Обобщение по теме Морфемика

     Данный конспект урока позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу "Морфемика". Тип урока - урок отработки умений и рефлексии. На занятии используются разные формы работы: индивидуальная, парная, групповая. Развиваются психические процессы (внимание, память, воображение). Урок построен в необычной форме. Это урок - сказка. При выполнении теста используется взаимопроверка. В ходе урока учащиеся самостоятельно ставят цели при выполнении заданий и формулируют выводы. На эт...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика ".

Класс: 5

Учебно-методическое обеспечение: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.

Время реализации занятия: 45 минут

Цель урока: обобщение знаний учащихся по изученному материалу

раздела «Морфемика», приведение их в систему и проверка степени освоенности всех тем.

Задачи урока:

Образовательные

  • совершенствовать навык морфемного разбора слова;

  • отрабатывать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся.

Развивающие

  • развивать умения систематизировать материал, обобщать, делать выводы;

  • развивать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся, творческое мышление;

  • обогащать словарный запас языка учащихся.

Воспитательные

  • повышать мотивацию учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока;

  • прививать любовь к произведениям литературы, вызывать интерес к русскому языку;

  • воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение оценивать свою работу и работу одноклассников.

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии

Форма урока:

  • урок- сказка

Оборудование:

- сигнальные карточки с изображением частей слова;

- компьютер, мультимедиа проектора, презентация POWER POINT

Ход урока:

I. Организация урока

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!

II. Сообщение темы урока, целей

- Друзья мои! Сегодня мы завершаем изучение темы «Морфемика». Давайте вспомним, чем мы занимались на прошлых уроках и сформулировать тему урока.

- Используя глаголы осмыслить, повторить, вспомнить, закрепить, обобщать, отработать, сформулируйте цели сегодняшнего урока.

- Наш обобщающий урок мы проведём в необычной форме - урока - сказки.

А узнаете вы сказку, отгадав мою загадку:

Бабка из муки в печи

Испекла не калачи,

Круглый он, румяный бок-

Это вкусный...(Колобок)

- А проводником в сказку будут наши знания, умения и навыки по разделу «Морфемика». Итак, в путь.

III. Устный диктант с сигнальными карточками «Приставка, корень, суффикс, окончание, основа»

Жили- были старик со старухой, и не было у них ни хлеба, ни соли, ни кислых щей. Старик старухе и говорит:

- Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.

- Поможем деду с бабкой, выполнив задание.

Задание.

Определите, о каких морфемах идет речь. Покажите соответствующую карточку.

  1. Это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение однокоренных слов (корень)

  2. Это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов (приставка)

  3. Эта морфема образует форму слова и служит для связи слов в предложении и словосочетании (окончание)

  4. Это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов (суффикс)

  5. Эта морфема не входит в основу слова (окончание)

  6. Какой частью слова похожи слова: соловушки, воробушки, бабушка, дедушка? (суффикс)

  7. Какая часть слова является общей в словах: весна, веснушки, весенний, по-весеннему? (корень)

  8. Какой частью слова похожи слова: подсвечник, подоконник, подставка, подложить? (приставкой)

  9. Какой частью слова различаются слова: дубок, лесок, медок, теремок? (корнем)

IV. Составь слово

Старуха по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила тесто, скатала колобок, испекла и положило на окошко стынуть. А колобок полежал, полежал и захотелось ему по лесу побродить.

- Ребята, но без нашей помощи колобок не сможет отправиться в путешествие. Мы должны выполнить следующее задание.

Задание.

- Ребята, посмотрите, какие удивительные цветы растут на полянке. Они необычные. А чем? Цветы состоят из частей слова.

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

- Составьте и запишите из данных частей всевозможные слова (по, дорож, ник, зайч, онок, говор, и, ть, ласк, ов, ый, ласк, ов, ый, пре, крас, н, ый, весёл, ый, интерес, н, ый). Работаем по группам . Кто быстрее и больше?

- Молодцы, справились с заданием!

И покатился колобок - с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку - и дальше по дорожке.

V. Разбор по составу

Катится колобок по дорожке, а навстречу ему заяц. Увидел колобка и говорит:

- Колобок, колобок, я тебя съем.

А колобок ему в ответ:

- Я колобок, колобок, я по коробам скребён, по сусекам метён, на сметанке

мешён, на маслице пряжён, на окошке студён. Не ешь меня, я тебе пригожусь!

- Если выполнишь заданье, отпущу без наказанья,- ответил заяц.

- Ну что ж, ребята, нужно выручать колобка, выполнять задание зайца.

Задание.

Запишите под диктовку предложение, объясните знаки препинания.

Серенький зайчонок говорит ежу: «Какое у тебя, братец, колючее платье».

Разберите по составу слова серенький, зайчонок, говорит. Работа у доски. Одновременно индивидуальная работа по карточке.

- Еще одно задание выполнено!

VI. Схематический диктант

Катится колобок дальше, а навстречу ему волк. Увидел колобка и говорит:

- Колобок, колобок, я тебя съем.

А колобок ему в ответ:

- Я колобок, колобок, я по коробам скребён, по сусекам метён, на

сметанке мешён, на маслице пряжён, на окошке студён. Не ешь меня, я тебе пригожусь!

- Если выполнишь заданье, отпущу без наказанья,- ответил волк.

Задание.

- Ребята, волк отпустит колобка только в том случае, если он отгадает 3 его загадки, запишет слова-отгадки с помощью схем. Поможем ему?

1) Целых 25 зубков

Для кудрей и хохолков.

И под каждым под зубком

Лягут волосы рядком (расческа)

2) Это что за огород?

Огород с секретом.

Во дворе у нас мороз-

В огороде- лето! (теплица)

3) Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались в ладони

Бусинки- дробинки (горох)

- И это задание оказалось нам под силу!

VII. Скороговорка

И покатился колобок дальше, а навстречу ему медведь. Увидел колобка и говорит:

- Колобок, колобок, я тебя съем.

А колобок ему в ответ:

- Я колобок, колобок, я по коробам скребён, по сусекам метён, на сметанке мешён, на маслице пряжён, на окошке студён. Не ешь меня, я тебе пригожусь!

- Если выполнишь заданье, отпущу без наказанья,- ответил медведь.

Задание.

Прочитайте правильно скороговорку, объясните правописание выделенных букв в словах.

Проросли ростки, повыросли, да ростом ростки не выросли.

- Какую орфограмму повторили?

Физминутка

На зарядку становись!

Вверх рука, другая вниз.

Повторяем упражнение,

Делаем быстрей движенья,

Раз -наклонимся вперед,

Два - назад прогнемся.

И наклоны в стороны

Делать мы возьмемся.

Приседания опять

Будем дружно выполнять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Кто там начал отставать?

На ходьбу мы перейдем

И опять урок начнем.

VIII. Четвёртое лишнее

Катится колобок дальше, а навстречу ему лиса:

- Здравствуй, колобочек, миленький дружочек! Какой ты румяненький,

вкусненький! Я тебя съем.

А колобок в ответ:

- Я колобок, колобок, я по коробам скребён, по сусекам метён, на сметанке мешён, на маслице пряжён, на окошке студён. Я с зайцем встретился, с волком встретился, с медведем встретился, к бабушке с дедушкой возвращаюсь. Не ешь меня, я тебе пригожусь!

- Если выполнишь заданье, отпущу без наказанья,- ответила лиса.

Задание.

Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните лишнее слово в каждой строке. Работа в паре.

  1. Ц…фра, квитанц…я, ц…ган, ц…клон

  2. Изл…жение, сл…гаемое, сл…жение, нал…жение

  3. Ж…лудь, ш…лк, ч…лка, ш…рох

  4. И…чезнуть, бе…цветный, ра…свет, чре…вычайно

- Какими орфографическими правилами пользовались при выполнении задания?

- Итак, ребята, мы выполнили последнее задание.

Лиса оказалась хитрой и не отпустила просто так колобка. Нужно выполнить тест.

1.Что составляет основу слова? А)приставка, корень, окончание Б)корень, суффикс В) приставка, корень, суффикс, окончание Г) приставка, корень, суффикс.

2. Какая часть слова служит для образования форм слова? А) окончание Б) приставка В) суффикс

3. Какой частью слова похожи слова: дубок, лесок, теремок? А) приставкой Б) корнем В) суффиксом Г )Окончанием

4. В какой части слова встречаются орфограммы: -лаг - , - лож - , -раст, -рос -

А) в окончании Б) в приставке В) в корне Г) в суффиксе.

5. Буква Ё в корне пишется в слове: А) крыжовник Б) шоколад В) капюшон Г) щётка

6. Буква а в корне пишется в слове:

А) предлагать Б) сложение В) предложение Г) приложение

Поменяйтесь тетрадями, проверьте по слайду.

IX. Итог урока. Рефлексия

- В нашей сказке колобок остался жив, и никто его не съел. Что ему помогло? (наши знания, дружба)

- Колобок вернулся домой, а старик со старухой спрашивают: «Чем занимался в лесу? Что поучительного узнал?» Ответьте и вы с колобком на эти вопросы.

X. Оценивание

- Ребята, разгадайте шараду.

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вместе всё- стоит теперь в журнале. ( оценка)

- Поставьте оценку себе и мне! Почему вы так оценили свою работу на уроке?

Лист рефлексии

  1. За что ты можешь себя похвалить на уроке?

  2. За что ты можешь похвалить учителя?

  3. Зачем нам нужен был этот урок?

  4. Сегодня на уроке повторил, закрепил…

  5. Мне было интересно…

  6. Мне было трудно…

XI. Домашнее задание (дифференцированное)

Обобщение по теме Морфемика

© 2010-2022