Исследовательская работа Место и роль язычества в современном русском языке

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»

Место и роль язычества в современном русском языке

(предметная область - языкознание)



Автор исследовательской работы:

Крыкина Анастасия Сергеевна,

ученица 10 б класса

МБОУ СОШ № 59 г. Брянска

Руководитель:

Кукатова Ольга Александровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 59 г. Брянска



Брянск 2015

Содержание.

Введение. 3-4

1.Славянский языческий «Олимп» 5-9

2.Отражение имен славянских богов в словах

русского современного языка 10-14

3. Пословиц ,отразившие языческие верования и обряды 15

Заключение 16

Список литературы 17

Приложение 18-21







2

Введение.

Мифы - сказания о богах и героях -особенно интересны для нас тем, что показывают для нас древность народов , глубину их исторических корней . Древние славяне были язычниками, то есть поклонялись множеству богов , олицетворявших явления природы. Они делились на три ветви : восточные славяне, южные славяне и западные славяне. К восточным славянам относились русские , украинцы , белорусы .

Мифологический словарь утверждает, что славянская мифология - это « совокупность мифологических представлений древних славян времени их единства до конца 1-го тысячелетия н.э.)»(1).У греков были Гомер и Гесиод, неплохо мы знаем и римскую мифологию, у индийцев- Махабхарата, у индейцев появилась «Песня о Гайавате», созданная Лонгфелло.

Славяне чувствуют себя обделенными , так как славянская мифология не была записана . Что осталось нам сегодня ? Редкие свидетельства летописей , отголоски языческих культов в сказках и народных песнях , записанных лишь в 19 веке.

Желание славян «быть как все» и иметь сою мифологию привело к возникновению различных художественных произведений и научных исследований , в которых писатели и ученые пытались воспроизвести славянский языческий пантеон ( например , «Велесова книга» Буса Кресеня).Порой это приводило к возникновению лжебожеств ( божеств , придуманных писателями и исследователями).

Так как же можно выявить имена подлинных славянских богов? На помощь может прийти современный русский язык, так как в некоторых словах сохранились отголоски имен богов и божеств .Особую роль тут играют топонимы ( названия мест) и гидронимы ( названия водных объектов) , а также другие слова ( предметы быта , названия природных явлений и т.д.).

3

В связи с этим цель нашей работы - выяснить , какие слова современного русского языка произошли от имен славянских богов , а также , в каких пословицах и поговорках отразились верования славян.

Объект нашего исследования - языческая славянская мифология ( верховные славянские боги ).

Исходя из цели нашей работы , мы поставили перед собой следующие задачи:

1.Изучить литературу по славянской мифологии.

2.Составить приблизительное генеалогическое древо славянских богов.

3.Выявить как можно больше слов современного русского языка 6 образованных от имен славянских богов.

4. Рассмотреть пословицы и поговорки русского народа .

Причина нашего обращения к данной теме заключается в её актуальности. Тема мало изучена и может представлять интерес для историков и филологов. Работа будет полезна учащимся , сможет расширить их кругозор , значительно углубит их знания в области этимологии русского языка.



4

1.Славянский языческий «Олимп».

Как уже говорилось во введении , древние славяне были язычниками , поклонялись своим божествам и богам .Поскольку мифологические славянские тексты не сохранились , реконструировать основные элементы славянской мифологии возможно на базе вторичных письменных , фольклорных и вещественных источников ( поучений , хроник, летописей и т.д.).

Учёные различают в славянской мифологии несколько уровней .Высший уровень характеризуется обобщенным типом функций богов . К нему относятся два праславянских бога - Перун и Велес, другие боги- Сварог , Дажьбог , богиня Макоша.

К более низкому уровню относятся божества , связанные с хозяйственными циклами -Род, Ярило, Хорс. Другие уровни характеризуются большей абстрагированностью - Лада, Леля , Доля , Лихо.

С началом славянской мифологии связываются и герои - Кий , Щек и Хорив. К низшей мифологии относят духов и тотемных животных (домовые , лешие , водяные , русалки , кикиморы , медведь , волк ).

Человек соотносится со всеми предыдущими уровнями .Связующими все уровни звеном является Мировое древо. Мир описывается системой двоичных противопоставлений ( доля- недоля, счастье-несчастье , чет-нечет, правый-левый , небо-земля , солнце-луна , старый-молодой , белый-черный , близкий-дальний и т.д. Рассмотрим вершину славянского «Олимпа».

Сварог был у славян богом Неба, отцом всего сущего. Сварог - отец ряда богов (Перун, Даждьбо , Огонь -Рарог- Семаргл, Стрибог): бог огненной стихии , творец , соотносимый с Гефестом орфической традициии и с ригведовским Тваштаром . По одной из мифологических версий , Сварог-сын Крота и внук Ситоврата , потому уже не может быть отцом всех богов. Сварог связан с небесным огнем и небесной сферой .Легенда рассказывает , что Сварог подарил людям первый плуг и кузнечные клещи , научил выплавлять медь и железо .Кроме того , он установил законы , которые могли бы соблюдать люди . «Дид божий» Сварог , по древнему преданию , предаётся покою , предоставляя управление своим богам -детям и внукам -Сварожичам.

5

Славянским громовержцем был Перун. Его культ является одним из древнейших и восходит ещё к 3 тысячелетию до н.э., когда воинственные индоевропейцы (арии) на боевых колесницах , обладавшие бронзовым оружием , подчиняли себе соседние племена . Перун был в большей степени богом- воином , чем воплощение оплодотворяющих землю весенних гроз, поэтому неудивительно , что вплоть до 10 века - времени военных походов киевлян его культ не занимал центрального места , а в некоторых областях славянского мира был вообще неизвестен.

Культ Перуна , бога грозы , войны и оружия возник сравнительно поздно в связи с развитием дружинного , военного элемента общества .Перун , или как его ещё называли Перун-Сварожич , представлялся славянам вооруженным воином , мчащимся на золотой колеснице , запряженной крылатыми жеребцами , белыми и черными.

Возвышение культа Перуна , превращение его в верховного языческого бога начинается с военными походами киевлян - они побеждают хазар ,воюют на равных с Византией , подчиняют себе многие славянские племена .

Перуна называли «княжьим богом» , поскольку он был покровителем князей , символизировал их власть .Такой бог был чужд большинству общинных славян-земледельцев . Это бог воинов и дружинников. В известных договорах славян с греками говорится , что князья - воители клялись Перуном , и только на втором месте в договорах фигурирует Велес.

Богом плодородия , связанным с Навью( нижним миром ) был Велес(Волос).Велес-сын небесной коровы и первобога Рода , один из самых древних индоарийских богов , сначала был покровителем охотников , затем скотоводства и богатства ; он приходил в мир под разными именами -Рудра и Шива(в разных временных рамках).Тот ,Гермес, Меркурий ,Луг, Велунд. Это имена одного бога из разных культур и разных времен ( все они , в том числе и Велес, боги мудрости и магического знания ).Это Велес благославляет путешественника и помогает ему в дороге. Именно Велес открывает тайны ремесла и медицины .Любимец Велеса - совершенный человек .Он может быть талантливым ученым , гениальным поэтом и певцом , непревзойденным мастером по части приготовления кушаний , лучшим садовником или лесничим , удачливым крестьянином , наконец, дельцом.

6

Славяне почитали Велеса как бога богатства. В древности часто расплачивались домашними животными , слово «скот» имело значение «деньги», «имущество» и так же было показателем богатства: слово «скотолюбие» означало корыстолюбие ; «скотник» -финансовый чиновник , стоящий между посадником и старостой ; «скотница» -казна. В Древней Руси Велес был покровителем купцов , которые в своих договорах часто клялись его именем .Язычники - славяне чтили обоих божественных противников - и Перуна , и Велеса. Только святилища Перуна устраивались на высоких местах , а святилища Велеса - в низинах.

Таким образом, вершина славянского «Олимпа» -Сварог- Перун-Велес.

Повелитель Нави, Тьмы -есть могучий властитель Чернобог , он же Кащей , Вий , Касьян. Велика власть Черного бога , стремится он повергнуть Светлых богов и подчинить все своей власти , сковать вечным холодом .Вечным оппонентом Чернобога является Белобог , воплощение сил Яви. Вечно бьются они и ни один не может одержать решающей победы. Но раз в год Чернобог превращается в сияющего златовласого Белобога и ведет ожесточенную борьбу с богом Тьмы ( с самим собой). Таким образом , Чернобог связан со смертью и миром мертвых , Кощей как раз и управляет этим миром и не случайно царство Пекельное именуют ещё и Кощным , а попросту - это один из уровней Нави.

Несколько столетий одним из почитаемых на Руси богов был Даждьбог(Дажьбог)- бог солнечного света , тепла , и плодородия вообще.Славяне называли его «Солнце-царь , сын Сварогов», символами этого бога были золото и серебро .Культ Даждьбога особенно расцвел в 11-12 вв., в эпоху государственной раздробленности , сосуществуя с христианством .Русские люди почитали Даждьбога как своего защитника , называя себя его внуками.Он был богом солнечного света , но отнюдь не самого светила.

Богами хозяйственного цикла , связанными с календарными обрядами , были Ярила и Хорс.

Ярила- сын ( или ипостась ) Велеса , он бог весеннего солнца , погибающий и возрождающийся. Ярила (Ярило) был у древних славян также богом плодородия , размножения и физической любви. Его

7

представляли себе юным , красивым мужчиной , пылким влюбленным женихом. Ярила - так же и весеннее солнц . Язычники - славяне считали , что весенний расцвет должен пробуждать в людях страсть , а людская любовь -увеличивать плодородие полей.

Имя Хорс, имеющее индоиранские корни , означает «солнце» , «круг».Хорс воплощает в себе движущееся по небу светило. Это очень древнее существо , не обладающее человеческим обликом и представляющееся просто золотым диском. Анализ известных сведений о Хорсе показывает , что в большинстве сочинений Хорс соседствует с небесными богами :Перуном и с Даждьбогом. Хорс -божество солнечного светила , но солнечного света и тепла , он представлял собою некое дополнение к образу Даждьбога - солнца , подателя земных благ.

Стрибог является верховным царем ветров .Его почитали и как истребителя всяческих злодеяний , разрушителя злоумышлений. По другой версии , Стрибог или Стриба(га) -древнее верховное божество Пространства , а затем и просто властитель воздушной стихии, времени.

Главными женскими божествами древних славян были Макошь и Лада. Макошь -Богиня , прядущая Нити Судеб на Небе, а также покровительница женских рукоделий на Земле; попечительствует женскому плодородию и урожайности , хозяйственности и достатку в доме. Связана с Землей ( в этом культ близок к культу Матери Сырой Земли) и Водой ( которая также выступает в роли материнской , жизнезарождающей среды).Ткать Пряжу Судеб ей помогают Богини Доля и Недоля .

Макошь( Яга)- единственное женское божество древнерусского пантеона , чей идол в Киеве стоял на вершине холма рядом с кумирами Перуна и других божеств.

Лада -богиня брака , изобилия , времени созревания урожая .Её культ прослеживался ( в частности , у поляков) вплоть до 15 века ; в древности был распространен у всех славян , а также у балтов. К богине обращались с мольбами поздней весной и в течение лета, приносили в жертву белого петуха ( белый цвет символизировал благо). Имя её повторялось в припевах песен : «Ой, Ладо!».Богинь-Рожаниц было две : Мать и Дочь. Ладу называли «матерью Лелевой».

8

Леля- дочь Лады. Богиня весны , первой зелени и первых цветов , юной женственности и нежности. Славяне считали , что именно Леля заботится о весенних всходах- будущем урожае. Особенно почитали Лелю молодые девушки , справляя в её честь весенний праздник -Ляльник ; выбирали самую красивую из подруг , надевали на её голову венок , усаживали не дерновую скамью ( символ прорастающей молодой зелени ) , водили хороводы и пели песни, прославляющие Лелю.

Марена (Мара)- богиня Зимы, мира мертвых и…..плодородия земли. Следы её культа у славян прослеживается вплоть до недавнего времени : Марой или Мареной в деревнях называли соломенное чучело - олицетворение зимней стужи , которое на Масленицу разрывали и разбрасывали по полям , чтобы те дали богатый урожай.

Таким образом, славянский языческий пантеон выглядит приблизительно так:

Сварог-Макошь-Велес-Кащей

(боги- прародители)

Перун-Даждьбог-Стрибог-Лада

(повелители небесных стихий и человеческой жизни)

Ярило-Леля-Марена-Хорс

(боги хозяйственного цикла)





9

2.Отражение имён славянских богов в этимологии некоторых слов русского языка.

Имена славянских богов

Слова современного русского языка

Сварог

Имя бога происходит от ведического «svargas» - небо; так же в этом слове представлен и корень «var» -горение , жар. В связи с этим от имени этого славянского божества произошли все слова с корнем -вар-, -жар-

варить варенье

варежки жарить

отвар жаркое

заварка пожар

утварь Стожары

вареный

повар

Перун

По нашей версии , от слова Перун могли произойти слова с корнем -р-

отразить поразить перо

перья (и все производные от них)

Велес(Волос)

Имя Велеса восходит к древнейшему корню «вел» со значением «мёртвый». Но поскольку с миром мертвых связывались представления о магической силе , то этот корень подчиняет себе людей , то этот же корень означает могущество и встречается в словах с корнем -вла-.

10

власть

велеть

владеть

великий

Чернобог(Кощей)

Черный бог руководит чернотой во всех пространствах . До сих пор большинство проклятий связано с пожеланиями смерти или отправиться в то место , откуда вышел. Черный день , черная душа, черный ворон….Черный цвет у большинства народов - это цвет земли , символ принадлежности к подземному или смертному миру. Имя данного божества связано с конями -коч-, -кош-, -кощ-

кочерга (предполагалось , что Чернобог кочергами ворошит угли в пекле, чтобы из этой мертвой материи народилась новая жизнь).

кошевой

кощей

кошмар

Даждьбог

Имя этого бога происходит не от слова «дождь»( как иногда ошибочно думают), оно означает -«дающий Бог», «податель всех благ», поэтому с данным божеством возможно связать корень -да-.

давайте

дать

придать и т.д.

Ярило

Ярило-яростный -значит неукротимый , яровать- неистовать забываясь, ярун- глухарь во временя тока 6 не видящий и не слышащий ничего кроме подруги и

11

ревнивых соперников ,которых надо прогнать . Эти и ещё много родственных слов , и все они рассказывают о сильных эмоциях.

ярка яра(весна)

ярмо

яровая

ярость

доярка

ярина(овечья шерсть)

Красный Яр

Зелёный Яр

Хорс

Божество солнечного светила .С культом Хорса был связан ритуальный весенний танец- ХОРовод ( движение по кругу), обычай печь на Масленицу блины и катать зажженные колеса , поэтому слова с корнем -хор- мы можем соотнести с данным божеством.

хоромы

хоровод

хоромины

хорошо

хоругвь

хор

хоронить

похороны





12

Стрибог

Индоиранское «бог» в этом имени объединено со славянским «стръга»- распространять , простирать. Согласно восточно-славянской традиции , Стрибог является в образе гусляра , перебирающего струны , с луком за спиной , а на поясе -сагайдак со стрелами .Несомненна фонетическая связь со словами , имеющими корни ---стру-, -стре-, -стри-.

струя

струны

стрелы

стремя

стремительный

стриж

Марена(Мара, Морана, Марцана и т.д.)

От её имени произошли слова с корнями - мор-, -мар-, -мер-,-мур-.

мор мрачный

морока мерещиться

море умереть

кошмар смерть

мрак сумерки

мрачный смердеть

муравей

мурава

мерзость

Макошь

Б.А. Рыбаков выделяет в этом слове два корня -МА-КОШ-(5), то есть мать-судьба.

13

мокнуть куш

мокша мокрица

макушка макать

кошка мякиш

Лада

Имя Лада связано с корнем --лад-.

ладить

налаживать и т.д.

Леля

От этого имени образовались слова с корнем -леле-. До сих пор принято называть девушек Лёля, Леля ( как отголосок древнего культа).

лелеять







14

3.Пословицы и поговорки , отразившие языческие верования и обряды.

«Солнце днем работает , а ночью отдых берет»-анимистическое воззрение на солнце.

«Который бог замочи , тот и высушит»- многобожие.

«Молёный баран отлучился , ин гулящий прилучился»- намёк на жертвоприношение.

«Был бы лес , будет и леший»- почитание Велеса.

Под влиянием духовенства на языческих богов стали смотреть , как на нечистую силу , на бесов , дьявола, сатану .Это отразилось в следующих пословицах:

«На печи сидел , кирпичам молился»-почитание домового.

«Венчали вокруг ели А черти пели»- брак без церковного обряда.

«Взял боженьку за ноженьку , да и об пол»-низвержение кумиров.

«Из дупла либо сыч , либо сова , либо сам сатана»- т.е. леший.

«Всякому черту вольно в своём болоте бродить»-т.е. водяной.

«В тихом омуте черти водятся»

«Сужена - ряжена не обойдешь и на коне не объедешь», «Земля треснет -черт вылезет»- вера в судьбу.





15

Заключение.

Объектом нашего исследования являлась славянская языческая мифология , а точнее , верховные славянские языческие боги . Мы ставили перед собой несколько задач , в частности , изучить , как можно больше материала по данной теме и выяснить , какие слова современного русского языка произошли от имён славянских богов . В ходе работы мы попытались выстроить иерархию славянских богов и их роль в жизни наших далёких предков .

Пользуясь этимологическим словарём и собственными наблюдениями , мы попытались выявить как можно больше слов современного русского языка , в происхождении которых видны отголоски имён древних языческих богов . В результате нашего исследования выяснилось , что таких слов в русском языке очень много . Тысячелетняя славянская языческая культура не ушла бесследно - она продолжает жить в нашем языке.

Также , изучая фольклор , удалось выявить пословицы и поговорки , в основе которых заложены языческие верования славян.

Тема нашего исследования является достаточно широкой , и её несомненно нужно продолжить ,в частности , интересны суффиксы -ащ-, -ящ-, приставка пра- , которые явно имеют языческие корни. Более детальное изучение данных словообразовательных морфем может явиться темой для самостоятельного исследования .

Мы считаем , что наша работа будет полезна и интересна как учащимся , так и педагогам , а также всем тем , кто интересуется родным языком , нашими корнями и русской культурой.

16

Список литературы:

1.Гаврилов Д., Ермаков С. Время богов и время людей .Основы славянского язычества.ukazka.ru

2.Гаврилов Д., Наговицын А. Языческие боги славян . М.: «Рефл-Бук,2002.

3.Ерёмина О.А. Божества славянского язычества .М.: «Портфель учителя»,2007.

4.Мифологический словарь (под. ред. Е.М. Мелетинского).м.: Советская энциклопедия ,1993

5.Рыбаков Б.А. Язычество древних славян . М.: Просвещение ,1994

6. Шанский Н.Н. Школьный этимологический словарь русского языка. М.: Дрофа,2004

7.Этимологический словарь ( под ред. М.Фасмера) М.: Этимология , 1975

8.Язычество. Великие боги славян .festival 1 september.ru/artickles/581304



17

Приложение.

Исследовательская работа Место и роль язычества в современном русском языке





18

Исследовательская работа Место и роль язычества в современном русском языкеИсследовательская работа Место и роль язычества в современном русском языкеИсследовательская работа Место и роль язычества в современном русском языке

© 2010-2020