Исследовательская работа «От исследования – к научному поиску»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

15

Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия

МКОУ «Кегультинская средняя общеобразовательная школа»

ф



Районный заочный конкурс исследовательских работ учащихся

«От исследования - к научному поиску»



ЛИТЕРАТУРА В ГОДЫ

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ



СЕКЦИЯ: ГУМАНИТАРНАЯ




Подготовила

Долгина Василина Ивановна,

учащаяся 8 класса

МКОУ «Кегультинская средняя

общеобразовательная школа»



Руководитель:

Очирова Эльвира Баатровна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Кегультинская средняя

общеобразовательная школа»



Кегульта 2014 год

Краткая аннотация

Цель моей работы - изучение калмыцких литературных произведений, создание которых приходится на военные годы.

В исследовании я использовала поисковый и аналитический методы.

Выводы по работе: большинство калмыцких произведений, написанных в годы ВОВ, объединены одной темой - любовь к Родине, защита Отечества, прославление героических поступков. Герои произведений калмыцких писателей вызывают уважение своими подвигами, своим отношением к долгу перед Родиной, удивительной цельностью натуры. Чем больше мы говорим об истории, о войне, унёсшей миллионы жизней, о подвигах, совершённых ценою собственной жизни, тем более вероятность того, что наши потомки не забудут тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили.






Содержание

Введение ………..……………………………………………………………………...……4

Литература в годы ВОВ ……………………………………………………………..….5-13

Заключение…………………………………………………………………………………14

Список использованной литературы…………………………………………………..…15









Введение

В годы Великой Отечественной войны лучшие произведения калмыцкой литературы были посвящены героическому подвигу народа.

Я выбрала тему «Литература в годы Великой Отечественной войны» не случайно, так как хотела побольше узнать об этом важном историческом времени. 1941 - 1945 годы имели огромное значение для России и для всей Европы.

Цель моей работы - изучение калмыцких литературных произведений, создание которых приходится на военные годы. Потому что Великая Отечественная война, как и любое событие для калмыцкого народа, отражена в первую очередь в художественной литературе.

В соответствии с поставленной целью нами определены задачи исследования:

- знать историю своего народа;

- воспитывать у подрастающего поколения патриотизм и сопричастность к истории родины и традициям родного края, нравственным ценностям человечества;

- воспитывать уважение к памяти павших бойцов, ветеранам войны;

- вызвать интерес к родной культуре.

В исследовании я использовала поисковый и аналитический методы.

Актуальность:

В настоящее время воспитание патриотических чувств является одной из актуальных задач современного образования. Поэтому я решила написать исследовательскую работу, посвященную Великой Отечественной войне, для того, чтобы показать героизм и важность Великой Победы для нашего народа. Современные дети - наследники ветеранов ВОВ - должны знать историю своей страны, ведь в наше время тоже существует угроза возрождения фашизма. Изучая историю войны, мы должны объединиться в борьбе за мир. А наше поколение должно воспитываться на примерах мужества и героизма дедов и прадедов.

Выводы по работе: большинство калмыцких произведений, написанных в годы ВОВ, объединены одной темой - любовь к Родине, защита Отечества, прославление героических поступков. Герои произведений калмыцких писателей вызывают уважение своими подвигами, своим отношением к долгу перед Родиной, удивительной цельностью натуры. Чем больше мы говорим об истории нашей страны, о войне, унёсшей миллионы жизни, о подвигах, совершённых ценою собственной жизни, тем более вероятность того, что наши потомки не забудут тех солдат и детей-героев, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили.

ЛИТЕРАТУРА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ


Конец 30-х годов ознаменован значительным подъемом в развитии калмыцкой литературы. Активизация в писательской среде объяснялась и подготовкой к 500 - летию героического эпоса «Джангар». Увеличился поток исследований об эпосе. Они предшествовали юбилейным торжествам в Элисте, Москве, в других городах СССР (например, в Алма - Ате). Все это создавало атмосферу плодотворной работы литераторов предвоенных лет. В течение года вышел ряд книг на калмыцком языке, в том числе переводы. Поэзия была представлена именами Лиджи Инджиева, Давида Кугультинова. С прозой входит в литературу Морхаджи Нармаев (поветь «Санджи»). Были изданы произведения драматургии и фольклора. В литературе глубже отражается социалистическая действительность, полнее исследуется характер нового человека.

Вероломное нападение фашисткой Германии прервало мирный труд советских людей, вызвало огромный патриотический подъем всех народов страны. В тяжелых испытаниях со всей силой проявлялись высокие качества советских людей - храбрость, отвага, готовность отдать жизнь за счастье Родины.

Война наложила свою печать на все стороны жизни республики. В искусстве она вызвала новые значительные произведения, новые идеи и образы, новые художественные формы. Лучшие произведения калмыцкой литературы военного времени посвящены героическому подвигу советского народа.

Выступая с речью на антифашистском митинге, Б. Басангов говорил: «Необозримые просторы открылись перед нашим народом для развития национальной культуры, для развития родного языка, литературы и искусства. И этому теперь угрожает надменный враг. Он хочет уничтожить литературу и искусство. Он хочет запретить говорить нам на родном языке великого «Джангара». Он хочет онемечить нас, онемечить наших детей. Нет, не бывать этому никогда»1.

С первых же дней Великой Отечественной войны в рядах сражающегося народа были и калмыцкие писатели Давид Кугультинов, Басанг Дорджиев, Лиджи Инджиев, Морхаджи Нармаев, Михаил Тюлюмджиев, Михаил Хонинов и другие. Они, как и все советские литераторы, не мыслили собственной жизни вне того главного, чем жила тогда вся страна.

С боевым оружием в руках и оружием художественного слова разили врага советские писатели в дни грозных испытаний. Они развернули большую агитационную работу, которая имела одну цель: «Все для фронта! Все для победы!»

В советской литературе этих лет совершенно закономерно выступает на первое место героическая тема, проявившаяся в самых разнообразных ее жанрах.

Патриотический подвиг советского человека в борьбе за свободу и независимость Отчизны стал ведущей темой всех братских литератур.

Все способствовало тому, чтобы литература сделала резкий поворот в сторону насущных задач военного времени и обрела новое общественное, идейное звучание.Это относится ко всем литературам нашей страны, в том числе и калмыцкой.

В начальный период войны стихи в большинстве своем имели агитационную направленность.

Основной темой калмыцкой поэзии становится защита Отечества, героизм советских людей. В калмыцкой поэзии военных лет в основном развиваются малые жанры: появляются новые стихи (публицистические, лирические, сатирические), песни, баллады. В годы войны было издано несколько сборников: ЦеренаЛеджинова «Родина», М. Басангова «Клятва», Л. Инджиева «Родник», Б. Дорджиева «Стихи и поэмы». Патриотический пафос произведений этих лет чаще всего выражался в форме приподнято - одической («Наша сила», «В июне 22-го», «Родина непоколебима», «Слушай, Родина!» и др.).

Выделялись стихи, написанные в форме гражданских призывов к народу, обращений воинов к своим близким, обещаний, напутствий: «Слово старого партизана» Л. Инджиева, «Адучиеву Бадме» Б. Басангова, «Матери - степи», «Песнь осеннего ветра» Д. Кугультинова, «Песня калмыцких воинов» М. Эрдниева, «Матери» Н. Ванькаева.

Стихи, публиковавшиеся в то грозное время, явились своеобразным видом оружия, наиболее отвечающим боевому духу мобилизационной готовности народа. В трудный час военных испытаний еще обостренней надвигался истинный смысл таких понятий, как Родина, Отечество, подвиг, слава.

В поэзии этого периода усиливается интерес к патриотическим и героическим традициям прошлого, к ратным подвигам предков. Поэты все чаще обращаются к образам эпических богатырей, привлекают факты из военной истории Родины. Раскрывая в своих стихах душевную стойкость, богатырскую мощь советского народа, авторы видят истоки этого нравственного превосходства над врагом и в новом образе жизни, и в наследовании боевых традиций прошлого. В этом отношении представляют несомненный интерес, например, стихи «Родина» Ц. Леджинова, «На фронт сыну - воину» Л. Инджиева.

Вера в могущество и непобедимость советского народа видится Л. Инджиеву в героических его традициях. «В магическом стекле поэтического воображения» встают поля сражений, где «некогда был сломлен Наполеон надменный и псам - рыцарям был дан отпор суровый». Героическое прошлое используется писателем для обращения к своим современникам с призывом помнить о подвигах былых времен, о боевой славе Отечества.

Обращение Лиджи Инджиева и других калмыцких поэтов к героическим страницам отечественной истории, особенно в начальный период, носило главным образом агитационно - пропагандистский характер, что отвечало политической злободневности военной поры.

В то же время сила этих произведений не только в их патриотическом пафосе, в ярко выраженной идее защиты Отечества, но и в отражении вольнолюбивых и героических черт народного характера, нравственные истоки которого восходят к тем моральным представлениям народа, что были выработаны на протяжении всей его истории и нашли наиболее яркое свое выражение в национальном эпосе «Джангар».

В годы войны, в обстановке ожесточенной борьбы советского народа с фашистским агрессором, важное значение приобретает прямая практическая предназначенность литературы, ее ориентация на широкие читательские слои, что и определило активное использование художниками народно - поэтических форм.

Влияние фольклора на калмыцкую поэзию в эти годы проявлялось не только в восприятии поэтами традиционных жанровых форм, но и в том идейном пафосе, гражданственности, который был в нем накоплен.

В большинстве случаев поэты творчески воспринимали национальные традиции, дополняя их новыми мотивами, созвучными суровой эпохе военных лет.

Значительная часть произведений военных лет была посвящена безмерному героизму наших воинов - фронтовиков. Поэты уделяют много внимания прославлению личных качеств, отваги героев, и это также было в духе традиции устной поэзии. Среди таких произведений были известны «Наводчик Бригада», «Просьба танкиста» Лиджи Инджиева, «Знаменитый герой», «Баллада о девушке» Басанга Дорджиева, «Уже зимы холодной покрывало», «Над колыбелью мальчика», «Ночью в окопе», «Любовь Леди Шапиро», «Высота» Давида Кугультинова, «Красноармеец тов.Болдаев» Мукюбена Басангова.

В этих произведениях наряду с изображением советского воина в моменты его героических поступков, был слышен голос и солдатского сердца. Иными словами, образ советского воина - защитника Родины представал в них во всем своем богатстве.

Даже в самых тяжких испытаниях, где самоотверженность и мужество становились мерилом достоинств человеческой личности, советский солдат не утратил чувства добра и человечности. Как и большинство произведений периода войны, многие стихи калмыцких поэтов были посвящены реальным героям, их подвигам. К примеру, стихотворение «Наводчик Бригада» Лиджи Инджиева повествует о конкретном подвиге, связано с подлинными именами. Описание поединка артиллериста Бригады с вражескими танками и героическая смерть его составляют основное содержание произведения. Поэт обходится без многосторонней обрисовки героя - его интересуют прежде всего те стороны человеческой личности, которые характеризуют ее как патриота и воина.

В неравной схватке с противником, на краю гибели, воля к победе и вера в нее вызывают у Бригады презрение к смерти. Он до последней минуты «бьется с врагом, метко вражьи танки разя». В кульминационном пункте сюжета (когда уже подбито орудие, и враги стали окружать советского богатыря «жадным, хищным зверьем») автор прерывает рассказ о самом событии и дает слово герою произведения:

Чего захотели фашистские псы.

В плен не сдаются наши бойцы2 -

крикнул Бригада. Прыгнув в горящую избу, он предпочел смерть фашистскому плену. Образ солдата Бригады, проявившего невиданную стойкость и мужество в единоборстве с врагом, вырисовывается как эпическая фигура богатыря, насмерть стоявшего за честь Отчизны. Подвиг героя во имя свободы и независимости Родины - это путь в века, в бессмертие.

Стойкость и бесстрашие советского воина прославляется и в произведении Мукюбена Басангова «Красноармеец тов.Болдаев». Та же мысль выражена в стихотворении М. Эрдниева «Солнце ярко веками». Обобщающая картина солдатской доблести и подвига раскрыта в произведении как апофеоз величию и несокрушимости Красной Армии, мощь которой автор не знает «какой силе грозной уподобить».

В годы войны героизм и патриотизм стали главными чертами характера советского человека. И вполне закономерным было появление стихов о солдатских подвигах.

Вместе с тем в суровой лирике тех лет находит свое естественное выражение мотив жизни и любви.

Любовь, верность, фронтовое товарищество - им посвящены такие стихи, как «Не щадя своей жизни» Церена Леджинова, «Что я могу тебе сказать» Н. Ванькаева, «Месяц» Баатра Басангова.

Но с особой силой тема эта звучала в поэзии Давида Кугультинова, пришедшего в литературу незадолго до войны. В годы войны лирика Кугультинова приобретает новые черты. Ее отличает, прежде всего, естественность, конкретность жизненных красок, особая поэтичность.

Но за всем этим вставал образ борца, защитника Родины, раскрывались простые и достоверные переживания человека на войне. И в пристальности взгляда поэта на те или иные стороны фронтовой жизни, в умении тонко подметить детали солдатских будней чувствовалось основательное знание армейской среды.

Войну Кугультинов видел собственными глазами, испытав и горечь отступлений, и радость побед. В стихах поэта нетрудно обнаружить вехи его фронтовой биографии.

В первые же дни войны Кугультинов написал стихотворение «Матери - степи», в котором конкретность чувства Родины, эмоциональная человеческая сила этого чувства переданы ярко и сильно. Здесь же традиционно - национальные представления о чести и долге перед народом и Отчизной, что и в эпосе «Джангар». Как и в эпосе, у Кугультинова звучит мотив осуждения трусости, предпочтение смерти в бою с врагом позорному уклонению от своего долга в дни суровых для Отечества испытаний:

Видишь? В тяжелой пыли

С запада движется враг.

Степь! Если в грозном бою,

Струсив, себя запятнаю

Степь! Если Джангра и Хонгра

Я оскверню имена, -

Кровь мою в гной преврати,

О, степь!

И, брезгуя мною,

Тело мое не прими

В лоно твое святое3.

В этих словах уже обозначились главные образы военной лирики Кугультинова: образ Родины, образ ее защитника - советского солдата, творца победы.

Сходные мотивы звучат и в другом стихотворении поэта - «Песнь осеннего ветра». В скупых словах лирического героя - переживания, состояние души солдата, сердце которого «от скорби кровью готово истечь» при виде горя и страданий народа. Это и «жгучие слезы любимых» и «голос матери старой», просящей защиты и «погребенные воины - братья, взывающие к мести».

Поэт показывает особенности психологии советского человека на войне, для которого дело народного освобождения становится глубоко личным делом. И это ощущение своей причастности, ответственности за судьбу Родины, всего человечества рождают клятву души героя, его поэзии «не убегать от стонов мира, не отступать от зовов мира».

Стихотворение воспринимается не только как поэтическая программа самого автора, оно отражает нравственное содержание характера человека социалистического общества, не представляющего себе жизни без заботы о ближних, товарищах, своей стране, о мире и счастье всего человечества.

Поэт говорит и о самом главном в жизни советского человека, о его преданности государству, о чувстве ответственности за судьбу Родины. Хотя испытания еще не кончились и солдату предстоит, поборов усталость, «взять винтовку и пойти в сражение», он осознает великую миссию освободителя порабощенных народов.

В этом стихотворении образ природы, весны становится стержнем всего произведения, передает думы и чувствования лирического героя. А в последних строках образ весны приобретает более широкое, общее значение - поэт утверждает, что для весны, «как для любви, всегда нужна свобода». И только с ее приходом на родной земле наступает радость жизни, «цветут цветы, слышно птичье пение». Так поэтически воплотилась мысль о противоестественности, несовместимости войны со всем прекрасным - природой, ее красотой.

Жестокий след войны, печальное чувство невосполнимой утраты, боли и радости народные живут в сердцах героев Кугультинова. У одного «бездну скорби» принесла война его любви («Над колыбелью мальчика»), у другой в бою погиб самый любимый человек («Любовь Леди Шапиро»), третьим война оставила только «мечты о доме», в котором «словно сны», согревали солдатские души («Ночью в окопе»).

Вместе с тем в этих стихах поэта звучит мотив несломленности человеческого духа, торжества всепобеждающей жизни. Эта мысль выражена в стихотворении «Высота».

Реальный факт - спасение девушкой медсестрой раненого бойца, над которым, как предвестник смерти, уже «носился рой зеленых мух», приобретает в произведении символический смысл.

В заключительных строках стиха образ девушки - медсестры вырастает до обобщения, сливается с образом Родины - с мечтой о победе над врагом:

И вдруг, в стеблях, со мною рядом,

В тугом венце сплетенных кос

Увидел девушку. Принес

Мне силу взор ее красивый:

Строга, доверчива, нежна,

Вдруг показалась мне она

Весь мир спасающей России…4

Стихи Кугультинова, передающие ощущения, чувства, мысли, представляли собой по сути поэтический дневник о фронтовых буднях, о героизме, о том, какой нелегкой ценой добывалась победа.

В те годы калмыцкие поэты глубоко осваивают и песенное творчество народа и, в первую очередь, историко - героические песни, которые своим пафосом, обобщающим характером выражения чувств, своими идеалами были близки героике Великой Отечественной войны. Были написаны такие песни, как «Военный марш калмыцких конников» Баатра Басангова, «Не щадя своей жизни», «Оседлаем коней…» Церена Леджинова, «Песни военной молодежи» Лиджи Инджиева, «Песня калмыцких воинов», «Счастье свое защитим» Мутула Эрдниева.

Для большинства песен военных лет характерна тема защиты Родины, в них воссоздаются образы народных героев, как призыв к современникам быть верными героическим традициям своего народа. В то же время у народной песни заимствуют авторы и ее богатые интонационные краски, гибкость языка, используют ее художественно - изобразительные средства, яркую образность.

В годы войны весьма важной была и проблема разоблачения звериного облика врагов, воспитания у наших воинов глубокой и всесокрушающей ненависти к фашистским захватчикам.

Так, в стихотворении Баатра Басангова «Кольцо» ощутимо, зримо вырисовывается истинная сущность фашистского убийцы, палача, грабителя. Автор подчеркивает неизбежность победы силы разума и свободы над злой силой смерти и разрушения.

В ином ключе, в иной тональности написаны стихи Леджинова «Три письма», «Лейтенант Курт». Средствами язвительной сатиры обличает поэт отвратительные черты гитлеровских вояк. В «Трех письмах» особенно ярко изображен неприглядный облик фашистских молодчиков - мародеров, грабителей. В другом стихотворении «Лейтенант Курт» вандализм немцев показан через их отношение к духовным ценностям и культурным памятникам прошлого.

Как один человек поднялся наш народ на священную борьбу против фашистских орд. Калмыцкие поэты в военные годы создали также произведения, посвященные героической борьбе и труду советских людей в тылу.

Идея единства фронта и тыла главенствует во многих стихотворениях («Письмо отца сыну на фронт», «Подарки богатых колхозов» Лиджи Инджиева, «В степном колхозе» Церена Леджинова, «Песня колхозников», «Мать воина» Баатра Дорджиева). В них наглядно отразился могучий патриотический порыв миллионов советских людей.

Для фронта отбирают лучших лошадей из колхозного табуна («Подарки богатых колхозов»), трудятся на уборке урожая, оказывая свою посильную помощь школьники («В степном колхозе»), для нужд фронта сдаются личные сбережения людей, ценности.

Эти многообразные факты помощи фронту со стороны тружеников степного края явились частицей той огромной всеобъемлющей борьбы советского народа за быстрейший разгром врага.

Поэты пишут о матерях и отцах воинов, о том, что материнская любовь, как и верность Отчизне, вела солдата в бой («Матери», «Слово матери» Н. Ванькаева, «Мать воина» Басанга Дорджиева). Для каждого человека образ матери неотделим от образа Родины, и это единство двух великих идеалов превосходно использовали калмыцкие писатели.

С первых же дней войны калмыцкие писатели, как говорилось, встали в ряды защитников Отечества. Живое слово, обращенное к воину, выраженное в различных формах (обращение - послание, письма, благопожелания), несомненно, помогало в борьбе с ненавистным врагом. На страницах газет, журналов появились очерки Лиджи Инджиева, Морхаджи Нармаев, Басанга Дорджиева, Давида Кугультинова.

В прозе военных лет с большой силой звучат темы любви к родине, ее защиты, великого смысла патриотизма, ненависти к врагу.

В очерках, статьях, публицистике5 Баатра Басангова отражалась жизнь как фронтовика, так и широких народных масс в тылу. Вся трудовая Калмыкия жила под общенародным девизом - «Все для фронта, все для победы». Не случайно образ труженика тыла становится центральным в очерках и публицистических статьях Басангова и других писателей в эти годы. Ряд очерков писателя - это своеобразным гимн подвигу, рожденному в бою и труде.

В январе 1942 года Баатр Басангов пишет очерк «Талисман счастья», где философски осмысливается понимание истории; героические события прошлого рождают любовь к Родине, уверенность в победе, необходимость борьбы во имя сохранения народных идеалов.

Подвиг, героизм калмыцкого народа в Великой Отечественной войне запечатлен в очерке «Подвиг, затмивший древнюю легенду». Это произведение выходит за рамки очерка. В нем органично соединены элементы публицистики и прозы. Басангов обращается к новому материалу, конкретному подвигу сержанта Эрдни Деликова. Автор глубоко раскрывает психологию советского человека, совершая экскурс в детство Эрдни, обращаясь к моральным и нравственным качествам юноши, комсомольца Деликова.

Главная сквозная тема в публицистике Баатра Басангова - советский патриотизм. И все, написанное Басанговым в эти годы, понятно и близко читателям.

Для Алексея Балакаева война и детство являются почти автобиографической темой. Он много видел и пережил сам, поэтому в его произведениях звучит искренний и доверительный тон, для него читатель - близкий друг-собеседник. В прозаическом мире Балакаева живут удивительно добрые и светлые люди. Но это отнюдь не значит, что их жизнь полна безоблачной радости, напротив, их душевная красота расцветает и мужает в столкновении с людьми черствыми и корыстными.

«Три рисунка» - это рассказ о войне, хотя в нем нет описаний жестоких сражений. Это рассказ о войне, которая разрушила семьи, оторвала людей от родных мест, обрекла их на холод и голод, прошла через сердце каждого человека.

В своих произведениях писатель избегает изображать батальные сцены, его больше привлекает описание жизни тыла, которая полна тяжких испытаний. Именно об этом его повесть «Солнце, благослови меня». Война в этом произведении остается все время как бы за кадром. Гул орудий еще не доносится до хотонов Сяни Экен и Модна Заха, где развертываются основные события этой повести. Но весь ритм жизни, все думы степных жителей, их поведение определяются одним - войной. Ведь именно война увела из колхозов все мужчин, вынудила работать детей и женщин. Недаром герой повети с горечью размышляет о нелегкой судьбе своих однохотонцев: «По всей моей милой Родине горе горькое ходило, горем ворота подпирало. И горе то болью отдавалось в моем сердце»6.

Лиджи Инджиев, Морхаджи Нармаев, Церен Леджинов, Давид Кугультинов и другие калмыцкие писатели и поэты работали во фронтовых газетах. Распространенным жанром становятся в годы войны послания, заметки, призывы, письма в прозе, в стихах. Литература не оставила в стороне драматизма событий, трудностей военных лет, народных страданий, отобразила лучшие черты советских людей - патриотов, защитников Родины.

Калмыцкая советская литература и искусство периода Великой Отечественной войны, одухотворенные гуманистическими идеями, освободительными целями, правдиво и верно отразили исторические и социально - бытовые явления тех лет, показали беспредельную героическую самоотверженность и величие духа калмыцких писателей.


Заключение

В процессе поисков сведений нам удалось расширить наши знания о калмыцкой литературе в годы войны, ощутить атмосферу того далёкого времени. Исследовательская работа позволила узнать много новых сведений об истории родного края в период Великой Отечественной войны, которая длилась 1418 дней и ночей. Советские люди напрягли все силы для спасения Родины и ее независимости и добились победы ценой огромных жертв.

Путь к победе был тяжелым и долгим. Во имя победы погибло много калмыцких писателей, поэтов, деятелей искусств. Калмыцкий народ проявил массовый героизм на фронте и в тылу. Последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их преданиях, в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям и внукам. Война живет в памяти всего народа.

В настоящее время воспитание патриотических чувств является одной из актуальных задач современного образования. Современные дети должны знать историю своей страны, ведь в наше время тоже существует угроза возрождения фашизма. Изучая историю войны, мы должны объединиться в борьбе за мир. А наше поколение должно воспитываться на примерах мужества и героизма дедов и прадедов.

Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними.

Калмыкия - это республика, в которой я родилась и выросла. Мои земляки тоже совершали подвиг во имя Победы над врагом. Они самоотверженно трудились во имя Победы, помогая фронту и солдатам, чем могли. Сейчас это пожилые люди, живущие рядом со мной. Вспоминают трудные военные годы со слезами на глазах.

А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не будет. Ветераны Великой Отечественной войны уходят от нас, унося с собой воспоминания о тех героических днях. Восстановить, запечатлеть в памяти нынешних поколений, по возможности, все эпизоды трагических и героических событий минувшей войны - это наш долг перед живыми и павшими участниками Великой Отечественной войны.

В калмыцких произведений, написанных в годы ВОВ, главенствовала одна тема - защита Отечества. Герои произведений калмыцких писателей вызывают уважение своими подвигами, своим отношением к долгу перед Родиной, удивительной цельностью натуры. Чем больше мы говорим об истории нашей страны, о войне, унёсшей миллионы жизни, о подвигах, совершённых ценою собственной жизни, тем более вероятность того, что наши потомки не забудут тех солдат и детей-героев, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Балакаев А. Солнце, благослови меня. - 1998, с.35.

  2. Гришкевич А. История Калмыкии. - Пятигорск, 1994.

  3. История калмыцкой литераторы в двух томах. - Элиста, 1980.

  4. Инджиев Л. Наводчик Бригада. - Улан Туг, 1942, №2, с.10.

  5. Кугультинов Д. Избранные произведения. - т.1, с.182.

  6. Монахова Н. История калмыцкой литературы. - Элиста, 1983.

  7. Роземблюм Ю. Песнь степи обновленной. - Элиста, 1980.

1 Басангов Б. Заметки о литературе Советской Калмыкии. - Литературная газета, 1935, 5 августа.

2 Инджиев Л. Наводчик Бригада. - Улан Туг, 1942, №2, с.10.

3 Кугультинов Д. Избранные произведения. - т.1, с.182.

4 Кугультинов Д. Там же, с.199.

5 «Вперед, товарищи, на разгром врага», «Качества советских людей», «Подвиг», «Воля народа», «О патриотизме» и др.

6 Балакаев А. Солнце, благослови меня. - 1998, с.35.

© 2010-2022