Программа элективного курса по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 30 часов, базируется на программно-методических материалах по русскому языку.

Введение элективного курса, как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения, обусловлено тем, что часть 3 (С) ЕГЭ составляет примерно 1/3 от общего количества баллов, набранных учеником на экзамене, и существенно влияет на общее количество баллов, необходимое для поступления в вуз. Главные принципы, на которых строится курс,- научность, системность, доступность. Это позволит учащимся максимально успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями. Актуальность курса заключается в расширении знаний по русскому языку с целью успешной сдачи ЕГЭ.

В части С экзаменационного текста помещается задание открытого типа, требующее развернутого ответа в форме сочинения-рассуждения на основе предложенного текста. Задание проверяет прежде всего сформированность у учащихся коммуникативной компетенции, необходимой для понимания чужих высказываний и порождение своих текстов, компетентности выпускника, важной не только для успешной образовательной деятельности, но и для профессионального и жизненного его становления.

Задание части С Единого государственного экзамена по русскому языку - это задание повышенной сложности, поэтому необходимо особенно внимательно отнестись к его выполнению, а значит, и к подготовке. Верное выполнение данного задания позволяет выпускнику получить наивысший балл, что является актуальностью курса.

Новизна курса заключается в системе работы, назначение которой - помочь в написании сочинения и овладении умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. Выпускники учатся работать с информацией, заложенной в тексте, учатся четко формулировать, логично излагать и аргументированно доказывать собственную точку зрения.

Для того чтобы деятельность выпускника была успешной, учащиеся должны понимать, чему учатся, над какими умениями работают. Именно поэтому вниманию учащихся предлагаются критерии оценки сочинения; теоретический материал, помогающий правильно организовывать работу на каждом этапе выполнения задания; вопросы, проверяющие успешность деятельности; а также перечень типичных ошибок, знание которых поможет не допустить подобных просчетов в собственной работе. Также предусмотрена работа над пониманием значения терминов, используемая в формулировке задания части С и критериях оценивания.

Программа предлагает для работы большое количество сочинений разной степени успешности. Материалы позволяют не только научиться видеть и исправлять типичные ошибки, допущенные школьниками, но и познакомиться с хорошими сочинениями. Анализ текстов ученических работ поможет научиться понимать, что возможны разные способы развития одной и той же темы, решения проблемы.

Методическая система достижения цели складывается из строгой последовательности этапов выполнения работы по критериям, анализа сочинений по критериям, прогнозировать возможные результаты работы и проводить самоанализ.

Результатом системы работы курса является успешное выполнение задания части С на ЕГЭ по русскому языку в соответствии с критериями оценки.

Практические занятия предусматривают написание сочинения поэтапно, итоговой работой является выполнения задания части С ЕГЭ.

Программа элективного курса состоит из 2-х разделов.

Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.

Второй раздел «Сочинение - рассуждение». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

Цели элективного предмета:

1. Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению задания С ЕГЭ.
2. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе.
3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью.
4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей.
5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте.
6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.

Задачи элективного предмета:

  1. Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).

  2. Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.

  3. Способствовать развитию письменной речи.

  4. Подготовить учащихся к выполнению задания ЕГЭ.


Технология организации учебного процесса

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Освоение курса предполагает следующую типологию уроков:

- уроки-лекции;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);
- уроки комплексного применения знаний.

Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала,

составление текстов в жанре рецензии, эссе);
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств

языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.












Содержание программы

РАЗДЕЛ I

Разноаспектный анализ текста. (15 часов)

Стилистический и типологический анализ текста. (6 часов)

Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.

Лингвистический анализ текста. (9 часов)

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.

Лексически - поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.


РАЗДЕЛ II

Сочинение-рассуждение на основе текста. (15 часов)

Анализ текста. (4 часа)

Содержание исходного текста.

Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.

Композиция и языковое оформление сочинения. (6 часов)

Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.

Авторская позиция.

Основная часть сочинения.

Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.

Тренировочные сочинения.

Практические работы (5 часов)

  1. написание сочинений-рассуждений;

  2. редактирование.





Основные термины и понятия

Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.

Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафора, сравнение, аллегория.

Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.

Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.

Количество часов - 30 часов (2 часа в неделю).

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:

  • основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;

  • определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;

  • виды текста;

  • определение понятий «вступление» и «заключение»;

  • что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;

Обучающиеся должны уметь:

  • указывать средства связи между частями текста;

  • определить тему и основную мысль текста;

  • определить тип и стиль речи;

  • использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста;

  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

  • анализировать форму исходного текста;

  • находить характерные для исходного текста языковые средства;

  • создавать связное высказывание;

  • излагать последовательно собственные мысли;

  • использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.

  • оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ.


В работе используется следующая литература:

1) Мальцева Л.И. Подготовка к ЕГЭ 2016.Книга1.Справочные материалы.Упражнения.Издание 2,Москва «Народное образование».2015

2)МальцеваЛ.И.Подготовка к ЕГЭ 2016.Книга2.Практикум «Пишем сочинение».Издание 2,Москва «Народное образование».201

3)Л.И.Мальцева.Итоговое сочинение 2016.Москва. «Народное образование».2016.

4) 5) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.Русский язык. Единый государственный экзамен: Учебное пособие/ Под ред. Проф. Н.Г.Гольцовой. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009 г.

6) Кузнецова Т.В. Комплексный анализ текста на уроках русского языка. Дидактический

материал (региональный компонент) 10-11 классы. Архангельск, 2003.

Интернет-ресурсы

Материалы сайтов:

  1. ege.edu.ru

  2. rustest.ru

  3. wwwfipi.ru

  4. prosa.ru





















Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Тема

Вид урока

Дата

Стилистический и типологический анализ текста

(6 часов)

1

Текст. Тема и основная мысль текста

Лекция


2

Средства связи между частями текста

лекция


3

Способы связи предложений в тексте

Практическая работа


4

Выделение микротем в тексте

Лекция


5

Лексические средства организации текста



6

Стили речи. Типы речи.



Лингвистический анализ текста (9часов)

7

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение

Лекция


8

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение

9

Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм

Практикум


10

Синонимы. Контекстные синонимы Антонимы. Контекстные антонимы

Практикум


11

Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метафора, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы

Практикум


12

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции

Практикум


Анализ текста. (4 часа)

13

Содержание исходного текста

Лекция


14

Тексты функционального стиля.

Практикум


15

Рецензия. Эссе

Урок комплексного применения знаний


16

Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей



Композиция и языковое оформление сочинения. (11 часов)

17

Формулировка задания части С ЕГЭ по русскому языку. Критерии проверки и оценки заданий с развернутым ответом.

Лекция


18

Этапы выполнения задания с развернутым ответом.

Лекция


19

Что такое проблема текста?

Проблемы в художественных и публицистических текстах.

Лекция


20

Определение авторской позиции.

Круг рассматриваемых вопросов в тексте.

Лекция, практикум


21

Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции.

Лекция


22

Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении.

Лекция


23

Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.

Практикум


24

Вступление к сочинению. Разные способы построения вступления к сочинению.

Лекция, практикум


25

Основная часть сочинения. Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции.

Практикум


26

Основная часть сочинения. Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции.

Практикум


27

Заключительная часть сочинения. Цель и форма заключения.

Практикум


28

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

Практикум


29-30

Тренировочные сочинения.

Урок комплексного применения знаний




Требования к уровню подготовки учащихся

В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:

• основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;

• определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;

• виды текста;

• определение понятий «вступление» и «заключение»;

• что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;

Обучающиеся должны уметь:

• указывать средства связи между частями текста;

• определить тему и основную мысль текста;

• определить тип и стиль речи;

• использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста;

• понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

• анализировать форму исходного текста;

• находить характерные для исходного текста языковые средства;

• создавать связное высказывание;

• излагать последовательно собственные мысли;

• использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.

• оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ.











Рассмотрено Согласовано Утверждаю

Руководитель ШМО Зам.директора по НМР Директор БГИ №2

_____Исхакова Г.Ф. ___Аюпов Р.Р. ____Файзуллин А.Г.

«__»____2015 «__»______2015 «___»______2015



Программа

дополнительных образовательных услуг по курсу

«Формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности»

Разработала преподаватель Спиридонова Я.Г.



Ишимбай,2015



Программа элективного курса "Формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности при подготовке к ОГЭ"

Новая форма итоговой аттестации в 9 классе - это современная форма государственной (итоговой) аттестации учащихся, позволяющая объективно оценить предметную подготовку школьников. Оценка уровня подготовки девятиклассников предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте образования.

Актуальной проблемой для учителей-словесников является подготовка учащихся к итоговой аттестации в новой форме. С этой целью была разработана программа элективного курса

" Формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности ".

Цель данной программы: целенаправленная качественная подготовка учащихся к итоговой аттестации через формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности.

Эта цель реализуется при решении следующих задач:

- формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- овладение нормами русского литературного языка;

- обогащение словарного запаса;

- комплексная работа с текстом;

- развитие речи учащихся.

Эффективность данной программы в том, что содержание её соотносится с содержанием образовательного стандарта по предмету, зафиксированному в нормативных документах: "Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету" "Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по предмету"

Программа предусматривает разные виды деятельности учащихся: коллективную, групповую, парную, индивидуальную. Используются разнообразные методы работы: лекция, беседа, самостоятельный анализ, работа с таблицами, схемами, алгоритмами. В процессе работы предусмотрен текущий и итоговый контроль.

Предполагаемый результат

Качественная подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в 9-х классах в новой форме.

Программа рассчитана на 32 учебных часа.

Предназначена для работы с учащимися 9-х классов.

Содержание программы

I. Введение.

Содержание экзаменационной работы.

Элементы содержания экзаменационного теста:

1. Язык: фонетика, лексика, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис.

2. Речь: текст, его тема и основная мысль, средства художественной выразительности. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный.

3. Орфография.

4. Пунктуация.

5. Культура речи. Нормы литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.

Структура экзаменационной работы.

Часть I. Написание сжатого изложения по прослушанному тексту (С1).

Части II, III выполняются на основе одного прочитанного текста.

Часть II. Задания с выбором ответа и с кратким ответом.

Часть III.. Творческое задание. Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему (С2).

II. Теоретический минимум для подготовки к экзамену. Тематическая диагностика по разделам курса.

  1. Фонетика и графика.

  2. Лексика и фразеология.

  3. Морфемика и словообразование.

  4. Грамматика. Морфология.

  5. Грамматика. Синтаксис.

  6. Орфография.

  7. Пунктуация.

  8. Речь.

  9. Языковые нормы.

  10. Выразительность русской речи.

III. Создание сочинения-рассуждения.

Основные приёмы создания сочинения-рассуждения. Комментированное чтение предложенного текста. Способы моделирования вступления, основной части и заключения. Способы выражения личностной позиции. Умение аргументировать собственные высказывания.

IV. Практикум по образцам экзаменационных тестов. Диагностика, коррекция по результатам диагностики.

Итоговый контроль.

Тематическое планирование

Тема

Формы и методы работы

Кол-во
часов

1

Вводное занятие. Содержание и структура экзаменационной работы.

Сообщение

1

2

Сжатое изложение. Информационная обработка текста. Основные приёмы компрессии исходного текста.

Практикум.
Входящий контроль

2

3

Фонетика и графика

Практикум.
Тематический контроль

1

4

Лексика и фразеология

Работа со словарём.
Практикум.

1

5

Морфемика и словообразование

Работа по таблице.
Практикум

1

6

Грамматика. Морфология. Классификация слов по частям речи.

Парная работа.
Тематический контроль

1

7

Грамматика. Синтаксис. Словосочетание. Типы предложений. Простое осложнённое предложение. Обособленные и уточняющие члены предложения. Сложные предложения.

Практикум.
Тематический контроль

3

8

Орфография.
О/Ё после шипящих и Ц. Употребление Ъ и Ь.
Орфограммы в корне. Правописание приставок, окончаний и суффиксов (кроме Н/НН). Н и НН в разных частях речи. НЕ с разными частями речи. Правописание наречий, сложных и служебных слов.

Беседа.
Работа в паре.
Практикум.
Тематический контроль

3

9

Пунктуация. Тире между членами предложения. Пунктуация при однородных членах, при прямой речи, диалоге и цитировании. Знаки препинания в сложном предложении.

Работа в паре.
Практикум.
Тематический контроль.

1

10

Речь. Текст. Последовательное расположение частей текста. Типы речи. Стили речи.

Групповая работа.
Практикум

1

11

Языковые нормы: орфоэпические, морфологические, синтаксические, лексические.

Практикум

1

12

Изобразительно-выразительные средства языка

Коллективная работа

1

14

Анализ исходного текста

Практикум

1

15

Способы моделирования вступления

Практикум в парах

2

16

Способы моделирования основной части. Выражение личностной позиции. Аргументация собственных высказываний

Работа в группах.
Практикум

2

17

Способы моделирования заключения сочинения-рассуждения.

Работа в парах

1

18

Работа по тестам, составленным по образцу демоверсии 2015 г. Текущая диагностика. Коррекция по результатам диагностики.

Практикум.
Текущий контроль

5

19

Итоговая работа (пробная экзаменационная работа)

Итоговый контроль

2

Литература

1. ГИА-2012. Русский язык:типовые экзаменационные варианты: 12 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. - М.: Национальное образование, 2011. - 80 с. (ГИА-2012. ФИПИ - школе).

2. ГИА -2012. Русский язык:типовые экзаменационные варианты: 25 вариантов / под редЛ.И.Мальцевой.. - Ростов на Дону.: Национальное образование, 2011. - 192 с. (ГИА-2012. ФИПИ - школе).

3. 5. Л.М.Рыбченкова, О.М. Александрова, С.И. Львова, Т.Н. Роговик. Русский язык. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. М.: Просвещение, 2010. - 175 с.

4. М.М. Баронова. Русский язык. 400 типовых тестовых заданий для подготовки к ГИА. 9 класс. М.: АСТ: Астрель, 2010. - 126.

5.Окрытый банк заданий ФИПИ

6.Сдам ГИАsdamgia.ru/



© 2010-2022