- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок Письма
Урок Письма
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Постригань О.В. |
Дата | 25.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока русского языка для 5 класса
по теме «Письмо как одна из композиционных форм текста.
Письмо "с причудами"»
УМК «Русский язык. 5 класс» М. М. Разумовской и др.
Тип урока: урок развития речи, урок-проект
Цели урока:
Образовательная - подготовка к созданию текста в виде письма с использованием элементов стилизации;
воспитательная - привитие интереса к русской культурной традиции письма;
развивающая - развитие речи учащихся.
Задачи урока:
-
Рассказать о традиционных элементах письма.
-
Познакомить с образцами эпистолярного наследия А.П. Чехова.
-
Организовать работу с текстами-образцами писем А.П. Чехова.
-
Подготовить к выполнению творческой домашней работы.
Оборудование и материалы: проектор, раздаточные материалы
Ход урока:
1. Подготовка к восприятию темы. Словарная работа
-
Адресат - лицо, которому адресовано сообщение.
-
Адресант - лицо, которое отправляет сообщение.
-
Здравствуйте, спасибо, пожалуйста, до свидания, благодарю, извините
2.Вступительное слово учителя
ПИСЬМО - особый (эпистолярный) жанр речи. Оно направляется адресату с целью сообщить ему что-либо, уведомить о чем-либо, поддержать с ним общение и т. д. Письмо является древним видом письменного общения.
Письма пишут разные:
Слезные, болезные,
Иногда прекрасные,
Для души полезные.
При этом письмо как жанр требует особого учета адресантом ответного восприятия адресата. За многовековую историю существования жанр письма приобрел особую форму, свою композицию и структуру.
Современное письмо не похоже на те, которые принято было отправлять в 18, 19 веке. Сейчас письмо по факсу, электронная почта (е-майл), ленивые письма (с заготовленным печатным текстом) заменяют обстоятельные и теплые послания, которые писались с черновиками и украшались сделанными с любовью изделиями. Как мешает «телефонная» болезнь века и общение с помощью sms-сообщений искреннему общению! Чтобы понять, что мы потеряли, обратимся к образцу старинного письма.
3. Знакомство с образцами эпистолярного наследия. Письмо А.П. Чехова к М.В. Киселевой.(Киселева Мария Владимировна (ум. в 1921 г.) - владелица усадьбы Бабкино под Москвой, где семья Чеховых проводила лето в 1885-1887 гг., детская писательница, сотрудничала в журналах «Детский отдых», «Родник» и др.
21 сентября 1886 г., Москва
Чтобы иметь право сидеть у себя в комнате, а не с гостями, спешу усесться за писанье. На очереди - письмо к Вам, многоуважаемая и добрая Мария Владимировна. Прежде всего большое Вам спасибо за выписки из «Русской мысли». Я читал и думал «Благодарю тебя, боже, что на Руси еще не перевелись великие писатели!» Да, не оскудевает наша родина… Впрочем, не велика сладость быть великим писателем. Во-первых, жизнь хмурая… Работы от утра до ночи, а толку мало… Денег - кот наплакал… Не знаю, как у Зола и Щедрина, но у меня угарно и холодно…
Пишу много и долго, но мечусь как угорелый: начинаю одно, не кончив другое… Докторскую вывеску не велю вывешивать до сих пор[2], а все-таки лечить приходится! Бррр…Боюсь тифа!
Впрочем, писательство имеет и свои хорошие стороны. Во-первых, по последним известиям, книга моя идет недурно; во-вторых, в октябре у меня будут деньги; в-третьих, я уже понемножку начинаю пожинать лавры: на меня в буфетах тычут пальцами, за мной чуточку ухаживают и угощают бутербродами.
Мать и батька живы и здравы. Александр живет в Москве. Кокоша там же, где был и до поездки в Бабкино. Иван благоденствует у себя в школе.
Едва я кончил письмо, как звякнул звонок и… я увидел гениального Левитана. Жульническая шапочка, франтовской костюм, истощенный вид… Был он 2 раза на «Аиде», раз на «Русалке», заказал рамы, почти продал этюды… Говорит, что тоска, тоска и тоска…
- Бог знает что дал бы, только побывать бы денька два в Бабкине! - восклицает он, вероятно забыв, как он ныл в последние дни.
Остаюсь Ваш А. Чехов
4. «Руководство к письмам» (Сообщения учащихся)
В 19 веке существовали правила письма. Письма в те годы - самый популярный вид литературного творчества.
-
Над письмами работали тщательно, была потребность в обширных, длинных письмах, которые писались не "за один присест".
-
Они глубоко отражали умонастроения и чувства автора, его отношение к тому, кому адресовано послание.
-
Письмо - эмоционально наполненная речь. Задушевный тон писем рождал душевное расположение.
-
Переписка оттачивала искусство диалога.
-
Нередко письма включали в себя стихи, были украшены собственноручными изделиями.
Из книги «Жизнь в свете, дома и при дворе»
(1890, раздел «О письмах»)
-
Как можно меньше говорите в письме о самом себе.
-
Выражайте мнение, как бы в живой беседе. Письмо должно открывать вашу душу.
-
Избегайте острот и двусмысленности, пишите с величайшей осмотрительностью.
-
Порядочный человек умеет согласовать свой почерк со своим слогом.
-
Письмо должно быть написано чисто без помарок, опрятно.
5. Реквизиты письма (Слово учителя)
Традиционными элементами дружеского письма являются:
1.Зачин (обращение к адресату, этикетные формулы)
2.Основная часть (напоминание о последней встрече или письме; рассуждения на свободную тему, описания, стихотворения, повествования о событиях и др.)
3.Концовка (этикетные формулы, подпись, дата).
6. Зачин письма и его концовка (Работа в группах)
Нам при обращении
Поможет обращение.
К людям, к звездам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай,
Запятые расставляй!
Задание. Изучите тексты писем М.В.Ломоносова. Подготовьте ответы на вопросы: Что является зачином письма? Что является концовкой? Какие обращения использует автор? Как подписывает письмо? Что отличает зачин и концовку этого письма от подобных элементов современного письма?
Текст
7 декабря 1876 г. Таганрог.
Любезнейший Брат Михаил Михаилович!
Я имел честь и удовольствие на днях получить Ваше письмо. В этом письме Вы протягиваете мне руку брата; с чувством достоинства и гордости я пожимаю ее, как руку старшего брата. Вы первые намекнули о братской дружбе, это с моей стороны дерзость. Обязанность младшего просить старшего о таком предмете, но не старшего; поэтому прошу меня извинить. Но во всяком случае одной из первых моих мыслей, из моих планов - была эта дружба. Я желал найти подходящий случай, чтоб с Вами короче познакомиться, я мечтал о этом и наконец получил Ваше письмо. В письмах моего отца, матери и братьев* Вы занимали первое место*. Мамаша видит в Вас больше чем племянника, она ставит Вас наравне с дядей Митрофаном Егоровичем, которого я очень хорошо знаю и про которого я буду всегда говорить хорошо за его добрую душу и хороший, чистый, веселый характер. О братьях и говорить нечего. Вы их уже изучили, наверно, и поймете сами. Следовательно, Вы дороги нашей семье. Я изучил Вас по письмам. С какой же я стати буду отставать и не ловить благого случая, чтоб познакомиться с таким человеком, как Вы, и вдобавок я считал и считаю своею обязанностью почитать самого старшего из своих братьев и почитать того, кого так горячо почитает наша семья. Можете судить, как приятно подействовало на меня Ваше письмо.
Я о себе ничего не скажу, разве только что я жив и здоров. Наверно, про меня Вы наслушались много от моей мамаши и в особенности от Саши и Коли. Будьте так добры, передайте от меня поклон многоуважаемой сестре Елизавете Михайловне и брату Григорию Михаиловичу. Скажите им, что на Юге есть у них брат, который собирает коллекцию разнородных писем. Желалось бы, если только возможно, получить от них письма. Я Вас без церемонии попрошу, чтоб Вы мне писали хоть раз в месяц. Будьте так добры, пишите мне по-братски, без церемонии, дабы не существовала какая-то натянутость. Я же, разумеется, от Вас не отстану и, как говорится, «долг платежом красен», буду Вам писать таким же тоном. Когда уже пошло на пословицы, так еще скажу: «Вперед батьки в петлю не суйся». Следовательно, Вам первому нужно начать. Я такая же птица, как и Коля с Сашей.
Примите от меня пожелание всевозможных благ и нижайший поклон, а затем:
Имею честь быть Вас уважающим младшим братом и покорным слугою
А. Чехов. 18 VII/XII 76 года. Поклон Саше и Коле.
7. Особенности написания письма другу
Это переписка двух лиц, которую называют частной перепиской.
Автора письма и получателя объединяют общие интересы, личное знакомство, стремление к общению.
Ты письмо моё получишь
И обрадуешься вдруг:
Жить на свете много лучше,
Если друга вспомнил друг.
Сразу мне ответ пиши!
А кончаются чернила -
Просто перышко вложи,
Что синица обронила.
Чтобы переписка была интересной, надо проявлять выдумку, творчество. В 18-19 веке текст письма зачастую сопровождался силуэтным изображением. Об этом массовом увлечении свидетельствуют наполненные силуэтами домашние альбомы. Изображения, вырезанные из черной и белой бумаги, представляли собой не только портреты, но и целые композиции. Для создания силуэта необходимы ножницы и клей.
8. Неожиданное письмо
«Милый друг, здравствуй! Прости меня, дружок, что не смогу приехать к тебе. У нас, взрослых, к сожалению, частенько бывает много неотложных дел. Я очень хорошо помню нашу последнюю встречу и наш разговор. К истории одежды мы обязательно вернемся при встрече. Принимаясь за это письмо, я задумалась: существуют ли правила написания писем? Своими мыслями решила поделиться с тобой. А именно: если ты отправишься в путешествие, то первой ты, обязана написать родителям, близким. Запомни - уехавший пишет первым. Оставшиеся отвечают, не откладывая это задолго. Нужно заметить, что письма всегда начинают ответом на полученное письмо, а если его не было, то несколькими словами вспоминают последнюю встречу. То есть писать нужно о том, что интересно твоему адресату. В заключение расспросить о его делах и выразить желание скорого свидания.
Очень приятно держать письмо, написанное «уважительным» почерком, то есть таким, который легко читать. Дорогая моя девочка, пиши чисто, опрятно,
Складывать письмо, какую выберешь бумагу, как украсишь и подпишешь свой конверт, зависит от твоего вкуса, характера и отношения к человеку, которому пишешь. Я всегда хочу тебя порадовать, поэтому на страничках письма делаю забавные рисунки, а конверты оформляю так, чтобы ты их всегда узнавала. Попробуй сама сделать так. И не забудь наклеить настоящую марку. Она - билет для конверта, как для любого пассажира. Правильно напиши адрес и индекс.
Надеюсь, что мои советы тебе в скором времени пригодятся. До скорого свидания. Вежливость».
Попробуем написать письмо «с причудами». Это будет послание с элементами подражания письмам 18-19 века в зачине и концовке, с силуэтами и вырезными картинками, в красивом конверте, изготовленном вашими руками. Пусть друг (подруга) почувствуют ваше доброе отношение и желание сделать общение интересным. В помощь - стенды с образцами и описанием некоторых интересных видов поделок из бумаги.
9. Обсуждение проекта письма другу
-
Каким ты представляешь письмо, которое напишешь своему другу?
-
Надо ли делать черновик письма? (Пушкин писал черновики писем.)
10. Домашнее задание. Изготовить конверт «с причудами» и вложить письмо другу.
1