- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тема: ССП: структура, значение, пунктуация
Тема: ССП: структура, значение, пунктуация
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Жусупбекова К.М. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: ССП: структура, значение, пунктуация Дата:1.10.15г.
Класс:11 Б
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Повторение. Виды сложных предложений. Сложносочиненные предложения».
Задачи:
-
повторить и закрепить умение учащихся определять структуру ССП и его частей,
-
расставлять знаки препинания, а также навыков правописания;
-
помочь учащимся в усвоении сферы употребления данных конструкций;
-
активизировать словарный запас учащихся путем полных ответов на вопросы и
-
составления предложений по теме урока;
-
развивать мыслительную деятельность учащихся;
-
воспитывать любовь к языку, чувство взаимопомощи;
-
проверить знания учащихся по теме урока.
ХОД УРОКА
1. Повторение изученного
Отг..ворила роща з..лотая
Березовым в..селым языком
И журавли п..чальнопрол..тая
Уж (не) ж..леют больше ни (о) чем. (стих. «Отговорила роща золотая»)
…Я приш..л на эту землю
Чтоб ск..рей ее п..кинуть. (стих. «Край любимый! Сердцу снятся скирды солнца в водах лонных…»
Пот..нула деревня в ухабинах
Засл..нила избенки л..са. (стих. «Русь»)
С.Есенин
Задание:
Объясните орфограммы, раскройте скобки, вставьте пропущены знаки препинания. Простые это предложения или сложные, определите их вид. (1-е- БСП; 2-е- СПП; 3-е- ССП)
Вопросы классу:
-
Почему первое предложение является сложносочиненным? (Обе части этого предложения связаны при помощи интонации и сочинительного союза И )
-
Почему второе предложение является СПП? (Части второго предложения неравноправны, они соединены при помощи интонации и подчинительного союза ЧТОБ)
-
Докажите, что третье предложение является БСП. (Части его соединены только интонацией)
Давайте составим схемы этих предложений.
2. Обобщение материала. Составление схемы
Сложное предложение
Союзное Бессоюзное
- ССП
- СПП
Вопросы:
-
Какие предложения мы будем называть сложносочиненными? (ССП - это предложения, состоящие из 2-х или более равноправных частей, связанных между собой интонационно и с помощью сочинительных союзов.Сочинительные союзы располагаются между частями ССП и не входят ни в одну из них)
-
Чем ССП отличается от СПП? (СПП состоит из главного предложения и одного или нескольких придаточных, которые зависят друг от друга и соединены между собой подчинительными союзами и союзными словами)
-
А БСП? (Это сложные предложения, части которого равноправны и соединены между собой с помощью интонации)
Учитель. Сегодня мы с вами остановимся на ССП. Что вы можете сказать о знаках препинания в ССП? Давайте обратимся к доске.
Пример 1:
Шумит на дворе непогода,
А в доме давно уже спят. (А.Толстой)
(В СПП ставится запятая между простыми предложениями, связанными сочинительными союзами)
Попутный вопрос: какие сочинительные союзы вы знаете?
А) сочинительные (и, да, ни-ни, также, тоже)
Б) противительные (а, но, да(=но), однако, зато же, а то, не то)
В) разделительные (или, либо, то-то, не то - не то)
Пример 2: У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. (Л.Толстой)
(Если части ССП значительно распространены или в них уже есть запятые, то между ними ставится точка с запятой)
Пример 3: Я спешу туда ж- а там уже весь город. (А.С.Пушкин)
(Если во второй части ССП содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к 1 части, то между ними вместо запятой ставится тире)
Пример 4: По улицам двигались тяжелые грузовики, и мчались легковые машины, и торопливо шли пешеходы.
(Запятая ставится в ССП, если обе части имеют общий второстепенный член или общее придаточное и соединены повторяющимся союзом)
Запятая не ставится перед союзами И, ДА (=И), ЛИБО:
Пример 5: Кажется, лист не шелохнется и веточка не скрипнет.
(Если части ССП имеют общий второстепенный член или вводное слово)
Пример 6: Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились домой.
(Если части ССП имеют общее придаточное предложение)
Пример 7: Прогулка в зимнем лесу и катание на санках.
(Между двумя назывными предложениями)
Пример 8: Который теперь час и сколько времени нам еще осталось ждать.
(Между двумя вопросительными предложениями)
Пример 9: Нужно написать работу и следует объяснить допущенные в ней ошибки.
(Между безличными предложениями, имеющими в составе сказуемых СИНОНИМЫ).
5. Отработка умений и навыков. Объяснительный диктант
-
Сухой треск ракетницы - и в небе вспыхивают два зеленых огонька. (А.Первенцев)
-
На круглом столе была накрыта скатерть и стоял китайский прибор. (Л.Толстой)
-
В холодном поле ветер шумел, и дождик лил, и гром гремел.
-
Солнце пряталось за холодные вершины и беловатый туман начинал расходиться, когда раздался звон колокольчика.
6. Тренировочное упражнение:
Задание: спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, знаки препинания. Определите вид сочинительных союзов.
-
Она см..ялась (от) всей души и смех пр..давал сверка..щую силу ее ..сл..пительной красоте. (Н.В.Гоголь)
-
Рас..талисьмы но твой портрет я на груди моей храню. (М.Ю.Лермонтов)
-
В это время в д..вичьей не только был известен пр..ездминистра но и внешний вид его был подробно описан. (Л.Н.Толстой)
Легли на холст (не)брежные мазки
И побежала (в)даль волна морская.
И след простыл печали и тоски.
Душа вспорхнула волны догоняя.
Вода меняет цвет она горит
И сотни лун куда (то) мчат потоки.
Вот-вот проглянет солнце на востоке
И океан покорно замолчит.
Задание: выпишите из текста стихотворения ССП.
7. Конструирование предложений
Задание: из простого предложения образуйте ССП.
-
Несмотря на позднее время, в лесу еще можно было слышать пение птиц. (Время было позднее, однако (но) в лесу еще можно было слышать пение птиц.)
-
Вследствие продолжительных дождей болота стали непроходимые. (Шли проливные дожди, и болота стали непроходимые.)
-
Слышны осторожные шаги. Раздается чей-то топот. (То слышны осторожные шаги, то раздается чей-то шепот.)
8. Выборочное списывание
Задание: (по вариантам) выпишите предложения и составьте схемы (учитель читает текст)
1 вариант - простые с однородными членами
2 вариант - ССП
-
Челкашрассердился и острое жжение в груди передернуло его. (М.Горький)
-
Дед прихлебывал чай из стакана и прислушивался к разговору. (В.Вересаев)
-
Первая охотничья неудача рассердила меня, но не истребила страсти. (И.Тургенев)
-
К рассвету собака залаяла и раздался стук в дверь.
-
Падающий снег закрывал все предметы и белая пелена окутывала все вокруг.
-
Захар с трудом высвободился из двери и тотчас притворил ее за собой.
9. Проверочная работа (тест) с целью проверить знания учащихся по теме «Сложное предложение. Знаки препинания в ССП»
10. Подведение итогов урока
Вопросы:
-
Чем отличается простое предложение от сложного?
-
Какие виды сложных предложений вы знаете?
-
Какие предложения называются СС?
-
Чем отличаются ССП от БСП и СПП?
-
Когда в ССП между простыми предложениями не ставится запятая?
11. Домашнее задание: выписать из текстов художественной литературы 6 сложносочиненных предложений с различными видами сочинительных союзов.
Проверочная работа
1 вариант
1. Укажите вид сложных предложений (знаки препинания не расставлены)
А) В сосновых чащах дрожали от холода березы осыпанные сухой прохладой.
Б) Я уверил себя что эта осень первая и последняя в моей жизни.
В) От жары листья съежились от огня обуглились деревья.
Г) Заря сияла на востоке и золотые ряды облаков ожидали солнца.
2. Укажите ССП, в которых ставится запятая
А) Кто это такие и что им надо?
Б) В это время скрипнула дверь сеновала и наружу просунулась головы Антона.
В) Лежит вокруг снег и деревья стоят в белом уборе.
Г) Липы цветут и пахнет липовым медом.
3. Определите тип предложения по структуре: Предки Лейкина были крепостными, но на волю вышли раньше, сколотили капитал и были удачливее Чеховых. (М.Громов)
А) ССП
Б) простое, осложнено однородными членами.
4. Укажите ССП
А) Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим удовольствием.
Б) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем.
В) Все проходит да не все забывается.
Г) Я вернулся домой но образ бедной Акулины долго не выходил из моей головы.
5. Укажите ССП, где бы вы поставили тире.
А) С колесницы пал ДАДОН охнул раз и умер он.
Б) По полям льется речка студеной волною и беседка моя отражается гладью речною.
В) Еще секунда и его рука дернула удочку на себя.
6. Укажите ССП с общим второстепенным членом.
А) Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна.
Б) то ли врачи ошиблись то ли рана сама заросла.
В) После грозы все блестело и дышалось легко.
7. Укажите простые предложения, осложненные однородными членами.
А) Мой товарищ говорил мало но очень интересно.
Б) На покосе то комары то мошкара кружат.
В) Погода отличная и нет дождя.
2 вариант
1. Укажите вид сложных предложений (знаки препинания не расставлены)
А) Солнце закатилось и ночь последовала за днем без промежутка. (М.Лермонтов)
Б) Слышно было как где-то далеко кричали лягушки.
В) Она свежа как вешний цвет взлелеянный в тени дубравной. (А.С. Пушкин)
Г) Мы жили в деревне под окном у нас был луг весь золотой от одуванчиков. (М.Пришвин)
2. Укажите ССП, в которых не ставится запятая
А) Много веков сушили эту землю ветры- суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой.
Б) Он слушал меня с улыбкой но временами взгляд его был бесчувствен.
В) После грозы воздух чист и дышится легко.
Г) У меня задрожали ноги и закружилась голова.
3. Определите тип предложения по структуре: К рассвету собака вдруг зашлась от лая а потом смолкла и радостно заскулила. (Ч.Айтматов)
А) ССП
Б) простое, осложнено однородными членами.
4. Укажите ССП
А) Лист сухой валится ночью ветер злится и стучит в окно.
Б) Несколько в стороне от дома темнел жалкий вишневый садик и стояли спавшие подсолнухи. (А.Чехов)
В) Челкаш был сегодня не в духе и отвечал на вопросы отрывисто и резко. (М. Горький)
Г) Мы приедем вечером, потому что спектакль закончится поздно.
5. Укажите ССП, где бы вы поставили тире.
А) Один прыжок и лев уже на спине у буйвола. (А.Куприн)
Б) И скучно и грустно и некому руку подать. (М.Лермонтов)
В) Сказал и Петербург возник из дикого болота. (А.Пушкин)
6. Укажите ССП с общим второстепенным членом.
А) По ночам подмораживало и звезды усеивали небо. (И.Бунин)
Б) С зари кукушка за рекою кукует звонко вдалеке и в молодом березняке грибами пахнет и листвою (И.Бунин)
В)В нижнем этаже балкона заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса. (А. Чехов)
7. Укажите простые предложения, осложненные однородными членами.
А) Его душа сжилась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится. (М.Лермонтов)
Б) Весь день Анна пробыла дома и не принимала никого. (Л.Толстой)
В) Продавщица бросила нож, кивнула Павлу головой и пошла через зал к боковой двери.