема урока: Дефис между частями слова в наречиях

Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе   Тема урока: Дефис между частями слова в наречиях Тип урока: Урок новых знаний Класс: 7 класс Цель урока: Создать условия для понимания учащихся правила «Правописании дефиса между частями слова в наречиях» Задачи урока: Обучающие               Коррекционные       Воспитательные     Форма урока: смешанная Продолжительность урока: 45 минут Технологии: элементы технологии деятельностного подхода в обучения, разноуровневого обучения,  дифференци...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе.





Тема «Дефис между частями слова в наречиях»



Автор: учитель русского языка и литературы Евдокимова Е.А.







Тема: «Дефис между частями слова в наречиях».

Цели: познакомить с дефисным написанием наречий;

формировать навык написания дефиса в наречиях;

повторить дефисное написание в существительных, прилагательных, местоимений;

уметь отличать наречия с приставкой ПО- от прилагательных с предлогом .

Оборудование: карточки, экран, проектор, тетради, учебник

Ход урока.

1. Организационный момент.

Сегодня в гости к нам пришли учителя нашей школы. Как обычно гостей угощают, а наше угощение - это наши знания и умения. И я надеюсь, что наше угощение будет неплохим.

Мы с вами изучаем очень интересную часть речи. Это наречие. Эпиграфом нашего урока будут слова М.Горького: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной и выразительной».

-Что такое наречие? Что вы знаете о наречиях? (ответы уч-ся).

Да вы уже настоящие знатоки. А знаете вы телеигру «Что? Где? Когда?» Я предлагаю сыграть в игру «Что? Где? Почему?». Правила игры похожи. Вы будете командой знатоков, только на обдумывание будет даваться всего 20 секунд. Зато тема узкая «Правописание наречий». А в роли телезрителей согласились быть учащиеся нашей школы. Каждый ответивший получит жетон.

2. Повторение (слайды).

1) С вами играет Михайлова Августина.

Внимание, вопрос.

Найдите наречия в данных предложениях и объясните правописание.

День прошел (в) пустую.

Мы вошли (в) пустую комнату.

Правильный ответ:

День прошел (как?) впустую, то есть зря. Это наречие.

Мы вошли в пустую комнату. В комнату (какую?) пустую. Это прилагательное.

2) С вами играет Колпакова Ирина.

Вопрос: объясните написание наречий.

Алексей завернулся в плащ, мужественно подавляя волнение.

Ответ: мужественно пишется нн, так как образовано от прилагательного мужественный.

3) С вами согласился сыграть Григорьев Костя.

Звучит его вопрос: «Как пишется НЕ с наречиями?»

Я отвечал (не) уверенно, а сбивчиво.

Ответ: Не с наречием уверенно пишется раздельно, есть противопоставление с союзом а.

4) Играет Ивашкин Бронислав.

Задание. Объясните правописание букв после шипящих.

В лесу стало свежо от утренней росы.

Ответ: свежо, в наречиях после шипящих пишется под ударением -О, без ударения -Е. Исключение ещё.

5) Играет Кондратьев Андрей.

Найти наречие и рассказать о правописании.

Мокрые ветки то слева, то справа ложатся на плечи.

Ответ: слева, справа. ( в наречиях, образованных от прилагательных и существительных с помощью приставок ИЗ-, ДО-, С-, пишется суффикс А).

Молодцы. Вы стали почетными членами клуба «Что? Где? Почему?»

Мы вспомнили правила написания многих наречий. А как вы думаете, правописание всех наречий вы уже знаете?

3. Посмотрите, понаблюдайте (слайд). Новая тема.

Когда-то

Во-первых

По-новому

По-волчьи

Еле-еле

Где-либо

Во-вторых

По-моему

По-немецки

Чуть-чуть

Где-нибудь

В-шестых

По-нашему

По-дружески

Мало-помалу

Кое-где

В-седьмых

По-прежнему

По-московски

Точь-в-точь

Вопросы:

- Как пишутся эти наречия?

- Как можно определить новую тему нашего урока?

Дефис в наречиях (слайд)

Открываем тетради, записываем число, тему урока.

- Что сегодня мы должны узнать на уроке? Какие цели должны поставить перед собой?

(слайд) Целеполагание: узнать, когда наречия пишутся через дефис, то есть условия дефисного написания наречий, научиться находить наречия в тексте и писать их правильно.

-Давайте ещё раз обратимся к наречиям из таблицы, прочитаем, произнесем вслух.

-Есть ли у вас варианты ответов, когда наречия пишутся через дефис? При помощи чего они образованы? Каким способом они образованы? (-То, -либо, -нибудь. Кое-).

Эти части слова уже встречались при изучении неопределенных местоимений. Они пишутся через дефис (слайд)

Запись в тетрадь: Через дефис:

1) кое-…; 2) …-то; 3)…-либо; 4)… -нибудь; 5) сложение слов или основ.

Примеры со слайда

Вручается медаль "За сообразительность" самому активному ученику или тому, кто первый вспомнил о дефисном написании этих частей слов - "Знания по местоимению прочные, пригодились при изучении наречий ".

- Как ведет себя человек, получивший медаль или другую награду? Он гордо расправляет плечи, высоко держит голову.

Некоторые наречия ведут также. Но наградой, медалью для них являются суффиксы: ОМУ, ЕМУ, ИХ, ЫХ, И. у них от гордости даже приставки отделяются, пишутся не слитно, как у всех остальных, а через дефис.

Ассоциативный рисунок (см. Рисунок 1-4): если у человечка-наречия появляется суффикс ОМУ-ЕМУ, И то приставка ПО начинает "от гордости" писаться отдельно, через дефис. То же самое и с приставкой В (ВО) - если появляется суффиксы ИХ, ЫХ, они пишутся через дефис. Если же этих суффиксов нет, то пишутся слитно, как всегда.

Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе Тема урока: Дефис между частями слова в наречиях

Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе Тема урока: Дефис между частями слова в наречиях

Рис. 1

Рис. 2

Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе Тема урока: Дефис между частями слова в наречиях

Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе Тема урока: Дефис между частями слова в наречиях

Рис. 3

Рис. 4

4.Закрепление.

Задание 1. Соедините стрелками части слов. Какие наречия у вас получились? (на листочках)слайд.

Старый по-, -ему

Осенний по-, -ому

Давным в-, -ых

Пятый - либо

Еле по-, -и

Куда -давно

Русский -еле

Вывод: все эти наречия пишутся через дефис.

Задание 2. Наречия с приставками надо отличать от похожих сочетаний предлогов с разными частями речи. Запишем предложения:

Солнце светит по-зимнему.

По осеннему небу плывут облака.

Проведем разбор предложения.

Вывод: предлог с другими частями речи пишется раздельно. Надо уметь ставить вопросы, знать на какие вопросы отвечают все части речи.

5. Физкультминутка.

К солнцу вверх все потянулись

И друг другу улыбнулись!

Вправо, влево наклонились,

Другу низко поклонились.

Поприветствовали дружно,

А теперь работать нужно!

6. Работа с текстом.

А теперь я вам предлагаю обратиться к тексту, который лежит у всех на столах.Текст создан по мотивам сказки Феликса Давыдовича Кривина. Для начала познакомимся с ним.

Чтение

Рассказ про Лесоруба, которому до всего было дело

Когда_то давным_давно в одном городе потеряли улыбку. Никто не знал, откуда взялась эта странная болезнь. Местные медики ежедневно изучали причины её возникновения.

- По_моему, это что-то желудочное, - говорил доктор Касторка.

- А, по_моему, это простудное заболевание, - возражал доктор Стрептоцид.

Никак не могли прийти к единому решению.А люди сначала стали грубо разговаривать друг с другом. Мало_помалу совсем перестали общаться. В это самое время нежданно-негаданно в город пришел Лесоруб. По пути в город он увидел человека, который тонул в реке, никак не мог выбраться на берег. Никто не помог ему - никто не хотел беспокоиться по_пустому.

- Тонешь? - спросил Лесоруб, собираясь помочь.

- Не твоё дело, - буркнул тот и ушел под воду.

Лесоруб бросился в реку, вытащил человека на берег.

- Что ты сопротивляешься, я же тебя спасти хотел?

- Откуда же я знал, что ты хочешь меня спасти. У нас это не принято.

Они по_братски обнялись, по_дружески попрощались.

Лесоруб пошел дальше. Вскоре весь город говорил о нем. Говорили, что он во все вмешивается, до всего ему есть дело.

Сначала отнеслись к этому с улыбкой (это была первая улыбка за долгое время), потом захотели подружиться с веселым Лесорубом. Правда, кое где ещё встречались люди, которые не хотели жить по новому, но Лесорубу удалось убедить и их, что надо поступать по иному.

В одно прекрасное утро профессор Пенициллин выглянул в окно, и слово "чепуха" застряло у него в горле - он увидел улыбающиеся лица.

По плану больницы борьба с эпидемией была рассчитана на год, и профессор собирался вести работу по прежнему. Он хотел было сказать: "Не мое дело", но вошедший Лесоруб перебил его.

- Молчите, профессор. Не произносите эту фразу, ведь она и есть причина заболевания.

Так кончилась эпидемия. На улицах стало по весеннему празднично.

А Лесоруб пошел дальше. Во первых, он выполнил свое дело: люди перестали вести себя по глупому. Во вторых, где нибудь ещё может быть нужна его помощь.

По мотивам сказки Ф.Д.Кривина

Обсуждение

-Что стало причиной эпидемии в городе? ("Не твое дело" - равнодушие)

-Как проявлялась болезнь? Какие симптомы, признаки болезни появились? (Исчезли улыбки, радость)

-Как зовут докторов? (Это названия лекарств)

-Какие причины заболевания они находят? (Что-то желудочное, простудное)

СУ: существует около 300 определений понятия "здоровье". По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Здоровье - состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни.

  • Физическое - это состояние роста и развития органов и систем организма;

  • Психическое - состояние душевного комфорта, побуждение к созидательной деятельности;

  • Социальное - состояние личности в обществе (в школе, семье и т.д.), оценка своего "я";

  • Нравственное - наличие системы ценностей у человека (милосердия, добра, любви, красоты).

Всемирная организация здравоохранения

-Какое здоровье хотели лечить доктора? А какое надо было лечить?

-Кому удалось победить болезнь? Какой он? (Лесорубу - веселому, неравнодушному)

-Что нам нужно сделать, чтобы не заболеть такой болезнью? (Не быть равнодушным, улыбаться, делать добрые дела)

Задание по тексту. В тексте встретилось много наречий. Я предлагаю поработать над ними. Графически объяснить их правописание, прямо в тексте карандашом.

После сам. работы перечислите эти наречия. Объясните правописание.

Вывод: каким же членом предложения является наречие?

Итоги урока. Что узнали на уроке?

5. Домашнее задание.

Упр. 251 (закончить), задание на листочках.


© 2010-2022