Урок - путешествие по стране лексика. 5 класс

«Путешествие по стране Лексика» (урок-обобщение по теме «Лексика» в 5 классе). Урок-обобщение по теме «Лексика» в 5 классе продуктивнее проводить в форме лингвистической игры-путешествия. Такая форма урока позволяет не только обобщать и систематизировать ЗУНы, но и развивать творческие способности учащихся, воспитывать интерес к изучению предмета. Обязательным атрибутом урока является схема маршрута урока, которая выносится на доску или раздаётся каждому учащемуся. Выглядит схема маршрута урока так: · Станция 1. Слово и его значения. · Станция 2. Омонимы. · Станция 3. Синонимы. · Станция 4. Антонимы. · Станция 5. Паронимы. · Станция 6. Лексика. Слово учителя. Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по стране Лексика, чтобы ещё раз окунуться в её тайны, разгадать её загадки. Их на нашем пути будет немало. Но я надеюсь, что вы преодолеете все трудности, пройдёте весь путь успешно. И помогут вам в этом ваши знания и умения, улыбка и хорошее настроение. А сейчас давайте познакомимся со схемой маршрута нашего путешествия. Итак, в путь. Выполнение заданий по станциям: Станция 1. Слово и его значения. а) объяснить название цветка одуванчик и его народных вариантов пухлянка, летучки, молочник, теремок, подорожник; б) записать слова одной тематической группы на темы «Школа», «Спорт», «Игры» (эстафета на листочках по рядам - кто быстрее и вернее?); в) найти в строчке многозначное слово (запись на доске во время эстафеты) дом, корабль, герб, флаг, борт и назвать его значения (борт – борт корабля, борт машины, борт пиджака); г) чтобы отгадать загадки, надо вспомнить всё о прямом и переносном значении слов: каким гребнем не расчешешь головы? (морской волны), у позвоночных он бывает и горный кряж обозначает? (хребет), в тетради я бываю прямая и косая, в другом своём значении - я планка для черченья? (линейка). Станция 2. Омонимы. а) придумать со словами жаркое, звонок, мелок предложения, в которых они имели бы разные значения; б) устранить двусмысленность предложений: Играя, он забывал об очках. Петя принёс гранаты. Дети любили овсянку; в) определить тип омонимов (лексические или грамматические) Снег сказал, когда я стаю, станет речка голубей, потечёт, качая стаю отражённых голубей. Станция 3. Синонимы. а) вставить нужный синоним: В подводном мире царит…- На уроке необходимо соблюдать (тишина, безмолвие). На собрании… много о дисциплине – Подружки часто… о пустяках (говорить, болтать); б) составить синонимический ряд слова бежать (бежать – нестись - мчаться-лететь). Станция 4. Антонимы. а) закончить пословицу: Трус умирает сто раз, вечно живёт…(смелый). Годами молод, да делами…(стар). Не щади врага - сбережёшь…(друга). Лучше горькая правда, чем сладкая…(ложь); б) определить различия в парах антонимов хороший – плохой, хороший – нехороший; враг – друг, друг – недруг; прямой – кривой, прямой – непрямой. Станция 5. Паронимы. а) найти ошибку и устранить её Алёша, поглотив ужин, лёг спать.- Ученик проглотил знания, полученные на уроке. Эффективное платье Марины понравилось её подругам.- Эффектное решение предложили учёные. Мужчина предъявил абонент за проезд.- Абонемент не отвечал на звонки; б) какой глагол надеть или одеть можно использовать со словами пальто, сапоги, платье? (надеть). Станция 6. Лексика. Слово учителя. Лексика – это конечная станция нашего путешествия, которая, впрочем, не оборвёт, а лишь продолжит путешествие по удивительной стране Русского языка. Я предлагаю вам выполнить последнее, итоговое, задание: используя все слова – термины, встретившиеся на уроке, составить схему – паучка с ключевым словом «лексика» и составить рассказ по вашей схеме. Учащиеся работают самостоятельно, затем к доске вызывается ученик, который представляет свою схему с рассказом – комментарием. Схема – паучок строится легко: слово омонимы Лексика антонимы синонимы паронимы Слово учителя. Ну что же, ребята, поздравляю вас с успешным окончанием путешествия. Спасибо вам за ваши знания, за ваше желание интересно и плодотворно работать, за ваши улыбки и добрые глаза. Вы – молодцы! Ермолаева И.И., учитель русского языка и литературы КГУ «Дубовская ОСШ» Бухаржырауского района Карагандинской области.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - путешествие по стране лексика.5 классУрок - путешествие по стране лексика.5 классУрок - путешествие по стране лексика.5 классУрок - путешествие по стране лексика.5 классУрок - путешествие по стране лексика.5 класс«Путешествие по стране Лексика» (урок-обобщение по теме «Лексика» в 5 классе).

Урок-обобщение по теме «Лексика» в 5 классе продуктивнее проводить в форме лингвистической игры-путешествия. Такая форма урока позволяет не только обобщать и систематизировать ЗУНы, но и развивать творческие способности учащихся, воспитывать интерес к изучению предмета. Обязательным атрибутом урока является схема маршрута урока, которая выносится на доску или раздаётся каждому учащемуся. Выглядит схема маршрута урока так:

  • Станция 1. Слово и его значения.

  • Станция 2. Омонимы.

  • Станция 3. Синонимы.

  • Станция 4. Антонимы.

  • Станция 5. Паронимы.

  • Станция 6. Лексика.

Слово учителя. Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по стране Лексика, чтобы ещё раз окунуться в её тайны, разгадать её загадки. Их на нашем пути будет немало. Но я надеюсь, что вы преодолеете все трудности, пройдёте весь путь успешно. И помогут вам в этом ваши знания и умения, улыбка и хорошее настроение. А сейчас давайте познакомимся со схемой маршрута нашего путешествия. Итак, в путь.

Выполнение заданий по станциям:

Станция 1. Слово и его значения.

а) объяснить название цветка одуванчик и его народных вариантов пухлянка, летучки, молочник, теремок, подорожник;

б) записать слова одной тематической группы на темы «Школа», «Спорт», «Игры» (эстафета на листочках по рядам - кто быстрее и вернее?);

в) найти в строчке многозначное слово (запись на доске во время эстафеты) дом, корабль, герб, флаг, борт и назвать его значения (борт - борт корабля, борт машины, борт пиджака);

г) чтобы отгадать загадки, надо вспомнить всё о прямом и переносном значении слов: каким гребнем не расчешешь головы? (морской волны), у позвоночных он бывает и горный кряж обозначает? (хребет), в тетради я бываю прямая и косая, в другом своём значении - я планка для черченья? (линейка).

Станция 2. Омонимы.

а) придумать со словами жаркое, звонок, мелок предложения, в которых они имели бы разные значения;

б) устранить двусмысленность предложений: Играя, он забывал об очках. Петя принёс гранаты. Дети любили овсянку;

в) определить тип омонимов (лексические или грамматические) Снег сказал, когда я стаю, станет речка голубей, потечёт, качая стаю отражённых голубей.

Станция 3. Синонимы.

а) вставить нужный синоним: В подводном мире царит…- На уроке необходимо соблюдать (тишина, безмолвие). На собрании… много о дисциплине - Подружки часто… о пустяках (говорить, болтать);

б) составить синонимический ряд слова бежать (бежать - нестись - мчаться-лететь).

Станция 4. Антонимы.

а) закончить пословицу: Трус умирает сто раз, вечно живёт…(смелый). Годами молод, да делами…(стар). Не щади врага - сбережёшь…(друга). Лучше горькая правда, чем сладкая…(ложь);

б) определить различия в парах антонимов хороший - плохой, хороший - нехороший; враг - друг, друг - недруг; прямой - кривой, прямой - непрямой.

Станция 5. Паронимы.

а) найти ошибку и устранить её Алёша, поглотив ужин, лёг спать.- Ученик проглотил знания, полученные на уроке. Эффективное платье Марины понравилось её подругам.- Эффектное решение предложили учёные. Мужчина предъявил абонент за проезд.- Абонемент не отвечал на звонки;

б) какой глагол надеть или одеть можно использовать со словами пальто, сапоги, платье? (надеть).

Станция 6. Лексика.

Слово учителя. Лексика - это конечная станция нашего путешествия, которая, впрочем, не оборвёт, а лишь продолжит путешествие по удивительной стране Русского языка. Я предлагаю вам выполнить последнее, итоговое, задание: используя все слова - термины, встретившиеся на уроке, составить схему - паучка с ключевым словом «лексика» и составить рассказ по вашей схеме.

Учащиеся работают самостоятельно, затем к доске вызывается ученик, который представляет свою схему с рассказом - комментарием.

Схема - паучок строится легко:

слово омонимы

Лексика

антонимы

синонимы

паронимы

Слово учителя. Ну что же, ребята, поздравляю вас с успешным окончанием путешествия. Спасибо вам за ваши знания, за ваше желание интересно и плодотворно работать, за ваши улыбки и добрые глаза. Вы - молодцы!

Ермолаева И.И., учитель русского языка и литературы КГУ «Дубовская ОСШ» Бухаржырауского района Карагандинской области.

© 2010-2022