Открытый урок по русскому языку в 5 «Б» классе по теме Фонетика. Гласные и согласные звуки

"Фонетика. Гласные и согласные звуки" Дата проведения: 25.11.2013г.  Учитель русского языка и литературы Крайникова В.Г. Задачи урока: 1.     Образовательная: повторение и систематизация  знаний по теме «Фонетика и орфоэпия». 2.     Развивающие: способствовать развитию фонетической  грамотности, логического мышления; совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в группах, навык контроля и самоконтроля. 3.     Воспитательные; воспитывать культуру учебного труда; воспитывать интерес к пр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по русскому языку в 5-м классе по теме "Фонетика. Гласные и согласные звуки"

Гильмиева А.М.,учитель русского языка и литературы

Карта занятия:

Комментарий к ходу урока

время

(мин)

слайда

Развитие личностных качеств

и психических

процессов

репродуктивные - продуктивные

1. Создание мотивации

3

1

внимание

2. Повторение транскрипции.

Практическое задание

7

2

образное мышление

конструирование речи

обобщение

выстраивание аналогии

3 Выполнение фонетического разбора (проверка

практического умения выполнения фонетического разбора согласно задачам урока)

7

самостоятельность

ответственность

любознательность

творчество

обобщение систематизация

4. Самостоятельная работа, подготовка к ЕГЭ

задание в тестовой форме (проверка

практического умения

8

3,4

самостоятельность

внимание

сенсорная сфера: ориентация во времени

ответственность

5 Проверь себя (взаимопроверка)

7

5

рефлексия

6. Развитие речи (Составление Повторение орфоэпии предложений)

10

6

7. Рефлексия

2

7

Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер, интерактивная доска, учебники, тетради, контрольно-измерительные материалы.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

1. Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.

2. Повышение мотивации к учебному процессу.

3. Формирование информационной культуры и компетентности обучаемых.

Цели:

· педагогические (обучения, воспитания, развития обучающихся);

· развития образовательного процесса;

· профессионального и личностного развития учителя.

Задачи урока:

1. Образовательная: повторение и систематизация знаний по теме «Фонетика и орфоэпия».

2. Развивающие: способствовать развитию фонетической грамотности, логического мышления; совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в группах, навык контроля и самоконтроля.

3. Воспитательные; воспитывать культуру учебного труда; воспитывать интерес к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия

Технологический сценарий.

Цели:

  1. Ввести в лексикон учащегося термин "фонетика";

  2. Дать понятие об образовании гласных и согласных звуков;

  3. Учить сопоставлять орфографическую и звуковую запись слов.

Оборудование:

  1. Запись звуков природы.

  2. Мультимедийный проектор.

  3. Презентация.

  4. Письмо.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка творческого домашнего задания

  1. Инсценировка грамматической сказки "Всегда вместе".

Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить - и никак…
Кашлянули:
- Кх!
Чихнули:
- Пчх!
Хмыкнули:
- Хм…
Зачем-то позвали кошку:
- Кс, кс, кс!
И заскучали…
Вдруг:
- Тсс!
Показалось им, что кто-то где-то рыдает.… Прислушались.
- А-а-а! О-о-о! - кричали гласные.
Они плакали, как малые дети:
- Уа! Уа!
Аукали:
- Ау! Ау!
И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание):
- Бдм всгд вмст!
И услышали радостное, но тоже невнятное:
- У-е-е-а-е-е!
Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали:
- Будем всегда вместе!
2) Домашнее задание.

- Сколько звуков [ ш] в стихотворении В. Приходько:

Пешком шагали мышки по узенькой дорожке
От деревушки Пешки до деревушки Ложки.
А в деревушке Ложки у них устали ножки.
Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.
И пели до порожка, и щелкали орешки -
От деревушки Ложки до деревушки Пешки
Пешком идти не близко, когда идешь обратно,
А на пушистой киске и мягко, и приятно.
То рощица, то поле, то с горки, то на горку
Ах, нужно каждой мышке попасть в родную норку.
И что не говорите, дорогу знают кошки,
От деревушки Пешки до деревушки Ложки.
Если кошке по пути - отчего не подвести?

(Ответ: 30)

Учитель: этот прием называется звукопись.

-Как вы понимаете этот термин, дайте лексическое значение. (Ответы)

Звукопись-наполнение речи определенными звуками. (Запишем)

II. Постановка целей и задач урока.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Я приглашаю вас в загадочную страну «Фонетика» и обещаю вам удивительные открытия. Слайд 1-4

III. Изучение нового материала.

А сейчас мы виртуально перенесемся в сказочный лес живой природы, закройте глаза и слушайте. (Птицы поют)

- Какие звуки вы сейчас услышали? (Звуки природы).
- Ребята, а люди могут общаться друг с другом при помощи звуков природы? (Нет).
- А какие звуки нам помогают в общении? (Звуки речи).
- Правильно, а звуки речи изучает раздел науки о языке - фонетика. Запишем тему нашего урока. Слайд 5

IV. Словарно-орфографическая работа.

- Фонетика. Запомните это слово, звук [н] произносится твердо. Повторите.

Слово это пришло к нам из греческого языка, "фоне" - звук.

- Давайте вспомним и запишем слова, в состав которых входит корень "фон" со значением "звук". Объясним значение этих слов и выделим общую часть. Слайд 6

  • Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии);

  • Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков);

  • Микрофон (прибор для усиления голоса);

  • Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);

  • Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты);

  • Фонотека (собрание звукозаписей);

  • Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью);

  • Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку);

  • Патефон (граммофон с рупором)

  • Мегафон (рупор для усиления звука, голоса);

- Но в русском языке, ребята, есть слово "фон", например, светлый фон, на фоне вечернего неба. Являются ли все названные нами слова с корнем "фон" однокоренными?

Почему? - имеют разное лексическое значение. (Работа со словарем).

-Давайте, ребята, посмотрим по словарю

(Слово "фон" обозначает - 1) цвет; 2) задний план картины; 3) обстановка. Слайд 7

V. Движение темы.

- Давайте поиграем с вами.

1. Измените первый звук. Слайд 8

1 ряд

2 ряд

3 ряд

сом - ком

чайка - гайка

моль - роль

том

зайка

соль

дом

байка

боль

лом

шайка

голь

ром

лайка

ноль

2. Выньте один звук. Слайд 9

Краска-каска (склон-слон, полк-пол, тепло-тело, беда-еда, экран-кран).

3. Добавьте один звук. Слайд 10

Стол-столб (клад-склад, лапа-лампа, шар-шарф, усы-бусы, укус-уксус).

- Молодцы! Поиграв в такие игры, вы сами убедились, как много может сделать только один звук.

Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности всё не так просто, в нашем организме в это время работает целый "завод" по производству звуков. Только вместо станков на "заводе" - органы речи.

(Рисунок в презентации). Слайд 11

Чтобы появился звук на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи. Давайте проследим, как на человеческом "заводе" рождаются звуки. Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где "живут" голосовые связки. Если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своем пути никаких преград, то получается гласный звук, а если воздух встречает преграды, которые ему устраивают губы, зубы, нос, то получается согласный звук. Все органы речи работают под руководством мозга.

- Проведём опыт. Слайд 12-13. Произнесем вместе с этим человечком гласные звуки (рисунок в презентации). Их в русском языке шесть. Преграду ощущаете? (Нет)
- А теперь произнесем согласные звуки вместе с этим человечком (рисунок в презентации). Их 36 в русском языке.

"Б", "п". Какое препятствие встречает этот звук? (Сомкнутые губы).
"Д", "т"? (Прижатый к зубам язык).
"З", "с"? (Сомкнутые зубы). Слайд 14, 15

Физкультминутка Слайд 16

Гласных звуков только шесть

Их легко пропеть прочесть (шагают)

[А] на Астре расцветает,

[И] на Иволге летает,

[О] на Ослике сидит,

[У] на Улицу глядит,

[Э] на Эхо отозвался,

[Ы] вовнутрь слов забрался,

Сыром тыкву закусил и добавки попросил!

Молодцы!

VI. Работа с учебником. Ознакомление учащихся с выборочной транскрипцией.

- А сейчас поработаем с учебником. Откройте упр. 262. Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы пишем и читаем, звуки слышим и произносим).
- Недавно вы изучали сказки Пушкина. Вспомните, из какой сказки взяты эти примеры? Слайд 17

1.Кушай яблочко, мой свет,
Благодарствуй за обед.

2.Под горою тёмный вход.
Он туда скорей идет.

- Подумайте, почему эти слова рифмуются, ведь буквы на конце разные?

Давайте покажем это совпадение при помощи квадратных скобок. Слайд 18

Обе[т], вхо[т].

- Ребята, мы забыли про конверт. На нем написано: средняя школа, 5 классу, от звуков речи. Давайте прочитаем? "Дорогие пятиклассники, мы узнали, что вы на уроке изучаете гласные и согласные звуки. Между нами идет постоянное соревнование. Помогите нам и ответьте на вопрос, какие звуки в вашей речи важнее: гласные или согласные?" Слайд 19

- Попробую вам помочь. Я зашифровала строчки известной песни. Первые две строчки я записала при помощи согласных букв, а следующие две - при помощи гласных. Отгадайте песню.

В лс рдлсь лчк,
В лс н рсл.

В лесу родилась елочка,
В лесу она росла.

Ио и ео оая
Еёая ыа.

Зимой и летом стройная
Зелёная была.

- В каком случае отгадать легче: там, где гласные или согласные? Почему? (Согласные звуки выражают лексическое значение слова).
- А какова роль гласных? Сможем мы без них спеть эту песенку? (Мелодичность, благозвучие возникают благодаря гласным).


VII. Подготовка к ЕГЭ

Сообщаю ребятам, что они уже сейчас, в 5 классе могут выполнить задания для 11 класса; ребята очень удивляются и с большим интересом принимаются за выполнение тестового задания. (Подобные задания уже выполнялись в классе при повторении изученных в 5 классе орфограмм.)

Выполнившие без ошибок получают отметку «5», выступают в роли консультантов, объясняют тем, кто допустил ошибки.

VIII. Итог урока.

- Ну, вот и подошло наше путешествие к концу. И нам осталось только вспомнить, что мы сегодня узнали. Слайд 20

  • Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи?

  • На какие две группы делятся звуки речи?

  • Какие органы речи участвуют в образовании звуков?

  • В чем отличие в образовании гласных и согласных звуков?

  • Каких звуков больше: гласных или согласных?

VIII. Д/з: упр.267

Дополнительный материал

Задание на смекалку.

Кто самый сообразительный?

- Ученику дали задачу написать слова, которые читаются одинаково как слева направо, так и справа - налево. Он выполнил задание так:

1) тот;

2) дед;

3) шалаш.

Правильно ли выполнено задание?

(Ответ: нет, так как слово ДЕД читается как [ д'эт] )

- Дополнительный вопрос:

А какие вы знаете слова, которые читаются как слева направо, так и справа - налево?

(Ответ: поп, кок, Анна, мим, шиш)

- Молодцы.

Головоломка.

- Задание: Найдите третий лишний:

1) конечно, нарочно, игрушечный;

(Ответ: игрушечный)

2) что, чтобы, нечто;

(Ответ: нечто)

3) чувства, баловство, да здравствует;

(Ответ: да здравствует)

4) безмолвствовать, сочувствие, нравственный;

(Ответ: сочувствие)

Список литературы:

1. Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5 - 7 кл./ Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. - М.: Просвещение,1991.



© 2010-2022