- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Открытый урок по русскому языку в 5 «Б» классе по теме Фонетика. Гласные и согласные звуки
Открытый урок по русскому языку в 5 «Б» классе по теме Фонетика. Гласные и согласные звуки
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Крайникова В.Г. |
Дата | 05.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Открытый урок по русскому языку в 5-м классе по теме "Фонетика. Гласные и согласные звуки"
Гильмиева А.М.,учитель русского языка и литературы
Карта занятия:
Комментарий к ходу урока
время
(мин)
№
слайда
Развитие личностных качеств
и психических
процессов
репродуктивные - продуктивные
1. Создание мотивации
3
1
внимание
2. Повторение транскрипции.
Практическое задание
7
2
образное мышление
конструирование речи
обобщение
выстраивание аналогии
3 Выполнение фонетического разбора (проверка
практического умения выполнения фонетического разбора согласно задачам урока)
7
самостоятельность
ответственность
любознательность
творчество
обобщение систематизация
4. Самостоятельная работа, подготовка к ЕГЭ
задание в тестовой форме (проверка
практического умения
8
3,4
самостоятельность
внимание
сенсорная сфера: ориентация во времени
ответственность
5 Проверь себя (взаимопроверка)
7
5
рефлексия
6. Развитие речи (Составление Повторение орфоэпии предложений)
10
6
7. Рефлексия
2
7
Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер, интерактивная доска, учебники, тетради, контрольно-измерительные материалы.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
1. Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.
2. Повышение мотивации к учебному процессу.
3. Формирование информационной культуры и компетентности обучаемых.
Цели:
· педагогические (обучения, воспитания, развития обучающихся);
· развития образовательного процесса;
· профессионального и личностного развития учителя.
Задачи урока:
1. Образовательная: повторение и систематизация знаний по теме «Фонетика и орфоэпия».
2. Развивающие: способствовать развитию фонетической грамотности, логического мышления; совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в группах, навык контроля и самоконтроля.
3. Воспитательные; воспитывать культуру учебного труда; воспитывать интерес к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия
Технологический сценарий.
Цели:
-
Ввести в лексикон учащегося термин "фонетика";
-
Дать понятие об образовании гласных и согласных звуков;
-
Учить сопоставлять орфографическую и звуковую запись слов.
Оборудование:
-
Запись звуков природы.
-
Мультимедийный проектор.
-
Презентация.
-
Письмо.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка творческого домашнего задания
-
Инсценировка грамматической сказки "Всегда вместе".
Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить - и никак…
Кашлянули:
- Кх!
Чихнули:
- Пчх!
Хмыкнули:
- Хм…
Зачем-то позвали кошку:
- Кс, кс, кс!
И заскучали…
Вдруг:
- Тсс!
Показалось им, что кто-то где-то рыдает.… Прислушались.
- А-а-а! О-о-о! - кричали гласные.
Они плакали, как малые дети:
- Уа! Уа!
Аукали:
- Ау! Ау!
И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание):
- Бдм всгд вмст!
И услышали радостное, но тоже невнятное:
- У-е-е-а-е-е!
Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали:
- Будем всегда вместе!
2) Домашнее задание.
- Сколько звуков [ ш] в стихотворении В. Приходько:
Пешком шагали мышки по узенькой дорожке
От деревушки Пешки до деревушки Ложки.
А в деревушке Ложки у них устали ножки.
Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.
И пели до порожка, и щелкали орешки -
От деревушки Ложки до деревушки Пешки
Пешком идти не близко, когда идешь обратно,
А на пушистой киске и мягко, и приятно.
То рощица, то поле, то с горки, то на горку
Ах, нужно каждой мышке попасть в родную норку.
И что не говорите, дорогу знают кошки,
От деревушки Пешки до деревушки Ложки.
Если кошке по пути - отчего не подвести?
(Ответ: 30)
Учитель: этот прием называется звукопись.
-Как вы понимаете этот термин, дайте лексическое значение. (Ответы)
Звукопись-наполнение речи определенными звуками. (Запишем)
II. Постановка целей и задач урока.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Я приглашаю вас в загадочную страну «Фонетика» и обещаю вам удивительные открытия. Слайд 1-4
III. Изучение нового материала.
А сейчас мы виртуально перенесемся в сказочный лес живой природы, закройте глаза и слушайте. (Птицы поют)
- Какие звуки вы сейчас услышали? (Звуки природы).
- Ребята, а люди могут общаться друг с другом при помощи звуков природы? (Нет).
- А какие звуки нам помогают в общении? (Звуки речи).
- Правильно, а звуки речи изучает раздел науки о языке - фонетика. Запишем тему нашего урока. Слайд 5
IV. Словарно-орфографическая работа.
- Фонетика. Запомните это слово, звук [н] произносится твердо. Повторите.
Слово это пришло к нам из греческого языка, "фоне" - звук.
- Давайте вспомним и запишем слова, в состав которых входит корень "фон" со значением "звук". Объясним значение этих слов и выделим общую часть. Слайд 6
-
Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии);
-
Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков);
-
Микрофон (прибор для усиления голоса);
-
Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);
-
Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты);
-
Фонотека (собрание звукозаписей);
-
Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью);
-
Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку);
-
Патефон (граммофон с рупором)
-
Мегафон (рупор для усиления звука, голоса);
- Но в русском языке, ребята, есть слово "фон", например, светлый фон, на фоне вечернего неба. Являются ли все названные нами слова с корнем "фон" однокоренными?
Почему? - имеют разное лексическое значение. (Работа со словарем).
-Давайте, ребята, посмотрим по словарю
(Слово "фон" обозначает - 1) цвет; 2) задний план картины; 3) обстановка. Слайд 7
V. Движение темы.
- Давайте поиграем с вами.
1. Измените первый звук. Слайд 8
1 ряд
2 ряд
3 ряд
сом - ком
чайка - гайка
моль - роль
том
зайка
соль
дом
байка
боль
лом
шайка
голь
ром
лайка
ноль
2. Выньте один звук. Слайд 9
Краска-каска (склон-слон, полк-пол, тепло-тело, беда-еда, экран-кран).
3. Добавьте один звук. Слайд 10
Стол-столб (клад-склад, лапа-лампа, шар-шарф, усы-бусы, укус-уксус).
- Молодцы! Поиграв в такие игры, вы сами убедились, как много может сделать только один звук.
Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности всё не так просто, в нашем организме в это время работает целый "завод" по производству звуков. Только вместо станков на "заводе" - органы речи.
(Рисунок в презентации). Слайд 11
Чтобы появился звук на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи. Давайте проследим, как на человеческом "заводе" рождаются звуки. Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где "живут" голосовые связки. Если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своем пути никаких преград, то получается гласный звук, а если воздух встречает преграды, которые ему устраивают губы, зубы, нос, то получается согласный звук. Все органы речи работают под руководством мозга.
- Проведём опыт. Слайд 12-13. Произнесем вместе с этим человечком гласные звуки (рисунок в презентации). Их в русском языке шесть. Преграду ощущаете? (Нет)
- А теперь произнесем согласные звуки вместе с этим человечком (рисунок в презентации). Их 36 в русском языке.
"Б", "п". Какое препятствие встречает этот звук? (Сомкнутые губы).
"Д", "т"? (Прижатый к зубам язык).
"З", "с"? (Сомкнутые зубы). Слайд 14, 15
Физкультминутка Слайд 16
Гласных звуков только шесть
Их легко пропеть прочесть (шагают)
[А] на Астре расцветает,
[И] на Иволге летает,
[О] на Ослике сидит,
[У] на Улицу глядит,
[Э] на Эхо отозвался,
[Ы] вовнутрь слов забрался,
Сыром тыкву закусил и добавки попросил!
Молодцы!
VI. Работа с учебником. Ознакомление учащихся с выборочной транскрипцией.
- А сейчас поработаем с учебником. Откройте упр. 262. Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы пишем и читаем, звуки слышим и произносим).
- Недавно вы изучали сказки Пушкина. Вспомните, из какой сказки взяты эти примеры? Слайд 17
1.Кушай яблочко, мой свет,
Благодарствуй за обед.
2.Под горою тёмный вход.
Он туда скорей идет.
- Подумайте, почему эти слова рифмуются, ведь буквы на конце разные?
Давайте покажем это совпадение при помощи квадратных скобок. Слайд 18
Обе[т], вхо[т].
- Ребята, мы забыли про конверт. На нем написано: средняя школа, 5 классу, от звуков речи. Давайте прочитаем? "Дорогие пятиклассники, мы узнали, что вы на уроке изучаете гласные и согласные звуки. Между нами идет постоянное соревнование. Помогите нам и ответьте на вопрос, какие звуки в вашей речи важнее: гласные или согласные?" Слайд 19
- Попробую вам помочь. Я зашифровала строчки известной песни. Первые две строчки я записала при помощи согласных букв, а следующие две - при помощи гласных. Отгадайте песню.
В лс рдлсь лчк,
В лс н рсл.
В лесу родилась елочка,
В лесу она росла.
Ио и ео оая
Еёая ыа.
Зимой и летом стройная
Зелёная была.
- В каком случае отгадать легче: там, где гласные или согласные? Почему? (Согласные звуки выражают лексическое значение слова).
- А какова роль гласных? Сможем мы без них спеть эту песенку? (Мелодичность, благозвучие возникают благодаря гласным).
VII. Подготовка к ЕГЭ
Сообщаю ребятам, что они уже сейчас, в 5 классе могут выполнить задания для 11 класса; ребята очень удивляются и с большим интересом принимаются за выполнение тестового задания. (Подобные задания уже выполнялись в классе при повторении изученных в 5 классе орфограмм.)
Выполнившие без ошибок получают отметку «5», выступают в роли консультантов, объясняют тем, кто допустил ошибки.
VIII. Итог урока.
- Ну, вот и подошло наше путешествие к концу. И нам осталось только вспомнить, что мы сегодня узнали. Слайд 20
-
Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи?
-
На какие две группы делятся звуки речи?
-
Какие органы речи участвуют в образовании звуков?
-
В чем отличие в образовании гласных и согласных звуков?
-
Каких звуков больше: гласных или согласных?
VIII. Д/з: упр.267
Дополнительный материал
Задание на смекалку.
Кто самый сообразительный?
- Ученику дали задачу написать слова, которые читаются одинаково как слева направо, так и справа - налево. Он выполнил задание так:
1) тот;
2) дед;
3) шалаш.
Правильно ли выполнено задание?
(Ответ: нет, так как слово ДЕД читается как [ д'эт] )
- Дополнительный вопрос:
А какие вы знаете слова, которые читаются как слева направо, так и справа - налево?
(Ответ: поп, кок, Анна, мим, шиш)
- Молодцы.
Головоломка.
- Задание: Найдите третий лишний:
1) конечно, нарочно, игрушечный;
(Ответ: игрушечный)
2) что, чтобы, нечто;
(Ответ: нечто)
3) чувства, баловство, да здравствует;
(Ответ: да здравствует)
4) безмолвствовать, сочувствие, нравственный;
(Ответ: сочувствие)
Список литературы:
1. Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5 - 7 кл./ Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. - М.: Просвещение,1991.