КОНСПЕКТ УРОКА Чтения и развития речи в 6 классе по теме: «Как уберечься от неприятностей?» Урок безопасности по рассказу А. Белорусеца «Звонкие ключи»

Урок по порядку: 3-й - последний - урок по данному произведению Тип урока: комбинированный. Цель урока: Анализируя текст рассказа Александра Белорусеца «Звонкие ключи», сформулировать элементарные правила личной безопасности. Задачи урока: 1) Прочитать 3-ю часть рассказа А.Белорусеца «Звонкие ключи»; отрабатывать навык беглого правильного и выразительного чтения при выборочном чтении; развивать монологическую речь при ответах на вопросы и составлении характеристики героя рассказа. 2) Корриги...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОУ Омской области «Шербакульская адаптивная школа-интернат»

















КОНСПЕКТ УРОКА

Чтения и развития речи в 6 классе

по теме:

«Как уберечься от неприятностей?»

Урок безопасности

по рассказу А.Белорусеца «Звонкие ключи»





Разработала: учитель 1 квалификационной категории

Ковалик Марина Николаевна













Тема урока: «Как уберечься от неприятностей?»

Урок безопасности по рассказу А.Белорусеца «Звонкие ключи»

Урок по порядку: 3-й - последний - урок по данному произведению

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: Анализируя текст рассказа Александра Белорусеца «Звонкие ключи», сформулировать элементарные правила личной безопасности.

Задачи урока: 1) Прочитать 3-ю часть рассказа А.Белорусеца «Звонкие ключи»; отрабатывать навык беглого правильного и выразительного чтения при выборочном чтении; развивать монологическую речь при ответах на вопросы и составлении характеристики героя рассказа.

2) Корригировать произвольное внимание, словесно-логическое мышление и память с помощью коррекционно-развивающих заданий.

3) Способствовать расширению общего кругозора учащихся через введение в урок дополнительного справочного, иллюстративного материала; развивать умение анализировать критически и делать для себя выводы.

4) Содействовать воспитанию эмоциональной отзывчивости, морально-нравственных качеств: ответственности, дисциплинированности, осознанного стремления заботиться о своём здоровье и сохранении своей жизни, а также думать о спокойствии своих родных и близких.

Учебник: И.М.Бгажнокова, Е.С.Погостина «Чтение. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». - М., «Просвещение», 2012.

Оборудование: Карточки с кроссвордом, компьютер, мультимедийный проектор, диск с презентацией.

Ход урока.

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемый

результат

Организационный

этап.


1.Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой на работу.

2. Загадка:

Вам известен молодЕц,

Без которого жилец,

Хоть и знает, где живёт,

А в свой дом не попадёт?

(Ключ)

3. Почему я загадала именно эту загадку?

1. Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу.

2. Отгадывают загадку.

3. Вспоминают название изучаемого рассказа «Звонкие ключи».

Установка на работу, дисциплина.

Готовность учащихся слушать и воспринимать учителя.

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Назовите фамилию автора рассказа.

(Александр Зиновьевич Белорусец)

2. Вопросы:

- Полностью ли мы прочитали рассказ?

- Чем закончилась 2-я часть?

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке сегодня?

3. Называет тему урока и показывает карточку:

«Как уберечься от неприятностей?»

КОНСПЕКТ УРОКА Чтения и развития речи в 6 классе по теме: «Как уберечься от неприятностей?» Урок безопасности по рассказу А.Белорусеца «Звонкие ключи»

- Можете ли вы сейчас дать ответ на этот вопрос? И заполнить все пункты карточки?

- Действительно, ребята, сегодня мы дочитаем рассказ «Звонкие ключи», вы узнаете о том, в какие неприятности ждали мальчика в лесу и сможете ответить на вопрос, а можно ли было избежать этих неприятностей.

- Догадались ли вы, какова цель нашего урока?

- Итак, в конце урока, если мы всё сделаем правильно, у нас получится своеобразная памятка личной безопасности.

А чтобы всё получилось, нужно быть очень внимательными, стараться активно участвовать в ходе урока и следовать плану урока (на доске):

1. Определение темы урока.

2. Определение цели и задач урока.

3. Проверка домашнего задания.

4. Чтение 3-й части рассказа.

5. Вопросы и задания по тексту.

6. Проверка и оценивание.

7. Задание на дом.

8. Итоги урока.

1. Называют автора (Александр Белорусец)

2. Отвечают на вопросы:

- Нет, только 2 части.

- Мальчик один ушёл в лес

- Дочитывать рассказ до конца.



- Нет, потому что непонятно о каких неприятностях идёт речь.


- Дочитать рассказ, ответить на вопрос урока.

Слушают учителя, читают план урока.

Припоминание ранее изученного, осознание темы, цели и задач урока.

Чёткое представление о плане урока.


Проверка домашнего задания:

1. - Переставь картинки в правильной последовательности (по сюжету) (задание на экране) Поясните своё мнение.

2. Задаёт вопросы:

- Как мальчик относится к своим родным? Найдите и прочтите отрывок, в котором описано состояние мальчика, когда он вспомнил об отце.

-Почему мальчик не поделился с бабушкой своими планами?

Смотрят на экран, вспоминают порядок событий во 2-й части рассказа.

Отвечают. Делают краткий пересказ прочитанного дома.

Актуализация знаний.

- Поведение каких героев из ранее прочитанного рассказа напоминает вам поведение мальчика? Чем их поведение похоже?

- Оцените поведение мальчика? Можно ли назвать мальчика беспечным? (словарь)

- Как вы думаете, что с ним может случиться в лесу? Достаточно ли хорошо мальчик приготовился к походу в лес?

- Поведение детей - героев рассказа «Белый домик». Они тоже убегают из дома.

Учащиеся освежили в памяти содержание ранее прочитанного.

Первичное усвоение новых знаний.

  1. Чтение 3-й части учителем.


  1. Вопросы по тексту:

- Правы ли вы были в своих предположениях по поводу того, что может произойти с мальчиком в лесу?


  1. Слушают и следят по тексту.

  2. Отвечают на вопросы.

Осознанное восприятие прочитанного учителем.

Умение ориентироваться в тексте.

Первичная проверка понимания

- В начале пребывания в лесу было ли мальчику страшно? Почему?

- Как изменилось его настроение с наступлением темноты? Каким теперь стал лес?

- Правильно ли составлена цепочка чувств, которые испытывал мальчик в лесу?

(на экране) КОНСПЕКТ УРОКА Чтения и развития речи в 6 классе по теме: «Как уберечься от неприятностей?» Урок безопасности по рассказу А.Белорусеца «Звонкие ключи» Проверьте себя по тексту.

- Мальчику было весело, было много грибов, он увлёкся.

- Когда потемнело, мальчик забеспокоился.

= Правильно.

Понимание содержания прочитанного

Первичное закрепление

- Как вы думаете, мальчик - трус? Поясните свой ответ.

Мальчик, безусловно, не трус. Однако осторожным этого смельчака также назвать нельзя. Давайте посмотрим, какие правила безопасного поведения в лесу он нарушил?

(На экране)

- Никогда не ходи в лес один.

- Не заходи вглубь незнакомой местности. Если все-таки решил идти, оставляй на пути движения ориентиры, по которым можно будет вернуться к знакомому месту.

- Отправляясь в лес, всегда сообщай своим близким, друзьям или соседям, куда ты идёшь и когда планируешь вернуться.

- Возьми с собой рюкзак или сумку, в которой должны находиться заряженный сотовый телефон, компас, нож, фонарик, спички или зажигалка в непромокаемой упаковке, вода и лёгкие, но калорийные продукты.

- Отвечают.

- Мальчик нарушил все правила.

Первичное закрепление

  1. Задания на развитие внимания и памяти:

- Одна из ошибок грибников - сбор ядовитых грибов. Совершил ли и эту ошибку мальчик? Кто научил его разбираться в грибах?

Задание «Найди лишнее» (на экране)

КОНСПЕКТ УРОКА Чтения и развития речи в 6 классе по теме: «Как уберечься от неприятностей?» Урок безопасности по рассказу А.Белорусеца «Звонкие ключи»

Интересно: Что сказано в тексте о лисичках?

Найдите и прочитайте.

Лисички, действительно, практически никогда не бывают червивыми потому, что они содержат природные вещества, отпугивающие червей и других паразитов.

- Что помогло мальчику преодолеть свой страх? Как ему удалось выбраться из леса?

- Как вы думаете, кто его научил ориентироваться по звёздам? Знаете ли вы, как найти на небе полярную звезду? (слайд)

- А как ещё можно ориентироваться в лесу?

- Вспомните, как называется речка в деревне? А знаете ли вы, что у нас в Омской области тоже есть свои Ключи? Это посёлок в Омском районе. Вокруг наших населённых пунктов много лесов. (слайд)

Они, конечно не такие дремучие, как в рассказе, но если вести себя невнимательно, неосторожно и беспечно - тоже можно заблудиться. Значит рассказ для нас тоже должен стать примером и уроком, как вести себя безопасно.

- Мы много сегодня говорили о правилах безопасного поведения. Пришла пора вернуться к вопросу урока.

- Мальчик собирал только хорошие грибы. Его научила этому мама.

- Не говорилось о маслятах.


- Лисички не бывают червивыми


- Самообладание, смелость и умение ориентироваться.

- Научил папа - военный офицер.

- По мху, по муравейнику, по веткам на дереве.


Работают с памятками.

Составленная детьми памятка безопасного поведения.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок

Фронтальная проверка написанного детьми.

- Должны всерьёз вы уяснить:

Без взрослых в лес нельзя ходить!

Ведь заблудиться так легко:

Уйти от дома далеко

И не найти назад пути…

И больше к маме не прийти.

Для тех, кто всё же заблудился, существуют свои правила поведения. Желающие ребята могут ими поинтересоваться самостоятельно и на следующем уроке нам их рассказать.

Оценки за урок.

Читают свои памятки, отвечают на вопросы.

Слушают, оценивают правильность и точность формулировок одноклассников.

Осознание важности быть осторожным и осмотрительным для личной безопасности каждого человека.

Информация о домашнем задании

Задание на дом:

Подготовить пересказ 3-й части.

По желанию: Подготовить правила поведения в лесу для тех, кто заблудился.

Записывают дом.задание в дневники

Понимание требований учителя к подготовке д/з

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Возвращаемся к плану урока и посмотрим, всё ли нам удалось выполнить?

- Что нового и интересного вы для себя узнали?

- Что больше всего понравилось?

- Что было труднее всего?

Отвечают на вопросы, анализируют свои ощущения.

Использованные источники:

  1. Загадка о ключе с сайта «Ну, мама!» // numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-pro-bytovye-predmety/zagadki-pro-klyuchi.html

  2. Вопросы к тексту рассказа из статьи «Карточки для самостоятельной работы учащихся на уроках чтения и развития речи в 6 классе» // sundekor.ru/referat/kursovaya/kartochki-na-urokakh-chteniia-v-6-klasse/





© 2010-2022