Рабочая программа по русскому языку 9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

I. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 9 класса и рассчитана на 2014-2015 учебный год.

Нормативные документы:

Рабочая программа составлена на основе

  • Федерального компонента государственных образовательного стандарта основного общего образования.

- Примерной программы по русскому языку. - М: Дрофа, 2007 г

- УМК по русскому языку для 5-9 классов (авторы В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, и др.) - М, Дрофа, 2009-2012 гг

Актуальность программы:

Актуальность разработки программы обусловлена недостаточной детализацией Примерной программы основного общего образования по русскому языку и необходимостью адаптации программы к реальным условиям преподавания

Цели и задачи обучения предмету:

Основные цели:

- формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке, умений и навыков полноценно, грамотно (в широком значении этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике,

- воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.

Основные задачи:

- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;

- обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики; формировать умения применять эти знания на практике;

- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи;

- способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные знания и навыки.

Временные затраты на освоение курса

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. Резервные часы предполагаются для ликвидации отставания, возникающего по объективным причинам ( в случае необходимости).

Требования к уровню подготовки учащихся в 9 классе

В результате изучения русского языка в 9 классе учащийся должен:

знать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • основные признаки научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;

уметь: речевая деятельность:

аудирование:

  • фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;

  • формулировать вопросы по содержанию текста;

  • замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;

чтение:

  • понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

  • составлять конспект прочитанного текста;

  • оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

  • прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста;

говорение:

создавать устные монологические высказываниями: актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

  • знать основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

•строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;

письмо:

  • знать основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);

  • писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

  • вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествования);

  • писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

  • составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи);

  • совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

текст:

•проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль,
тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);

фонетика и орфоэпия:

  • правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

  • анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

  • владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;

  • толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);

  • пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;

  • опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.

лексикология и фразеология:

  • разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;

  • пользоваться разными видами толковых словарей;

  • верно использовать термины в текстах научного стиля;

  • оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;

  • проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

морфология:

  • распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

  • правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

  • определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

  • опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

орфография:

  • применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;

  • пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;

  • проводить орфографический анализ текста;

синтаксис и пунктуация:

  • различать изученные виды простых и сложных предложений;

  • интонационно выразительно читать предложения изученных видов;

  • составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;

  • уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

  • правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;

  • проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

  • устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;

  • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

  • применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;

  • строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

  • самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

  • проводить пунктуационный анализ текста;

  • аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

Структура организации учебного процесса по реализации программы

Реализация данной рабочей программы предполагается в условиях классно-урочной системы обучения.

Система контроля учебных достижений учащихся

Система контроля учебных достижений учащихся предполагает проведение контрольных диктантов, контрольных сочинений и изложений, контрольных словарных диктантов, письма по памяти, контрольных срезов. Количество данных форм контроля регламентируется утвержденными нормами обязательных письменных работ. В качестве текущего контроля по мере необходимости предполагается проведение тестирования (в том числе и в формате ОГЭ по русскому языку), работу с индивидуальными карточками, проведение устного опроса (фронтального, в группах, в парах), создание и защиту презентаций.

II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Общие сведения о языке

Повторение изученного в 5-8 классах

Синтаксис словосочетания и простого предложения.

Синтаксис и пунктуация.

Сложное предложение

Основные виды сложных предложений.Союзные сложные предложения.

Сложносочиненное предложение

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Знаки препинания в ССП.

Сложноподчинённое предложение

Строение сложноподчиненных предложений (СПП). Подчинительные союзы и союзные слова в СПП. Указательные слова. Особенности присоединения придаточных предложений к главному. СПП с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений.

Сложное бессоюзное предложение

Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Запятая и точка с запятой в БСП. Двоеточие в БСП. Тире в БСП.

Сложные предложения (СП) с разными видами связи.

Понятие о сложных предложениях с разными видами связи. Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов.

Предложения с чужой речью

Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Цитаты и способы цитирования.

Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах

Фонетика. Графика. Орфография. Морфология и орфография. Пунктуация. Синтаксис.

Повторение


Тематическое содержание курса

№ п/п

название раздела

кол-во часов

1

Введение

1

2

Повторение

2

3

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение

1+2РР

4

Сложносочиненное предложение

4+1К/Д

5

Сложноподчиненное предложение

14+ 1К/Р+4РР

6

Сложное бессоюзное предложение

6+1 К/Д

7

Сложное предложение с разными видами связи

4+2РР

8

Предложения с чужой речью

5+2РР

9

Общие сведения о языке

5+2РР

10

Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах

9+1К/Д

11

Резерв

1

Итого

68

Критерии оценивания учебных достижений учащихся

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается для 8 - 120-150 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов для 8 класса - 30-35 слов.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

  1. В переносе слов;

  2. На правила, которые не включены в школьную программу;

  3. На еще не изученные правила;

  4. В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

  5. В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой. Диктант с грамматическим заданием - двумя.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения в 8 классе - 250-350 слов.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений в 8 классе - 2,0 - 3,0 страницы.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

Стилевое единство и выразительность речи;

Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Оценка тестов

При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %;

«2»- менее 59 %.









Календарно-тематическое планирование


Дата


№ урока


Тема урока

Кол-во

часов

ЦОР, ЭОР

Домашнее задание


Примечания

1

Вводный урок. Общие сведения о языке

1



2

Повторение изученного в 5- 8 классе

Лексико-орфографическая работа с текстом.

1



3

Синтаксис словосочетания и простого предложения

1



4


Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение.

Основные виды сложных предложений

1


5

РР Контрольное сочинение № 1

Описание по воображению и памяти. Рассказ.

1


6

РР Написание контрольного сочинения № 1

1



7

Сложносочиненные предложения.

Понятие о сложносочиненном предложении.


1


8

Союзы и значения сложносочиненных предложений. Контрольный словарный диктант № 1


1


9

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

1



10

Контрольный диктант № 1 по теме «Сложносочиненные предложения» .


1


11

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1



12

Сложноподчиненные предложения

Строение сложноподчиненных предложений. Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях.



1


13

РР Рецензия на книгу. Аннотация.

1



14

Роль указательных слов в подчинении предложений. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.


1


15

Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

1


16

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

1


17

Закрепление темы «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными»

1


18

Виды придаточных предложений.

1


19

РР Контрольное изложение № 1

Портретный очерк.

1


20

РР Написание контрольного изложения № 1

1


21

Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные.

1


22

Придаточные определительные.

1


23

Придаточные дополнительные. Письмо по памяти № 1

1


24

Придаточные обстоятельственные.

1


25

Придаточные обстоятельственные. Урок - практикум

1


26

Обобщение по теме «Сложноподчиненные предложения»

1


27

Контрольная работа № 1 по теме «Сложноподчиненные предложения»

1


28

Подготовка к ГИА

1


29

РР Контрольное сочинение № 2

(на лингвистическую тему в формате ГИА)


1


30

РР Написание контрольного сочинения № 2

1


31

Сложное бессоюзное предложение.

Понятие о сложных бессоюзных предложениях. Запятая и точка с запятой в них.


1


32

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Контрольный словарный диктант № 2


1


33

Тире в бессоюзном сложном предложении.

1


34

РР Стили речи (обобщение изученного). Разговорный стиль.

1


35

Обобщающий урок по теме «Сложные бессоюзные предложения»

1


36

Контрольный диктант № 2 по теме «Сложные бессоюзные предложения».


1


37

Анализ диктанта. Работа над ошибками

1


38

Сложные предложения с разными видами связи.

Сложные предложения с разными видами связи


1


39

Пунктуация в сложных предложениях с разными видами связи

1


40

Сложные предложения с разными видами связи. Урок-практикум

1


41

Обобщение изученного по теме «Сложные предложения с разными видами связи. Подготовка к ГИА

1


42

РР Контрольное сочинение № 3 (в формате ГИА)

1


43

РР Написание контрольного сочинения № 3

1


44

Предложения с чужой речью.

Способы передачи чужой речи.


1


45

Предложения с прямой речью.

1


46

Пунктуация в предложениях с прямой речью

1


47

Предложения с косвенной речью.

1


48

Цитаты и способы цитирования.

1


49

РР Контрольное изложение с элементами сочинения № 2 по теме «Хранитель Мелехова»


1


50

РР Написание контрольного изложения с элементами сочинения№2

1


51

Общие сведения о языке.

Роль языка в жизни общества. Контрольный словарный диктант № 3


1


52

Язык как развивающееся явление. Язык в современном мире.

1


53

Подготовка к ГИА

1


54

РР Стили речи (обобщение изученного). Письмо по памяти № 2

Научный и официально-деловой стили.


1


55

РР Стили речи (обобщение изученного).

Публицистический и официально-деловой стили.


1



56

РР Контрольное изложение с элементами сочинения № 3 по теме «Степь»


1


57

РР Написание контрольного изложения с элементами сочинения № 3

1


58

Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах.

Систематизация знаний по фонетике. Подготовка к ГИА


1



59

Правописание гласных в корнях. Правописание согласных в корнях и приставках. Контрольный словарный диктант № 4


1


60

Систематизация изученного по морфемике.

1


61

Систематизация изученного по морфологии. Правописание самостоятельных частей речи.

1


62

Урок-практикум «Повторим орфографию»

1


63

Повторение синтаксиса простого предложения. Пунктуация в простом предложении.


1


64

Пунктуация в простом предложении.

1


65

Контрольный диктант № 3 по теме «Обобщение изученного в 5-9 классах».


1


66

Анализ диктанта. Работа над ошибками

1


67

Комплексный анализ текста.

1


68

Резервный урок

1


© 2010-2022