- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа Литература народов России (5-6 классы)
Рабочая программа Литература народов России (5-6 классы)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бопун-оол А.М. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Хонделен Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва»
Принята решением заседания Согласована Утверждена
МО учителей гуманитарного заместителем директора директором МБОУ
цикла протокол № 1 по ВР СОШ с.Хонделен
от «__»_________ 2014 г _________/Бопун-оол А.М./ _________/Кенден-оол В.К./
руководитель МО от «__»__________2014 г от «__»_________2014 г
__________/Кужугет В.В./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дополнительному образованию
«Литература народов России»
5-6 классы
Составитель: учитель
русского языка и
литературы
Бопун-оол Алдынай
Монгун-ооловна
Хонделен 2014
Пояснительная записка
На современном этапе, при переходе российских школ на профильное обучение, возрастает требования к уровню квалификации учителя, а также ответственность педагога за организацию учебной деятельности учащихся.
В связи с этим, важное значение приобретает рациональное планирование учебного и внеучебного материала с учётом современных требований к содержанию образования, отражённого в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования.
Важными формами эстетического и духовно-нравственного воспитания школьников 5 - 6 классов является обучение выразительному чтению и рассказыванию, а так же обогащение учащихся новыми знаниями о литературе, истории, быте, культуре и традициях народов России. Россия - страна , в которой живут люди разных национальностей. Именно поэтому её культура, и в том числе литература, особенно богата и разнообразна. Произведения разных эпох и разных народов отличаются друг от друга манерой изложения, отношением к действительности, несут на себе отпечаток того или иного времени или национального сознания, но все они проникнуты горячей любовью к человеку и сыновним отношением к родной земле.
Актуальность программы.
Человек в зависимости от состояния своего внутреннего мира может радоваться или печалиться, быть спокойным или тревожным, создавать что-то новое и нужное людям или предаваться унынию и тоске. От чего это зависит? От того, чем ты наполняешь свой внутренний мир и как строишь отношения с другими людьми. Как во внутреннем, так и во внешнем мире есть высокое и низкое, светлое и темное, красивое и безобразное, благоприятное для человека и опасное для него. Человек вправе сам определять, что из этого выбрать, чем питать свою душу. И этот выбор никогда не бывает легким.
Как не разрушить свой внутренний мир? Для того, чтобы получить ответы на такие вопросы, важные для человека, для ребёнка, я составила данную программу, используя учебники - хрестоматии для 5-6 классов «Литература народов России», авторами которых являются Хайруллин Руслан Зинатуллович и Бирюкова Светлана Кирилловна. Эта программа так же решает вопросы межнационального характера. Учащиеся с детства начинают понимать и уважать культуру другого народа. Познакомившись с фольклором разных народов, они убедятся в том, что все народы ценят в человеке смелость, доброту, ум и осуждают зависть, трусость, жадность. Таким образом, нравственные ценности у всех народов едины, разница заключается лишь в особенностях быта и культуры.
Цель: вызвать у учащихся желание изучать литературу народов России, создать ориентационную и мотивационную базу для осознанного, выразительного чтения и пересказа.
Задачи курса:
- углубить понятие о функциях и значимости литературы народов России в жизни человека;
- обогатить речь учащихся, нацеливая учеников на овладение различными видами пересказа и усвоение основных правил выразительного чтения, учить умению анализировать текст и находить изобразительно-выразительные средства языка;
- учить понимать и уважать культуру и традиции других народов, воспитать толерантных учеников.
Представленные в программе произведения, как и в учебниках-хрестоматиях, распределены по нескольким тематическим разделам. В первом разделе собран героический эпос народов России, во втором и третьем - народные и литературные сказки. В четвёртом разделе - «Живые страницы прошлого» - представлены произведения, в которых отражена история нашей Родины и в то же время, как и в других разделах, быт, культура и традиции разных народов. Пятый раздел, который носит название «Жизнь твоих ровесников», посвящён молодым представителям народов необъятной России, живущих на Кавказе, в Поволжье и Приуралье, в Сибири и на Крайнем Севере. В следующем разделе - «Человек и природа» - собраны прозаические и поэтические произведения о природе, при знакомстве с которыми перед глазами читателей предстанут удивительные, красочные пейзажи разных уголков нашей страны. Эти произведения помогут научиться чуткому и бережному отношению к родной земле. И наконец, последний раздел, который называется «В мире прекрасного», объединяет произведения разных жанров, рассказывающие о деятелях культуры и искусства и одновременно поднимающие очень важные вопросы: что есть настоящее творчество, что оно должно нести людям.
Помимо художественных произведений даются ещё биографические справки об их авторах и небольшие статьи, открывающие каждый раздел. Для разъяснения смысла новых слов, встречающихся в текстах, даны сноски и «Краткий словарь этнокультуроведческой лексики». Для лучшего усвоения содержания произведений разработана система вопросов и заданий к отдельным текстам и к каждому разделу.
В заключение необходимо отметить, что переводы на русский язык многих произведений осуществлялись такими известными мастерами художественного слова, как Ю. Левитанский, В. Солоухин, С. Липкин, А.Тарковский, Б. Окуджава, которые привнесли в текст яркие краски своего индивидуального языка.
Таким образом, в программу «Литература народов России» включены лучшие образы прозы и поэзии, созданные представителями различных национальностей нашей страны. Надеюсь, что знакомство с этими произведениями обогатит учащихся новыми знаниями о литературе, истории, быте, культуре и традициях народов России.
Прогнозируемые умения:
Работая в факультативе, ученик может овладеть следующими умениями: рассказывать с учётом жанровой специфики произведения; владеть всеми типами пересказа; аргументировать выбор эпизода для пересказа и раскрыть его роль в идейном содержании произведения; передавать в исполнении нравственную оценку поступков героя; передать в рассказе особенности описания, повествования, монолога, диалога с сохранением стиля автора и его отношения к изображаемому; использовать систему изобразительно-выразительных средств языка произведения; художественно рассказывать и оценивать собственное исполнение.
Рабочая программа факультативного курса «Литература народов России» составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. Факультативные курсы. М.: Просвещение, 1990.
Программа рассчитана на 35 часов в год.
Часы в неделю - 1
Программой предусмотрены проведение:
контрольных работ- 2
уроков развития речи -6
уроков зачетов-2
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входит:
Р.З.Хайруллин, С.К.Бирюкова. Литература народов России. Учебник - хрестоматия для 5-6 классов в двух частях. С - П.: Просвещение, 2000.
а так же дополнительная литература:
-
Ю.И. Равенский, С.А.Никольская и др. Развивайте дар слова. Факультативный курс. М.: Просвещение, 1977.
-
И.С. Збарский, В.П. Полухина. Внеклассное чтение по литературе. М.: Просвещение, 1980.
-
М.А. Хадахане. Беседы о тувинской литературе и не только… Учебное пособие. К.: Тувинское книжное издательство, 2006.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме контрольной работы.
Календарно - тематический план курса
№
Тема
Колич.
часов
Дни
1
Урок - введение.
Литература народов России.
1
2
Героический эпос.
«Урал-Батыр» (башкирское героическое сказание)
1
3
«Ай - Толай» (народный эпос шорцев)
1
4
Урок развития речи. Устный рассказ о сходстве и различии прочитанных произведений.
1
5
Народные сказки.
«Ак-чечек - Белый цветок»(алтайская сказка), «Бедняк и ханская дочь»(балкарская сказка).
1
6
«Бедный брат и богатый» (мордовская сказка),
«Оскюс-оол, который постиг три науки» (тувинская сказка).
1
7
«Как произошли медведи» (удмуртская сказка)
8
Урок развития речи. Пересказ понравившейся сказки.
1
9
Урок - зачёт. Ответы на вопросы и задания к пройденным разделам.
1
10
Литературные сказки.
Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» ( повесть - сказка)
1
11
Давид Кугультинов «Песнь чудесной Птицы»
1
12
Олег Четкарёв «Сын Огня и Сын Ночи»
Развитие речи. Пересказ сказки - легенды.
1
13
Живые страницы прошлого.
Михаил Коновалов «Гаян»
1
14
Шолом-Алейхем «Мальчик Мотл»
1
15
Максим Горький «Детство»
1
16
Контрольная работа. (вопросы о прочитанных произведениях)
1
17
Павел Кучияк «Адыйок»
1
18
Степан Сарыг-оол «Огненные телеги»
19
Муса Джалиль «Красная ромашка».
1
20
Алим Кешоков «Живое седло»
1
21
Урок развития речи. Сравнительная характеристика героев прочитанных произведений.
1
22
Жизнь твоих ровесников.
Кайсын Кулиев «Я вижу, мама, день весенний…», «Мальчик на камне»
1
23
Мустай Карим « Таганок» .
Иван Федосеев «У костра»
1
24
Цокто Номтоев «Сын табунщика» .
Халимат Байрамукова «Вечные всадники»
1
25
Исхак Машбаш «Сказки детства», «Скачки».
Развитие речи. Рассказ о конных скачках, увиденных своими глазами.
1
26
Урок - зачёт по прочитанным произведениям
1
27
Человек и природа.
Александр Пушкин «Кавказ»
Коста Хетагуров «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».
1
28
Василий Баталов «Край мой милый».
Урок развития речи. Пересказ отрывков из цикла «Край мой родимый» В.Баталова
1
29
Олег Саган - оол «Родные люди»
1
30
Босья Сангаджиева «Ночью в степи»
И.С.Тургенев «Бежин луг» (сравнение)
1
31
В мире прекрасного.
Зайнаб Биишева «Мастер и Подмастерье»
1
32
Ахмед Файзи «Тукай»
Кузьма Абрамов «Степан Эрьзя»
1
33
Галина Кэптукэ «Маленькая Америка»
1
34
Константин Паустовский «Старый повар»
Развитие речи. Рассказ «Какие чувства вы испытываете, слушая классическую музыку?»
1
35
Контрольная работа. (Вопросы и задания к разделу)
1
Итого часов
35
Литература.
1.Влодзяновская В. Пейзажная живопись на уроках развития речи. //
Башкы. 2005. № 1. С.30-33.
2.Збарский И.С., ПолухинаВ.П. Внеклассное чтение по литературе. М.: Просвещение, 1980.
3.Киркина Е. Человек между светом и тьмой. Материалы к урокам по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг». // Литература. 2005.№21.
4.Равенский Ю.И., Никольская С.А. и др. Развивайте дар слова.
Факультативный курс. М.: Просвещение, 1977.
5.Шульгина Т.В. Программа элективного курса «Путь к согласию» // Русский язык в Туве. Приложение к журналу «Башкы». 2012. №4
6. Хадахане М.А. Беседы о тувинской литературе и не только… Учебное пособие. К.: Тувинское книжное издательство, 2006.
7.Хайруллин Р.З., Бирюкова С.К. Литература народов России: в 2 - х частях - С-П.: Просвещение, 2000.