Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 класс

 Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта  по русскому языку общего образования базового уровня, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года на основе  «Программы  для средней (полной) школы (базовый уровень) А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой (Москва, «Просвещение» 2011 года) к учебнику Власенкова А. И.,  Рыбченковой Л.М. Русский язык.10-11 классы/. Базовый уровень. М., «Просвещение», 201...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рассмотрено»

на МО учителей

гуманитарного цикла

Протокол №_____

от

«_____» _____________2014г.

Руководитель МО


_________________

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МКОУ «ОхочевскаяСОШ»

____________________

«_______»_____________2014г.

« Утверждено»

Директор школы



__________________

« Введено в действие»

Приказ №________

от

«____»__________2014г.


Рабочая программа

учебного предмета

« Русский язык»

III ступень обучения

(10 класс)

учителя русского языка и литературы

Неманежиной Татьяны Николаевны

(высшая квалификационная категория)

Год составления - 2014-2015 учебный год

Срок реализации программы - 1 год

Курская область, Щигровский район, дер.1-я Семеновка



Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку общего образования базового уровня, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года на основе «Программы для средней (полной) школы (базовый уровень) А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой (Москва, «Просвещение» 2011 года) к учебнику Власенкова А. И., Рыбченковой Л.М. Русский язык.10-11 классы/. Базовый уровень. М., «Просвещение», 2011 год, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации .

Общее содержание рабочей программы направлено на повышение речевой культуры старшеклассников, совершенствование их опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка, расширение культурного кругозора, в основе которого лежит высокий уровень коммуникативной компетенции.

Целями изучения русского языка на базовом уровне в 10 классе являются:

  • расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение родного языка к ценностям национальной и мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;

  • овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения; выявление специфики использования языковых средств в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

  • формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;

  • приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение разными способами информационной переработки текста;

  • расширение круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений активного владения синонимическими средствами языка (лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения;

  • развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении высшего образования по избранному профилю, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

  • закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

  • обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

  • развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.

Количество часов по программе - 68, что соответствует количеству часов по учебному плану школы - 68.

В связи с подготовкой к ЕГЭ в тематическое планирование введены следующие изменения: контрольные диктанты заменены на работы формата ЕГЭ. На уроках проводятся разные виды тестирования, разноаспектная работа с текстом.

На уроке используются современные средства наглядности: компьютер, мультимедийный проектор. Учителем составлен дидактический и наглядный материал ко всем урокам. Это компьютерные презентации, зрительные диктанты, тесты, индивидуальные карточки.















Содержание тем учебного курса

Общие сведения о языке (7 часов).

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных сла­вян из общеславянского единства и принятие христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV-XVII вв.; пери­од выработки норм русского национального языка.

Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Про­блемы экологии языка.

Фонетика, орфоэпия, орфография (6 часов).

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфо­графии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонети­ки. Благозвучие речи, звукозапись как изобразительное искусство.

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.

Фонетический разбор.

Лексика и фразеология (7 часов).

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омо-ними, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее проис­хождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диа­лектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арго­тизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Актив­ный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологиз­мы. Индивидуальные новообразования, использование их в художе­ственной речи.

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.

Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соот­ветствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Лексические и фразеологические словари.

Лексико-фразеологический разбор.

Морфемика и словообразование (4 часа).

Обобщающее повторение ранее изученного. Выразительные словообразовательные средства. Словообразовательный разбор.

Морфология и орфография (14 часов).

Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

Принципы русской орфографии. Роль лексического и граммати­ческого разбора при написании слов различной структуры и значения. Морфологический разбор частей речи.

Синтаксис и пунктуация (12 часов).

Обобщение и повторение синтаксиса. Грамматическая основа про­стого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложе­ний, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.

Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.

Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном обращении. Авторское употребление знаков препинания.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразитель­ности русской речи.

Текст. Основные виды переработки текста (16 часов).

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точ­ность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-по­пулярного текста.

Функциональные стили речи, их общая характеристика.

Научный стиль речи

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классифи­кация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терми­нологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и про­фессионализмы, нормы их употребления в речи.

Использование учащимися средств научного стиля.










Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата


Тема урока

Количество часов

Тип урока

Вводимые на уроке понятия

Практическая часть

Примечание


1.

Роль языка в обществе

Комбинированный

2.

«Язык каждого народа создан самим народом» (К. Д. Ушинский)

Комбинированный

3.

Язык и история народа

Комбинированный

4.

Три периода в истории русского языка

Комбинированный

5.

Русский язык в современном мире

Комбинированный

6.

Активные процессы в современном русском языке

Комбинированный

7.

Р. р. Практикум написания сочинения

Урок развития речи


8.

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии

Повторение изученного

9.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке

Урок изучения нового

10-11.

Принципы русской орфографии

Комбинированный

12.

Фонетический разбор

Комбинированный

13.

Контрольное тестирование по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография»

Урок контроля

14.

Повторение по теме «Лексика»

Повторение изученного

15.

Русская лексика с точки зрения сферы её происхождения

Урок изучения нового

16.

Русская лексика с точки зрения её употребления

Урок изучения нового

17.

Активный и пассивный словарный состав

Комбинированный

18.

Русская фразеология

Комбинированный

19.

Лексические и фразеологические словари

Комбинированный

20.

Контрольная работа

Урок контроля

21.

Обобщающее повторение по теме «Морфемика и словообразование»

Повторение изученного

22.

Способы словообразования

Повторение изученного

23-24.

Выразительные словообразовательные средства

Урок изучения нового

25.

Обобщающее повторение частей речи

Повторение и обобщение материала

26.

Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи

Повторение изученного

27-28.

Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи

Повторение изученного

29.

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи

Повторение изученного

30.

Различение частиц НЕ и НИ.

Повторение изученного

31-32.

Правописание наречий

Повторение изученного

33.

Мягкий знак на конце слов после шипящих.

Повторение изученного

34.

Правописание глаголов.

Повторение изученного

35.

Правописание причастий.

Повторение изученного

36-37.

Обобщающее повторение. Слитные, раздельные и дефисные написания

Повторение и обобщение изученного

38.

Контрольная работа в форме ЕГЭ

Урок контроля

39.

Принципы русской пунктуации

Урок изучения нового

40.

Типы и виды словосочетаний

Повторение изученного

41-42.

Простое предложение

Повторение изученного

43-44.

Осложнённое предложение.

Повторение изученного

45-46.

Сложное предложение.

Повторение изученного.

47.

Прямая и косвенная речь.

Повторение изученного.

48.

Авторская пунктуация.

Комбинированный урок.

49.

Контрольное тестирование в формате ЕГЭ.

Урок контроля

50.

Анализ тестирования.


51.

Что такое текст?

Комбинированный

52.

Р. р. Текст. Способы и средства связи между частями текста. Абзац.

Урок развития речи.

53.

Р. р. Типы речи. Повествование.

Урок развития речи.

54.

Р. р. Описание.

Урок развития речи.

55.

Р. р. Рассуждение.

Урок развития речи.

56.

Р. р. Речеведческий анализ текста.

Урок развития речи.

57.

Р. р. Виды сокращений текста (план, тезис, выписки)

Урок развития речи.

58.

Р. р. Конспект. Тематический конспект.

Урок развития речи.

59-60.

Р. р. Реферат. Аннотация. Рецензия.

Урок развития речи.

61.

Р. р. Функциональные стили речи.

Урок развития речи.

62-63.

Р. р. Научный стиль. Научно-популярный подстиль.

Урок развития речи.

64.

Р. р. Научный стиль и его лексические особенности.

Урок развития речи.

65.

Р. р. Научный стиль и его морфологические и синтаксические особенности.

Урок развития речи.

66.

Обобщение изученного материала о текстах, видах их переработки и стилях речи.

Повторение и обобщение изученного.

67-68.

Контрольная работа в форме ЕГЭ

































Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе




В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.







Перечень учебно-методического обеспечения



1. Основной учебник:

ВласенковА. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык 10-11 класс. Текст. Стили речи. М.: Просвещение, 2013

2. Дополнительные пособия:

Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение, 2010

Учебно-методический комплект учителя:

1. Золотарёва И. В., Дмитриева Л. П. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс. - М.: ВАКО, 2012

2. Добротина И. Г. Уроки русского языка в 10-м классе. Развёрнутое планирование - Ярославль: Академия Холдинг, 2013

3. Раман Т. В. Тематическое поурочное планирование по русскому языку: 10 класс. - М.: Экзамен, 2013

4. Демидова Н. И. Поурочное планирование по русскому языку: 10 класс. - М.: Экзамен, 2014





















Список литературы

Литература для учащихся

1. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл.общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2013.

2. Дейкина А. Д. Русский язык. Раздаточный материал. 10 класс / А. Д. Дейкина. -М.: Дрофа, 2010

3.Дейкина А. Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А. Д. Дейкина. Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2012.

4.Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подго­товки к единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: СА­ГА, Азбука-классика, 2013.

5.Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Еф­ремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2012.

6.Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2012.

Литература для учителя.

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2011.

  2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2012.

  3. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Методические рекомендации по использованию учебни­ка «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базо­вом и профильном уровнях. - М.: Вербум-М, 2012.

  4. ЕГЭ-2009. Русский язык. Тренировочные задания/ И.П.Цыбулько и др. - М., 2014.

  5. Единый государственный экзамен - 2013. Русский язык. Учебно-тренировочные ма­териалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. - М.: Интеллект-Центр, 2013.

  6. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Курс лекций / Под ред. Н.А. Ипполитовой. - М.;ТК Вельби, изд-во «Проспект», 2011.

  7. Колокольцева Т.Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие. - Вол­гоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010..

  8. Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. -М.: Аквариум ЛТД, 2014

  9. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл. - М.: Вербум-М, 2013.

  10. Пучкова Л.. Русский язык. ЕГЭ. Типовые тестовые задания. - М., изд. «Экзамен», 2010.

  11. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.

  12. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. -М.: ОО ТИД «Русское слово РС», 2010.

  13. Русский язык: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к единому государ­ственному экзамену - 2007. - М.: Федеральный центр тестирования, 2007.

  14. Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - М., 2004


11

© 2010-2022