Открытый урок по русскому языку «Имя существительное. Категория рода» Класс: 5

Цели: 1.        Формировать понятие о роде имен существительных.. 2.        Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать вывод. 3.        Познакомить с историей олимпийских игр Задачи: - обучающие: познакомить  с приемами распознавания рода имен существительных, научить применять их на практике; -развивающие: развивать и обогащать речь учащихся; развивать интеллектуальные и коммуникативные    навыки, орфографическую зоркость;            -воспитательные:  пробудить интерес к соблюдени...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тарасинская средняя общеобразовательная школа


Открытый урок по русскому языку

Тема: «Имя существительное. Категория рода»

(в рамках декады МО гуманитарных наук)

Класс:5


Подготовила и провела:


Бадашкеева Оксана Матвеевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Тарасинская СОШ»

2 квалификационная категория



Село Тараса,2014

Цели:

  1. Формировать понятие о роде имен существительных..

  2. Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать вывод.

  3. Познакомить с историей олимпийских игр.

8. Задачи:

- обучающие: познакомить с приемами распознавания рода имен существительных, научить применять их на практике;

-развивающие: развивать и обогащать речь учащихся; развивать интеллектуальные и коммуникативные навыки, орфографическую зоркость;

-воспитательные: пробудить интерес к соблюдению литературных норм в речи; воспитание умения работать коллективно и самостоятельно.

  1. Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: активное восприятие информации, пассивное восприятие информации, коллективное выполнение задания, выполнение задания в тетрадях, работа с учебником.

Ход урока

I. Организационный момент (слайд 1)

- Ребята, чем знаменателен сегодняшний день для нашей страны?

Правильно. Я Вас поздравляю с началом Олимпийских игр, которые пройдут в городе Сочи с 7-23 февраля.

(Слайд3)

- А кто знает историю проведения игр?

(Слайды 4-6)

В стране СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ тоже решили провести свою зимнюю олимпиаду, а помогать существительным в этом будете вы.Зовут вас сегодня не Саши и Наташи, а Олимпионики. А почему, как вы думаете. ( В Древней Греции так называли участников Олимпийских игр)

Давайте вспомним, а какие виды спорта относят к зимним? (фигурное катание, санный спорт, хоккей, лыжные гонки, биатлон, конькобежный спорт) В конце урока вас ждут награды, как на олимпиаде (за каждый правильный ответ или выполненное задание будете получать жетон, а кто наберет их много, тот будет награжден медалями).

Но, наша главная цель на сегодняшний урок, узнать об имени существительном новое и тему сегодняшнего урока, я думаю вы сами назовете позже.

II. Минутка чистописания (Слайд 7)

Фигурное катание. Откройте тетради запишите сегодняшнюю дату, " Классная работа". Начнем с самого красивого вида спорта - фигурного катания. Давайте красиво "проедем" по странице вашей тетради.

(Слайд8)

Запишите предложения: Олимпиада - это международное спортивное соревнование. Впервые ее провели в Греции. Она была посвящена богу Зевсу.

- Обратите внимание на выделенные существительные. Что вы можете о них сказать? Правильно. Это сущ-е собственные.

Учитель На время олимпиады прекращались все войны, в них имели право участвовать только мужчины, звали их "олимпиониками". Длились игры 5 дней. Долгое время олимпийские игры не проводились, и только в конце 19 века (1896 г.) французский спортивный деятель Пьер де Кубертен убедил возродить олимпийские игры, он их и возглавил. (Слайд 9)

III. Орфографическая минутка (слайд10) - хоккей

Давайте сыграем в хоккей. Проверьте домашнюю работу. Если вы неправильно вставили букву, то считайте, что вам забили гол.

(Слайд 11)

Жетон получит тот, у кого не было ошибок (Раздать жетоны)

IV. Изучение нового материала (слайд 12) лыжные гонки.

Ребята, прежде чем приступить к соревнованию "лыжные гонки", вы должны помочь существительным. Ваша помощь должна быть в следующем: разбейте данные существительные на 3 группы, чтобы соревнования прошли справедливо.

(Слайд 13)

Слова: Олимпиада, награждение, медаль, спортсмен, бобслей, лыжня, хоккеист, соревнование, приветствие.

(В качестве подсказки картинки: "мужчина", "женщина" и "солнышко" в презентации) - Итак, разбили их на 3 группы: 1 группа-мужской род; 2 группа- женский род и 3 группа- средний род ( учитель направляет и помогает детям в названии групп) .

- Молодцы, ребята, что помогли существительным, но не просто помогли,а узнали о них новое. - Что же новое, как вы поняли? - Давайте, сделаем вывод. (существительные делятся на 3 группы : муж. р., жен.р., ср.род)..

- А как вы думаете, что может помочь в определении рода у существительных? (если дети не смогут, учитель сам говорит, что нужно подставить слова "помощники" -МОЙ, ОН-, -МОЯ, ОНА-; -МОЕ, ОНО-- Итак ребята, кто уже может назвать тему сегодняшнего урока? (называют тему дети) ) - Сделаем вывод и сравним его с правилом в учебнике.

Конечно, эта тема не совсем новая для вас, но в 5 классе мы должны повторить ее, чтобы никогда не путать род имен существительных.

Стихотворение для запоминания (слайд 14)

Женский род запомню я
И скажу: " ОНА-МОЯ".
И запомню род МУЖСКОЙ
И опять скажу: " ОН-МОЙ".
СРЕДНИЙ род: "ОНО-МОЕ"
Это правило мое!

- Ребята, как вы думаете, зачем надо знать род у имен существительных? (для связи слов в предложении)

V. Физкультминутка (Слайд 15-16 ).

Что это за зверушки? Правильно, это символы олимпиады. Давайте изобразим, как они двигаются

VI. Продолжение. Лыжные гонки (закрепление).

Ребята, где проводится 22 зимняя олимпиада? Правильно, в городе Сочи.А кто скажет, какого рода слово Сочи? Как определим? Молодцы, Сочи- это город, а город М.Рода, значит, Сочи тоже мужского рода. (Сочи, Тбилиси, Кутаиси, Баку, Душанбе - слова м.р)

Или, Аксу, Конго, Миссисипи, Миссури - это реки, значит они женского рода. Но есть гос-во Конго - значит, в этом случае будет СР.РОДА.

Закрепление - БИАТЛОН (раздаются карточки М.Ж.С.) Если ученик правильно назовет род существительного, изображенного на картинке, то считается "попал" и ему выдается жетон, если называет неправильно - "мимо".

Картинки: (слайды18)

Тарелка, арбуз, платье, книга, утка, помидор, бабушка, полотенце, лев, дерево, портфель, сердце, люстра.

Проверка (слайд 19)

(Раздать жетоны)

VII. Проверочная работа (перфокарты раздаются всем). (Слайд 20)

И в заключении - санный спорт. Постараться "проехать трассу быстро и не перевернуться". Перед вами слова, которые вы должны записать в 3 колонки (М,Ж,Ср)

(Слайд 21)

хирург, комната, режиссёр, яблоко, адвокат, шепот, забияка, плакса, Женя, магазин, солдат очарование, тюль, фамилия

Какие слова вы не записали? Почему? Кто «перевернулся»?

(Слайд 22) ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ

Дать жетоны.

-Итог урока. Чему мы учились на уроке? Что нового вы узнали?

VIII. Домашнее задание.

Упр.503



© 2010-2022