Обобщающее слово в предложении с однородными членами

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВО В ПРЕДЛОЖЕНИИ

С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

1.Орг. момент.

Восемнадцатое ноября.

Классная работа.

2.Актуализация знаний.

На доске записано предложение

Солнце теперь встает очень рано, а садит(?)ся поздно и усердно светит всем на земле.

  • Что написано на доске? (предложение)

  • Что такое предложение?

  • Как называется наука, которая изучает предложение и его построение?

Значит, мы сейчас будем работать с основной единицей синтаксиса - предложением.

Задание:

  • запишите предложение;

  • вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор;

  • расставьте недостающие знаки препинания;

  • найдите однородные члены в этом предложении;

  • составьте схему предложения с однородными членами.

Но перед тем как мы начнем выполнять задание, необходимо вспомнить, какие члены предложения называются однородными.

(Однородными называются члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос)

Солнце теперь встает очень рано, а садится поздно и усердно светит всем на земле.


  • Какие знаки препинания мы поставили?

  • Почему мы не поставили запятую перед союзом И?

  • Каковы условия постановки запятой между однородными членами?

3.Создание проблемной ситуации.

А теперь посмотрите внимательно на слова

Дуб, береза, дерево, липа

  • Как вы думаете, могут ли все эти слова являться однородными членами? Или здесь какое-либо слово лишнее? Почему?

Слово «дерево» является общим для всех остальных слов, его значение шире.

  • Как же называются слова, значение которых является общим для других слов.

Возьмите раздаточный материал, который лежит у вас на партах.

Прочитаем текст.

Однородные члены предложения могут быть объединены (обобщены) одним словом, которое называется обобщающим.

Обобщающее слово - более широкое по значению слово, чем конкретные однородные члены. Оно уточняется однородными членами.

Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены предложения.


  • Как же называются слова с общим значением? (обобщающими).

  • Какова же будет тема нашего урока?

Обобщающее слово в предложении с однородными членами.

(запись темы на доске и в тетрадях)

  • Давайте составим из данных слов предложение с однородными членами, поставив обобщающее слово впереди.

В лесу растут разные деревья: дубы, березы, липы.

- Какие знаки препинания вы поставили в этом предложении?

- В чем затруднение? (Какой ставить знак после обобщающего слова)

- Задание было одно? (Да)

- А выполнили вы его как? (по-разному)

- Почему так получилось? Чего мы пока не знаем?

4.Формулирование проблемы, планирование деятельности.

  • На какой же вопрос мы должны ответить сегодня на уроке?

Как правильно оформлять предложения с обобщающими словами и однородными членами?

  • Значит, целю нашего урока будет…

Научиться оформлять на письме предложения с обобщающим словом перед однородными членами.

Откройте свой учебник на странице 90, рассмотрите пунктограмму в рамочке. Итак, что мы узнали?

После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие

5. Применение нового знания.

  • Теперь давайте вернемся к нашему предложению и разберем его правильно.

  • Составим схему предложения.

В лесу растут разные деревья: дубы, березы, липы.

  • Для того чтобы правильно работать с такими предложениями, нужно не только знать правило, но и уметь применять его на письме. Поэтому давайте вместе составим алгоритм наших действий.

6.Совместная выработка и запись алгоритма.

  1. Найду в предложении однородные члены.

  2. Определю, есть ли обобщающее слово.

  3. Выберу нужный знак препинания.

Задание

  • Прочитайте текст;

  • Расставьте знаки препинания;

  • Объясните их графически;

  • Вставьте на месте пропусков обобщающие слова.

Хозяйничает лето в лесу.

Вот и рассвет. Солнце теперь встает очень рано, а садится поздно и усердно светит всем на земле. Деревья утопают в зелени. В тени высоких деревьев прячутся ____________ дикие голуби тетерева рябчики. Среди густых ветвей не видны дрозды малиновки сойки. Зато слышно их хорошо. Поют заливаются на весь лес.

В начале лета появилось много _______________ иван-да-марья лиловые колокольчики иван-чай ночные фиалки голубые незабудки. А поляны усыпаны ___________ земляникой черникой малиной. В лесу водятся разные _____________ медведи лисицы зайцы и белки.

Привольно летом в лесу.

Хозяйничает лето в лесу.

Вот и рассвет. Солнце теперь встает очень рано, а садится поздно и усердно светит всем на земле. Деревья утопают в зелени. В тени высоких деревьев прячутся птицы: дикие голуби, тетерева, рябчики. Среди густых ветвей не видны дрозды, малиновки, сойки. Зато слышно их хорошо. Поют, заливаются на весь лес.

В начале лета появились прекрасные цветы: иван-да-марья, лиловые колокольчики, иван-чай, ночные фиалки, голубые незабудки. А поляны усыпаны ягодами: земляникой, черникой, малиной. В лесу водятся разные звери: медведи, лисицы, зайцы и белки.

Привольно летом в лесу!

7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по образцу.

1.вариант (косой шрифт)

2.вариант (жирный шрифт)

Задание

  • Вставить обобщающее слово

  • Расставить знаки препинания

  • Составить схему предложения с обобщающим словом при однородных членах.

(резервное задание)

  • Скажите, пожалуйста, с какой единицей синтаксиса мы сейчас работали?

  • Что такое текст?

  • Какими признаками обладает текст?

  • Озаглавьте наш текст

8.Подведение итогов

  • Какой была тема урока?

  • На какой проблемный вопрос мы должны были ответить?

(как правильно оформлять предложения с обобщающими словами и однородными членами)

  • Какие ответы мы нашли?


9. Мониторинг

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ

  • Я УЗНАЛ________________________________________________________

  • Я НАУЧИЛСЯ ____________________________________________________

  • Я МОГ СДЕЛАТЬ ЛУЧШЕ __________________________________________

  • ОСТАЛОСЬ НЕПОНЯТНЫМ ________________________________________

10.Домашнее задание

Упражнение №292, параграф 21

© 2010-2022