Разработка урока по литературе на тему: Презентация комедии Н. В. Гоголя

на тему : Презентация комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"(8 класс)   Цель:1. Повторить известные сведения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя.   2. Познакомить с комедией «Ревизор». Дать основные  теоретические понятия. Привить интерес к произведениям писателя.   3. Воспитание любви к творчеству писателя, культуре народа,  содействовать воспитанию нравственных качеств  учащихся, приобщение к искусству, театру. Используемые учебники и учебные пособия:  Русина Н.С., Бирюкова С.К., Багаутдинова Л.С. и др. Используемое оборудование:    портрет Н.В. Гоголя, презентация по теме урока,               фотоиллюстрации к комедии, учебники, тетради, словари.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Больше_Машляковская СОШ»

Рыбно-Слободского района

Республики Татарстан



Разработка урока по литературе в 8 классе

на тему: Презентация комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя.







Составила: учитель русского языка и литературы Степанова Л.А.

2014-2015 уч.год

Тема: Презентация комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя.

Цель:1. Повторить известные сведения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя.

2. Познакомить с комедией «Ревизор». Дать основные теоретические понятия. Привить интерес к произведениям писателя.

3. Воспитание любви к творчеству писателя, культуре народа, содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся, приобщение к искусству, театру.

Ход урока.

Учитель. Здравствуйте. Ребята, сегодня у нас в гостях один из лучших русских классиков 19 века- Н. В. Гоголь.

Гоголь - одинокая «звезда» в русской словесности, неповторимая писательская индивидуальность.

«Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России, - писал Н. Г. Чернышевский.

«Гоголь внес в нашу литературу новые элементы, породил множество подражателей… С Гоголя начинается новый период русской литературы.» Так оценивал значение Гоголя в литературе В. Г. Белинский.

Ребята, а теперь я предлагаю вам посмотреть видеофильм о жизни Н. В. Гоголя. (просмотр фильма).

Задание:

- В каком селе родился Гоголь и впоследствии посвятил ему одну из своих повестей?
(Великие Сорочинцы, «Сорочинская ярмарка»).

- Какая двойная фамилия была у отца писателя?
(Гоголь-Яновский).

- О каких трех призваниях, ни одно из которых не сбылось , мечтал юный гимназист?
(Адвокат, художник, актер).

- Какой наукой увлекался?
(Историей).

- Назовите ранее изученные вами произведения.

( «Ночь перед Рождеством», «Вий», «Тарас Бульба», «Сорочинская ярмарка», «Заколдованное место»).

Учитель. Именно этими произведениями открыли мы для себя гениального писателя Н. В. Гоголя; его неповторимый самобытный язык, его искрометный юмор. Ребята, предлагаю вам посмотреть фрагменты из известных вам фильмов.

- Отрывок из фильма «Ночь перед Рождеством».

Задание: как называется фильм, автор, краткий пересказ сюжета.

- Отрывок из фильма «Вий».

Задание: как называется фильм, автор, краткий пересказ сюжета.

Вий- начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли.

- Отрывок из фильма «Майская ночь, или утопленница».

Задание: как называется фильм, автор, краткий пересказ сюжета.

Учитель. Что вам помогло узнать , что это именно гоголевские произведения?

Ученик. Это мистические , фантастические произведения.

Учитель. Правильно, ребята. В этих произведениях Гоголя присутствуют элементы фантастики. В литературе фантастика развивалась на базе романтизма. Фантастика- это то, что придумано, вымышлено, что-то волшебное. Гоголевская фантастика вся переплетена с нечистой силой. Склонность к фантастическому мышлению Гоголь считал показателем духовного здоровья людей.

Ребята, тема нашего урока « Презентация комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя. А вы знаете, что такое презентация? Презентация - это официальное представление , в данном случае произведения, для первоначального ознакомления. Значит , мы должны познакомиться еще с одной гранью таланта великого писателя, который открывает для нас нового Гоголя. Имя этому театр. А что дает на ваш взгляд человеку театр?

Ученик. Наслаждение, радость, восхищение, удивление.

Учитель. Да, несомненно, вы правы. Но мы с вами зрители, не режиссеры, не актеры. А есть люди , которые увлечены, театр - цель их жизни

О таком своем увлечении пишет сам Гоголь. Он рассказывает, что дает человеку театр.

Выступление подготовленного ученика.

Ученик. Театр- великая школа, глубоко его назначение : он целой толпе, целой тысяче народа за одним разом читает живой полезный урок и при блеске торжественного освещения, при громе музыки показывает смешное привычек и пороков или высокотрогательных достоинств и возвышенных чувств человека.

Учитель. Да, ребята, с Гоголем нельзя не согласиться.

Сегодня цель наша состоит в том, чтобы войти в мир гоголевской комедии. Комедия называется «Ревизор» . Как вы думаете, кто такой ревизор?

(Ответы учащихся)

Ревизор- должностное лицо, производящее ревизию, то есть устанавливает правильность и законность чьей-нибудь деятельности.

Учитель. А для того, чтобы понять комедию «Ревизор» , мы поговорим о том, каковы же особенности литературного произведения, предназначенного для театра, для постановки на сцене. Значит, мы с вами в этом году впервые будем читать пьесу. А что такое пьеса?

Слайд.

Пьеса- произведение, предназначенное для постановки на сцене.

Учитель. В нашей беседе звучит слово комедия. А что такое комедия?

Ученик. То, что смешное.

Учитель. А вот какое определение дается в «Толковом словаре русского языка».

Слайд.

Комедия- жанр, в котором характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах или проникнуты комическим.

Учитель. Ребята, а вы знаете, кто такой актер?

Ученик. Актер- исполнитель ролей в театральных представлениях, в кино, на телевидении.

Учитель. Ребята, а теперь я предлагаю вам прочувствовать себя кого- то в качестве зрителя, а кого- то в качестве актера.

Приглашаем наших артистов на нашу импровизированную сцену.

Сцена 1. Бобчинский и Добчинский.

(Выступление учащихся).

Учитель. Ребята, запомнили ли вы, как их зовут?

(Ответы учащихся).

(На слайдах фотографии известных актеров в ролях из «Ревизора» или рисунки из хрестоматии; авторская характеристика героев).

Слайд. Бобчинский и Добчинский. (чтение слайда).

Сцена 2. Анна Андреевна и Марья Антоновна.

(Выступление учащихся).

Слайд. Анна Андреевна. (ученик читает).

Сцена 3. Хлестаков, Осип, слуга.

(Выступление учащихся)

Слайд. Хлестаков.

Слайд. Осип.

Слайд. Городничий.

Слайд. Ляпкин- Тяпкин.

Слайд. Земляника.

Просмотр и чтение слайдов.

Учитель. Вот таковы наши основные действующие лица комедии «Ревизор».

Ребята, перелистайте пьесу «Ревизор», определите сколько актов (действий) в ней и из скольких явлений состоит каждый акт?

Ученик.5 действий, в каждом от 6 до 16 явлений.

Учитель. Сколько действующих лиц ? Кого мы не назвали?

Ученик. 25 конкретных лиц разного ранга и положения, множество гостей, купцов.

Учитель. Итак, мы с вами познакомились и с героями , и с жанром , и цель есть. Дело стало за небольшим, найти сюжет для комедии. Но Гоголю трудно удавалось найти сюжет к своим произведениям. И поэтому Н. В. Гоголь в октябре 1835 года обратился к А. С. Пушкину и просил:»Сделайте же милость, дайте какой-нибудь , смешной или несмешной, но русский чисто анекдот… Сделайте же милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, будет смешнее черта!»

(Выступление подготовленного ученика).

Ученик. В ответ на просьбу Гоголя Пушкин рассказал ему историю о некоем Павле Свиньине, который приехав в Бессарабию. Выдавал себя за важного петербургского чиновника и лишь когда он дошел до того, что стал брать прошения у арестантов , «был остановлен». Мало того, Пушкин рассказал Гоголю, как в 1833 году, собирая материалы по истории Пугачевского восстания , он был принят местным губернатором за тайного ревизора, присланного обследовать губернскую администрацию. На основе этой истории Гоголь написал свою комедию «Ревизор». История была типичной для своего времени. Сюжет, который предложил Пушкин и лег в основу «Ревизора».

Учитель. Да, такой сюжет был подарен А. С. Пушкиным Н. В. Гоголю. И комедия появилась , не замедлив ждать , через 2-3 месяца.

Первая постановка пьесы была 19 апреля 1886 года в Петербургском Александрийском театре, а 25 мая - в Московском Малом театре.

Слайд. Изображение Александрийского театра.

Домашнее задание. Предлагаю вам почувствовать себя в роли

Н. В. Гоголя и написать сюжет комедии.

Итак, сегодня на уроке мы попытались проникнуть в тайны авторского и артистического искусства.

Я вам благодарна за активное участие. Спасибо всем.

Выставление оценок.





© 2010-2022