Методическая разработка урока по литературе: «Спешите делать добрые дела!». Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока

по литературе: «Спешите делать добрые дела!».

Рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор».


6 класс


Цели урока:

Образовательная - познакомиться с жанром святочного рассказа, проследить его основные признаки в рассказе А.И.Куприна.

Развивающая - развивать способности анализировать текст, давать характеристики героям литературного произведения, развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

Воспитательная - воспитывать такие нравственные качества, как любовь, сострадание, милосердие, доброта.

Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания , установление причинно- следственных связей, аргументирование.

Регулятивные УУД: целеполагание , планирование, контроль деятельности на учебном занятии.

Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация, соотношение поступков и событий с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами; мотивация на процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать ,принимать чужую точку зрения, формулирование и аргументация собственного мнения, умение работать в группе.

Тип урока: внеклассное чтение

Методы: проблемный, частично - поисковый, исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: портреты А. И. Куприна, Н. И. Пирогова , мультимедийная презентация , выставка рисунков «Наш вернисаж», словарь, листы самооценки.

Ход урока

1.Организационный момент.

Эпиграф

«…человеку надлежит быть…верным в дружбе, милостивым к больному и падшему, ласковым к зверям»

А. И. Куприн

1. Вступительное слово учителя

-Мы живем с вами в первой четверти 21 века…Компьютеры, роботы - реалии сегодняшнего дня. Ребята, а верите ли вы в чудо? Что такое чудо? Давайте попробуем его увидеть и услышать.

Если ты увидишь чудо

В радуге, дождём умытой,

Если ты услышишь чудо

В нежной песне соловьиной, -

Знай, что есть другое чудо,

То, что в тайне сердца скрыто,

Что ничем не заменимо

И вовеки не забыто.

2.Стадия вызова.

-Вот о таком чуде мы и поговорим с вами сегодня.

Ребята, какой прочитанный нами рассказ содержит в своем названии это слово?

1.Совместное целеполагание.

- В основе рассказа лежат реальные события- какое же это чудо?- скажете вы, и будете правы и неправы.

- Подумайте, какой проблемный вопрос мы будем решать? ( Почему этот доктор чудесный? В чем его чудесность? О каком чуде идет речь?).

- Какие цели поставим перед собой? ( понять, о каком чуде идет речь, разобраться в содержании прочитанного, понять авторский замысел; оценить поступки героев; учиться формулировать и аргументировать свое мнение; развивать устную речь; участвовать в коллективном обсуждении вопросов и проблем; представить результаты индивидуальной и групповой работы).

-А что вы знаете о Куприне?

2.Сообщение-презентация об А.И.Куприне.

3. Стадия осмысления

1.Беседа.

- Рассказ получил название «Чудесный доктор».

- Подберите синоним к слову «чудесный»

(прекрасный, необыкновенный, замечательный, удивительный, великолепный)

- Задумайтесь, почему из богатого синонимического ряда автор выбрал именно слово «чудесный»? ( чудо, т.е. волшебство, исполнение сокровенных желаний, спасение, избавление от бед. Так происходит с семьей Мерцаловых)

- Связан ли эпитет «чудесный» с временем действия рассказа? Когда оно происходит? (События происходят в рождественский сочельник, т.е. накануне Рождества. Рождество у христиан связано с ожиданием счастья. Волшебства. Приход Христа в мир - это великое чудо, перевернувшее жизнь людей)

-Произведение, в основу которого положены события, связанные с Рождеством, называется, рождественский рассказ, святочный рассказ.

- Что такое святки?

2.(Сообщение ученика)

- Расскажите о жанре рождественского рассказа, что для него характерно?

3.(Сообщение ученика)

Рождественский , святочный рассказ связывается с праздничной уютной домашней обстановкой. Он говорит о событиях, имевших место на святках, чуде, которое всегда рядом. Цель таких рассказов - помочь забыть житейские заботы и поверить в чудо, почувствовать атмосферу семейного праздника, пробудить в сердцах любовь и милосердие. Поэтому выстраивается рассказ таким образом: в определенной жизненной ситуации в результате чуда обиженный обстоятельствами герой забывает о несчастье, и все кончается удачно, как в сказке.

4.Открытие нового знания.

- Но вернемся к событиям рассказа Куприна. Итак, действие происходит накануне Рождества.

-Какие чувства вы испытываете при приближении Нового года, Рождества? ( радостное, ожидание подарков, чуда)

-Посмотрим, какие чувства испытывают мальчики, в каком настроении они находятся перед праздником?

1. Выразительное чтение отрывка: «…И двое мальчуганов… и так плачевно»

- Однако в жизни рядом с достатком, радостью соседствует горе, нищета , одиночество. В начале рассказа герои, несмотря на приближающийся праздник, в отчаянии.

-Для чего Куприн так подробно останавливается на описании витрины магазина, у которой останавливаются мальчики?

2. Составление таблицы «Мир Рождества в городе»

Задание по группам: распределите данные выражения по столбикам.

Мир вокруг

Мальчики

Перед огромным окном гастрономического магазина

Приплясывали от жестокой стужи

Великолепная выставка

Возбуждавшая в одинаковой степени их умы и желудки

Эффектная картина:

Оба мальчика забыли о двенадцатиградусном морозе и о важном поручении, возложенном на них матерью.

Возвышались целые горы…яблок и апельсинов;

Оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей

Стояли пирамиды мандаринов;

Протянулись огромные копченые и маринованные рыбы;

Красовались разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала

Произнес сурово, подавив тяжелый вздох

Очаровательное зрелище

-Какой прием использует автор? ( антитеза)

( Автор показывает контрастность жизни разных слоев населения, неравенство, бездушие большого города и беззащитность детей, их недетское страдание, на фоне благополучия одних виднее бедность других).

3.- А мы с вами вместе с мальчиками спускаемся в жилище, где они живут. В каких условиях живут мальчики и их родители?

-Как автор показывает нищету и горе семьи?

Работа с текстом по группам( стр.6-7; « По мере того как шли мальчики…обернула свое встревоженное лицо») Подчеркните карандашом.

(Двор, служивший…помойной ямой; закоптелые, плачущие от сырости стены; запах нищеты; крик грудного ребенка; сердца, сжавшиеся от острого недетского страдания; переделанное из старого ветхого халата пальто Гриши, летнее пальто и войлочная шляпа Мерцалова; покосившийся, ветхий дом; ужасный запах керосинового газа; детское грязное белье и крысы- настоящий запах нищеты).

4.Работа в парах .Роль портретных характеристик в рассказе.

Подчеркните карандашом.

-Что такое портрет героя?

1 пара. Портрет Елизаветы Ивановны Мерцаловой.( «Высокая, худая женщина с изможденным, усталым лицом, точно почерневшим от горя»).Стр.7

2 пара. Мальчики Вова и Гриша .(« Мальчики хлебали борщ… Они плакали, размазывая слезы по лицу грязными кулаками и обильно проливая их в закопченный чугунок»).Стр.12(«Минут через десять…)

3 пара. Больная девочка Маша. («Девочка лет семи, ее лицо горело, дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие глаза смотрели пристально и бесцельно»).Стр.7

4 пара. Мерцалов. «Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг десен, точно у мертвеца») Стр.8( «Вошел Мерцалов…»)

-О чем говорят портретные зарисовки?

-Как случилось, что семья попала в беду?

-Какие еще предпринимались попытки исправить сложившуюся трудную ситуацию?

-Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину?

5. Индивидуальное творческое задание «Письмо Елизаветы Ивановны Савелию Петровичу»

-Мог ли швейцар передать письмо по назначению? Почему он этого не сделал?

Физкультминутка.

Мы работали отлично

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей.

Мы попрыгаем как зайки!

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули? Отдохнули!

Итак, в семье Мерцаловых сложилась трагическая , безысходная ситуация, и никто не проявил милосердия- готовности помочь. Глава семейства не видит выхода из сложившейся ситуации.

-Как вы думаете, в наши дни может ли подобное случиться?

(Да, безработица, болезни, отсутствие материальных средств. Эти испытания могут быть такими тяжелыми, что даже у самого сильного человека опускаются руки).

Отчаяние и безысходность приводят Мерцалова в городской сад.

6. Звучит «Лунная соната» Бетховена. На фоне этой музыки ученик читает отрывок о т слов «Тут было тихо и торжественно» и до конца абзаца.

-Зачем писатель ведет своего голодного измученного героя в городской сад? ( Красота пейзажа- метафоры, эпитеты, олицетворения -настраивает на торжественный лад, передают состояние безысходности и ожидание чего-то особенного.)

-Какая страшная мысль приходит ему в голову?

- Что остановило героя от страшного поступка?

(Ему нужна была помощь, и это почувствовал старичок- доктор и не ушел.Облик доктора вырисовывается постепенно. Как будто сама природа посылает Мерцалову чудо в виде реального человека.)

7.Просмотр эпизода мультфильма

-Какие вопросы вам хотелось бы задать по данному отрывку своим товарищам?

(-В чем же проявляется «чудесность» доктора?

-Почему он так поступил?

-Как дальше меняется жизнь Мерцаловых?

-Как вы думаете, почему чудесный доктор не назвал своей фамилии? ( скромность, помощь от души, а не за благодарность)

-Кем оказался доктор?)

Вот оно, настоящее чудо, рукотворное чудо, имя которому -деятельное сострадание и участие, милосердие , сочувствие. «Обыкновенное чудо», естественное для каждого совестливого человека.

8.Сообщение ученика

-Каково же лексическое значение данных слов?

- Как видите в основу рассказа положены подлинные события из жизни известного доктора Пирогова. Что мы знаем о нем?

9.Сообщение ученика (Николай Иванович Пирогов - врач, основоположник военной хирургии. Он участвовал в обороне Севастополя (1854-1855г.) во время Крымской войны в качестве доктора. Первым применил наркоз во время операции на поле боя. Он много сделал в медицине, в народном образовании).

Передаем слово самому Николаю Ивановичу Пирогову:

« Меня зовут Николай Иванович Пирогов…Я профессор медицины. Вы меня спросите, как я стал доктором? А вот, господа , все случай…Когда я был еще совсем ребенком, то мой младший брат сильно заболел, и к нему был приглашен профессор Мухин…О. это был удивительный человек! А как он говорил с братом! Не поверить ему было просто невозможно!

Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Словно чародей посетил. И я стал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824г., стал студентом Московского университета. Нелегким был мой путь в медицине. Но я многое сделал и хотел сделать для русской науки, но не всегда меня понимали и принимали. А я был гордым и честным человеком, который создал новую науку для будущих поколений.

И лечил всех. И императора Александра, и бедных людей, которые шли ко мне на прием целыми толпами. Я любил людей и науку, поэтому помогал простым людям, как мог : а выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство было нелепо. И я попросту раздавал деньги беднякам.

-Какую роль сыграл доктор Пирогов в жизни семьи Мерцаловых?

-Какие слова передают глубокую благодарность семьи «чудесному доктору»? Каким эпитетом характеризует Григорий Мерцалов доктора Пирогова?( святой человек, ангел )

5.Контрольно-регулировочный этап.

-В рассказе глубокое размышление писателя о добре и зле, которое существует не где-то далеко, а находиться совсем рядом, в самом человеке.

-Можем ли мы сказать, что рассказ современен в наши дни? Есть ли в нашем обществе чудо милосердия?

--Какова , на ваш взгляд, главная мысль рассказа? О чем заставляет задуматься? Как она связана с эпиграфом?

-Главная мысль рассказа перекликается с какой библейской заповедью? ( возлюби ближнего как себя самого)

-Как вы думаете, добились ли мы поставленных целей? Какие знания получили?

6.Рефлексивно-оценочный этап.

- Подумайте, а какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице? А кто уже успел сделать добрые дела?

-Перед вами Чаша Добра. Ребята, если в вашей жизни есть доброе дело или поступок, которым вы можете гордиться, то подойдите и положите в нее мячики.

Посмотрите, сколько добрых дел вы уже сделали. Молодцы!

Песня «Твори добро!»

7.Вывод.

Такие люди , как доктор Пирогов, все же есть в нашей реальной жизни, а значит есть надежда на помощь и поддержку со стороны окружающих. А главное - никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и протягивать руку помощи нуждающимся. Надо верить в чудеса!

8.Подведение итогов.

Оцените свою деятельность ( заполнение листов самооценки).

Стихотворение В.Сергеева как прием «яркое пятно»:

Спешите стать терпимей и добрей

И отдавать спешите научиться,

Чтобы потом у запертых дверей,

Когда окончен пир не очутиться.

Не дайте зябнуть вашим душам! Верьте в чудеса!


  1. Домашнее задание:

1.напишите мини-сочинение-размышление на тему.

«Почему деятельное сострадание - это чудо?»

или

2.придумайте и нарисуйте символ-рисунок и подпишите его «Формула закона жизни» (то, о чем говорили, сожмите в образ)

или

3.составьте вопросы ко всему рассказу.










© 2010-2022