Гражданин Земли

Разработка урока на тему: «Гражданин Земли» входит в третий раздел  «Мир и человек».  В основу положена идея  о постижении человеком своей природы, сущностью которой является любовь, действенной силой – стремление творить добро. Цель данного урока: углубление представлений учащихся о значимости деяний каждого человека в судьбе планеты. Начинается урок с позитивного настроя, который помогает ученикам сразу окунуться в особую атмосферу занятия. Эпиграф урока – отрывок из стихотворения Олжаса Суйлеменова поможет старшеклассникам почувствовать свое родство со всеми жителями планеты по имени Земля. Отрывок из размышлений героини повести киргизского писателя Чингиза Айтматова позволяет обсудить ключевые вопросы темы: ·        как Земля может сделать человека счастливым? ·        что человек может сделать для своей планеты? Поиск ответа на данные вопросы продолжается в следующих заданиях – размышление над сочинением ученицы 10 класса, чтобы вы разместили в Музее мировых достижений, создать свод законов, позволяющих людям жить в мире и согласии и т.д. Упражнения «Эксперимент», «Шаги к успеху»,   заключительная «Минутка тишины» расширяют рамки урока, углубляют его психологическую направленность.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нет Востока,

И Запада нет…

Есть большое слово

Земля.

Олжас Суйлеменов

Тема: Гражданин Земли

Ценность: человечность

Качества: оптимизм, милосердие, гуманность, альтруизм, ответственность.

Цели: углубление представлений учащихся о значимости деяний каждого человека в судьбе планеты.

Задачи:

- раскрыть созидательный смысл единения людей на планете Земля;

- воспитывать активную жизненную позицию.

Ход занятия

Позитивный настрой

Художники

Займите удобное для себя положение. Обратите свой внутренний взор внутрь себя. Почувствуйте, как расслабляется ваше тело, каждая ваша клеточка. Дыхание становится размеренным. И вы наполняетесь приятным чувством покоя и комфорта.

Теперь представьте себя художником. Сейчас совершенно не важно, умеете ли вы рисовать или нет. Выберите те краски, которые приятнее всего для ваших глаз, и нарисуйте картину, которая поможет вам расслабиться…

Окиньте взором вашу картину. Оставьте в своей памяти приятные ощущения покоя и расслабленности и возвращайтесь каждый в своем темпе.

Минутка поэзии

Олжас Сулейменов

Нет Востока,

И Запада нет,

Нет у неба конца.

Нет Востока,

И Запада нет.

Два сына есть у отца.

Нет Востока,

И Запада нет,

Есть

Восход и закат.

Есть большое слово ЗЕМЛЯ.

Чтение Чингиз Айтматов

И земля в ту синюю светлую ночь была счастлива вместе с ними. Земля тоже наслаждалась прохладой и тишиной… Вот так я мечтала сама с собой, и звезды мечтали вместе со мной, и мне вдруг так захотелось , чтобы все это сбылось, и тогда я впервые обратилась к матери-земле с человеческой речью. Я сказала: «Земля, ты держишь всех нас на своей груди; если ты не дашь нам счастья, то зачем тебе быть землей, а нам зачем рождаться на свет? Мы твои дети, земля, дай нам счастья, сделай нас счастливыми!»

Вопросы:

1. Как земля может сделать человека счастливым?

2. Что человек может сделать для своей планеты?

Разбор ситуации

Прочитайте сочинение ученицы 10 класса. Проанализируйте его содержание с точки зрения значимости национальных ценностей каждого народа для всего человечества.

Работа в группах

Представьте, что человечество решило создать музей мировых достижений. Что лично вы посоветовали бы разместить в этом музее? Почему?

Упражнение «Эксперимент»

Что бывает, когда человек сдерживает свои чувства?

Ученику при помощи косынки блокируют все каналы выхода эмоций наружу:

рот - чтобы не ругались и не кричали;

глаза - чтобы не выражали злости, не плакали;

уши - чтобы не слышали лишнего;

руки - чтобы не дрались;

ноги - чтобы не убегали.

Что может такой человек?

Обсуждение позволяет понять, что зажатые внутри эмоции снижают наши возможности.

Задание

Современный российский писатель В.Войнович, участвуя в одной из телевизионных передач, сказал: «Если бы я был директором земного шара, я бы издал закон о том, что любой человек может жить там, где захочет».

Прокомментируйте эти высказывания.

Работа в парах

Какие нужны законы, чтобы люди на нашей планете жили в мире и согласии?

Творческая работа

По данным социологов, если Землю разделить, каждому человеку достанется по 2,5 га. Как бы вы ими распорядились?

Задание

Прочитайте стихотворения Вячеслава Куприянова, в которых поэт не ставит знаков препинания. Как вы думаете, почему? Какой урок преподал автор читателю в своих стихотворениях?

Шаги к Успеху

Как организовать самостоятельную работу

Самостоятельная работа должна строиться на основе научной организации труда (НОТ), которая требует соблюдения следующих условий:

1. Определи цель работы.

2. Наметь план работы и придерживайся этого плана.

3. Определи свои возможности, знай свои положительные стороны и недостатки.

4. Правильно чередуй труд и отдых.

Заключительная минутка тишины

Учитель: Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Подумайте о том, что сегодня вас заинтересовало на уроке. Что больше всего запомнилось? Почувствуйте себя сильным, могучим. Поделитесь своей энергией с жителями планеты Земля, отправьте пожелание всем Добра и Мира.


© 2010-2022