Рабочая программа по учебному предмету Литература 7 класс

Тип программы программа  основного общего образования.  Статус программы: рабочая программа учебного предмета Назначение программы: -    для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг; -    для педагогических работников МБОУ «СОШ №41» программа определяет приоритеты в содержании среднего (полного) общего образования и способствует ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 41»


РАССМОТРЕНА

на заседании методического объединения

Протокол №1 от «22» августа 2014 г.



СОГЛАСОВАНА

на заседании

методического совета

Протокол №1 «25» августа

2014 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 41»

________________ Н.Н. Фадеева

Приказ от «26» августа 2014 г.

№ 159




Рабочая программа

по учебному предмету

«Литература»

7 класс





Учитель: Жук Светлана Викторовна


Квалификационная категория: высшая













2014 - 2015 учебный год



Содержание рабочей программы

Паспорт рабочей программы.………………………………………………3

Пояснительная записка…………………………………………………… ..4-5

Содержание программы по предмету ..………………………...………….6-12

Календарно-тематическое планирование...………………………………..13-16

Требования к уровню подготовки обучающихся ……………………… 17 -18

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки…….19-22

Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся……......23

Контрольно-измерительные материалы .…………………………………..24-28

Лист изменений и дополнений……………………………………………...29












Паспорт рабочей программы


Тип программы программа основного общего образования.

Статус программы: рабочая программа учебного предмета

Назначение программы:

- для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

- для педагогических работников МБОУ «СОШ №41» программа определяет приоритеты в содержании среднего (полного) общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

- для администрации МБОУ «СОШ №41» программа является основанием для определения качества реализации среднего (полного) общего образования.

Категория обучающихся: учащиеся 7 класса МБОУ « СОШ №41»

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 70 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 2 часа в неделю.

Формы контроля: устный ответ, сочинение, контрольная работа.













Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

2. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 28, 34).

3. Учебного плана МБОУ « СОШ № 41» на 2014 -2015 учебный год.

4. Положения о рабочей программе учебных предметов «МБОУ «СОШ №41»

5. Программы основного общего образования по литературе авторов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина, И.С. Збарского, В.П. Полухиной, 10-е издание. - М.: «Просвещение», 2010.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; содержание программы по предмету; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки обучающихся; формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки; учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся; контрольно-измерительные материалы.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу, произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного, произведения, развить потребности в чтении, в книге. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, формировании вдумчивого, талантливого читателя. Школьники постепенно осознают не только роль книги в жизни писателя, но и роль диалога автора с читателем. На уроках в 7-х классах важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы. Необходимость переработки и переиздания предлагаемой программы была обусловлена изменением учебного плана и переходом на базовый уровень. Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов. Программа 7-го класса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

В 7 классе - особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема.

Сохраняя преемственность с программой начальной школы, данная программа, решая специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя. Подобный подход поможет учащимся осмыслить сложные произведения художественной литературы каждого периода и осознать, что развитие литературы - это живое поступательное движение. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться учителем в продуманной системе.

Особое внимание важно обратить на совершенствование речи учащихся. В программу включен перечень необходимых видов работы по развитию речи. Это словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы (создание сказок, былин, стихотворений, очерков, рассказов и пр.). Слово учителя, которое звучит на любом уроке литературы, является не только информативным, направляющим, вдохновляющим на новую работу, но и образцом для будущего устного высказывания школьника.

Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

Авторская программа рассчитана на 68 часа, а учебный план школы на 70 часов, поэтому 1 час выделен на тему: «Урок - путешествие по учебнику - хрестоматии 7 класса», 1 час - «Итоги года и задание на лето».

Контрольно-измерительные материалы данной рабочей программы утверждены на заседании методического объединения учителей гуманитарных дисциплин (протокол № 1 от 22.08.14).

Содержание программы по предмету


Седьмой класс

( 70 часов)

Введение


Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу

Устное народное творчество

Предания Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и Плотник»

Былины. «Вольга и Микула Селянинович» Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства - основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклассного чтения.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала»- карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен (для внеклассного чтения).

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).


Из древнерусской литературы

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

Из русской литературы XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремлении...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Из русской литературы XIX века

.

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. Портреты и памятники А.С. Пушкину.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра Г и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Изображение маленького человека», его положение в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагиеское и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений)

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...»)- готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

« Бирюк». Изображение бата крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным.Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы (для чтения и обсуждения) .

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Николаевич Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина»

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маmаn» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство русского крестьянина.

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня» Многогранность комического в рассказах Чехова (для чтения и обсуждения).

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).




«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.


Из русской литературы XX века

Максим Горький Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»),

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова ( для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Июль», «Никого не будет в доме». Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны

Интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов - участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления)

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе, «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев - сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский .Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие», «Июль макушка лета», «На дне моей жизни». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и природы.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная»

(главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются, или смех Михаила Зощенко.

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова поэтов XX века.

А. Вертинский «Доченька»; И. Гофф «Русское поле»; Б. Окуджава «По смоленской дороге» . Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний .

Из литературы народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Из зарубежной литературы

Роберт Бернс. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Бредбер. «Каникулы». Фантастические рассказы как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе д



Календарно - тематическое планирование

п/п

Название разделов и тем

Количество часов

Дата проведения

1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно - нравственная проблема литературы

1

01-05.09

Устное народное творчество

2

Предания как поэтическая автобиография народа

1

01-05.09

3

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа

1

08-12.09

4

Вн.чт. «Илья Муромец и Соловей - разбойник». «Садко».

1

5

Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка пословиц.

1

15-19.09

Из древнерусской литературы

6

Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха». «О пользе книг».

1

15-19.09

7

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини.

1

22-26.09

8

Р.р. Подготовка к сочинению на тему: «Что воспевает народ в героическом эпосе?»

1

Из русской литературы XVIII века

9

М. В. Ломоносов «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия…». Мысли автора о Родине

1

29-03.10

10

Г. Р. Державин «Река времени в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание» Философские размышления

1

Из русской литературы XIX века

11

А. С. Пушкин. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении битвы

1

06-10.10

12

А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине

1

13

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник.

1

13-17.10

14

Р.р. А. С. Пушкин «Борис Годунов». Подготовка к сочинению «История России в произведениях А.С. Пушкина»

1

15

А. С. Пушкин «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека».

1

20-24.10

16

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».

1

20-24.10

17

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…». Картины быта XVI века

1

27-31.10

18

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным

1

19

М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта

1

10-14.11

20

Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

1

21

Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей.

1

17-21.11

22

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.

1

23

Р.р. Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

1

24-28.11

24

И. С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». «Бирюк». Нравственные проблемы рассказа

1

25

Р.р. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе

1

01-05.12

26

Н. А. Некрасов «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы.

1

27

Вн.чт. Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта о судьбе народа.

1

08-12.12

28

Вн.чт. А. К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин».

1

29

М. Е. Салтыков - Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение пороков

1

15-19.12

30

Р.р. М. Е. Салтыков - Щедрин «Дикий помещик».

Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Салтыкова-Щедрина

1

31

Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Гоголя, Некрасова, Тургенева, Салтыкова - Щедрина

1

22-26.12

32

Л. Н. Толстой «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

1

33

Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство».

1

12-16.01

34

И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

1

35

Р.р. И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства»

1

19-23.01

36

А. П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов.

1

37

Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон».

1

26-30.01

38

Два лица России в рассказе А. П. Чехова «Злоумышленник»

1

39

Вн.чт. Смех и слёзы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня»

1

02-06.02

40

Стихи русских поэтов XIX века о родной природе.

Р.р. Подготовка к сочинению по русской поэзии XIX века

1

Из русской литературы XX века

41

М. Горький «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

1

09-13.02

42

Бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа.

1

43

Анализ эпизода из повести М. Горького «Детство»

1

16-20.02

44

Вн.чт. «Легенда о Данко» из рассказа Горького «Старуха Изергиль».

1

45

В. В. Маяковский «Необычайное приключение…». Роль поэзии в жизни человека и общества

1

23-27.02

46

Вн.чт. В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир

1

47

Л. Н. Андреев «Кусака». Гуманистический пафос произведения

1

02-06.03

48

А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя

1

49

Вн.чт. А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности

1

09-13.03

50

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

1

51

Б. Л. Пастернак «Июль». «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы

1

16-20.03

52

Вн.чт. Интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны

1

53

Контрольная работа. Письменный анализ стихотворения

1

30-03.04

54

Ф. А. Абрамов «О чём плачут лошади ». Эстетические и нравственно - экологические проблемы рассказа

1

55

Е. Н. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». Подготовка к домашнему сочинению

1

06-10.04

56

Вн.чт. Ю. П. Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки

1

57

Вн.чт. Стихи поэтов XX века о Родине и родной природе

1

13-17.04

58

А. Т. Твардовский. Философские проблемы в лирике

1

59

Вн.чт. Д. С. Лихачёв «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи

1

20-24.04

60

М. М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя

1

61

Вн.чт. Песни на слова русских поэтов XX века

1

27-01.05

Из литературы народов России

62

Расул Гамзатов. Размышления поэта об истоках и основах жизни

1

27-01.05

Из зарубежной литературы

63

Р. Бернс «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности

1

04-08.05

64

Дж. Г. Байрон «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины

1

65

Японские хокку. Особенности жанра.

1

11-15.05

66

О. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви

1

67

Вн.чт. Р. Д. Брэдбери «Каникулы». Фантастический рассказ - предупреждение

1

18-22.05

68

Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса

1

69

Урок - путешествие по учебнику - хрестоматии 7 класса

1

25-29.05

70

Итоги года и задание на лето

1




Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,

- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),

- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,

- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

• содержание изученных литературных произведений;

• основные темы и особенности композиции изученных произведений:

• событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений;

• основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

• изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

• воспринимать и анализировать художественный текст;

• выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

• определять род и жанр литературного произведения;

• выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

• характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

• сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

• выявлять авторскую позицию;

• выражать свое отношение к прочитанному;

• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

• владеть различными видами пересказа;

• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

• писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения - только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

• поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).



Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

(устный ответ, сочинение, контрольная работа)


1. Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

• знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

• умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

• понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

• знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

• умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

• уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

2. Оценка сочинений.

Сочинение - основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

• соответствие работы ученика теме и основной мысли;

• полнота раскрытия темы;

• правильность фактического материала;

• последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

• разнообразие словаря и грамматического строя речи;

• стилевое единство и выразительность речи;

• число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют.

  3. Содержание излагается последовательно.

  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических неточностей.

  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка контрольных работ.

При проведении контрольных работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %;

«2»- менее 59 %.





Учебно-методическое обеспечение для учителя и учащихся


Базовый учебник

Учебник для общеобразовательных учреждений «Литература»: 7 класс (автор-составитель В.Я.Коровина). - М.: Просвещение, 2009

Дополнительная литература для учителя

  1. В.Я. Коровина «Литература: 7 кл.: Метод. советы». - М.: Просвещение, 2003.

  2. Н.Е. Кутейникова «Уроки литературы в 7 классе». Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2009.

Дополнительная литература учащихся

  1. В.Я. Коровина и др. «Читаем, думаем, спорим».

  2. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 кл.» (формат МРЗ). - М.: Аудио-школа, Просвещение, 2010.







Контрольно-измерительные материалы по курсу

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

1. Каково отношение А. С. Пушкина к Петру I в поэме «Медный всадник»?

а) восторженное в) двойственное

б) негативное г) равнодушное

2. Какими средствами А. С Пушкин передает свой восторг от Петербурга?

а) внутренними монологами

б) прямыми авторскими оценками

в) с помощью героя-рассказчика

г) через демонстрацию мнения Петра I

3. Как можно определить пафос вступления к «Медному всаднику» ?

а) задумчивый, печальный в) философский

б) трагический г) торжественный

4. Расположите события, описываемые А. С. Пушкиным в поэме «Полтава», в хронологическом порядке.

Появление Петра I; смотр войск; Петр приветствует полки; Карл дает сигнал к началу сражения; первый утренний бой; победа России; Полтавская битва; пир Петра I.

5. Как можно объяснить авторское местоимение «мы», употребляемое А. С. Пушкиным в «Полтаве», хотя он не был участником битвы ? «Мы» -

а) армейские командиры

б) русская армия, войска

в) Россия; ее будущее

6. На какие чувства читателя воздействует А. С. Пушкин в приведенном описании боя?...Швед, русский - колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон...

а) зрительное восприятие

б) звуковое восприятие

в) духовное состояние

7. Определите жанр «Песни о Вещем Олеге».

а) былина в) баллада

б) поэма г) легенда

8. Что явилось источником для создания «Песни о вещем Олеге» ?

а) «Повесть временных лет»

б) «История государства Российского» Н.М. Карамзина

в) исторические хроники

9. Какой художественных прием использует автор, повторяя стихи «...Они [бойцы] поминают минувшие дни /И битвы, где вместе рубились они...» ?

а) анафора в) рефрен

б)гипербола г)сравнение

10. Ходит плавно - будто лебедушка;

Смотрит сладко - как голубушка;

Молвит слово - соловей поет;

Горят щеки румяные,

Как заря на небе Божием.

Героиня этих строк:

а) грузинка;

б) Алена Дмитриевна;

в) Маша Миронова.

11. Купец Калашников защищает:

а) красоту своей жены;

б) свою честь и честь жены;

в) честь имени, семьи, рода.

12. Носителем народной правды в поэме выступает:

а) Иван Грозный;

б) Алена Дмитриевна;

в) Калашников.

13. Образное средство языка:

а) кульминация;

б) эпитет;

в) зачин.

14. В строке: «Не сияет на небе солнце...» - пропущен постоянный эпитет:

а) золотое;

б) красное;

в) ясное.

15. Перенос значения по сходству называется:

а) метафорой;

б) сравнением;

в) эпитетом.

16 «Это один из тех упругих характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут. Есть души ... которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемненной славы...». В. Г. Белинский сказал это:

а) об Иване Грозном;

б) о Кирибеевиче;

в) о Калашникове.


Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н А Некрасова, М. Е Салтыкова-Щедрина»

1. «Поэмой о любви к Родине» В. Г. Белинский назвал произведение:

а) «Тарас Бульба»;

б) «Ночь перед Рождеством»;

в) «Майская ночь, или Утопленница».

2. Слова: «Есть еще порох в пороховницах!» - принадлежат:

а) Остапу;

б) Тарасу;

в) куренному атаману.

3. «... Выносил все терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости... ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его» - это портрет:

а) Тараса Бульбы;

б) Остапа;

в) атамана Кукубенко.

4. Тема повести:

а) героическая борьба русского и украинского народов с польской шляхтой;

б) история семьи Тараса Бульбы;

в) быт и нравы Запорожской Сечи.

5. Героев-запорожцев с былинными богатырями роднит:

а) стремление к славе;

б) физическая сила;

в) героическая борьба за свободу и независимость Родины.

6. Выше личной привязанности, кровного родства поднялся:

а) Андрий;

б) Тарас;

в) Остап.

7. «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» Эти слова в повести сказаны в связи с гибелью:

а) Остапа;

б) Мосии Шило;

в) Тараса.

8. Тема произведения И. С. Тургенева «Бирюк»

а) жизнь Бирюка;

б) взаимоотношения отца и дочери;

в) тяжелая жизнь русских крепостных людей.

9. Главным героем произведения И. С. Тургенева «Бирюк» является:

а) сам автор;

б) лесник;

в) пойманный крестьянин.

10. При описании грозы («... ракиты тревожно шевелились и лепетали», «облака неслись») автор использует:

а) сравнение;

б) антитезу;

в) олицетворение.

11. Бирюк отпустил провинившегося мужика, так как:

а) понял, что нищета и отчаяние крестьянина достигли своего предела;

б) испугался мести крестьян;

в) ему стало стыдно перед барином за свою жестокость.

12 Суровый и нелюдимый характер Бирюка объясняется:

а) отношением к нему окружающих;

б) обманом жены;

в) пониманием истинных мотивов, заставляющих мужиков воровать.

13. Жанр произведения Н. А Некрасова «Русские женщины»

а) ода;

б) элегия;

в) поэма.

14 Идея произведения Н. А Некрасова «Русские женщины»

а) невозможность жить в светском обществе без любимого мужа;

б) долг женщины разделить с мужем тяготы и невзгоды;

в) преимущества светской женщины по сравнению с женщиной из народа.

15. Тема «Княгини Трубецкой»:

а) трудный путь героини к осужденному мужу;

б) спор княгини с губернатором;

в) восстание декабристов.

16 Автор произведения Н. А Некрасова «Русские женщины»

а) восхищается мужеством героини;

б) осуждает ее за отношение к отцу;

в) не высказывает оценки ее действий.

17. В заключительных строках стихотворения «Размышления у парадного подъезда» автор выразил:

а) жалость к угнетенным;

б) надежду на то, что народному долготерпению скоро придет конец;

в) осуждение угнетателей.

18. Генералы в произведении М. Е. Салтыкова-Щедрина. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» в диалогах предстают как:

а) люди, преданные отечеству;

б) никчемные, пустые;

в) добрые, великодушные.

19. Описание генералов - это:

а) юмор;

б) ирония

в) сатира.

20. При создании образов генералов автор пользуется

а) гиперболой;

б) антитезой;

в) метафорой.

21. Стихотворение Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина.роднит:

а) сходство сюжета;

б) осуждение автором народного долготерпения;

в) подход к обрисовке характеров.

Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса (контрольная работа)

1. Дайте определение былины.

2. В пословицах: «Не на пользу читать, коли только верхи глотать», «В хороших книгах охотно роются», «Выбирай писателей так, как выбираешь друга» - говорится:

А) о мечтах и надеждах народа;

Б) об отношении народа к чтению, книгам;

В) о патриотической гордости.

3. Я любил чистосердечье.

Думал нравиться лишь им:

Ум и сердце человечье

Было гением моим.

Эти строки написаны: А) Г.Р.Державиным; Б) А.С.Пушкиным; В) М.В.Ломоносовым.

4. «Песнь о вещем Олеге» - это:

А) историческая баллада;

Б) литературная баллада;

В) семейная баллада.

5. «Поэмой о любви к Родине» В.Г.Белинский назвал произведение Н.В.Гоголя:

А) «Тарас Бульба»;

Б) «Ночь перед Рождеством»;

В) «Майская ночь, или Утопленница».

6. Дать развёрнутый ответ на вопрос: « Какое из изученных произведений вам понравилось больше и почему?»



Лист изменений и дополнений


№ п/п

Дата изменений

Причина изменений

За счет чего

произошла

корректировка

















© 2010-2022