Урок русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Урок русского языка в 5 классе по программе Львовой в соответствии с требованиями ФГОС по теме:«Лексическое значение слова» Тип урока: изучение нового материала Цели урока: - сформировать представление о способах определения ЛЗ слова;                       - формировать умение определять ЛЗ слова;                       - развивать умение работать с толковым словарём;                        - воспитывать чуткое отношение к родному языку, уважительное отношение к его лексическим запасам,                          настойчивость в достижении цели. Планируемые результаты: Личностные: осознают значимость решения учебных задач, их связь с реальными жизненными ценностями и ситуациями,  имеют познавательный интерес, положительный настрой в обучении. Метапредметные: регулятивные: соотносят правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи; умеют планировать свою работу и адекватно оценивать свои результаты; познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, выделяют существенную информацию из текстов разных видов, устанавливают причинно-следственные связи; коммуникативные: осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, стремятся приходить к общему решению в совместной деятельности; Предметные: понимают термин «Лексическое значение слова», определяют лексическое значение слова, умеют работать со словарями. Понятия: лексическое значение слова, лексика, омонимы, синонимы, антонимы, лексикология, лексикон, лексикография. Методы обучения: проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, исследовательский, метод поискового обобщения. Вид используемых ИКТ: презентация. Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.  Используемые интернет ресурсы: http://school.baltinform.ru/files/3/documents_10619_file.ppt  Оборудование: мультимедиа (презентация), Толковый словарь С.И. Ожегова.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка

( в соответствии с требованиями ФГОС)

Предмет: русский язык

Учителя: Николенко Людмила Григорьевна

Тема урока: Лексическое значение слова, 2-й урок по теме «Лексикология»

Класс: 5

Авторы программы - С. И. Львова, учебника - С. И. Львова и В. В. Львов

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока: - сформировать представление о способах определения ЛЗ слова;

- формировать умение определять ЛЗ слова;

- развивать умение работать с толковым словарём;

- воспитывать чуткое отношение к родному языку, уважительное отношение к его лексическим запасам,

настойчивость в достижении цели.

Планируемые результаты:

Личностные:

осознают значимость решения учебных задач, их связь с реальными жизненными ценностями и ситуациями, имеют познавательный интерес, положительный настрой в обучении.

Метапредметные:

регулятивные: соотносят правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи; умеют планировать свою работу и адекватно оценивать свои результаты;

познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, выделяют существенную информацию из текстов разных видов, устанавливают причинно-следственные связи;

коммуникативные: осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, стремятся приходить к общему решению в совместной деятельности;

Предметные: понимают термин «Лексическое значение слова», определяют лексическое значение слова, умеют работать со словарями.

Понятия: лексическое значение слова, лексика, омонимы, синонимы, антонимы, лексикология, лексикон, лексикография.

Методы обучения: проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, исследовательский, метод поискового обобщения.

Вид используемых ИКТ: презентация.

Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Используемые интернет ресурсы: school.baltinform.ru/files/3/documents_10619_file.ppt

Оборудование: мультимедиа (презентация), Толковый словарь С.И. Ожегова.

Этапы урока

Деятельность учителя

Методы и формы

Деятельность обучающихся

УУД

Время

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече! Подарите друг другу улыбку. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

Удачи!

демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

1 мин


II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

На доске предложение: «С малой удачи начинается большой успех». (Слайд 2)

- Согласны вы с этим высказыванием? Почему?

- Постарайтесь распределить слова высказывания по группам.

- Оцените работу соседа по парте.

- По каким признакам вы распределяли слова? (На доске: малый - большой; удача - успех). (Слайд 3)

- Какие признаки важны для понимания смысла высказывания?

- Попробуйте записать смысл высказывания в виде схемы.

- Обсудите результат в группе по 4 человека.

- Посмотрите, какую схему можно было начертить.( Слайд 4)

- Сделайте вывод. Чем может являться для нашего урока это высказывание?

- Как думаете, какова тема урока? (Если детям сложно, можно помочь вопросами:

Что объединяет слова, записанные на доске? Какой термин есть для определения смысла этих слов?) (Слайд 5)

- Какова же тогда главная цель нашего урока?

- Какова задача урока?

Проблемно-поисковый


Работа в тетрадях

Работа в парах



Работа в группах



Рассуждают.

Распределяют слова и осуществляют взаимопроверку.

Дают ответ: в зависимости от значений слов и взаимосвязи этих значений.

Выделяют признаки

Составляют схему (удача - успех)

Работают в группе по заданию.

Рефлексия, вывод (девизом, эпиграфом)

Формулируют тему урока (Лексическое значение слова)

Формулируют цель (понять, что такое лексическое значение слова).

Научиться определять ЛЗ слова.

Решение проблемной ситуации (П)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения (К)

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие;

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения;

саморегуляция в ситуации затруднения (Р)


Целеполагание (П)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Целеполагание (Р)

Планирование своих действий.(Р)

9мин

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое ЛЗ слова и каков алгоритм его определения

1.

- С чего же начать «открытие нового знания»?

- Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разгадать кроссворд. (Слайд 6)

- Какое слово получилось?

- Что такое лексика?

- Сколько слов в русском языке?

- А конкретнее?

- Почему же?

- Например?

- Какие ещё термины связаны с темой урока? Дайте их толкование, или лексическое значение .

- Так что же такое ЛЗ слова?

- Ребята, а для чего я предложила вам кроссворд?

- Молодцы!

2.

- Объясните разными способами ЛЗ слова, указанного на карточке.

- Обменяйтесь и проанализи-руйте работу другой группы.

- Верните работу своей группы и дополните её, если надо, сделайте вывод.

Предоставляет слово для высказывания каждой группе.

- Какими же способами можно объяснить ЛЗ слова?

- Как оцените свою работу?

- Давайте прочитаем о способах объяснения лексического значения слова в учебнике.

(с.46-47)

- Какая информация является новой для вас?

ФИЗМИНУТКА

3.

- Выполните упражнение №101.

- Какие трудности возникли?

- Что нужно сделать, чтобы добиться успеха при выполнении этого задания?

(Где даётся ЛЗ многих слов языка?)

Обращается к выставке толковых словарей (показ слайдов о словарях)(Слайды 7-9)

- Посмотрите, какое количество толковых словарей существует.

4.

- Послушайте стихотворение (Слайд10)

- Сделайте вывод (Удалось ли мальчику придумать новое слово и почему?)

Игровой метод, работа в группах

Устная фронталь-ная работа




Работа по карточкам

в группах.

Поисковый метод. Лингвисти-ческая лаборато-рия



Работа по учебнику



Индивидуальная работа

(межпред-метные связи)


Иллюстра-тивный

(ИКТ)

Проблемно-поисковый

Дети в группе по 4 человека работают с кроссвордом.

- Слово лексика.

- Словарный состав языка.

- Много.

- Нельзя сказать.

- Какие-то слова появляются, какие-то исчезают.

Приводят примеры слов

Лексикология, лексикон, лексикография.

Проговаривают ЛЗ терминов.

-То, что обозначает слово

- Чтобы мы повторили то, что уже знаем.

Работа в группах по 4 человека

Анализ работ, выводы внутри группы.

Анализируют работу другой группы.

Выступают по 1члену из групп.

Отвечают: «Наглядно (рис.); путём подбора синонимов, антонимов; однокоренных слов, описательно».

Оценивают при помощи смайликов

Читают статью в учебнике.

- Лексическое значение можно объяснить с помощью антонимов.

Работают в тетрадях.

- Не всегда знаем значение слова.

- Обратиться к толковому словарю.

Подготовленный ученик проводит презентацию словарей.

Слушают учителя

- Нет: слово обязательно должно иметь смысл (ЛЗ)

Поиск и выделение информации;

синтез как составле-ние целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Структурирование знаний (П)


Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

Формирование адекватной оценки, самооценки (Л), адекватного восприя-тия чужой оценки (Р)

Умение делать обобщения (синтез).

Формирование позитивной оценки, самоуважения и самопонимания (Л)

Формирование осознания границ собственного знания и незнания (Л)

Структурирование знаний (П)

Фиксирование индивидуального затруднения;

саморегуляция в ситу-ации затруднения (Р)


Выражение собственного мнения, аргументация.

20мин







IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

- Прочитайте ЛЗ слов (Слайд 11).

- Запишите слова, которые соответствуют этим значениям.

  1. Относиться к кому-нибудь, чему-нибудь с глубоким уважением и любовью.

  2. Старый, бывалый, опытный воин.

  3. Успех в битве, войне, полное поражение противника.

- Проверьте себя по словам для справок и оцените свою работу.

(Слайд 12)

- Какой темой объединены эти слова? Связаны ли они с эпиг-рафом нашего урока? Почему?

- Предлагаю вам ещё задание.

Игра «Угадай-ка»

- Дайте толкование какого-либо слова, понятия, а мы будем его отгадывать и записывать. Кому трудно сформулировать ЛЗ слова самим, обратитесь к словарю. Но постарайтесь сначала составить самост-но.

Работа в парах, запись в тетрадях.



Игровой метод


Выполняют задание в парах

Проверяют и оценивают (почитать, ветеран, победа)

- Темой ВОВ.

- Да, связаны.

Победа - это успех!

Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи

Оценивают свою работу

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)


Оценивание усвояемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

7 мин

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось нам решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Какие слова связаны тематически с девизом урока?

-Молодцы, ребята. Главное, никогда не унывать и не опускать руки.

- А где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Оцените работу класса.

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

Учитель объявляет оценки за урок.

- Дома выпишите из толкового словаря ЛЗ слов компания и кампания, или проанализируйте структуру словарной статьи из толкового словаря, или объясните разными способами ЛЗ слов кукла и искусственный (задание на выбор учащихся).






Дифференцированный (разноуров-невый подход)

Дают ответы на вопросы

- Лексическое значение слова.

- Да.

- Играли, думали, спо-рили, договаривались.

- Мы удачно справля-лись с отдельными заданиями и в результате добились успеха.

- На других уроках, в быту, в общении.

Анализируют работу на уроке через самооценку.


Записывают домашнее задание.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Формирование адекватной положительной самооценки.

3 мин

Приложение к уроку

  1. Проблемное объяснение нового знания III этап урока

Ведётся бортовой журнал. Учащиеся фиксируют самооценку по каждому записанному в нём заданию.

Кроссворд

1)

л

е

к

с

и

к

о

л

о

г

и

я

2)

ф

о

н

е

т

и

к

а

3)

г

р

а

ф

и

к

а

4)

л

е

к

с

и

к

о

н

5)

о

р

ф

о

г

р

а

ф

и

я

6)

с

и

н

т

а

к

с

и

с

7)

л

е

к

с

и

к

о

г

р

а

ф

и

я

1) Лексикология - раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка (лексику).

2) Фонетика - раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка (звуки речи).

3) Графика - раздел науки о языке, изучающий буквы, соотношения между буквами и звуками.

4) Лексикон - запас слов какого-то одного человека.

5) Орфография - раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов.

6) Синтаксис - раздел грамматики, изучающий словосочетания, предложения, текст.

7) Лексикография - раздел науки о языке, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения.

Стихотворение И.Токмаковой

Ложка - это ложка. А я придумал слово.

Ложкой суп едят. Смешное слово - плим.

Кошка - это кошка. Я повторяю снова -

У кошки семь котят. Плим, плим, плим…

Тряпка - это тряпка. Вот прыгает и скачет -

Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим…

Шапка - это шапка И ничего не значит -

Оделся и пошел. Плим, плим, плим…



Карточка для 1 группы

Объясните лексическое значение слова

при помощи краткого толкования



награда

Карточка для 2 группы

Объясните лексическое значение слова способом подбора синонимов

герой

Карточка для 3 группы

Объясните лексическое значение слова при помощи рисунка



орден

Карточка для 4 группы

Объясните лексическое значение слова путем подбора однокоренных слов

победитель

10



© 2010-2022