Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Календарные обряды коми народа»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» Г. ВУКТЫЛ






Конспект урока литературы

в 5 классе

по теме

«Календарные обряды коми народа»









Автор:

Коптева Марина Леонидовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №1» г. Вуктыл






г. Вуктыл

2015 год


Цели урока: организовать деятельность учащихся, в результате которой они смогут прийти к выводу, что многие обряды и традиции коми народа связаны с хозяйственной деятельностью человека и схожи с русскими.

Цели деятельности учителя:

- помочь учащимся вспомнить персонажи славянской мифологии, жанры фольклора;

- формировать понятия о календарном обряде;

- показать сходство и различие между обрядами коми и русского народов;

- воспитывать бережное отношение к языку;

- ориентировать учащихся на развитие исследовательской культуры;

- развивать умение учащихся обосновывать свою точку зрения;

- воспитывать уважительное отношение учащихся к мнениям одноклассников;

- способствовать развитию творческих способностей воспитанников;

- воспитывать уважительное отношение учащихся к культуре Коми края;

- мотивировать познавательный интерес к предмету.

Задачи:

1) обучающие - дать представление о календарном обряде; путем сравнения, сопоставления и исследования выявить сходство и различие между обрядами коми и русского народов;

2) развивающие - развитие коммуникативной компетенции учащихся; развитие умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;

3) воспитательные - воспитание ценностного отношения к русскому и коми фольклору.

Тип урока - урок изучения и закрепления новых знаний, способов деятельности.

Технологии урока:

- дифференцированного подхода в обучении;

- поэтапного формирования умственных действий;

- индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

- развития исследовательских и творческих навыков;

- здоровьесберегающие, обеспечивающие гигиенические условия и оптимальную организацию учебного процесса и физическую активность учащихся.

Методические приёмы: слово учителя, аналитическая беседа, работа с терминами, выразительное чтение, художественный пересказ, песня, игра, компьютерная презентация, релаксация, рефлексия; для практического применения полученных знаний используется творческая работа.

Оборудование: раздаточный материал, презентация, фонограмма, компьютер, проектор, экран.

Планируемые результаты:

Предметные:

1) знать персонажи славянской мифологии, жанры фольклора, сходство и различие между обрядами коми и русского народов;

2) внимательно относиться к слову, уметь воссоздавать целостное впечатление о прочитанном и услышанном, раскрывать внутренний потенциал, развивать творческое мировосприятие, самостоятельность, активизировать познавательный интерес к предмету, уметь анализировать и пересказывать текст.

Метапредметные:

1) личностные: привитие интереса к предмету и владению им; развитие эстетического вкуса; формирование потребности в саморазвитии и самообразовании, направленном на чтение дополнительной литературы; умение давать адекватную самооценку учебной деятельности; осознание границы собственного знания и «незнания», стремление к его преодолению;

2) познавательные: умение формулировать познавательную цель, структурировать знания по предмету, читать, слушать, извлекая нужную информацию, устанавливать аналогии; синтезировать, интерпретировать информацию для составления аргументированного ответа на вопрос, делать обобщения и выводы, строить высказывание в устной форме, отбирать материал для самостоятельного выполнения;

3) регулятивные: умение удерживать сформулированную учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, регулировать свою деятельность, формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, определять меру усвоения изученного материала, работать самостоятельно, осуществлять взаимопроверку, адекватно воспринимают оценку учителя, осуществлять рефлексию;

4) коммуникативные: умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, строить монологическое высказывание, выполнять анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Внутрипредметные связи: жанры фольклора.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, история, обществознание, музыка.







Ход урока

1.Организационный момент.

Ребята! Сегодня на уроке мы продолжаем разговор об устном народном творчестве. Слайд 1.

2. Проверка домашнего задания

А) Беседа

- Что такое миф? Какие мифы бывают?

Вывод. Не умея правильно объяснить явления природы, первобытный человек верил в то, что окружающий его мир населен добрыми и злыми духами; он старался умилостивить их, воздействуя на них заклинаниями и обрядовыми песнями, которые исполнялись во время полевых работ, свадеб и похорон.

Есть мифы о сотворении мира, календарные, героические.

Люди издавна пытались понять окружающий мир, явления природы, причины смены времен года, причины смерти. Желание понять все это привело к созданию мифов, т. е. сказаний, преданий.

Б) Игра «Угадай-ка». Нужно узнать персонаж славянской мифологии по описанию. Слайды 2-10 демонстрируются после ответов учащихся.

1. Бог, живущий на небесах и управляющий ими. Белбог

2. Бог Солнца, положил начало летоисчислению по солнечному календарю. Даждьбог

3. Покровитель дома. Домовой

4. Дочь Мороза. Снегурочка

5. Бог зимы, холода. Морозко

6. Дух леса. Леший

7. Дева вод. Русалка

8. Бог молний и грома. Перун

Подведение итогов игры (объявление знатока славянской мифологии).

- Кто из героев славянских мифов вам особенно запомнился и почему?

3. Новая тема

А) Актуализация знаний.

Миф не может существовать отдельно от ритуала. Обряды, праздники представляли собой четкую систему мифа. Календарные мифы тесно связаны с народными традициями.

- Какие праздники народа коми вы знаете?

Все значительные события в своей жизни коми крестьяне сопровождали в прошлом особыми обрядами и ритуалами, которые определяли весь жизненный путь человека - от рождения до самой смерти. Многообразная духовная культура Коми представлена в народном искусстве, фольклоре, народных верованиях и обрядах.

Сегодня мы узнаем о коми обрядах и праздниках из материалов, которые собрала сыктывкарская девятиклассница Наумова И. во время фольклорно-этнографических экспедиций в Удорский, Усть-Куломский и Сысольский районы нашей республики.

А теперь пусть каждый в тетради запишет ответы на вопросы:

1. Что я хотел бы узнать сегодня на уроке?

2. Чему я хочу научиться на занятии?

Б) Словарная работа с терминами. Слайд 11. Учащиеся записывают определения в тетрадях.

Обряд - совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции.

Традиция - 1) то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений, 2) обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.

Язычество - общее название первобытных нетеистических религий, основанных на многобожии.

Христианство - одна из трех мировых религий, основанная на культе Сына Божия Иисуса Христа как Богочеловека и спасителя мира.

В) Работа с карточками, при составлении которых использовался материал фольклорно-этнографических экспедиций в Удорский, Усть-Куломский, Сысольский районы Республики Коми. Работа в парах. Обучающиеся выразительно читают текст, знакомятся с календарными обрядами народа коми, самостоятельно анализируют материал и готовят выступление перед классом.

Карточка №1. Прочитайте текст. Расскажите ребятам в классе, о каком обряде коми вы узнали. Существует ли у русских людей похожий обряд?

Рубежным в сельскохозяйственном календаре являлся Ильин день, он стоял на рубеже лета и осени. Говорили, что на Илью до обеда лето, а после - осень. С Ильина дня запрещали купаться в реке, говорили, что «олень хвост в воду опустил», «копыта замочил», «рога замочил». Ильин день считали концом сенокоса и началом уборки хлебов. Начиная жатву, первый сноп делали поменьше и оставляли его до завершения уборки. На последней полосе оставляли пучок несжатого хлеба - в дар хозяину (хозяйке) поля (божеству), в чем явно прослеживается языческий жертвенный ритуал. Из зерна нового урожая в честь окончания уборки урожая готовили ритуальную еду - кашу. Варили ее в начале уборки урожая. Тыкает хозяйка в кашу серпом, приговаривая: «Чтоб урожай хороший был, чтоб зерно было, чтоб колос вырос». Перед тем, как есть кашу, серпом крест на ней делали.

Карточка № 2. Прочитайте текст. Расскажите ребятам в классе, о каком обряде коми вы узнали. Существует ли у русских людей похожий обряд?

Череду осенних праздников открывал 14 октября нового стиля Покров день. Этот праздник считался важной вехой годового цикла. После Покрова начиналось стойловое содержание лошадей, приступали к обмолоту собранного урожая. Женщины начинали обработку льна и конопли. Из летней половины избы переходили в зимнюю. Покров был датой окончания работ по найму на время страды. Охотники начинали после Покрова пушную охоту на белок.

Карточка №3. Прочитайте текст. Расскажите ребятам в классе, о каком обряде коми вы узнали. Существует ли у русских людей похожий обряд?

Обряд «Варка капусты» традиционно исполняют женщины в ходе приготовления капусты осенью перед Покровом. Коми варили капусту целыми вилками. Обряд проводился перед угощением соседей, чтобы население деревни почувствовало свою сплоченность в единый дружный коллектив.

Карточка № 4. Прочитайте текст. Расскажите ребятам в классе, о каком обряде коми вы узнали. Существует ли у русских людей похожий обряд?

В календарной обрядности особое место уделялось зимнему солнцевороту, который воспринимался, как победа света над тьмой, это был символ зарождения и пробуждения новой жизни. 31 декабря, накануне Нового года, ставили елку, варили пиво (сур). Подготовка к Новому году совпадала с праздником Модестовым днем. Отмечался этот праздник вскоре после зимнего солнцеворота, когда солнце в зените и день начинает после этого прибывать.

Карточка № 5. Прочитайте текст. Расскажите ребятам в классе, о каком обряде коми вы узнали. Существует ли у русских людей похожий обряд?

В Рождество было принято ходить по домам и славить Христа. Молодые люди ходили по селу, пели рождественские молитвы, славили хозяев, те подавали им подарки, угощения. На Рождество пекли пироги, шаньги, угощали друг друга. Люди красиво одевались, ходили в церковь. По вечерам и ночью молодежь гадала. Способы гадания существовали разные, многие из них напоминают гадания, распространенные среди русского населения. Гадание - это сближение иномиров с миром людей. Это сближение опасно, т.к. человека может унести «туда», если не уберечься. В то же время из него можно извлечь пользу. В иномирах, где живут духи предков, можно узнать о будущем

Примером может служить описание гадания с лошадью, когда ей завязывали глаза, выводили во двор, перед ней ставили преграду, например, ставили бочку, и если лошадь ее перешагивала, то выйдет девка замуж в этом году, если обойдет, то не выйдет замуж, куда «поведут «лепешки» лошадиные, в той стороне и суженый будет».

А вот гадание с кольцом: в стакан с водой клали кольцо и пристально смотрели на него до тех пор, пока не «видели» в нем суженого.

Более смелые девушки гадали в нежилых помещениях дома, где по поверьям коми жил дух подполья «гобоч айка». Гадать полагалось в таких случаях в одиночку, а само гадание считалось «страшным». Одним из самых распространенных было гадание с помощью звуков, в ходе которого гадающие прислушивались к звукам, стараясь их растолковать. Подслушивали под окнами, и по разговорам судили о судьбе в будущем. Иногда гадали в хлеву, по животным, по их поведению. Животных использовали при гаданиях не случайно. По народным представлениям, они одарены вещим чутьем и способностью предсказывать будущее. Девушки с завязанными глазами или же вечером в темноте заходили в загон к овцам и пытались их поймать. Ловили, таким образом, свою судьбу. В хлеву хватали овец и угадывали - если баран, то будет жених, если овца - то не выйдешь замуж.

Карточка № 6. Прочитайте текст. Расскажите ребятам в классе, о каком обряде коми вы узнали. Существует ли у русских людей похожий обряд?

14 января нового стиля отмечали Васильев день. Он совпадал с празднованием «Старого Нового года». На Васильев день принято было рядиться, ходить по домам, устраивать разные шуточные козни.

Карточка № 7. Прочитайте текст. Расскажите ребятам в классе, о каком обряде коми вы узнали. Существует ли у русских людей похожий обряд?

Во всех коми селениях, где была церковь, на реке заранее перед Крещением делали прорубь, рядом с которой устраивался иконостас изо льда, куда пришедшие на освящение воды ставили свои иконы. Иногда прорубь вырезали в виде креста. После утренней литургии шли на реку, на великое освящение воды. После освящения люди умывались в воде, мыли руки. Обязательно надо было сделать это тем, кто участвовал в ряжениях. На Крещение молодежь каталась на лошадях, которых украшали лентами, колокольчиками.

Карточка № 8. Прочитайте текст. Расскажите ребятам в классе, о каком обряде коми вы узнали. Существует ли у русских людей похожий обряд?

По мифологическим представлениям коми, в рубежные дни, т.е. в дни, когда завершается годовой цикл или происходит смена сезонов, происходят изменения в космосе: нижний и верхний миры открываются для среднего мира, вода, земля и небо перерождаются. Так, считалось, что в Святки на свободу выходят святочные духи куття-войса (чуд) с железными санками, которые могут тащить людей (особенно детей) в свой мир. Поэтому в коми деревнях их изгоняли из человеческого мира: святили дом и хозяйственные строения, «косили» косой в домах и «топили» в проруби, и в это время не разрешали кататься на санках и прясть.

Карточка № 9. Прочитайте текст. Расскажите ребятам в классе, о каком обряде коми вы узнали. Существует ли у русских людей похожий обряд?

Cвяточный период считался наиболее благоприятным временем для вещего сна. Не случайно именно к этому периоду приурочивались различные гадания. В традиционной культуре коми существовали разнообразные приемы вызывания вещего сна. Для того чтобы увидеть во сне своего суженого, девушки совершали следующие действия:

- завязывали в рукав черного таракана - лапотника так, чтобы он свободного мог ходить в нем;

- клали в коробку пять тараканов и привязывали ее на ночь к большому пальцу правой ноги;

- под подушку в изголовье клали нож, гребенку или свое белье;

- запирали сундук, ведро с водой или колодец на замок, а ключ прятали под подушку;

- ставили под кровать два пустых ведра, скрепленных амбарным замком;

- за ужином последний кусочек хлеба тайком доставали изо рта и прятали за сарафан под сердце, а перед сном говорили: «суженый-ряженый, приснись...»

Карточка № 10. Прочитайте текст. Расскажите ребятам в классе, о каком обряде коми вы узнали. Существует ли у русских людей похожий обряд?

Масленица была одним из самых веселых праздников. Это были проводы зимы, встреча весны. Центральным моментом в этом празднике являлся обряд проводов и последующего сжигания чучела Масленицы.

Карточка № 11. Прочитайте текст. Расскажите ребятам в классе, о каком обряде коми вы узнали. Существует ли у русских людей похожий обряд?

Иванов день считался началом лета. Женщины старались выстирать все грязное белье до наступления этого праздника, поскольку после него воспрещался шум, производимый полосканием и поколачиванием белья. Детям после Иванова дня запрещалось скакать на досках и свистеть на дудках. Объяснялось это тем, что наступало время цветения ржи и шум ей вреден. Мифологическим обоснованием запрета были ссылки на то, что за шум Войпелъ может наслать заморозки и северный ветер, или накажет Полудница, хозяйка полей и злаков.

Карточка № 12. Прочитайте текст. Расскажите ребятам в классе, о каком обряде коми вы узнали. Существует ли у русских людей похожий обряд?

Летом детям разрешали купаться только с Купальницы до Ильина дня, после которого «вода становится без дна», наступает время «обновления воды», «вода с небом меняются», «открываются ямы, глубокие места с водоворотами»; ослушников могут утащить под воду водяные (вауса).

Карточка № 13. Прочитайте текст. Расскажите ребятам в классе, о какой традиции коми вы узнали. Существует ли у русских людей похожая традиция?

Устраивать качание на качелях с наступлением весеннего тепла - древняя традиция многих народов, в том числе и коми. В традиционных представлениях земледельческих народов качели были магическим средством увеличения плодородия. Качели были одним из любимых развлечений у сельской молодежи коми во время пасхальных гуляний. Поставить качели старались до наступления рассвета - так, чтобы никто не видел самого процесса их возведения. Место для качелей выбирали в центре села, около церкви, либо за селом - на прибрежных лугах. На больших пасхальных качелях разрешалось качаться только неженатой молодежи.

Г) Релаксация. Слайды 12, 13.

- Выполняя задание, вы, наверное, устали, а впереди - ваши выступления перед классом. Поэтому я предлагаю вам отдохнуть.

Релаксация происходит на фоне медленной музыки (коми народной песни).

1-й этап. Сядьте удобно и расслабьтесь.

2-й этап. Осмотрите все свое тело мысленным взором, вызывая чувство тепла и покоя. Желательно при этом закрыть глаза.

3-й этап. Ощутите приятное тепло, удовольствие, покой, комфорт от расслабленного тела.

«Любимый цветок»

Закройте глаза и представьте, что вы - цветок, который еще не еще не распустился. Но вот лепестки начинает раскрываться, цветок медленно-медленно распускается… и совсем раскрылся. Представьте свой любимый цветок. Мысленно возьмите его в руки. Нежно прикоснитесь к его лепесткам. Почувствуйте запах. Представьте себе, как приятно его видеть. Его лепестки тянутся к солнцу. И вы потянулись, потянулись… Откройте глаза… Встряхните руками. Потянитесь еще раз. Вы отлично отдохнули.

Д) Выступления учащихся; они сопровождаются показом слайдов 14-24. Учащиеся, работавшие в других группах, могут дополнять рассказ или высказывать свое мнение.

Е) Результаты работы. Устный отзыв о выступлении одноклассников.

- Чьё выступление вам особенно понравилось и почему?

- Оцените свою работу в паре и вклад товарища (самооценка и взаимооценка).

Ж) Вывод по теме урока.

- Почему календарная обрядность занимала значительное место в жизни народа коми?

Вывод. Многие народные праздники, обычаи, традиции связаны с хозяйственной деятельностью человека: с окончанием полевых и других сельскохозяйственных работ, с возможностью отдохнуть до следующего сезона, сыграть свадьбы, во время долгой осени и зимы переработать и обработать то, что выращено и собрано.

- Есть ли у коми и русского народа одинаковые обычаи?

Вывод. Многие обряды и традиции коми схожи с русскими. В коми праздниках можно заметить тесное переплетение христианских и языческих традиций. Коми отмечали такие календарные праздники, как проводы льда, праздник урожая, отправка на промысловую охоту и др. Сохранились дохристианские верования в леших (ворса), духов-хозяев, колдовство, гадания, заговоры, порчу; существовали культы деревьев, промысловых животных, огня и др.

- Какое место занимает традиционная культура в нашей жизни?

Вывод. Память о традициях и обычаях, бытовавших давным-давно, сохраняется, но в обыденной жизни за долгие десятилетия сами обычаи и обряды претерпели изменения.

З) Рефлексия. Осознание границы собственного знания и «незнания», стремление к его преодолению. Слайд 25.

- Перечитайте записи в тетради, сделанные в начале урока. Проанализируйте, что вам сегодня на уроке удалось узнать и чему научиться. Что, на ваш взгляд, не получилось и почему?

- Над чем вам было интересно сегодня работать?

- Что ещё о традициях и обрядах вам хотелось бы узнать?

- Где вы можете найти интересующую вас информацию?

4. Домашнее задание (на выбор): Слайд 26.

1) Рассказать о календарном обряде коми народа.

2) Выполнить задание, которое не удалось реализовать на уроке.

3) Выполнить рисунок по материалу урока.

5. Итоги урока. Слайд 27.







Список использованной литературы

  1. Данилова Г. И. Мировая художественная культура: учебник для 5-6 классов общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2005.

  2. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М.: Дрофа; ДиК, 1997.

  3. Коми - край далекий и близкий: Серия «Моя Россия». - М.: ЗАО «МАСС ИНФОРМ МЕДИА»; Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2001.

  4. Литература Республики Коми: Хрестоматия для 5 класса общеобразовательных учреждений Республики Коми/ Автор-составитель Н. П. Коблова. - Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2004.

  5. Серия «Эрудит». Язык и фольклор. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007.

11


© 2010-2022