Урок литературы по творчеству А. С. Пушкина

Урок литературы в 7 классе по повести А.С. Пушкина " Станционный смотритель". Цели урока : показать горе и страдание "маленького человека" Самсона Вырина, его положение в обществе; познакомить учащихся с другими героями повести, их поступками, как они воздействуют на Самсона Вырина; проанализировать события , которые показаны в повести; обучение выразительному чтению; развитие устной речи; знание литературных терминов; обращение к историческому прошлому. Повесть " Станционный смотритель" имеет б...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 7 классе


Тема урока: Повесть «Станционный смотритель».

Изображение «маленького человека» Самсона Вырина, его

положение в обществе. Пробуждение человеческого

достоинства и начало протеста.

Цели урока: показать горе и страдания «маленького человека» Самсона

Вырина, его положение в обществе;

- познакомиться с другими героями повести, их поступками,

как они воздействуют на Самсона Вырина;

- проанализировать события, которые показаны в повести;

- обучение выразительному чтению;

- развитие устной речи;

- указать на воспитательное значение повести (любовь к

родителям)

Оборудование: Портрет А.С. Пушкина.

Иллюстрация к повести.

На доске записаны определения слов

«Станционный смотритель»

«Подорожная»

Ход урока

Слово учителя.

Ребята, сегодня мы продолжаем изучать «Повести Белкаина», которые написал А.С. Пушкин. На предыдущем уроке мы познакомились с одной из повестей «Метель», где узнали занимательную историю, которая произошла с героями.

Все «Повести Белкина» действительно занимательные истории, но они не все веселые. Есть среди них и вполне серьезные и грустные, к таким и относится повесть «Станционный смотритель».

Сегодня мы будем говорить о Самсоне Вырине, станционном смотрителе, кто этот человек, что произошло в жизни этого человека, какое горе его постигло, познакомимся с другими героями повести, событиями, которые воздействуют на Самсона Вырина.

На дом было задано:

прочитать повесть, ответить на вопросы, записать в тетрадь определение слов «станционный смотритель», «подорожная».

Откроем тетради и прочитаем записи (дети зачитывают).

(учитель говорит о станционном смотрителе)

Ребята, давайте зачитаем отрывок, что автор говорит о станционных смотрителях? Кто такие станционные смотрители?

(учащиеся зачитывают отрывок)

Отвечают на вопросы:

1. Кто же этот человек «станционный смотритель»?

2. Чем он занимался? Что входило в его обязанности?

Слово учителя: А.С. Пушкин изъездил много верст по России, встречался со многими смотрителями, с некоторыми был знаком. Об одном из смотрителей он написал свою повесть.

Это повесть о простом, скромном, незаметном человеке, о его горе, страданиях.

Станционный смотритель «маленький человек», нарисованный автором с огромной достоверностью и глубоким сочувствием.

Ведь «маленький человек» он не потому, что он мал ростом, а потому, что это простой скромный человек, чье счастье оказалось растоптанным, с чьей жизнью не посчитались, которого могли обидеть, оскорбить.

Простой человек, униженный и оскорбленный, не имел в этой жизни никаких прав. Это ведь было время крепостного права.

Ребята, давайте побеседуем по прочитанным страницам повести и получше познакомимся с Самсоном Выриным, другими героями.

Ι. С кем знакомится автор на первых страницах повести и знакомит нас?

(Дуня, смотритель)

Обратите внимание на картиночки, висевшие на стене в комнате смотрителя «Возвращение блудного сына».

Ставлю вопрос, на который вы ответите в конце урока.

С какой целью автор подробно описывает эти картиночки?

Как они связаны с историей, которую мы сегодня узнаем?

Проходит несколько лет, автор снова оказывается на этой станции, ему хочется повидаться с Дуней, со смотрителем.

ΙΙ. 1) И что он видит?

2) Как выглядит смотритель?

(зачитываем отрывок-описание смотрителя)

(старый, опустившийся, сморщенный, сгорбленный)

Что-то случилось с Самсоном Выриным? Какое-то горе его постигло.

ΙΙΙ. 1) Что мы видим из воспоминаний смотрителя о Дуне?

2) Какую историю поведал смотритель автору? (гусар Минский)

3) Каково было страдание отца, когда дочь не вернулась из церкви?

(он переживает, страдает, идет в церковь, посылает ямщика)

Узнает, что Дуня поехала с гусаром Минским.

У него началась горячка, он слег в постель, долго болел.

Оправившись старик Вырин идет на поиски дочери пешком в Петербург.

ΙV. 1) Как принимают Самсона Вырина в доме Минского?

2) Как выглядит Минский?

(Разговор Минского и Вырина прочитаем по ролям)

3) Как выглядит смотритель после встречи с Минским?

(Он выброшен на улицу, в рукаве сверток с деньгами, - слезы наворачиваются на глаза отца при виде этих денег, он выбрасывает их, топчет ногой)

Здесь мы видим пробуждение человеческого достоинства, которое выше этих денег. Это начало протеста против бесправия, против существующего строя.

4) Удалось ли отцу увидеть свою дочь?

(дети пересказывают отрывок)

Учитель делает вывод:

Ребята, какой вывод мы можем сделать.

Самсон Вырин горячо любит свою дочь, он счастлив этой любовью.

Но вот счастье разрушено, офицер Минский увозит дочь. Солнце померкло для отца.

Вы уже, наверное, поняли, что автор сосредотачивает внимание не на Дуне, а на страданиях смотрителя Вырина, у которого отнят единственный смысл его жизни. Несмотря на семейное благополучие Дуни, Вырин, умудренный жизненным опытом, чувствует, что Дуня и Минский принадлежат к разным социальным слоям и это грозит трагедией. Счастье Дуни выглядит для Вырина случайностью. Отец убежден, что рано или поздно Минский бросит Дуню. Таков закон несправедливого общества. От этого он еще более страдает.

Смотритель решил смириться, вернуться на станцию и приступить к службе.

Но смирение унижает человека, делает его жизнь бессмысленной, превращает его в добровольного раба.

Вот так и опускается, спивается смотритель и его настигает смерть.

Дуня посещает родные места, горько плачет на могиле отца. Считает себя виноватой в том, что произошло, в смерти отца.

Она когда-то убежавшая из дома, никогда не вспоминала о нем, живя в богатстве и роскоши.

Вернемся к вопросу, который я поставила вначале урока.

Как картинка «Возвращение блудного сына» связана с историей, которую мы сегодня узнали?

(напоминает судьбу Дуни, знавшей, что у нее есть отец, который ее очень любит, что она единственный смысл его жизни)


Подводим итоги урока

Вопросы к учащимся:

1. Понравилась повесть?

2. Кто вас особенно заинтересовал?

3. Кто такой «маленький человек» Самсон Вырин?

4. Осуждаете ли вы Дуню?

5. Какой вывод мы делаем из этой истории?

(нельзя обижать родителей, убегать из дома и когда вам хорошо, надо всегда помнить о родителях)

Да, ребята, повести задуманы Пушкиным, как свободные, разнообразные, но что-то их объединяет, прочитав одну повесть, хочется прочесть и другую.

Д/з: Дома написать сочинение на одну из данных тем:

1. Кто такой «маленький человек» Самсон Вырин?

2. Горе и страдание Самсона Вырина.

3. Жаль ли вам станционного смотрителя?

Денисова Галина Алексеевна

Учитель русского языка и литературы

Высшей категории

МБОУ Бытошской СОШ

Дятьковского района

© 2010-2022