Внеклассное мероприятие Жизнь и творчество М. В. Ломоносова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие

«Жизнь и творчество М.В.Ломоносова»

Цель данного внеклассного мероприятия - обобщение и систематизация знаний учащихся о жизни и творчестве М.В.Ломоносова.

  • "Детские годы М.В. Ломоносова"

  • "Путь в науку"

  • "Ломоносов - учёный"

  • Ломоносов - филолог"

  • "Кто для меня М. Ломоносов?» (Авторский стул)

Задачи мероприятия:

Образовательные:

- дополнить знания учащихся о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;

- продолжить ведущуюся на уроках русского языка работу по обогащению словарного запаса, способствовать формированию и развитию культуры речи;

- формировать умение говорить и понимать устную речь;

- учить навыкам подготовки и проведения устного выступления.

Воспитательные:

- формировать чувство патриотизма, воспитывать уважение к людям, прославившим НАШУ СТРАНУ;

- способствовать возникновению интереса к сильной, незаурядной личности, сыгравшей великую роль в судьбе нашей страны; обратить внимание учащихся на М.В. Ломоносова в качестве примера для подражания;

- вырабатывать усидчивость и внимание;

- прививать навыки культуры поведения во время общественных мероприятий.

Развивающие:

- вырабатывать у учащихся интерес к чтению, к поиску новой информации;

- развивать речевые способности;

Форма мероприятия: устный журнал

Методы: репродуктивный, наглядно-образный, творческий.

Оборудование: компьютерная презентация «Гений Ломоносова».

  • "Детские годы М.В. Ломоносова"

  • "Путь в науку"

  • "Ломоносов - учёный"

  • Ломоносов - филолог"

  • "Кто для меня М. Ломоносов?» (Стратегия «Авторский стул»)

Музыка (учитель говорит слова под музыку).

Учитель: На улице зима: наша непонятная северная зима то с оттепелью, то с метелью… Быть может, в такой же, как сегодня, зимний день, родился 295 лет назад 19 ноября наш великий земляк Михаил Васильевич Ломоносов. Сегодня, уважаемые гости и дорогие ребята, приглашаем вас в дом Ломоносовых, где и должны мы познакомиться с деятельностью Ломоносова в области физики, географии, литературы, истории и искусства. Но не только. Мы поговорим о Ломоносове и как о человеке. Эпиграфом к нашему мероприятию мы взяли следующие строчки:

Слайд 1 из приложения 2.

Учитель: Вопрос о том, кто делает историю - народ или великие личности, - до сих пор остаётся открытым. Да и ответить на него однозначно невозможно. Однако есть исключения - это Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь его - свидетельство того, что даже один человек, но если он Человек, может очень многое.

Итак, тема нашего сегодняшнего необычного мероприятия: "Жизнь и творчество М.В.Ломоносова»

Вопросы по стратегии «Корзина идей»

Страница 1. "Детские годы М.В. Ломоносова" (2 группа)

"Из поморья вынес Ломоносов свой физический закал, здесь впервые воспитал он в себе вольнолюбивый, свободный дух, железную настойчивость и положительный ум".

П.Н.Сакулик

Слайд 3. (Акбота)

Суров русский Север. Теплые дни стоят всего месяца три, а остальное время - зима. Здесь, среди широких двинских просторов, прошло детство и юность Михаила Васильевича Ломоносова.

Слайды 4-5. (Майгуль)

На реке Двине стоял город Холмогоры. В 60-ти верстах от него на одном из островов находилась деревня Мешанинская. Там 19 ноября 1711 года родился Михайло Ломоносов. Упоминание о поморской семье Ломоносовых восходит к XVI в., к временам Ивана Грозного. Отец будущего ученого - Василий Дорофеевич и мать - Елена Ивановна (урожденная Сивкова) имели средний достаток, располагая небольшим земельным наделом. Но главным источником благосостояния семьи являлся морской промысел. Годы, прожитые в Поморье, сыграли большую роль в формировании мировоззрения Ломоносова, наложили свой отпечаток на интересы и стремления юноши.

Слайды 6-7. (Дархан)

В девятилетнем возрасте Ломоносов лишился матери. Для мальчика новая жена отца оказалась «злой мачехой», которую особенно ожесточала страсть пасынка к книгам.

М.В. Ломоносов рано познал трудовую жизнь. С десятилетнего возраста он начал помогать отцу. Ранней весной они отправлялись на рыбный промысел. Почти девять лет юноша вместе с отцом совершал далекие морские переходы в Северный Ледовитый океан и к Новой Земле. Хотя в то время поморские суда уже имели компасы, а с помощью «угломерного прибора» поморы умели находить широту и высоту полюса, однако требовалась большая сноровка и огромный опыт, чтобы справиться с морской стихией. Трудные морские походы физически закалили юношу, развили его ум и наблюдательность, обогатили разнообразными сведениями.

Слайд 8. (Ерсултан)

В то время было очень мало книг. К мальчику в руки попали учебники "Арифметика" и "Грамматика". Потом он назовет эти книги вратами своей учености. Он перечитал все церковные книги, но его все равно очень сильно тянуло к учению.

Знакомство с книгами убедило Ломоносова в необходимости учиться, чтобы познать окружающий мир. К тому же жизнь в родном доме становилась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. Спустя много лет ученый с горечью вспоминал о тех безрадостных для него годах: «...имеючи отца, хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем невежестве воспитанного, и злую и завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу по-пустому за книгами. Для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было в уединных и пустых местах...»

Миниатюра «Детство М. Ломоносова»

Автор: Каждый год с весны до осени Василий Дорофеевич уходил в море. По воспоминаниям современников, В.Д.Ломоносов "всегда имел в…рыбном промысле щастие". Только упорный труд сделал его зажиточным человеком.

Отец: Мой достаток я кровавым потом нажил.

Автор: Впрочем, зажиточные крестьяне жили в Денисовке почти так же просто, как и другие жители деревни.

В избе у тех и других вдоль стен стояли лавки, а в углу под образами белел некрашеный стол. И в богатых и в бедных избах были маленькие окна; но у бедных отверстия оконницы затягивались рыбьим или бычьим пузырём, зимой же туда вмораживали лёд, а у богатых окна были из слюды или из стекла, которое стоило тогда недёшево.

И в зажиточных и в бедных семьях одинаково хлебали уху деревянными ложками из общей деревянной чашки. В каждой избе на полках стояли туяски из берёзовой коры, в которых лежала разная мелочь. Но у хозяйки богатого дома можно было увидеть ларец из моржовой кости с резьбой, которой славились холмогорские мастера (показывает на убранство комнаты Ломоносовых).

Бабушка: И ещё одно диво-дивное водится, Михайло, в море-окияне. То не морж, не кот морской, и нет у него имени. Ох-ох-ох! Голова петушья, тело змеиное, хвост рыбий. Самоцветами переливается. Кто повстречает его - не доплывёт до берега.

М.В. Ломоносов: А кто сказал про петушью морду…раз до берега не доплыл?

Бабушка: В самом деле… Вот ведь смышлёныш! И в кого такой: мать - тихая, отец - тоже молчок. В отцова дядю, должно, в двинского земского старосту Луку Ломоносова; тот, говорят, проныр.

Отец: Михайло! Ко трапезе! Опоздаешь - без обеда останешься.

Автор: В просторной горнице вокруг длинного стола все сидят молча. С одного конца - сам хозяин Василий Дорофеевич. Лицо, как из меди, покрыто вечным загаром. Справа брательники - товарищи по промыслу. На скамье у окна мать, Елена Ивановна. У неё тяжёлая золотистая коса, искусно спрятанная в повойник. Михайло в неё: круглолик, кареглаз, кровь с молоком.

Отец широко крестит стоящую посредине стола мису с ухой. Мать разливает по тарелям. Отец поднимает ложку, пробует - можно начинать остальным.

Других кушаний на столе нет. Зато ухи и хлеба ешь вволю. Всяк бери соль из солоницы, такой же узорной, как и миса.

Отец: Кусков хлебных недоеденных не оставлять! Подрастёшь, узнаешь, каков крестьянский труд!

Автор: Дети во всех семьях Денисовки одинаково рано научались грести и править лодкой.

Слайд 11

Отец: Весной пойдёшь со мной в море зуйком.

Автор: Зуйки помогали вытаскивать сети, вычерпывали воду, набравшуюся в лодку, чистили рыбу. Идя в первый раз с отцами на промысел, ребята радовались и гордились.

Плавания с отцом развили в Ломоносове выносливость, уверенность в себе, находчивость. Во время трудных и длительных морских переходов он обогащался множеством разнообразных наблюдений, жадно впитывал народный опыт, который впоследствии во многом определил характер его интересов и стремлений.

Страница 2. "Путь в науку". "Жажда знаний была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей" А.С.Пушкин ( 1 группа)

Слайд 12-13. (Таир)

Свой путь в большую науку Михаил Васильевич Ломоносов начал с изучения грамоты. Местный дьяк Семен Никитич Сабельников обучил мальчика читать и писать. От него Ломоносову стало известно, что «для приобретения большого знания и учености требуется знать язык латинский», а этому можно обучиться только в Москве, Киеве или Петербурге.

Отец хотел, чтобы сын, как и он сам, и как многие поморы, стал рыбаком. У Михаила же была другая мечта: он задумал отправиться в Москву учиться. Попросил Михаил у отца позволения уйти из дома: хочу, мол, учиться, а здесь негде. Василий Дорофеевич не понимал сына, сердился: зачем тебе уходить, когда хозяйство налажено. Он уже и невесту приискал Михаилу. Оставалось выбрать: то ли уйти без родительского позволения, то ли навсегда забросить мечту об учении.

Слайд 14. (Нина)

В декабре 1730 года из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел две рубахи, нагольный тулуп, взял с собой подаренные ему соседом «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого и отправился вдогонку за караваном. На третий день он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Отъезд из дома Ломоносов тщательно продумал. Он узнал, что только в трёх городах России - в Москве, Киеве и Санкт-Петербурге - можно овладеть высшими науками. Свой выбор он остановил на Москве. Ломоносова ожидала долгая и нелёгкая зимняя дорога. Преодолев весь путь за три недели с рыбным обозом, Ломоносов в начале января 1731 года прибыл в Москву, где он никого не знал. В 1730 году он поступает в Славяно-греко-латинскую академию, первое высшее учебное заведение в Москве. Здесь Михаил изучал латинский язык, политику, риторику, философию.

Слайд 15-16. (Сергей)

В 1735 году из Московской академии в Академию наук были вызваны 12 наиболее способных учеников. 12 января 1736 зачислен студентом в Санкт-Петербургский академический университет. Осенью 1736 г. трое лучших студентов, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, химии философии и металлургии. Затем М.В.Ломоносов продолжил обучение в Фрейберге, у профессора химии и металлургии Генкеля.

В 1741 году он вернулся на Родину. С этого времени началась его блестящая академическая деятельность. В 1742 году Михаил Васильевич Ломоносов стал первым русским профессором. Сейчас в это трудно поверить, но только в 1 746 году в Петербургской Академии наук впервые была прочитана лекция на русском языке. Это сделал Ломоносов. До него в академии наук "научные должности" занимали иностранцы.

Страница 3. "Ломоносов - учёный". "Историк, механик, химик художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник…" А.С. Пушкин (2 группа)

Слайд 17-18. (Алина)

Слайд 21.Трудно назвать какую-либо отрасль науки из существующих в 18 веке, в которую бы Ломоносов не внес крупного творческого вклада. В физике, астрономии, метеорологии, химии, геологии, горном деле, металлургии, географии, истории, теории словесности и литературе он либо создал капитальные труды, совершил выдающиеся научные открытия, либо выдвинул новые идеи, высказал гениальные прогнозы. Многие идеи Ломоносова на десятки лет и столетия опередили свое время.

Слайд 19-20. (Ерсултан)

Химическая лаборатория Ломоносова. Была построена в 1748 году

Михаил Васильевич нередко сутками не выходил из лаборатории. Поэтому и лабораторию построил рядом с домом, ведь многие химические опыты длятся целые дни, а то и ночи

Видное место в творческой деятельности Ломоносова занимало конструирование оптических приборов различного назначения. Перед вами телескоп и "ночезрительная труба"

Слайд 21(Алсу)

Аэродинамическая машина, которая позволяла наблюдать за метеорологическими процессами в атмосфере.

С 1743 года Ломоносов начал изучать электрические явления. Вместе с академиком Г.В. Рихманом он несколько лет наблюдал грозовые явления, причем для определения степени наэлектризованности атмосферы использовалась так называемая громовая машина.

Слайд 22.(Акбота)

Крупнейшим достижением Ломоносова в астрономии было открытиие в мае 1761 года атмосферы на Венере. Оно было сделано в результате наблюдения редкого небесного явления - прохождения Венеры по диску Солнца, проведенного Ломоносовым с исключительным успехом. Ученые многих стран Западной Европы готовились к наблюдению прохождения Венеры по диску солнца, чтобы на основании полученных данных определить расстояние от Земли до Солнца.

Слайд 23.( (Алсу)

Самым серьёзным увлечением в жизни Ломоносова была мозаика из цветного стекла. В 1752 году закончена первая мозаичная картина - «Мадонна». Потом будут другие - яркие, самобытные. Самая знаменитая из них создана в 1764 году - «Полтавская баталия», в центре её - кумир, идеал Ломоносова - царь Пётр Великий.

В дальнейшем Ломоносов будет избран почётным членом Петербургской Академии художеств, он и в живописи сказал своё слово.

Ломоносов ратовал за то, чтобы «в России науки распространялись». Возражая тем, кто говорил, «куда-де столько студентов и гимназистов? Куда их девать и употреблять будем?», Ломоносов перечисляет, где, по его мнению, нужны умные люди. В Сибири, на Севере, в горном деле, в работе фабрик, торговле, сельском хозяйстве, военном деле, в исправлении нравов.

Страница 4. «Ломоносов - филолог, литератор». «С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим». В.Г.Белинский (1 группа)

Слайд 24. (Медина)

В литературном творчестве Ломоносова видное место занимают оды и стихотворные надписи к проектам иллюминаций, которые устраивались в честь различных событий. Произведения Ломоносова проникнуты идеями просвещения, стремлением прославить свой народ и родину.

Слайд 25.

Ввел в русский язык новые слова: атмосфера, градус, термометр, мышьяк, нашатырь, скипидар, уксус, глобус, экватор, горизонт.

Очень важное значение имеют научные труды Ломоносова в области языка и теории поэзии. Этими работами Ломоносов произвёл существенную реформу в области русского литературного языка и утвердил систему стихосложения, которая стала основной в XVIII и XIX веках и дошла до наших дней.

Ломоносов видел, что русский язык в его время был сильно засорен как иностранными словами, так и устаревшими, обветшалыми церковнославянскими словами и выражениями. Он поставил своей задачей очистить русский язык, раскрыть его богатства, развить литературный язык на народной основе. В этой своей работе Ломоносов пошел по пути сочетания того ценного, что он находил в славянском и в русском народном языке.

Слайд 26. (Женя)

Ломоносов излагает свое учение о «трёх штилях» в своем рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке» (1757). Здесь он говорит, что в «российском» языке есть три рода «речений», т.е. три рода слов:

К первому относятся слова, которые являются общими и для славянского и для русского языка, например: слова, рука, ныне, почитаю.

Ко второму принадлежат такие славянские слова, которые хотя и редко употребляются, особенно в разговорной речи, но понятны грамотному человеку, например: отверзаю, господень, насаждённый, взываю.

К третьему относятся слова, которых нет в церковнославянских книгах, например: говорю, ручей, который, пока, лишь, т.е. слова чисто русские. От различного сочетания слов этих трех групп рождаются три «штиля» - «высокий», «средний» (Ломоносов называл его «посредственным») и «низкий».

«Высокий штиль» составляется из слов первой и второй групп. Это стиль торжественный, величественный, важный. Им должно писать героические поэмы, оды, а в прозе - ораторские речи «о важных материях».

«Средний штиль» должен состоять преимущественно из русских слов, т, е. слов первого и третьего рода, к которым можно присоединить слова славянские, т. е. второго рода, но делать не надо с большой осторожностью, «чтобы слог не казался надутым». Этим стилем нужно писать трагедии, стихотворные дружеские письма, элегии, сатиры, а в прозе - исторические, сочинения.

«Низкий штиль» состоит исключительно из русских слов, которых нет в славянском языке. Им надо писать комедии, эпиграммы, песни, а в прозе - письма, «описания обыкновенных дел».

Огромной заслугой Ломоносова перед русской литературой является та реформа русского стихосложения, которую он провел вслед за Тредиаковским.

Слайд 27. (Амина)

Ломоносов был не только великий учёный, но и лучший поэт своего времени. Гражданин-патриот Ломоносов ценил то искусство, которое служит пользе общества, народа. Он боролся за содержательность и идейность литературы. Сам Ломоносов в своей поэтической деятельности блестяще осуществил требования, которые он предъявлял к литературе и к поэту.

Писать стихи Ломоносов начал рано. Но его поэтическое творчество развилось и расцвело после возвращения из заграничной командировки. Он писал произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы. Любимым его жанром "была ода".

В своих одах Ломоносов прославляет победы русских над врагами" («Ода на взятие Хотина», посвященная взятию турецкой крепости Хотин в 1739 г.) или отмечает различные торжественные даты. Ломоносов писал и оды, посвященные религиозным и научным темам.

Ода «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы» (1747) принадлежит к числу лучших од Ломоносова. Она посвящается императрице Елизавете и написана ко дню празднования ее восшествия на престол (25 ноября).

Слайд 28. (Таир)

Ломоносов выполнил огромную работу в деле развития русского литературного языка на народной основе, довел до конца начатую Тредиаковским реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями.

Ломоносов содействовал созданию русского классицизма, прогрессивного по тому времени направления, и был отцом той торжественной оды, которая после него становится популярным жанром в русской литературе XVIII - XIX века.

Поэзия Ломоносова, глубоко идейная, патриотическая, граждански направленная, значительно способствовала быстрому и успешному развитию русской литературы. И как ученый, и как поэт Ломоносов все свои знания и силы отдал служению народу и родине.

Страница 5. "Кто для меня М. Ломоносов?» (Стратегия «Авторский стул»)

Заключительное слово учителя.

Того, что делал Ломоносов, включая его определяющий вклад в становление литературного и научного русского языка и поэзии, во много раз более чем достаточно для вечной славы.















  • Страница 5. «Кто для меня М.В.Ломоносов?» (Авторский стул)

«Для пользы общества коль радостно трудиться»

Слайд 62.

Великий сын русского народа, он всю свою жизнь посвятил России.

Имя Ломоносова является символом патриотизма, образцом служения народу, примером самоотверженной борьбы за науку.

Аудиофайл

Вся его жизнь была полна неуставных творческих исканий и героической борьбы с врагами, всячески препятствовавшими его преобразовательной деятельности в области просвещения. В своих предсмертных записях Ломоносов, между прочим, пишет: «За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство…Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют… »

Большую воспитательную роль его жизни и личности отмечтил известный критик В. Г. Белинский: "Юноши с особенным вниманием и особенной любовью должны изучать его жизнь, носить в душе своей его величавый образ".

Заключительное слово хозяйки гостиной: Таков он, богатый и разнообразный поэтический мир Михаила Васильевича Ломоносова. И как ученый, и как поэт, Ломоносов все свои знания и силы отдал служению народу и родине. Русские люди восхищаются и гордятся своим великим предком, истинным сыном своей Родины. В заключении мне хотелось бы познакомить вас с книгой, содержащей избранную прозу М.В. Ломоносова эпиграфом к которой служат его слова: «….. Знаю что обо мне все дети отечества пожалеют» и предложить написать эссе (ребята пишут эссе).

Эссе обучающихся 9 "В" класса МБОУ "Гимназия №7"

Лебедев М.

Действительно я задумался, а смог бы я, преодолев все трудности, стать таким великим как М.В. Ломоносов. Думаю, что нет. Великим стать невозможно, великим можно только родиться. Открытие первого в России Московского университета, множество открытий в науке - колоссальный труд! И нам есть чем гордиться. Такой человечище родился и творил у нас в России и на её благо.

Но я не увлекаюсь науками, а вот стихи пишу: о жизни, о любви. И со стихами М.В. Ломоносова обязательно познакомлюсь поближе. У такой интересной личности наверно очень интересные произведения.

Мамедова А.

Я думаю, что смогла бы преодолеть как М.В. Ломоносов все препятствия и все трудности в учёбе. Когда человек хочет учиться и стремится к своей цели, то у него всё получится. Безусловно, Ломоносов - пример для подражания, это удивительный и великий человек, который добился много в своей жизни. По-моему, каждый человек хочет стать великим, знаменитым, властным. Но без стремления к своей цели никогда и ничего не получится. У меня тоже есть своя цель и мне бы хотелось идти к ней с таким же упорством.

Громаков В.

М.В. Ломоносов - мой кумир! О Ломоносове узнал давно из телепередачи, где рассказывали о жизни учёного. Меня поразило то, что он родился в глухой деревне, начал учиться только с 19-летнего возраста и за такой короткий срок стал знаменитым учёным. У него есть чему поучиться. Всем нам нужно брать с него пример.

Довбня Е.

М.В. Ломоносов очень многогранный и целеустремлённый человек. К таким достижениям в науке, как у него человечество могло подойти только спустя много лет. Но упорство учёного у меня вызывает уважение. Приехав из глубинки, Ломоносов достиг всех поставленных перед собой целей. Приятно осознавать, что я гражданин страны в которой рождаются такие великие люди!

Соколов А.

Слова М.В. Ломоносова: «Знаю, что обо мне дети отечества пожалеют» очень понравились, они как предсказание….

М.В. Ломоносов великий человек! Велик делами и поступками, открытиями и достижениями. Добился высот в химии, географии, геологии, астрономии, стихосложении и других дисциплинах. Из самого низа, начиная с чтения духовной литературы, заканчивая лучшей химической лабораторией и лучшим университетом в России, который давал возможность учиться простым одарённым молодым людям. Опередил науку на десятилетия. Интересно, и чтобы он ещё открыл. И работать рядом с таким человеком, наверное было бы интересно. Я бы с удовольствием поработал в его лаборатории.

Жеребятников И.

Возможно, я не стану таким великим, как М.В. Ломоносов, потому что у меня нет таких стремлений к знаниям. Но всё-таки, главное старание, а бездействие это очень плохо. Я решил, что пойду учиться на факультет авиаконструирования. Сейчас очень часто разбиваются самолёты и мне нужно постараться не допустить этого, внести нужные изменения в конструкции самолётов.

Фотографии по проведению литературной гостиной:



© 2010-2022