Технологическая карта урока на тему Буквы а–о в корне гар – гор

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока.

Дата: 24.10.15

ФИО учителя: Дорошенко Оксана Сергеевна

Предмет: русский язык

Класс 6

Тема: Буквы а-о в корне ­гар­ - ­гор­

Тип урока. Урок открытия новых знаний.


Цели деятельности учителя

Планируемый результат

Предметные умения: находить слова с буквами чередующихся гласных а-о в корне ­гар­ - ­гор­, правильно писать слова с названной орфограммой, различать написание в омонимичных корнях (с чередованием букв а-о в корне ­гар­ - ­гор­ и проверяемой буквой безударного гласного), графически обозначать условия выбора орфограмм.

Метапредметные УУД

Личностные УУД: развивать интерес к изучению языка вычленять в тексте слова с изученной орфограммой, расширять свой пассивный словарный запас на основе усвоения слов.

Регулятивные УУД: пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, таблица), владеть разными видами аудирования

Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

Понимать точку зрения другого (в том числе автора), высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Для этого владеть правильным типом читательской деятельности;

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей.

Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, действовать по алгоритму, использовать ИКТ­технологии.

Формы организации работы: Фронтальная, индивидуальная , работа в микрогруппах

Оборудование: Учебник , презентация по теме


Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. Оргмомент.

Приветствует. Проверяет готовность к уроку.




II. Введение в тему урока. Постановка проблемы.







































Физминутка


Вводное слово учителя:

Язык наш сладок, чист и пышен, и богат,

Но скудно вносим мы него хороший склад.

Так чтоб незнанием его нам не бесславить,

Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.

Не нужно, чтобы всем над рифмами потеть,

А правильно писать потребно всем уметь.

А. П. Сумароков.


-Обратите внимание на доску, прочитайте отрывок, вставьте пропущенные буквы, аргументируйте свой ответ.

Побывав в усадьбе графов Бобринских в разгар

осени , вы насладитесь красотой этой удивительной поры и прик…снетесь к прошлому. Время ст…рает все, но печать изящного вкуса надолго останется в этих стенах. В XVIII веке «графский дом », распол…женный на плоском холме, считался «жемчужиной края». В наше время дворец продолжает бл..стать своей красотой. Здесь соприк...- саешься с истинными ценностями, которые вечны и среди шороха опадающих листьев, и среди р...стущих весенних трав, в пору летнего разноцветья и в суровые зимы. В Богородицком дворце вы окунетесь в мир неброской прелести пейзажей и ваша любовь к русской природе разгорится еще ярче.

1.Чередование - это замена одного звука другим при образовании и изменении слов. Согласны?

2. Корень кос-кас- это корень с чередованием. Согласны?

3. В корнях с чередованием лаг- лож перед г пишется о, перед ж пишется а. Согласны?

4. Корень гор-гар - это корень с чередованием. Согласны?


- Посмотрите на записи. Что их объединяет?

­лаг­ - ­лож­ ­раст­ - (­ращ­) - ­рос­ ­гар­ - ­гор­

- Попробуйте предположить, о чём будет идти речь на уроке.


Учитель задаёт вопросы по учебнику.

В качестве проверочного ученики могут предложить слова гарь, загар, но сразу фиксируют разницу в написаниях и делают вывод, что….

Чему должны научиться на уроке?


Перед учащимися лежат два сигнальных значка, красного и зеленого цвета, ребята попарно зачитывают слова с чередование гласных в корне и озвучивают примененное к ним правило. У согласных с ответом товарищей, поднимают зеленый значок, если не согласны-красный.


Психологическая настройка учащихся, с целью концентрации внимания и нацеливания на рабочий лад.






Анализируют текст, делают выводы, вставляют пропущенные буквы, аргументируют ответы руководствуясь правилами.













(Буквы а-о в корнях.)



(О новых корнях с чередованием а-о.)


проверочное слово «не работает», здесь другой вид орфограммы - орфограмма - буква чередующихся гласных в корне.

Вывести (сформулировать) правило для написания буквы гласного в корне ­гар­ - ­гор­ и научиться правильно писать слова с этими корнями.

Умение применить правила в конкретных ситуациях, обосновать свой ответ, корректировать ответы товарищей.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

III. Поиск решения. Открытие новых знаний.


Работа с учебником стр. 106. Наблюдение представленной схемы можно провести по учебнику или представить на доске.

Задание: Рассмотрите схему, вспомните и расскажите, от чего зависит написание гласных в корнях с чередованием а// о.

Назовите, самостоятельно, корни, в которых чередуются гласные, подберите примеры, подтверждающие правила их написания.



Прочитайте слова, Являются ли они однокоренными? Докажите.

- От чего зависит выбор букв а-о в корне с чередованием ­гар­ - ­гор­?

- Сделайте вывод.

Гореть, загорать-гарь, загар.

Полагать, слагать-положить, сложить.

Расти-выращу-росла.

Поскакать-подскочить.

Коснуться-касаться.


2. Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой учебника.

- Какое основное условие выбора написания в корне с чередованием ­гар­ - ­гор­?

- Чем оно отличается от условий для изученных ранее корней с чередованием а-о (­лаг­ - ­лож­; ­раст­ (­ращ­) - ­рос­)?

3. Составьте схемы правила, приведите примеры.

Работа с учебником стр.106

Рассматривают материал для наблюдений, рассказывают от чего зависит написание слов с чередованием гласных в корнях слов, подбирают примеры, подтверждающие правила их написания.

1.Наблюдают за словами, делают вывод о написании корней.











2. Чтение правила по учебнику






3. Составление схемы правила, приведение собственных примеров.

Технологическая карта урока на тему Буквы а–о в корне гар – горТехнологическая карта урока на тему Буквы а–о в корне гар – гор √ / /

ГОР -- ГАР

Регулятивные УУД

3. Искать пути решения проблемы.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).



IV. Развитие умений.


1. Упр. 189 стр.106 - развивается умение находить в словах орфограмму - букву а-о в корне ­гар­ - ­гор­, различать омонимичные корни и отличать данную орфограмму от орфограммы - проверяемой буквы безударного гласного в корне, устно и графически объяснять условия выбора орфограмм.

- Сколько омонимичных корней вы обнаружили?

- Сделайте вывод: что важно знать, чтобы правильно применить правило написания букв безударных гласных в корне? (Знать значение слова (корня) и не смешивать слова с омонимичными корнями.)

2. Упр. 191 стр.107 - развивается умение писать слова с разными орфограммами, в том числе с орфограммой­буквой а-о в корне ­гар­ - ­гор­, графически обозначать условие выбора орфограммы.

1.Вырабатывают алгоритм поиска слов с орфограммой (выбора написания):

1) Произнести слово, поставить ударение, найти буквы безударных гласных.

2) Выделить звукосочетание [гар].

3) Проверить, является ли оно корнем. Выделить корень. Уточнить значение слова.

4) Определить, ударный гласный в корне или безударный.

5) Применить правило.

6) Подчеркнуть орфограмму­букву о или а.



Познавательные УУД

4. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

5. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему).

6. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.


Коммуникативные УУД

2. Строить связное монологическое высказывание.

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.


V. Итог урока.



- Назовите ключевые слова темы.

- Какую проблему решали на уроке?

- Чему научились?

- Какая работа понравилась больше всего?


- С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

- Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

- По каким критериям будете оценивать себя?


Регулятивные УУД

5. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

6. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.



VIII. Домашнее задание.



1. Уметь рассказать правило.

2. Упр. 190, стр.107 списать текст, вставить пропущенные буквы и слова. Обозначить корни с чередованием гласных.


Познавательные УДД

Умение использовать полученные на уроке ЗУН. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.




© 2010-2022