- Преподавателю
- Русский язык и литература
- КОнспект урока по теме: «СПП с придаточными причины и следствия»
КОнспект урока по теме: «СПП с придаточными причины и следствия»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бейлова Г.К. |
Дата | 10.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: СПП с придаточными причины и следствия (9 класс)
Цель: Сформировать знания о СПП
Задачи: 1.Сформировать знания о СПП с придаточными обстоятельственными
2.Развитие устной и письменной речи, формировать логическое мышление и правильную речь, уметь определять тип СПП, составлять схемы СПП.
3.Привить интерес к творчеству О.О.Сулейменова, содействовать уметь любить и ценить книгу.
Тип: усвоение новых знаний Наглядность : слайд-презентация о поэте.
Метод: критическое мышление, частично-поисковый
Ход урока
I.Орг.мом
Разминка - разделимся на 3 группы
Каждый из вас берёт листочек и садится в свой ряд (собирают изречения о книге по группам)
1)Книга - это духовное завещание одного поколения другому
2)Вся жизнь человечества постепенно оседала в книге, племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась.
3)Книга-мысль человека, его самобытность, это-след, который он оставил после себя.
(По А.И.Герцену)
II.Подготовка к усвоению нового материала. Задание 1.
1)Подумайте, что вы знаете об Олжасе Сулейменове?
2)Работа в парах -расскажите друг другу о поэте.
3)Каждая пара напишите это на листочке(составьте список того, что вы знаете об О.Сулейменове)
4 Работаем в группе -расскажите и вместе составьте список того, что вы знаете об Олжасе Сулейменове(пишут это на плакате)
III. Новая тема. Словарная работа по тексту : Угасает- гибнет.
Постсоветский - период истории, наступивший после советского времени.
Трудоёмкий - требующий большой затраты труда.
Эволюция- развитие.
Ступил - встал.
Обрыв-край высокой вершины.
Классика - выдающиеся, образцовые, общепризнанные произведения литературы, искусства, науки.
Лингвистический - языковой.
Задание 2.Читая текст «Золотая латынь», в тексте делайте пометки
V -то, что вы читаете совпадает с тем ,что вы знаете
- то, что вы читаете не совпадает с тем, что вы знаете
+ то, что вы читаете для вас что-то новое
? то, что вы читаете удивило вас или вы хотите знать об этом больше
Задание 3.Поделитесь своими мыслями, работая в парах. Поговорите и обсудите это в группе.
Задание 4. А теперь, каждая пара вместе заполняет таблицу, обсудите это в группе, заполните таблицу группой.
V
-
+
?
Задание 5.Всем классом заполняют таблицу на интерактивной доске.
Задание 6.Сравните таблицу с плакатами, которые написали до чтения текста. Задание 7.Сделайте вывод. 8.Слайд-презентация о поэте.
IV. Закрепление новой темы.
1.Выпишите выделенное предложение. Поставьте вопрос от главной части к придаточной и определите его вид.
Письменность угасает, потому что мы не поняли её истории и значения(СПП с придаточным причины отвечает на вопрос угасает почему?, присоединяется к главной части с помощью союза потому что)
Придаточные причины относятся ко всей главной части, имеют значение причины, отвечают на вопросы почему? отчего? и присоединяются к главной при помощи союзов потому что, оттого что, так как, ибо, благо, благодаря тому что, поскольку, тем более что и др. Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.
Придаточные следствия относятся ко всей главной части, имеют значение следствия, вывода, присоединяются к главной части союзом так что и всегда находятся после главной части. Придаточные следствия отвечают на вопрос что произошло вследствие этого? Он сразу уснул, так что на мой вопрос я услышал только его ровное дыхание.
V.Закрепительные упражнения.
1.Упр.5 Соедините пары простых предложений в сложные, употребляя союзы причины(на доске) стр . 96
Образец: Я пошла работать в школу. Это моё призвание. - Я пошла работать в школу, потому что это моё призвание.
2.Упр.7 Из двух предложений составьте одно, используя союзы вследствие чего, благодаря чему, в результате чего (каждая группа составляет по одному предложению)стр. 97
3.Выполнение графического диктанта. Учащиеся заполняют таблицу, определяя вид СПП с придаточными обстоятельственными ,выставляя знак + рядом с соответствующим видом предложения. По три предложения на каждую группу( таблица на интерактивной доске)
1)В лесу было так красиво ,что хотелось сделать снимки. (прид.образа действия )
2)Захвати эту книгу для Данияра , если пойдешь в школу.(прид.условия)
3)Я вернусь ,когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.(прид.времени)
4)Если правильно выберешь профессию ,работаешь с удовольствием.(прид.условия)
5)Мы изучаем разные предметы ,чтобы знать основы наук.(прид.цели)
6)Три березы растут там ,где дорога поднимается в горы.(прид.места)
7)Лес стоял тихий и молчаливый ,потому что главные певцы улетели.(прид.причины)
8)Солнце уже садилось ,когда я выбрался из леса.(прид.времени)
9)Живите так ,чтобы каждый день казался новым.(прид.образа действия)
№
пред.
СПП образа действия
СПП условия
СПП времени
СПП места
СПП причины
СПП цели
1
+
2
+
3
+
4
+
5
+
6
+
7
+
8
+
9
+
VI.Задание на дом
1.Упр.8 стр. 97 Сделайте синтаксический разбор предложений. Составьте их схемы. Определите вид СПП.
2.Подготовиться к диспуту на тему: «Почему гибнет книга»
1)В лесу было так красиво,что хотелось сделать снимки.
2)Захвати эту книгу для Данияра ,если пойдешь в школу.
3)Я вернусь,когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
4)Если правильно выберешь профессию ,работаешь с удовольствием.
5)Мы изучаем разные предметы,чтобы знать основы наук.
6)Три березы растут там,где дорога поднимается в горы.
7)Лес стоял тихий и молчаливый ,потому что главные певцы улетели.
8)Солнце уже садилось,когда я выбрался из леса.
9)Живите так,чтобы каждый день казался новым.
1)Книга - это/ духовное /
завещание / одного / поколения / другому
2)Вся жизнь / человечества / постепенно оседала в книге, / племена, люди,/
государства исчезали, /
а книга оставалась.
3) Книга / - мысль человека, /
его самобытность, / это-след, / который он оставил /
после себя.