КОнспект урока по теме: «СПП с придаточными причины и следствия»

"Описание материала: Разминка - разделимся на 3 группы Каждый из вас берёт листочек и садится в свой ряд (собирают изречения о книге по группам) 1)Книга - это духовное завещание одного поколения другому 2)Вся жизнь человечества постепенно оседала в книге, племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. 3)Книга-мысль человека, его самобытность, это-след, который он оставил после себя. (По А.И.Герцену) II.Подготовка к усвоению нового материала. Задание 1. 1)Подумайте, что вы знаете об Ол...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: СПП с придаточными причины и следствия (9 класс)

Цель: Сформировать знания о СПП

Задачи: 1.Сформировать знания о СПП с придаточными обстоятельственными

2.Развитие устной и письменной речи, формировать логическое мышление и правильную речь, уметь определять тип СПП, составлять схемы СПП.

3.Привить интерес к творчеству О.О.Сулейменова, содействовать уметь любить и ценить книгу.

Тип: усвоение новых знаний Наглядность : слайд-презентация о поэте.

Метод: критическое мышление, частично-поисковый

Ход урока

I.Орг.мом

Разминка - разделимся на 3 группы

Каждый из вас берёт листочек и садится в свой ряд (собирают изречения о книге по группам)

1)Книга - это духовное завещание одного поколения другому

2)Вся жизнь человечества постепенно оседала в книге, племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась.

3)Книга-мысль человека, его самобытность, это-след, который он оставил после себя.

(По А.И.Герцену)

II.Подготовка к усвоению нового материала. Задание 1.

1)Подумайте, что вы знаете об Олжасе Сулейменове?

2)Работа в парах -расскажите друг другу о поэте.

3)Каждая пара напишите это на листочке(составьте список того, что вы знаете об О.Сулейменове)

4 Работаем в группе -расскажите и вместе составьте список того, что вы знаете об Олжасе Сулейменове(пишут это на плакате)

III. Новая тема. Словарная работа по тексту : Угасает- гибнет.

Постсоветский - период истории, наступивший после советского времени.

Трудоёмкий - требующий большой затраты труда.

Эволюция- развитие.

Ступил - встал.

Обрыв-край высокой вершины.

Классика - выдающиеся, образцовые, общепризнанные произведения литературы, искусства, науки.

Лингвистический - языковой.

Задание 2.Читая текст «Золотая латынь», в тексте делайте пометки

V -то, что вы читаете совпадает с тем ,что вы знаете

- то, что вы читаете не совпадает с тем, что вы знаете

+ то, что вы читаете для вас что-то новое

? то, что вы читаете удивило вас или вы хотите знать об этом больше

Задание 3.Поделитесь своими мыслями, работая в парах. Поговорите и обсудите это в группе.

Задание 4. А теперь, каждая пара вместе заполняет таблицу, обсудите это в группе, заполните таблицу группой.

V

-

+

?


Задание 5.Всем классом заполняют таблицу на интерактивной доске.

Задание 6.Сравните таблицу с плакатами, которые написали до чтения текста. Задание 7.Сделайте вывод. 8.Слайд-презентация о поэте.

IV. Закрепление новой темы.

1.Выпишите выделенное предложение. Поставьте вопрос от главной части к придаточной и определите его вид.

Письменность угасает, потому что мы не поняли её истории и значения(СПП с придаточным причины отвечает на вопрос угасает почему?, присоединяется к главной части с помощью союза потому что)

Придаточные причины относятся ко всей главной части, имеют значение причины, отвечают на вопросы почему? отчего? и присоединяются к главной при помощи союзов потому что, оттого что, так как, ибо, благо, благодаря тому что, поскольку, тем более что и др. Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.

Придаточные следствия относятся ко всей главной части, имеют значение следствия, вывода, присоединяются к главной части союзом так что и всегда находятся после главной части. Придаточные следствия отвечают на вопрос что произошло вследствие этого? Он сразу уснул, так что на мой вопрос я услышал только его ровное дыхание.

V.Закрепительные упражнения.

1.Упр.5 Соедините пары простых предложений в сложные, употребляя союзы причины(на доске) стр . 96

Образец: Я пошла работать в школу. Это моё призвание. - Я пошла работать в школу, потому что это моё призвание.

2.Упр.7 Из двух предложений составьте одно, используя союзы вследствие чего, благодаря чему, в результате чего (каждая группа составляет по одному предложению)стр. 97

3.Выполнение графического диктанта. Учащиеся заполняют таблицу, определяя вид СПП с придаточными обстоятельственными ,выставляя знак + рядом с соответствующим видом предложения. По три предложения на каждую группу( таблица на интерактивной доске)

1)В лесу было так красиво ,что хотелось сделать снимки. (прид.образа действия )

2)Захвати эту книгу для Данияра , если пойдешь в школу.(прид.условия)

3)Я вернусь ,когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.(прид.времени)

4)Если правильно выберешь профессию ,работаешь с удовольствием.(прид.условия)

5)Мы изучаем разные предметы ,чтобы знать основы наук.(прид.цели)

6)Три березы растут там ,где дорога поднимается в горы.(прид.места)

7)Лес стоял тихий и молчаливый ,потому что главные певцы улетели.(прид.причины)

8)Солнце уже садилось ,когда я выбрался из леса.(прид.времени)

9)Живите так ,чтобы каждый день казался новым.(прид.образа действия)

пред.

СПП образа действия

СПП условия

СПП времени

СПП места

СПП причины

СПП цели

1

+


2

+


3

+

4

+


5


+

6

+

7


+

8

+

9

+


VI.Задание на дом

1.Упр.8 стр. 97 Сделайте синтаксический разбор предложений. Составьте их схемы. Определите вид СПП.

2.Подготовиться к диспуту на тему: «Почему гибнет книга»



1)В лесу было так красиво,что хотелось сделать снимки.

2)Захвати эту книгу для Данияра ,если пойдешь в школу.

3)Я вернусь,когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

4)Если правильно выберешь профессию ,работаешь с удовольствием.

5)Мы изучаем разные предметы,чтобы знать основы наук.

6)Три березы растут там,где дорога поднимается в горы.

7)Лес стоял тихий и молчаливый ,потому что главные певцы улетели.

8)Солнце уже садилось,когда я выбрался из леса.

9)Живите так,чтобы каждый день казался новым.





1)Книга - это/ духовное /

завещание / одного / поколения / другому

2)Вся жизнь / человечества / постепенно оседала в книге, / племена, люди,/

государства исчезали, /

а книга оставалась.

3) Книга / - мысль человека, /

его самобытность, / это-след, / который он оставил /

после себя.



© 2010-2022