Психологизм романа. Художественное совершенство романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Урок ведётся по плану. Новизна в том, что этот интегрированный урок даёт возможность учащимся 9 класса глубже, ярче рассмотреть внутренний духовный мир героя произведения М.Лермонтова "Герой нашего времени", осознать свой внутренний мир через восприятие мира героем. участие психолога формирует свой личный "внутренний портрет", участие учителя самопознания даёт адекватное понимание "Я" в окружении "ТЫ", "ВЫ", "МЫ". Применимые формы и методы урока дают возможность сравнить героев, жанры литературы...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



КГУ «Летовочная средняя школа»

Тайыншинский район

Северо - Казахстанская область

Психологизм романа. Художественное совершенство романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Психологизм романа. Художественное совершенство романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Психологизм романа. Художественное совершенство романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Открытый интегрированный урок по русской литературе

(психолог, учитель самопознания) в 9 классе


«Психологизм романа. Художественное совершенство романа М.Ю. Лермонтова

«Герой нашего времени»


Учитель литературы: Морева Н.И.

Учитель сапопознания: Зауэр О.В.

Психолог школы: Морев И.А.





Цели (литература): анализ страниц дневника Печорина; развитие речи;

развитие образного и логического мышления.

Цели (психология):

ознакомление с понятиями "характер", "черты характера";

развитие навыков самоанализа;

Цели: (самопознание): развитие культуры общения.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, текст романа "Герой нашего времени", диски с музыкой.

На доске эпиграф: История души человеческой…едва ли не

любопытнее и не полезнее истории целого

народа.

М.Ю. Лермонтов

Ход урока: звучит музыка Бетховена "Лунная соната"

Учитель: - Какие чувства вызывает эта музыка? (волнует, тревожит, заставляет задуматься о жизни).

- На доске эпиграф, как вы его понимаете? (поэт говорит о сложности человеческого характера, о том, что человек сам создаёт себя, о своём внутреннем мире).

Ученик: Короткая, но яркая жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова оставила глубокий след в российской литературе. Поэт, прозаик и драматург, обогативший наше творческое наследие великими произведениями, погиб в 27 лет на дуэли, но имя его навсегда останется в сердце каждого русского человека. Его произведения отличаются не только богатством содержания и характеров, выразительностью речи, а также ясностью и простотой русского слова. Н. Г. Чернышевский ставил Лермонтова на первое место в русской литературе, впереди Пушкина и Гоголя.

ИГРА «КТО эти герои?» (слайды)

1.Он лежал в первой комнате на постели, подложив одну руку под затылок, а в другой держа погасшую трубку; дверь во вторую комнату была заперта, и ключа в замке не было. Я всё это тотчас заметил... Я начал кашлять и постукивать каблуками о порог, только он притворился, будто не слышит. (Печорин)

2.Холодно смотрела Бэла на подарки, которые каждый день приносил ей Печорин, и гордо отталкивала их. Долго безуспешно ухаживал он за нею. Между тем, он учился по-татарски, а она начинала понимать по-русски.

3.«Послушайте, Максим Максимыч: у меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив. (Печорин)

4.Однажды Печорин отправился с Максимом Максимычем на охоту за кабаном. С раннего утра часов до десяти напрасно искали они его; Максим Максимыч уговаривал своего товарища воротиться, не тут-то было: несмотря ни на зной, ни на усталость, тот не хотел воротиться без добычи.

5. Идеальный молодой человек, который щеголяет своей идеальностию, как записные франты щеголяют модным платьем, а «львы» ослиною глупостию. Он носит солдатскую шинель из толстого сукна; у него георгиевский солдатский крестик. Ему очень хочется, чтобы его считали не юнкером, а разжалованным из офицеров: он находит это очень эффектным и интересным. (Грушницкий)

6.Она вздрогнула и побледнела. - Я знала, что вы здесь, - сказала она. Я сел возле нее и взял ее за руку. Давно забытый трепет пробежал по моим жилам при звуке этого милого голоса; она посмотрела мне в глаза своими глубокими и спокойными глазами, - в них выражалась недоверчивость и что-то похожее на упрек. (Вера)

7.Она наклонила голову и слегка покраснела. «Вы странный человек!» - сказала она потом, подняв на меня свои бархатные глаза и принужденно засмеявшись. (княжна Мери)_

8.Быть для кого-нибудь причиною страданий и радости, не имея на то никакого положительного права, не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? насыщенная гордость. (Печорин)

Психолог: - Что такое характер? Какое вы можете дать определение понятию "характер"?

- Как влияет характер человека на его отношения с окружающими?

- Как влияет характер на успехи в школе, в жизни?

Характер у всех людей разный, судим мы о характере человека по его поступкам. И характер - это некое отношение.

- А к кому или чему можно относиться? (к себе, к другим, к деятельности)

Стержнем характера являются морально волевые качества личности. Человек с сильной волей отличается определенностью намерений и поступков, большей самостоятельностью. Он решителен и настойчив в достижении своих целей. Безволие обычно отождествляется со слабохарактерностью. Даже при богатстве знаний и разнообразии способностей слабовольный человек не может реализовать своих возможностей.

Итак, характер - совокупность индивидуальных, устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его поведении, деятельности.

Учитель: Печорин - сложная противоречивая личность. "Во мне живёт два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его" ,- так сам герой говорит о себе. Я бы добавила - судит себя строго. А многие ли из нас так строги к себе?

- Каких же черт больше в Печорине - отрицательных или положительных? Давайте попробуем ответить на вопрос "Каков характер Печорина" и составим таблицу: в гр

Положительные черты характера

Отрицательные черты характера

умён

злопамятен

справедлив

скрытен

честен

честолюбив

смел

насмешлив

самоотвержен

эгоистичен

проницателен

Психолог: - Давайте познакомимся со своими характерами.

Психологическое упражнение "Мой характер"

Психолог раздает карточки. Работа индивидуальная.

Задание: Прочитайте список качеств характера; найдите то, что и вам свойственно (как положительные, так и отрицательные особенности).

Обозначьте их (подчеркнуть или галочкой отметить - по желанию).

Подумайте, как помогают и как мешают эти особенности в вашей жизни.

Выберите одну положительную черту, которая особенно вам нравится. Запомните ее.

Учитель: - Изучать характер литературного героя, анализировать прочитанное. Для чего это нужно? (познать и самого себя, понять себя)

Психолог: Себя познать непросто. Знание характеров литературных героев поможет вам строить отношение с другими людьми, избегать предательства, находить друзей, получать радость от общения с окружающими.

Учитель самопознания: я хочу рассказать вам сказку о Деревьях - Характерах. (музыка, слайды) Сказка о Деревьях - Характерах. И. Вачков

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких гор, росли Деревья - Характеры. Это были необычные растения, их внешний вид был отражением характеров людей, живущих за горами.

У каждого Дерева - Характера от ствола отходили четыре главные ветви и множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям; Отношение к делу; Отношение к себе; Отношение к вещам. У каждого дерева эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою особенность. На одном Дереве ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что несла черту Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где - то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюблённостью, где - то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношение к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.

Очень разные Деревья - Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми трескалась земля - такими они были тяжёлыми, зато лёгкие Деревья - Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь - от корней до кроны - покрытые иголками, и поэтому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками - это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твёрдые Характеры, а мягкие были настолько податливы, что их стволы можно было мять как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и даже стелящиеся по земле.

Так непохожи были Деревья - Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну дождь давал влаги. У каждого человека в жизни складывается всё по-разному, верно?

Порой налетала свирепая буря, яростно она бросалась на Деревья - Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. А были и такие, что не клонились под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви.

Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот лес не может никто. А узнать какой у тебя характер, можно, внимательно изучая самого себя и свои поступки.

Учитель:

М. Ю. Лермонтов знает, что "исправителем людских пороков" (его слова из Предисловия к роману) невозможно стать путём нравоучений, впрямую изрекая истины. Его герой ведёт дневник, в котором анализирует каждое своё слово, каждый свой поступок. Он учит начинать с себя. Об этом же пишет поэт 20 века Б. Окуджава.

Ученик: Осудите сначала себя самого, Научитесь искусству такому,
А уж после судите врага своего И соседа по шару земному.
Научитесь сначала себе самому Не прощать не единой промашки,
А уж после кричите врагу своему, Что он враг и грехи его тяжки.
Не в другом, а в себе побеждайте врага, А когда преуспеете в этом,
Не придётся уж больше валять дурака, Вот и станете вы человеком.

Совершенство романа:

- Каким образом Лермонтов выстраивает сюжет произведения?

- Давайте откроем содержание романа.

- Не замечаете никаких странностей? (нумерация глав)

- Сколько частей в романе? (две)

- А сколько глав в каждой части? (1-3,2-2)

- Для начала вспомним, что такое фабула и сюжет?

Сюжет - совокупность событий художественного произведения (события, расположенные в том порядке, в котором о них сообщает автор).

"Бэла" /4/

"Максим Максимыч" /5/

"Предисловие"

"Журналу Печорина" /6/

"Тамань" /1/

"Княжна Мери" /2/

"Фаталист" /3/

Фабула - события в литературном произведении в их последовательной связи (совокупность событий в их естественном хронологическом порядке)

"Тамань"

"Княжна Мери"

"Фаталист"

"Бэла"

"Максим Максимыч"

"Предисловие" к "Журналу Печорина".

Ученик: "Тамань": около 1830 года - Печорин направляется из Санкт-Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани;

"Княжна Мери": 10 мая - 17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под начальство Максима Максимыча;

"Фаталист": декабрь 1832 года - Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу;

"Бэла": весна 1833 года - Печорин похищает дочь "мирнова князя", а через четыре месяца она погибает от рук Казбича;

"Максим Максимыча": осень 1837 года - Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем".

- Восстановим картину, сделанных М. Ю. Лермонтовым, "хронологических смещений". Она выглядит так: начинается роман с середины событий и доводится последовательно до конца жизни героя. Затем события в романе развертываются от начала изображаемой цепи событий к ее середине.

- Как вы думаете, для чего понадобилось автору именно в таком порядке расположить части романа? (предполагаемые ответы учеников)

Такое построение даёт автору возможность:

- максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина;

- проследить историю его внутренней жизни;

- образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия (дневник);

- при таком построении, как бы оставляя героя в живых, автору легче показать свою позицию. Такой композиционный приём выражает скрытый оптимизм автора, его веру в человека. Вспомните: "Народ разошёлся, офицеры меня поздравляли - и точно, было с чем". На этих словах мы прощаемся не только с главным героем, который мог бы совершить прекрасные дела, сложись его судьба иначе. Таким он, по мысли Лермонтова, и должен был запомниться читателю.

Все это правда, но не вся. Лермонтов создал совершенно новый роман - новый по форме и содержанию: психологический роман.

Г. - Почему "Герой нашего времени" -это первый психологический роман в русской литературе? - Что такое психологизм?

Работа в группах:

…отличительный характер русской литературы - внезапные проблески _____________ и даже великих художнических талантов и, за немногими ___________, вечная поговорка читателей: «книг _________, а читать нечего...». К числу таких сильных художественных талантов, неожиданно являющихся среди окружающей их __________ , принадлежит талант господина Лермонтова.

(Белинский В. Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова: [Статья]. СПб., 1840. Ч. 1-2 // Белинский В. Г. М. Ю. Лермонтов: Статьи и рецензии. - Л.: ОГИЗ: Гос. изд-во. худож. лит., 1941. - С. 28-123.)

…отличительный характер русской литературы - внезапные _____________ сильных и даже ___________ художнических талантов и, за немногими исключениями, вечная поговорка читателей: «книг много, а читать ____________...» К числу таких сильных художественных талантов, неожиданно являющихся среди окружающей их пустоты, ________________ талант господина Лермонтова.

(Белинский В. Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова: [Статья]. СПб., 1840. Ч. 1-2 // Белинский В. Г. М. Ю. Лермонтов: Статьи и рецензии. - Л.: ОГИЗ: Гос. изд-во. худож. лит., 1941. - С. 28-123.)

…отличительный характер ___________ литературы - внезапные проблески сильных и даже великих художнических талантов и, за немногими исключениями, вечная поговорка читателей: «________ много, а читать нечего...» К числу таких сильных ______________ талантов, неожиданно являющихся среди окружающей их пустоты, принадлежит талант господина ____________.

(Белинский В. Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова: [Статья]. СПб., 1840. Ч. 1-2 // Белинский В. Г. М. Ю. Лермонтов: Статьи и рецензии. - Л.: ОГИЗ: Гос. изд-во. худож. лит., 1941. - С. 28-123.)

В.Г. Белинский утверждал, что роман "несмотря на его эпизодическую отрывочность, "нельзя читать не в том порядке, в каком расположил сам автор: иначе вы прочтете две превосходных повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать".

Итак, М. Ю. Лермонтов чувствовал новизну своего сочинения, объединившего такие жанры, как путевой очерк, рассказ, светская повесть, кавказская новелла и имел для этого всякие основания. Это был первый психологический роман в русской литературе.

-почему Лермонтов выделил Печорина на фоне других героев, почему несмотря на неблаговидные поступки, Печорин лучше некоторых других персонажей.

Урок мне понравился / не понравился

Материал показался сложным/ сложным, но нужным/ ненужным

заинтересовало/ безразлично/ сложно

Домашнее задание. Составить характеристику других героев: Бэла, княжна Мери,

Грушницкий, Максим Максимович

Оценки

Лермонтов - самый загадочный поэт 19 века. Он имел много знакомых, но не имел друзей. Он посещал балы, светские вечера, но на них был одинок. Он редко встречал добрых и искренних людей. Повсюду маски, маски , маски… Прощаясь сегодня с вами , я вам говорю: до следующей встречи с Талантливым Лермонтов.

Инвектива (от лат. invectiva (oratio), в свою очередь происходящее от лат. invehor - бросаюсь, нападаю) - форма литературного произведения, одна из форм памфлета, осмеивающего или обличающего реальное лицо или группу.

Инвектива, появившаяся в античной литературе, отличается резкостью обличения и является разновидностью публицистики в близкой к памфлету форме, одним из наиболее известных примеров являются взаимные инвективы, приписываемые Гаю Саллюстию Криспу и Марку Туллию Цицерону (лат. Invectiva in Ciceronem и лат. Invectiva in Sallustium).

Инвектива отличается от эпиграммы необязательностью стихотворной формы (в современном, начиная от Марциала, понимании эпиграммы) и отсутствием развлекательного юмористического аспекта, обычно присущего эпиграмме, но обычно имеет общую с ней сатирическую окраску.



© 2010-2022