- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока по литературе на тему: Презентация комедии Н. В. Гоголя
Разработка урока по литературе на тему: Презентация комедии Н. В. Гоголя
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Степанова Л.А. |
Дата | 01.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «Больше_Машляковская СОШ»
Рыбно-Слободского района
Республики Татарстан
Разработка урока по литературе в 8 классе
на тему: Презентация комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя.
Составила: учитель русского языка и литературы Степанова Л.А.
2014-2015 уч.год
Тема: Презентация комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя.
Цель:1. Повторить известные сведения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя.
2. Познакомить с комедией «Ревизор». Дать основные теоретические понятия. Привить интерес к произведениям писателя.
3. Воспитание любви к творчеству писателя, культуре народа, содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся, приобщение к искусству, театру.
Ход урока.
Учитель. Здравствуйте. Ребята, сегодня у нас в гостях один из лучших русских классиков 19 века- Н. В. Гоголь.
Гоголь - одинокая «звезда» в русской словесности, неповторимая писательская индивидуальность.
«Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России, - писал Н. Г. Чернышевский.
«Гоголь внес в нашу литературу новые элементы, породил множество подражателей… С Гоголя начинается новый период русской литературы.» Так оценивал значение Гоголя в литературе В. Г. Белинский.
Ребята, а теперь я предлагаю вам посмотреть видеофильм о жизни Н. В. Гоголя. (просмотр фильма).
Задание:
- В каком селе родился Гоголь и впоследствии посвятил ему одну из своих повестей?
(Великие Сорочинцы, «Сорочинская ярмарка»).
- Какая двойная фамилия была у отца писателя?
(Гоголь-Яновский).
- О каких трех призваниях, ни одно из которых не сбылось , мечтал юный гимназист?
(Адвокат, художник, актер).
- Какой наукой увлекался?
(Историей).
- Назовите ранее изученные вами произведения.
( «Ночь перед Рождеством», «Вий», «Тарас Бульба», «Сорочинская ярмарка», «Заколдованное место»).
Учитель. Именно этими произведениями открыли мы для себя гениального писателя Н. В. Гоголя; его неповторимый самобытный язык, его искрометный юмор. Ребята, предлагаю вам посмотреть фрагменты из известных вам фильмов.
- Отрывок из фильма «Ночь перед Рождеством».
Задание: как называется фильм, автор, краткий пересказ сюжета.
- Отрывок из фильма «Вий».
Задание: как называется фильм, автор, краткий пересказ сюжета.
Вий- начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли.
- Отрывок из фильма «Майская ночь, или утопленница».
Задание: как называется фильм, автор, краткий пересказ сюжета.
Учитель. Что вам помогло узнать , что это именно гоголевские произведения?
Ученик. Это мистические , фантастические произведения.
Учитель. Правильно, ребята. В этих произведениях Гоголя присутствуют элементы фантастики. В литературе фантастика развивалась на базе романтизма. Фантастика- это то, что придумано, вымышлено, что-то волшебное. Гоголевская фантастика вся переплетена с нечистой силой. Склонность к фантастическому мышлению Гоголь считал показателем духовного здоровья людей.
Ребята, тема нашего урока « Презентация комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя. А вы знаете, что такое презентация? Презентация - это официальное представление , в данном случае произведения, для первоначального ознакомления. Значит , мы должны познакомиться еще с одной гранью таланта великого писателя, который открывает для нас нового Гоголя. Имя этому театр. А что дает на ваш взгляд человеку театр?
Ученик. Наслаждение, радость, восхищение, удивление.
Учитель. Да, несомненно, вы правы. Но мы с вами зрители, не режиссеры, не актеры. А есть люди , которые увлечены, театр - цель их жизни
О таком своем увлечении пишет сам Гоголь. Он рассказывает, что дает человеку театр.
Выступление подготовленного ученика.
Ученик. Театр- великая школа, глубоко его назначение : он целой толпе, целой тысяче народа за одним разом читает живой полезный урок и при блеске торжественного освещения, при громе музыки показывает смешное привычек и пороков или высокотрогательных достоинств и возвышенных чувств человека.
Учитель. Да, ребята, с Гоголем нельзя не согласиться.
Сегодня цель наша состоит в том, чтобы войти в мир гоголевской комедии. Комедия называется «Ревизор» . Как вы думаете, кто такой ревизор?
(Ответы учащихся)
Ревизор- должностное лицо, производящее ревизию, то есть устанавливает правильность и законность чьей-нибудь деятельности.
Учитель. А для того, чтобы понять комедию «Ревизор» , мы поговорим о том, каковы же особенности литературного произведения, предназначенного для театра, для постановки на сцене. Значит, мы с вами в этом году впервые будем читать пьесу. А что такое пьеса?
Слайд.
Пьеса- произведение, предназначенное для постановки на сцене.
Учитель. В нашей беседе звучит слово комедия. А что такое комедия?
Ученик. То, что смешное.
Учитель. А вот какое определение дается в «Толковом словаре русского языка».
Слайд.
Комедия- жанр, в котором характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах или проникнуты комическим.
Учитель. Ребята, а вы знаете, кто такой актер?
Ученик. Актер- исполнитель ролей в театральных представлениях, в кино, на телевидении.
Учитель. Ребята, а теперь я предлагаю вам прочувствовать себя кого- то в качестве зрителя, а кого- то в качестве актера.
Приглашаем наших артистов на нашу импровизированную сцену.
Сцена 1. Бобчинский и Добчинский.
(Выступление учащихся).
Учитель. Ребята, запомнили ли вы, как их зовут?
(Ответы учащихся).
(На слайдах фотографии известных актеров в ролях из «Ревизора» или рисунки из хрестоматии; авторская характеристика героев).
Слайд. Бобчинский и Добчинский. (чтение слайда).
Сцена 2. Анна Андреевна и Марья Антоновна.
(Выступление учащихся).
Слайд. Анна Андреевна. (ученик читает).
Сцена 3. Хлестаков, Осип, слуга.
(Выступление учащихся)
Слайд. Хлестаков.
Слайд. Осип.
Слайд. Городничий.
Слайд. Ляпкин- Тяпкин.
Слайд. Земляника.
Просмотр и чтение слайдов.
Учитель. Вот таковы наши основные действующие лица комедии «Ревизор».
Ребята, перелистайте пьесу «Ревизор», определите сколько актов (действий) в ней и из скольких явлений состоит каждый акт?
Ученик.5 действий, в каждом от 6 до 16 явлений.
Учитель. Сколько действующих лиц ? Кого мы не назвали?
Ученик. 25 конкретных лиц разного ранга и положения, множество гостей, купцов.
Учитель. Итак, мы с вами познакомились и с героями , и с жанром , и цель есть. Дело стало за небольшим, найти сюжет для комедии. Но Гоголю трудно удавалось найти сюжет к своим произведениям. И поэтому Н. В. Гоголь в октябре 1835 года обратился к А. С. Пушкину и просил:»Сделайте же милость, дайте какой-нибудь , смешной или несмешной, но русский чисто анекдот… Сделайте же милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, будет смешнее черта!»
(Выступление подготовленного ученика).
Ученик. В ответ на просьбу Гоголя Пушкин рассказал ему историю о некоем Павле Свиньине, который приехав в Бессарабию. Выдавал себя за важного петербургского чиновника и лишь когда он дошел до того, что стал брать прошения у арестантов , «был остановлен». Мало того, Пушкин рассказал Гоголю, как в 1833 году, собирая материалы по истории Пугачевского восстания , он был принят местным губернатором за тайного ревизора, присланного обследовать губернскую администрацию. На основе этой истории Гоголь написал свою комедию «Ревизор». История была типичной для своего времени. Сюжет, который предложил Пушкин и лег в основу «Ревизора».
Учитель. Да, такой сюжет был подарен А. С. Пушкиным Н. В. Гоголю. И комедия появилась , не замедлив ждать , через 2-3 месяца.
Первая постановка пьесы была 19 апреля 1886 года в Петербургском Александрийском театре, а 25 мая - в Московском Малом театре.
Слайд. Изображение Александрийского театра.
Домашнее задание. Предлагаю вам почувствовать себя в роли
Н. В. Гоголя и написать сюжет комедии.
Итак, сегодня на уроке мы попытались проникнуть в тайны авторского и артистического искусства.
Я вам благодарна за активное участие. Спасибо всем.
Выставление оценок.