- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Внеклассное мероприятие Славянская письменность
Внеклассное мероприятие Славянская письменность
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Иванова И.А. |
Дата | 05.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Внеклассное мероприятие « О славянской письменности»
Цель: познакомить учащихся с деятельностью братьев Кирилла и Мефодия; усилить формирование национального самосознания; осуществить патриотическое, нравственное, духовное воспитание на уроках русского языка и литературы, истории.
Оборудование: Доска оформлена рисунками, плакатами. Эпиграф: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».
Оформление: В центре - царский трон, справа- стол писаря с принадлежностями: перо, чернила, свеча; слева - стол с самоваром.
Картины: А.Рублева и В.Васнецова: Храм Покрова
Собор Василия Блаженного.
В течение всего дня организуются игры, викторины; глашатаи сообщают о том, что в школе сегодня объявляется большой праздник, скоморохи показывают кукольные шуточные миниатюры с Петрушкой, затейники разучивают со зрителями народные песни. В определенное время глашатаи приглашают всех в зал, помогают им скоморохи.
Звучит русская народная мелодия. На сцене появляется Боян с гуслями в руках.
Ход мероприятия:
Боян:
Не сияет на небе солнце красное, не любуются им тучки синие. То приехал к нам во златом венце грозный князь Владимир Красное Солнышко.
( По залу проходит князь Владимир со своей дружиной)
Позади его стоят стольники, супротив его - все бояре да князья, по бокам его да все лучники. И глядит - то князь на диво дивное, чудо чудное, да невиданное - на славный праздник древних русичей, как в Русско-Мельхитуйской школе в удовольствие да веселие.
( Князь Владимир усаживается на почетное место, вокруг него располагается дружина)
Владимир: Велю праздник продолжать!
(Звучит русская плясовая.) Появляются скоморохи:
- Эй, народ честной, подходи!
Собрались русичи.
- Весь день - деньской веселилися.
- Игры играли.
-Шутки шутили!
- Сказки сказывали, скоморохов слушали.
- Ай, люли, люли, всем веселие, всем на удивление.
- А собрались-то в палате белокаменной не от скуки ведь, не от горюшка, а дабы поведали люди добрые мысли мудрые, мысли книжные, дабы узнать о русичах древних, да восславит матушку - Русь. (Звучит фонограмма колоколов)
На сцене появляются чтецы в народных костюмах, в руках у них старинные книги.
Первый чтец:
Под черным стягом Святослава
Гудели,
Как колокола,
Слова,
Высокие, как слова.
И светлые, как купола.
В своем художестве убоги,
Писцы чертили их впотьмах,
Мечту
О ясноликом боге
Запрятав в сумрачных тонах.
Второй чтец:
988 год. Разрозненная, раздробленная Русь. «Нельзя русичам жить порознь, аки серые волки в лесах»,- думает Владимир Красное Солнышко, великий и мудрый князь. И полетели во все стороны Руси гонцы от князя с тем, чтобы посмотреть, как жизнь русичей течет, и выбрать самые красивые обряды. Христианская религия лишь одна по силе и красоте своей могла бы сменить язычество. Возможно, что с Крещения Руси начинается история русской, украинской, белорусской и всей славянской культуры.
Третий чтец:
И гласится в этой вере:
Будьте люди, а не звери!
Это нам в небесной сфере
Золотой сияет крест!
Это я вам - неизвестный-
Говорю у этой двери!
«Заходите!
Не гнушайтесь этих мест!
Четвертый чтец:
В христианской вере были заложены мечты о счастье, надежда на всеобщую доброту людскую, уверенность в том, что бог сделает людей чище и лучше. И они, постепенно улучшая себя, создали единого сына Бога - отца - Иисуса Христа.
(Звучит фонограмма песни «Дай Бог» в исполнении А. Малинина)
Пятый чтец:
В оный день, когда над миром новым,
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово приплывало в тишине.
Шестой чтец:
Слово на Руси имело огромное значение. В 988-990 годах принято христианство. Для церкви потребовались книги с текстами Священного писания, молитвами, гимнами в честь святых или торжественными словами, произносимыми в дни церковных праздников. Так рождалась письменность, так появились памятники древнерусской литературы «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати», «Слово о полку Игореве».
Седьмой чтец:
Вижу Русь!
Торжественно - сурово,
Вслушиваясь в темную строку.
Так и есть.
В начале было Слово,
Это было «Слово о полку…»
(Художественное чтение «Плач Ярославны» из «Слово о полку Игореве»)
Восьмой чтец:
Славяне знают имена двух великих предков Кирилла и Мефодия - создателей славянского алфавита. До сих пор кириллицей в разных её вариантах пользуются в России, Болгарии и Югославии. Но уже никак нельзя восстановить, вспомнить, почтить имена людей, от которых не меньше зависела судьба славянской письменности. С утра до глубокой ночи сидел переписчик, медленно выводя замысловатые буквы и узоры.
Девятый чтец:
На девственном листе, под узеньким окном,
Неспешно буковки выводит он пером.
И между ярко-черными рядами
Вставляет красную строку; веселыми цветами,
И разноцветными головками зверей,
И птиц невиданных фантазии своей,
Искусной вязью - вдоволь есть сноровки -
Украсит он заставки и концовки
И заголовки все,- ведь некуда спешить.
Порою труд прервет, чтоб заострить
Перо гусиное, и глянет: радость- солнце
Столпами падает на стол через оконце.
И чудится: в них вовсе не остыл
Чуть синеватый дым невиданных кадил.
Рой точек в небе; плавными кругами
Летают ласточки над хлебными полями,
Шумящими вдали; а здесь возле окна
Малиновка поёт и плещется волна.
Склонившись над листом, заставки вновь выводит
Он тусклым серебром; неспешно день проходит-
Уж скоро будет ночь, и первая звезда
Благословит конец успешного труда.